Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трактат о принципах человеческого знания

т.18, с.15-24.

[2]

Имеется в виду Локк.

[3]

Речь идет о философах-картезианцах.

[4]

Последние три предложения добавлены во 2-м издании (1731), но похожие мысли содержались уже в «Трех разговорах…».

[5]

В состав «Трактата…» кроме Введения входит только первая часть. По словам Беркли, он написал вторую часть, в которой рассматривались преимущественно вопросы этики и о которой есть прямые или косвенные упоминания во фрагментах 508, 807 и 878 «Философских заметок» и в §144 первого издания «Трактата…». В ноябре 1729 г. Беркли в письме Самюэлю Джонсону объяснил, что рукопись второй части «Трактата…» была утеряна во время его поездки в Италию 14 лет назад. В фрагменте 583 «Философских заметок», а также косвенно в §131 и 132 «Трактата…» имеется упоминание о третьей части, основные идеи которой использованы в сочинении «О движении…» (1721). Соответственно содержание «Аналитика…» (1734) дает представление о проблемах, которые Беркли намеревался осветить в никогда им не написанной четвертой части «Трактата…».

[6]

Последняя фраза опущена во 2-м издании.

[7]

См. Локк Д. Опыт о человеческом разуме (кн. II, гл. 7, §7; гл. 16, §1).

[8]

Под скептиками здесь подразумеваются люди, отрицающие реальность непосредственных объектов чувств.

[9]

Перевод латинского выражения «Loquendum est ut plures, sentiendum ut pauci», принадлежащего Августину Нифу (Augustinus Niphus), итальянскому философу XVI в., комментатору Аристотеля.

[10]

Да будет (лат.).

[11]

Речь идет о доктрине окказионализма, главным представителем которой был Никола Мальбранш (Malebranche Nicolas, 1638-1715).

[12]

Имеется в виду главным образом Н. Мальбранш.

[13]

Во 2-м издании здесь добавлено: «Мы познаем наше собственное существование внутренним восприятием, или рефлексией, а существование других духов – разумом. Мы можем сказать, что имеем некоторое знание или понятие о пашем собственном уме, о духах и деятельных существах, о которых, в строгом смысле слова, не имеем идей. Таким же образом мы знаем и имеем понятие об отношениях между вещами или идеями, которые (отношения) отличаются от соотносящихся идей или вещей, поскольку последние могут быть нами воспринимаемы без восприятия первых. Мне кажется, что идеи, духи и отношения составляют, каждые в своем роде, предметы человеческого познания и речи и что термин «идея» неправильно расширяется для обозначения всего, что мы можем знать или о чем можем иметь понятие».

[14]

Во 2-м издании от начала §108 до этого места текст выпущен.

[15]

Речь идет о трактате Ньютона «Математические начала натуральной философии»; под соседней нацией имеются в виду англичане.

[16]

Т.е. эксперимента с вращающейся корзиной (см. об этом: Ward J. Naturalism and Agnosticism, vol. 1. N. Y., 1899, p. 73).

[17]

В частности, говорится о Локке.

[18]

Пустяковые трудности (лат.).

[19]

Во 2-м издании здесь добавлено: «Мне кажется, что нельзя, строго говоря, сказать, будто мы имеем идею деятельного существа или деятельности, хотя можно сказать, что мы имеем о нем понятие (notion). У меня есть некоторое знание или понятие о моем духе и его действиях над идеями, поскольку я знаю или понимаю, что подразумевается под этими словами. Что я знаю, о том я имею понятие. Я не хочу сказать, что термины «идея» и «понятие» не могут употребляться как однозначные, если люди того желают, но употребление различных названий для весьма различных вещей ведет к ясности и определенности. Но будет ли слово «идея» распространено на духи, отношения и действия, это в конце концов есть дело словесного соглашения».

[20]

Имеется в виду учение Мальбранша.

Скачать:PDFTXT

Трактат о принципах человеческого знания Беркли читать, Трактат о принципах человеческого знания Беркли читать бесплатно, Трактат о принципах человеческого знания Беркли читать онлайн