(Исход, XVII, 8–14).
Вот точь-в-точь историк-летописец осады Иваном Грозным Казани описывает, как татарские волхвы-колдуны выходили на крепостные стены и махали рукавами своих одежд и нагоняли ветер на русских воинов, который мешал им воевать. Если и теперь верующие простые люди думают, что бога или черта можно заставить сделать то или иное, стоит только произнести известные слова молитвы или заклятья; если и теперь многие верят, будто от размахивания кадилом или просто руками («крестное знамение»), от поклонов, пения, бормотания молитв может измениться судьба человека, то тем более верили в это древние люди.
Но вы представьте только картину. Храбрый полководец стоит на холме, а его руки поддерживают двое других целый день до захода солнца. У Моисея от усталости опускаются руки. А как же у них-то не опускаются?
Допустим на минуту, что победа происходит оттого, что Моисей держит руки поднятыми. Значит, выходит, что библейскому богу хотелось, чтобы он держал руки вверх. Почему же он не дал силы держать руки кверху своему любимцу, с которым он неоднократно в библии беседует? Если Моисей не имеет силы держать руки вверх, то разве этот библейский бог не видит, что это просто жульничество, что Моисей не сам держит свои руки кверху, а ему их поддерживают двое? Весь этот рассказ смешон до последней степени. Верить ему может только слепой человек, который не хочет и не умеет думать.
Не лучше и окончание рассказа. Когда амалекитяне побеждены, бог будто бы говорит Моисею: «Запиши все это для памяти в книгу». Да еще обещает: «Внуши Иисусу, что я совершенно изглажу память амалекитян из поднебесной».
Прочтите внимательно библию до этого места, скажите, попробуйте объяснить: за что этот жестокий, мстительный, кровожадный бог обещает уничтожить целое племя амалекитян? Вы ни слова об этом не найдете. Национальную ненависть проповедует библия, потому что она книга национальной борьбы кочевых еврейских племен. Вожди этих племен знали, как действовать на затуманенные религией мозги: все жестокости, все преступления они объясняли волей выдуманного ими бога. Этот бог, чтобы доставить торжество сказочному Моисею, готов стереть с лица земли все народы.
Но зачем же эту звериную религию с ее дикарской моралью и еврейские и христианские попы, и проповедники разных сект проповедуют в XX веке?
Глава тринадцатая
В главе XVIII Исхода описывается, как тесть Моисея, мадиамский «языческий» поп Иофор, научил Моисея более правильному судоустройству и судопроизводству. Мы не станем останавливаться на описании встречи в пустыне тестюшки и зятя. Отметим только, что языческий поп, узнав от Моисея о последних чудесах в Египте и пустыне, признал себя побежденным.
«Ныне узнал я, — сказал он будто бы, — что господь (Иегова) велик паче (больше) всех богов…» (ст. 11).
Значит, и Моисей и все евреи верили во многих богов, но только своего племенного бога они считали самым сильным. Поэтому Иофор стал приносить жертвы еврейскому богу:
«И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы богу: и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеб с тестем Моисеевым перед богом» (ст. 12).
Вся, значит, святость была в том, что уписывали перед жертвенником бога за обе щеки хлеб!
Но интересна эта глава другим. Главное в ней — это рассказ о том, как Моисей судил. Он выдавал все свои решения за решения самого бога — так было крепче, иначе не верили. Описывается этот суд так:
«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ перед Моисеем с утра и до вечера. И видел (Иофор) тесть Моисея все, что он делает с народом, и сказал: «Что это такое делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобою с утра до вечера?» И сказал Моисей тестю своему: «Народ приходит ко мне просить суда у бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю (им) уставы божии и законы его» (ст. 13–16).
Да, в самом деле, недурная картина суда?
Тесть учит Моисея: зря ты изводишься, парень, и других мучаешь. А ты выбери начальников, десятников, сотников, тысяченачальников и других — и пусть судят, а тебе только важные дела докладывают.
Этот рассказ очень интересен. До поры до времени поп, священник, жрец выполняет роль и начальника, и священника, и судьи. Затем выделяются специалисты. Воспоминание о таком разделении обязанностей в библии облечено в форму рассказа, который рисует Моисея бестолковым, ничего не понимающим человеком, который сам до такого пустяка додуматься не мог, несмотря на то, что постоянно беседовал лично с еврейским богом: только мадиамский попик, его тесть, надоумил его, как перестать мучить народ, заставляя его стоять перед ним с утра до вечера на ногах.
Глава четырнадцатая
Кто и как писал законы. Моисеевы законы — законы рабовладельцев
Религия в прежнее время была еще большей силой, чем теперь. Больше, чем теперь, была власть природы над людьми; силы природы, явления природы были необъяснимы, непонятны, чудесны и обожествлялись. Больше, чем теперь, был беспомощен человек ввиду отсталости его хозяйства. Религия переплетала все общественные отношения: священник, жрец занимался медициной, лечил; вымаливал кровавый дождь, песьих мух, чуму и манну небесную; вымаливал помощь бога в сражении, объявлял мир; предсказывал будущее; руководил походом.
