Библия для верующих и неверующих. Р. Волкославский.
Книга эта задумана мною еще до революции. Пропагандируя учение коммунизма среди рабочих и крестьян, я очень часто наталкивался на то, что правильно воспринять учение коммунизма мешает рабочему и крестьянину религиозный дурман, окутывающий его сознание. Этот религиозный дурман напускался с самого детства, когда ребенок бессилен бороться с теми обманчивыми и подчас дикими понятиями о мире, которые вбивались, а нередко и ныне вбиваются ему в голову его воспитателями.
А до революции было так, что почти все мы подвергались в школе и дома религиозной обработке. Мы еще ничего не знали о мире, мы не знали законов своей страны и не знали, кто создает и в чьих интересах создаются эти законы, но нам упорно вдалбливали, что есть высший судия, высший правитель, высшее существо на небе, у которого миллионы слуг, святых, ангелов и дьяволов. И с детства учили нас, что по слову этого высшего существа создан весь мир.
Основой этого учения, как для христиан разных вероисповеданий, так и для евреев, служит библия, и даже магометанский коран[1 — Магомет (по-арабски Мухаммед) — по религиозным сказаниям основатель религии мусульман — ислама. Согласно легендам, родился в конце VI в. в Аравии, в юношестве водил купеческие караваны, затем, женившись на богатой купчихе, разбогател и выступил среди арабов в качестве пророка с проповедью нового религиозного учения. Проповедовал сначала в г. Мекке, но не поладил с местным купечеством и в 622 г. бежал в другой арабский город — Медину (со времени этого легендарного бегства — «хиджры» современные мусульмане ведут свое летосчисление). В Медине Мухаммед окончательно оформил первую общину мусульман и с помощью оружия пришел к господству в Хиджазе (область в Западной Аравии, где находятся гг. Мекка и Медина). Согласно этим же религиозным сказаниям, умер он в 632 г. н. э.Ислам появился в процессе разложения родового строя и образования арабского феодального государства как религиозное отражение этого процесса, как освящение новой феодальной системы эксплуатации. Как религия, ислам испытал на себе ряд религиозных влияний, особенно иудейства и христианства, которые были распространены в ряде мест Аравии. Само арабское слово «ислам» в переводе значит «покорность», что толкуется в смысле «предания себя богу».Явившись идеологией феодалов, ислам оправдывает их господство. Феодалы — государи того времени — «халифы», по религиозным учениям ислама, объявляются «заместителями Мухаммеда» и «представителями бога на земле». Коран, «священная книга» мусульман, содержит законы, защищающие и оправдывающие феодальную эксплуатацию трудящихся.Оправдывая неравенство и эксплуатацию, коран в суре, т. е. главе, 4, в аяте, т. е. стихе, 62 говорит, что нужно повиноваться не только аллаху и его посланнику, но и власть имущим, эксплуататорам. Он учит, что сам бог установил правовое и имущественное неравенство между людьми и идти против этого они не должны. Коран освящает закабаление женщины в интересах эксплуататоров, узаконяет многоженство, ношение женщинами покрывала («изар», «чадра»). Унаследованная в исламе от древних религий сложная обрядность и установленные в нем различные религиозные «обязательства» (пятикратная ежедневная молитва, 30-дневный пост месяца рамадана, хадж, или паломничество в Мекку, и связанный с этим праздник жертвоприношения, религиозный налог — закят, ушер и т. д.) используются эксплуататорскими классами в целях укрепления своего господства.Ислам с его кораном, сказаниями о Мухаммеде и т. д. является в руках эксплуататоров орудием угнетения трудящихся. В СССР ислам является одной из религий, одурманивающей, как и другие религии, сознание некоторых слоев трудящихся.] берет девять десятых своего учения из той же библии. И вот чуть ли не полмира воспитывается с детства на этих рассказах из библии. И не только «сотворение» мира, но и все события человеческой истории попы объясняют на основании библии.
Попы убеждали и убеждают нас, что библия — священная книга, что она — откровение самого бога, данное людям. Но когда начали изучать ее внимательнее, когда история евреев, на языке которых она была написана, была достаточно изучена, то оказалось, что библия — это собрание самых разнообразных сочинений, составленное в разное время очень многими писателями. В ней собрано много сказок и преданий, какие можно встретить у любого пастушеского и земледельческого народа. В библии есть и некоторые отрывочные сведения из действительной еврейской истории, но в продолжение веков эти рассказы передавались из уст в уста, переписывались малограмотными переписчиками, дополнялись позднейшими вставками, часто совершенно выдуманными, так что трудно даже отличить, где выдумка. В библии имеются и воинственные песни, и нежные любовные песни вроде «Песни песней» Соломона, и описания природы, и своды законов разных времен, родословные и летопись, описание обрядов и собрание изречений, повести, романы и притчи, размышления о прошлом и будущем, письма и гимны. И почему-то все это называется «священной историей». Почему же?
