времени было это вовсе не все равно: уж если богу зажарить девушку, то по крайней мере такую, которая ни разу не познала мужа. Попы внушали верующим, что девственная дочь Иеффая, в таком девственном виде зажаренная, предстанет девственной перед их богом.
Что могут сказать верующие теперь, через несколько тысячелетий после того как зажаривали таким образом богам людей? Что священного видят они в этой истории?
Должно быть, рассказчику, составителю истории про Иеффая, было еще недостаточно навороченных в главе II всяких кровавых ужасов. В главе XII книги Судей библия рассказывает о том, как расправился этот разбойничий атаман с ефремлянами, которые не участвовали в войне. Разбивши ефремлян, Иеффай захватил переправу через Иордан и вместе со своей шайкой разбойничьей ловил каждого ефремлянина. Библия даже рассказывает о том, как они узнавали — ефремлянин это или нет. Они говорили ему: скажи «шибболет», а он говорил «сибболет» и не мог иначе выговорить. Значит, в этом месте люди шепелявили, и их только по выговору, по произношению ловили и «закалали» у переправы через Иордан, то есть, другими словами, резали: и «пало в то время из ефремлян сорок две тысячи» (XII, 6). Вот какие святые подвиги описываются библией про Иеффая, разбойничьего атамана, который заключил договор с самим господом богом и обещал богу в случае удачи зажарить свою дочку. Библия очень спокойно рассказывает после этого о том, что этот угодник божий зарезал 42 тысячи человек, которые вместо «шибболет» выговаривали «сибболет».
Должно быть, не про всех судей успели сочинить такие же сказочки. Про некоторых судей нечего было, по-видимому, сочинять. Например, библия рассказывает в главе XII, что после Иеффая судьей был Есевон. Чем же знаменит этот Есевон? Буквально про него сказано следующее: «У него было 30 сыновей, и 30 дочерей отпустил он из дома (в замужество), и 30 дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьей Израиля 7 лет» (XII, 9). Вот и все. Какой он был судья, про это библия ничего не рассказывает, а хочет нас поразить его замечательной плодовитостью: 30 сыновей да 30 дочерей! Но нас этим не поразишь, потому что у Гедеона, оказывается, было 72 сына!
То же самое рассказывается про судью Авдона. Про него буквально сказано: «У него было 40 сыновей и 30 внуков, ездивших на 70 молодых ослах; и он судил Израиля 8 лет» (XII, 14).
Есть такие евангелисты, которые каждую букву священного писания считают священным откровением. Они стараются внушить, что все в библии — это откровение божье. Скажите, пожалуйста, какое откровение и какое чудо, что 40 сыновей и 30 внуков сидели на 70 молодых ослах? Вот если бы эти 40 сыновей и 30 внуков сидели на аэропланах в то время или если бы они все уместились на одном молодом осле, это было бы по крайней мере хоть интересно.
Глава шестая
О племенных богах
В далекую пору вовсе не было того «единобожия», о котором рассказывает нам библия. Сама же библия опровергает существование этого единобожия на каждом шагу, чуть не через каждые пять-шесть страниц. Мы знаем из истории, что было время, когда богами считались умершие предки. Покойникам, старикам — вот кому молились, вот кому поклонялись, вот кому жертвы приносили, пищу и питье на могилу, и клятвы давали, и вымаливали себе милости (да еще и сейчас сохранилась местами эта вера), верили, что покойники могут оказывать воздействие на судьбу живых людей; покойника обидеть поэтому было боязно. С течением времени поклонение многим предкам переходило в поклонение отдаленному прародителю, праотцу; и в старинных книгах, в старинных сказаниях мы находим прямое обращение к этим прародителям, праотцам. Боги так и называются: «отцы, прародители, праотцы». Каждый род имел своего родового бога, родоначальника, о котором сочиняли всякие сказки, придумывали разные чудеса и подвиги. В старину каждый имел у себя в доме изображение своего бога, то есть своего прародителя, и даже сейчас многие крестьяне верят (хотя бы они и крещеные и думают, что они не «идолопоклонники», не «язычники») в домовых, то есть в то, что в каждом доме есть свой домовой бог, домовой дух, который заботится о доме, сторожит его. Еще недавно было и кое-где еще сохранилось: когда переходят из одного дома в другой, на новое жилье, переносят из старого дома в горшке тлеющий уголек и приглашают особыми наговорами домового жить в новом доме, обряды всякие совершают, чтобы домового переманить в новый дом.