Каждый народ на известной ступени своего развития создавал свое законодательство. И у народов, еще не знающих письменности, есть свое законодательство, хотя бы и неписаное: оно хранится в памяти старейшин. Но там, где общество уже разделилось на классы, там законы составляются в интересах господствующего сословия или класса. А еврейское скотоводческое общество уже таило в себе классовое разделение, оно было рабовладельческим. Вот почему, просматривая еврейское законодательство в том виде, как оно изложено и описано в книгах Исхода, Числ, Второзакония и Левит, мы видим, как закон прежде всего стремится утвердить право собственников-скотоводов. Частная собственность подтверждается и освящается религиозным законом, как и право владеть рабами, как и право тунеядцев-попов на значительную долю продуктов.
Но как лучше заставить рабов повиноваться рабовладельцам? Как лучше заставить верующих нести обильные жертвы попам? Как лучше и легче оправдать самые гнусные, унизительные меры порабощения женщин?
Лучше и легче всего это делается тем, что закон рабовладельцев объявляется божественным, божественного происхождения. Сам бог будто бы установил эти законы и приказал их исполнять, и потому нарушавший установленные рабовладельцами законы приравнивался к нарушающему законы самого бога.
Попы выдают пятикнижие Моисея за книгу, написанную самим Моисеем, а законы, в ней изложенные, — за законы, которые бог диктовал Моисею на горе Синайской.
Прежде всего надо остановиться на том, действительно ли Моисей написал эту книгу.
Теперь точно установлено, что заголовки пяти книг: «Первая книга Моисеева», «Вторая книга Моисеева» и др. вставлены сравнительно недавно, в первоначальных списках библии их не было. Но вот что любопытно: во Второзаконии (XXXIV, 5, 6, 8) описываются смерть и похороны Моисея:
«И умер там Моисей, раб господень, в земле Моавитской, по слову господню. И погребен на долине в земле Моавитской, против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня…
И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана, близ Иерихона) тридцать дней».
Эти слова ясно показывают, что книга написана другим лицом, но не тем Моисеем, о котором пишет библия, и что Моисей — личность вымышленная. Разве Моисей, если бы таковой действительно существовал, мог бы описывать сам свою смерть, свое погребение и то, что было после его смерти? Разве он мог бы написать про себя: «И никто не знает места погребения его даже до сего дня»? До какого дня? Ясно, что эти слова написаны другим лицом. Ни один человек в здравом уме не может поверить, чтобы Моисей описывал свою собственную смерть и свои собственные похороны. Это было бы все равно, как если бы покойник шел позади собственного своего гроба, провожая свое тело в могилу.
В книге Бытия (XXXVI, 31) говорится:
«Вот цари, царствовавшие в земле Едома прежде царствования царей у сынов Израилевых».
Ведь каждому ясно, что эти слова написаны тогда, когда у евреев царствовали цари. А при Моисее, как это видно из библии, никаких царей у евреев не было, как не было и государства. Такое же указание дают слова в гл. XII, ст. 6: «В этой земле тогда жили ханаанеи». Эти слова могли быть написаны только после сказочного Моисея, когда, по рассказу библии, ханаанеи покинули эту страну. Значит, и книга Бытия написана другим лицом, а не Моисеем, как этому учит церковь, и написана она не одним, а многими лицами, и на много лет позже тех событий, какие ею описываются. Писали, следовательно, не очевидцы. Сами эти события, о которых пишет и книга Бытия и другие библейские книги, никогда не происходили.
Возьмем книгу Числ, глава XII, стих 3. Там неизвестный писатель описывает Моисея: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Кто поверит, что Моисей сам о себе писал такие слова? Или «гречневая каша сама себя хвалит»? И Моисей сам про себя писал в книге Второзакония, как сам себя хоронил?
Или возьмите главу XX той же книги Числ. В стихе 1 там описываются события, которые произошли в 1-й месяц 3-го года после «исхода», а через 20 строк, в стихе 22, описываются уже события, которые произошли через 38 лет, к 5-му месяцу 40-го года странствования. Если бы книгу эту писал сам руководитель движения, странствования, то как он мог запамятовать, пропустить целых 38 лет?
Мы уже не говорим о грубых противоречиях, которые встречаются в разных книгах библии. Эти противоречия происходят главным образом оттого, что книги эти писались разными лицами и в разное время.
Как на одно из самых грубых противоречий, укажем на 10 заповедей.
Возьмем главу XXXIV Исхода. Там рассказывается о том, что бог велел Моисею вытесать две каменные доски (скрижали) и написать на них те самые слова, которые были на разбитых Моисеем в гневе на грешных евреев скрижалях. Что же было написано на них?
В главе XX Исхода эти слова будто бы обозначали:
«1. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо я, господь бог твой, бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих меня и творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои.
3. Не произноси имени господа бога твоего напрасно…[55 — У древних евреев имя их божества считалось «табу» — запретным (см. прим. 17), причем