Еврейская библия очень древняя, но ведь такие же, еще более древние книги и такого же характера имеются и у многих других народов, и в них также есть свои рассказы о сотворении мира и священные гимны и пр. И верующий индус, например, считает, что лишь его книги, где рассказывается про Будду, Бодисатву, Браму, Шиву[2 — Будда — одно из главных божеств буддистов, которые считают его основателем их религии. По сказаниям буддистов, он непорочно зачат и рожден своей девственной матерью в конце VI в. до н. э. (христианская церковь об Иисусе учит, что и он «непорочно» был зачат) в Индии, был царским сыном, носил имя Сиддарты (а также Гаутамы и Сакья-Муни), в возрасте 29 лет отказался от земной славы и удовольствий, нашел новые пути достижения человеком блаженства и спасения, почему получил почетное именование «Будды» и «Бодисатвы», т. е. «Просветленного», выступил с проповедью нового религиозного учения, организовал первую общину из своих учеников и умер, согласно сказаниям, в начале V в. до н. э.Будда является индийским божеством, которое постепенно было превращено своими поклонниками в «историческую» личность, подобно сказочному Иисусу Христу христиан. Многие сказки о Будде (сложившиеся за несколько веков до христианства), например о его непорочном зачатии и чудесном рождении от девы, об искушении в пустыне злым духом, о различных чудесах и т. п., очень схожи с позднейшими евангельскими сказками об Иисусе. В VII в. христианский церковник Иоанн Дамаскин пересказал индийские сказания о Будде-Бодисатве и об одном его наставнике, переделал их имена на христианский лад, превратил их обоих в христианских «святых» и сфабриковал таким образом «житие индийского царевича Иоасафа и Варлаама», а церковь поспешила установить в честь этих сказочных «святых» особый праздник 19 ноября.Брама и Шива — старинные индусские божества, составляющие вместе с Вишну «святую троицу» индусов. Из этих трех божеств Браму верующие считают верховным богом-творцом и правителем мира, владыкой богов и людей, живущим на высшем небе в раю. Шива — грозное божество разрушения, владыка злых духов и привидений, насылающий несчастья, болезни и смерть. Вишну, наоборот, считается благим охранителем мира и людей, охотно и всегда приходящим им на помощь.] и другие божества, — только учение таких книг является настоящим святым учением, только в них настоящая истина.
Когда человек впервые смог добыть огонь, он ему, вероятно, показался чудесным. Огонь согрел его, защитил от диких зверей, избавил его от ужасов темной ночи в лесу, в пещере. В свое время человек мог обходиться и лучиной, освещал свое убогое жилище какой-нибудь сальной плошкой, а теперь и керосиновые лампы не всякого крестьянина удовлетворяют, и он хочет иметь электрический свет. У миллионов людей мозг освещен все еще первобытной лучиной. Эта первобытная лучина коптит и дымит и мешает видеть на сколько-нибудь далекое расстояние. Религия и библия затуманивают сознание рабочего и крестьянина. Не вперед ведут они, а зовут к прошлому, к дикому, к изжитому состоянию, запугивают грозной волей всемогущего Иеговы. Сковывает библия волю человека образом «всеведущего и вездесущего» бога, без воли которого и «волос с головы человека не упадет» и который бессилен, однако, перед им же созданным дьяволом. От колыбели до могилы опутывают христианские, еврейские, магометанские и иные священники жизнь человека колдовскими обрядами, таинствами и запугивают его картинами «страшного суда» и вечных мучений в аду за малейшее отступление от всех тех нелепых, диких требований, которые ставит религия.
Человек, воспитанный в духе религии, становится неспособным к борьбе за переустройство мира. Религия учит покорности рабовладельцам, эксплуататорам, религия убивает смелую мысль, пытливый ум, она требует смирения человеческого духа, преклонения его перед волей несуществующего божества. Тысячи лет рабства освящались религией, величайшие преступления совершены были во имя бога. Самые разнузданные формы террора и гнета эксплуататоров над трудящимися во всех странах освящают все религии и церкви. Библия была руководительницей, настольной книгой величайших злодеев, каких только знал мир. Именем бога, именем религии убиты были десятки миллионов людей. Религия прикрывала преступления господствующих классов, царей, вельмож, как сейчас она прикрывает преступления капиталистов и помещиков во всем мире. Религия была и осталась кнутом, уздой, хитросплетенной сетью, которая держала и держит еще народы мира в глубоком рабстве.
Жизнь на земле никогда не остается неизменной, и правильно сказал один греческий философ: «Все течет, все меняется»[3 — Выражение «Все течет, все меняется, ничто не стоит на месте» принадлежит выдающемуся древнегреческому философу Гераклиту из г. Эфеса, жившему в VI–V вв. до н. э. Его большой философский труд до нас, к сожалению, целиком не дошел. В этом труде, от которого сохранились лишь незначительные отрывки, он доказывал совершенно новую для своего времени мысль, что все в природе и в человеческом обществе постоянно движется, меняется, переходит из одной формы в другую, что все находится в процессе возникновения и исчезновения. В качестве примера он часто приводит неустанно текущий поток и утверждает: «Дважды не ступить нам в один и тот же поток, ибо все новые и новые воды приливают в него… Мы ступаем в тот же поток — и не ступаем в него…»]. Меняется поверхность земли, меняется климат, меняются животные и растения, меняются люди, меняется их способ добывания средств к жизни: от первобытной охоты — к скотоводству, от скотоводства — к земледелию, от земледелия — к ремеслам, от ремесел — к промышленности, от простой палки и камня — к каменному, бронзовому и железному оружию и орудиям производства, от нехитрых орудий производства — к сложным машинам, паровым и электрическим двигателям. Меняется язык, меняются нравы. Меняется государственное устройство: от дикого первобытного стада, от первобытной охотничьей группы, от первобытной родовой общины — к племенным союзам, к феодальному государству, к буржуазной монархии, к демократической республике, к республике Советов.
Эксплуататоры, сделавшие издревле религию орудием своего господства над массами, ныне стараются приспособить свои религиозные учения к условиям нового времени. Эксплуататоры и их жрецы, духовенство