А когда отдельные роды между собою соединились и образовали племена, тогда возникла вера в племенных богов. Каждое племя имело своего бога, и этого бога племя считало истинным, а всех остальных — ложными, злыми духами.
Вот в библии вы читаете, как воруют друг у друга богов, как создают себе племенных богов. В XVII и XVIII главах книги Судей израилевых как раз рассказывается о том, как племя (колено) Даново завело себе такого бога, завладевши им силой в доме некоего Михи. Этот самый Миха сначала обокрал свою мамашу ни больше ни меньше как на тысячу сто сиклей серебра, но потом сознался матери:
«Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его» (XVII, 2).
Библия рассказывает, что Михина мамаша очень обрадовалась и решила сделать из этого серебра истукана (как делают сейчас распятия серебряные, золотые изображения Иисуса Христа, изображения богородицы или статуи «святых»).
«Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литой кумир, который и находился в доме Михи. И был у Михи дом божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» (книга Судей, XVII, 4–5).
Причем же тут единобожие, которым хвалилась нам библия, будто у евреев было единобожие, когда каждое племя делает себе богов, и не только каждое племя, но каждый отдельный гражданин, который награбил достаточно золота и серебра, отдает плавильщику и делает «истукан и литой кумир», а из этого получается дом божий[83 — «Домами божьими», или «вифилями», в древнем Ханаане называли местные святилища, которые иногда представляли собой небольшие храмики с находящимися внутри их изображениями местных богов — ваалов.]. А библия так и говорит: «и был у Михи дом божий». Вот пусть и подумают верующие, как устраивается дом божий. Библия ни словом не осуждает Миху, наоборот — библия дальше рассказывает о том, как этому Михе стал завидовать целый народ.
В этой же главе мы узнаем, как легко было сделаться служителем бога— священником. Библия об этом рассказывает:
«Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там; этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и, идя дорогою, пришел на гору Ефремову, к дому Михи. И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится. И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником, я буду давать тебе по 10 сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание. Левит пошел к нему, и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него… священником и жил в доме у Михи. И сказал Миха: теперь я знаю, что господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником» (книга Судей, XVII, 7–12).
Библия хочет сказать, видите ли, что священнический сан — наследственный; раз отец поп, то и сыну его поповская благодать по наследству передается. Ведь в самом деле: идет юноша, чтобы «пожить, где случится», другими словами — безработный. Миха делает его священником («отцом и священником») и радуется теперь: «Я знаю, что господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником». Неужели верующий не понимает, что это все написано еврейскими попами, левитами, для того, чтобы обеспечить себе потомственное право стричь баранов — верующих?
Этот самый молодой попович, однако, вскоре входит во вкус своей работы и начинает изображать из себя предсказателя, прорицателя. Когда соглядатаи, разведчики, шпионы из племени Данова спрашивают его: «Вопроси бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем» (XVIII, 5), этот молодой надувала говорит им от имени бога: «Идите с миром; перед господом путь ваш, в который вы идете» (ст. 6). А суть дела заключалась в том, что разведчики узнали, что в Лаиси, вдали от Сидона, жило мирное племя: «увидели народ, который в нем, что он живет спокойно, по обычаям сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем или имел бы власть» (XVIII, 7), и решили овладеть этой землей. Вот тут-то и выступает опять племенной бог. Чтобы привлечь к себе верующих, воинам нужен такой бог, в виде «истукана». Поэтому они решаются овладеть тем, что находится в доме божьем Михи. Они окружают этот дом вооруженной силой и овладевают богами, которые находятся в доме божьем. Очень интересно отношение к этому продувного священника, который был в этом «божьем» доме. Библия рассказывает:
«И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его. А шестьсот человек из сынов Дановых, препоясанные воинским оружием, стояли у ворот. Пять же человек, ходивших осматривать землю, подошли, вошли туда, взяли истукан и ефод, и терафим, и литой кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием. Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литой кумир, священник сказал им: что вы делаете? Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом? Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан и пошел с народом» (книга Судей, XVIII, 15–20).
Поп просто соблазнился более выгодной службой (жалованья прибавили) — с одной стороны, а с другой стороны — здесь бог из дома Михи превращается в племенного бога, за которым идет племя, — доходов больше будет. Конечно, Миха, который у себя устроил «дом божий», понял, что лавочка его пропала, что ему уже не придется околпачивать окрестное население, так как и он, и сын его, и безработный попик, который сбежал с племенем Дановым вместе с богами, обделывали не плохие дела. Поэтому он бросился вслед