Скачать:PDFTXT
Библия для верующих и неверующих

нарушение этого табу каралось смертью. В связи с этим имя это постепенно забылось, и только в XIX в. западноевропейским ученым путем долгих изысканий удалось установить, что оно было — «Ягве». Евреи вместо этого имени называли бога «Иегова», а также «Адонай», т. е. господин, господь. Как известно, некоторые верующие считают запретным и опасным произносить название черта и вместо него говорят «черный» и т. п.]

4. Помни день субботний, чтобы святить его[56 — Еврейское празднование субботы восходит к временам кочевой жизни евреев в пустыне и было связано у них тогда и долгое время после с почитанием луны. Первоначально суббота была ежемесячным праздником полнолуния, этот праздник существовал также у древних вавилонян. В эпоху вавилонского плена евреи заимствовали от вавилонян обычай отмечать прекращением всех работ каждый седьмой день недели, так как дни эти считались «несчастливыми». Еврейские жрецы после плена при установлении праздничного календаря узаконили еженедельное празднование седьмого дня, распространили на него название субботы и выдали это за древнее «установление божие» — за одну из заповедей. Ранние христиане тоже долгое время по примеру иудеев праздновали субботу, а затем для более полного разделения между христианством и иудейством заменили ее своим «воскресеньем».]. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмойсуббота господу богу твоему: не делай в этот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней господь создал небо и землю, море и все то, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую господь бог твой дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» (XX, 2–17).

Таков кодекс, краткий свод законов, которые будто бы, по словам книги Исход, бог дал евреям через Моисея.

А теперь посмотрите главу V Второзакония. Там также указывается на то, что именно эти слова были написаны на скрижалях.

А в главе XXXIV Исхода (ст. 14–26) эти же десять заповедей совсем другие. А между тем в этой главе говорится (ст. 28), что Моисей именно эти слова записал на скрижалях (приводим их несколько сокращенно):

«1. Ты не должен поклоняться богу иному, потому что имя его «ревнитель»; он бог-ревнитель.

2. Не делай себе литых богов.

3. Праздник опресноков соблюдай.

4. Шесть дней работай, а в седьмой покойся, покойся и во время посевов и жатвы.

5. И праздник седьмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года[57 — Древнееврейские праздники маццот — пресных хлебов, или опресноков, пятидесятницы и кущей, т. е. палаток, шалашей, земледельческого происхождения и были заимствованы евреями от ханаанеев при поселении в стране Ханаанской и при переходе там от прежнего скотоводства к земледелию. Праздник маццот, слившийся с пасхой, справлялся в марте — апреле месяце и отмечал собою начало жатвы хлебов, был «зажином» ячменя, который первый созревает в Палестине. Жатва тянулась пятьдесят дней и заканчивалась вторым крупным праздником — «пятидесятницей», т. е. «дожинками», когда дожинали последние колосья пшеницы. Третий праздник — кущей справлялся осенью по случаю сбора винограда и плодов, когда сельское население временно поселялось в садовых шалашах и палатках. Еврейские жрецы под все эти земледельческие, ханаанские по происхождению, праздники постепенно подвели свое мнимо-историческое обоснование и связали их со своими сказками о странствовавших по пустыне евреях.].

6. Три раза в году должен являться весь мужской пол твой пред лицо владыки, господа бога Израилева.

7. Не изливай крови жертвы твоей на квасное.

8. Жертва праздника пасхи не должна переночевать до утра.

9. Самые первые плоды земли твоей приноси в дом господа, бога твоего.

10. Не вари козленка в молоке матери его»[58 — Библейская заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» основана на дикарском скотоводческом поверье, будто соприкосновение мяса с молоком козы при варке пищи может причинить вред ей. Поверье это, относящееся также к молочным коровам и т. д., широко распространено среди отсталых племен и народов, особенно среди занимающихся скотоводством, которые считают, что между молоком и соответствующим животным существует особая таинственная, волшебная связь.].

Какие же 10 заповедей надо считать правильными?

Какие из них написал бог на каменных досках?

Сравните хорошенько эти десять заповедей[59 — Пресловутые «десять заповедей Моисея», якобы данные ему богом и записанные им на «скрижалях завета», в различных местах библии приводятся совершенно по-разному и были выработаны в различное время. Более древние из них — те, которые приведены в XXXIV главе книги Исхода. В них запрещаются поклонение «иному богу», изготовление литых изображений божества, пролитие крови на квашеный хлеб, оставление жертвенного жира до утра, варка козленка в молоке его матери и предписываются отдача богу всех первенцев, соблюдение субботнего отдыха, празднование праздников пятидесятницы и кущей, жертвоприношения первых плодов земли. В книге же Второзакония, V главе, «заповеди Моисея» совершенно иные, сфабрикованные уже позднее. Здесь упор делается больше на «нравственность». В этих позднейших «заповедях» отражается роль религии в защите частной собственности.]. Вы увидите, что они совершенно разные, значит, их писали и составляли разные составители, а не один человек.

Если же правда, что первый раз на скрижалях было написано то, что мы читаем в XX главе Исхода и V главе Второзакония, а во второй раз бог написал то, что мы читаем в XXXIV главе Исхода, тогда остается верующему человеку допустить одно: когда Моисей разбил скрижали и понес их на гору, чтобы его соучастник в составлении заповедей записал их снова, то бог позабыл (сколько раз старичок уже забывал и раньше) то, что он писал первый раз, да и закатил в заповеди насчет съестного — опресноков и квасного хлеба — и насчет того, чтобы первые плоды земли несли попам, и т. д.

Дело объясняется гораздо проще. Ни одна книга библии Моисеем не написана, ибо никакого Моисея, о котором библия рассказывает, не существовало. Не написаны Моисеем и законы. Рассказ о том, что бог составил эти законы, — выдумка еврейских попов, чтобы легче было околпачивать народ и заставить массы подчиняться созданным эксплуататорами законам. Законы, как и книги библии, составлялись людьми в разное время, изменялись и пополнялись.

Глава пятнадцатая

Как Моисей пускал пыль и дым в глаза евреям

(Исход, XIX)

Цари называют себя «помазанниками божьими». В истории разных народов бывало не раз, что путем кровавых злодеяний взберется тот или иной властитель на царский престол, а попы помажут его, наденут корону, венец и объявят, что он — «божьей милостью» царь, «помазанник божий». А затем объявят, что его надо слушаться, как бога.

Мало этого, многие цари считались и объявляли себя божественного происхождения: сын неба (китайский император); сын солнца (японский микадо); сын божий или сын солнца Ра (так назывались египетские фараоны); «божественный» («августейший» — «священнейший») — так назывался император у римлян; через византийцев это перешло и к русским царям. Мудрено ли, что цари требовали равных с богами почестей?! («Бога бойтеся, а царя чтите»). Мудрено ли, что свои законы они объявляли данными от бога, как и свою власть?!

Еврейские цари и эксплуататоры свои законы так же объявляли божьими, как и последующие властители, как судьи, цари, наместники (при римлянах) объявляли свои человеческие законы законами божьими. Такое «обожествление» законов больше гарантировало царям повиновение масс и выполнение ими этих законов.

Библия рассказывает, а попы это повторяют две тысячи с лишком лет и внушают эту чепуху миллионам темных верующих людей, что эти законы дал евреям бог на горе Синайской. Мы уже приводили в прошлой главе доказательство того, что эти утверждения в самой библии противоречат одни другим. А теперь познакомимся ближе с Синайской горой.

В главе XIX Исхода библия рассказывает, будто бог позвал Моисея на гору.

«Моисей взошел к богу на гору, и воззвал к нему господь с горы, говоря…» (ст. 3).

В этих словах ничего удивительного нет для того, кто изучал историю религии. Греческие боги, по верованиям древних греков, жили на горе Олимпе. Высокие горы считались обиталищем богов[60 — Горы, как и другие возвышенности, в древности считались излюбленным местопребыванием божества, а потому служили местами поклонения им Это обстоятельство было вызвано тем, что некогда места эти служили кладбищами. Первобытные люди охотнее хоронили своих покойников на горах и холмах в расчете, что душам умерших легче будет при желании найти свои тела и опять вселиться в них.]. А особенно обиталищем богов считались у разных народов (да и теперь считаются) так называемые вулканические горы, к которым относится и гора Синайская. Особенность этих вулканических гор та, что они время от времени извергают из недр земли расплавленные огненно-жидкие массы (вот как были извержения вулканических гор в Италии, в Японии). Время от времени такие вулканические горы раскрывают свои жерла, и тогда из них выходят дым и огонь и пары, а иногда из них льется расплавленная каменная массалава. А есть и такие вулканы, что действуют постоянно, они еще не остыли: эти дымятся, постоянно из них выходит пламя, выбрасывается пепел. Оттого они еще называются огнедышащими горами.

Последуем дальше за библейским рассказом. Вот к такой горе и привел Моисей евреев. Моисей взбирается на гору к богу. Значит, бог живет на горе? Значит, у него голос такой, что его можно слышать? Значит, его можно видеть? А если его можно видеть и слышать, если он живет на горе, — значит, его можно и измерить, и описать? Древние так и понимали своего бога.

Но в библии вы на этот счет единого взгляда не найдете. Так, в Бытии (XXXII, 30) говорится:

«Я видел бога лицом к лицу».

А в I послании Иоанна (IV, 12) говорится:

«Бога никто никогда не видел».

В Деяниях апостолов (IX, 7) говорится:

«Люди же, шедшие с ним (т. е. с Павлом), стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя».

А те же Деяния (XXII, 9) опровергают это:

«Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; но голоса, говорившего мне, не слышали».

А здесь, в Исходе, на горе Синайской бог не только разговаривает с Моисеем, но еще так, что все слышат его голос.

«И сказал господь Моисею: вот я приду к тебе в густом облаке (темна вода в облацех! — Ем. Я.), дабы слышал народ, как я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (XIX, 9).

Но если бог живет

Скачать:PDFTXT

для верующих и неверующих Библия читать, для верующих и неверующих Библия читать бесплатно, для верующих и неверующих Библия читать онлайн