Скачать:TXTPDF
Библия и Коран. Сравнительный анализ

созданы новые. Христианский рай назван в «Откровении» «Новым Иерусалимом». В нём будут жить только праведники (Апок. 21:3) [7, c. 1344]. «В Новом Иерусалиме» не будет»…смерти; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее уже прошло» (Апок. 20:4) [7, c. 1343]. Это означает, что там не будет многих чувств переживаемых людьми на этой земле. Примечательно, что, несмотря на то, что люди воскреснут в теле, в раю они не будут жениться и выходить замуж (Евангелие от Матфея, 22:30) [7, c. 1041–1042]. Пределом наслаждения будет созерцание Бога.

Далее аллегорически описываются прелести этого города. Отмечается, что в городе не будет храма в отличие от реального Иерусалима. Возможно, что этим самым автор «Апокалипсиса» намекал на уничтожение храма Соломона римскими легионами и считал это признаком скорого конца света. «Небесный Иерусалим» весь будет своеобразным храмом и местом поклонения Богу. В городе не будет зла и в нём соберётся только самое доброе, святое и чистое от всех народов мира.

В христианском раю течёт вода реки жизни исходящая от престола Бога (Апок. 22:1) [7, c. 1345]. Там также растёт дерево жизни, приносящее плоды 12 раз (Апок. 22:2) [7, c. 1345].

Очень противоречивы новозаветные представления о том, в каком теле воскреснут мертвые, и что будет представлять из себя христианский рай. Несомненно что, там описывается все это в чисто материальных образах. Наглядный пример этого рассматриваемая книга «Апокалипсис». Суд Божий, образ рая и ада, описание небесного города и т. д. в ней вполне материальны.

В связи с тем, что эта книга Нового Завета хронологически считается самой ранней, среди остальных книг христианского писания, следует, что именно так, в материально-телесных категориях представляли себе рай ранние иудеохристиане.

Это подтверждается и другими документами из истории раннего Христианства. Например, в сочинении «Против ересей» епископа Иринея Лионского (II век) приведен отрывок из книги Папия, который описывает один эпизод из беседы Иисуса с его учениками. В этой беседе Иисус описывает

«Царство Божие, которое рисуется, прежде всего, как царство полного материального благополучия: будет изобилие пшеницы и будут расти виноградные деревья по десять тысяч лоз каждое, а все животные будут послушны людям» [39, c. 211].

И далее Папий пишет:

«Когда же Иуда-предатель не поверил ему, и спросил, каким образом сотворится такое изобилие произрастаний, то господь сказал: это увидят те, кто достиг времен» [39, c. 211].

Такие же материальные представления о рае и аде описываются в очень древнем христианском апокрифе «Апокалипсис Петра», который почитали ранние христиане. Он даже вошел в первый христианский «Канон Муратори» (первый канон священных книг христиан), в котором о нем говорилось: «Мы признаем только «Апокалипсисы» Иоанна и Петра, хотя некоторые из наших не желают читать их в церквях» [16, c. 149]. В этом апокрифе говорится о том, как Христос с учениками поднялись на гору и им представились видения картин рая и ада:

«И господь показал мне огромное пространство вне этого мира, сияющее сверхъярким светом; Воздух там сверкал лучами солнца, сама земля цвела неувядаемыми цветами, была полна ароматов и прекрасно-цветущих вечных растений, приносящих благословенные плоды. И до того сильно цвело все, что запах оттуда доносился и до нас. А жители того места были одеты в одежду светлых ангелов, и одежда их была подобна их стране. Ангелы носились там среди них. Такова же была красота тех, кто там жил, и они единым голосом славили Господа Бога, радуясь в том месте… Говорит нам Господь: «Это место наших первосвященников, праведных людей» [36, c. 216].

Ад, в «Апокалипсисе Петра» также материальный вид. В нем подвергаются наказаниям грешники. Вот некоторые из этих мучений:

«Я увидел убийц и их сообщников, брошенных в некое узилище, полное злых гадов; те звери кусали их, извивающихся там в этой муке и черви их облепили как тучи мрака. А души убитых, стоя и наблюдая наказание убийц, говорили: «Боже, справедлив Твой суд». Возле того места я увидел другое тесное место, куда стекала кровь и нечистоты наказываемых и образовалось как бы озеро. Там сидели женщины, по шею в крови, а против них сидело и плакало множество детей, которые родились раньше времени; от них исходили лучи огня и поражали женщин в глаза. То были зачавшие вне брака и изгнавшие плод» [36, c. 216–217].

Однако такие материальные представления о рае и аде были отвергнуты позднее официальной церковью, которая стала проповедовать другие представления о загробной жизни. «Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию», как писал архиепископ Аверкий [5, c. 68]. Слишком «материальный» «Апокалипсис Петра» был полностью опровергнут. А те стихи «Апокалипсиса Иоанна», оставленного в каноне, которые в буквальных значениях повествуют о вполне материальных категориях, стали толковаться церковью аллегорически.

Взамен материального загробного мира церковь выдвинула идею духовности картин рая и ада и состояния людей после воскресения. Эти новые веяния, возможно, были вызваны преобладанием идей античности в позднем христианском обществе. В частности исследователи часто проводят параллели между этой стороной позднего Христианства и философией платоников и стоиков. Тем не менее, понятие «тела» в этой идее тоже присутствует, но только в некоей второстепенной роли. Эту идею Архимандрит Никифор сформулировал так:

«Всеобщее, будущее воскресение будет в конце видимого этого мира, который преобразится посредством огня. Оно будет состоять в том, что души умерших опять соединятся с телами и будут духовны и бессмертны» [6, c. 137].

Основу этой идее церковные авторы видят в стихе Евангелия от Матфея: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (22:30) [7, c. 1041–1042]. Однако сложно сказать об этом стихе что-либо определенное в связи с тем, что здесь Иисус отвечает на вопрос саддукеев о подробностях брака в раю Евангелия от Матфея (22:23–28) [7, c. 1041]. Читателю нетрудно убедиться в том, что саддукеи, задававшие ему эти вопросы были совершенно уверены в том, что иудейская (в данном случае фарисейская) традиция считает воскресение материальным. А это означает, что иудеи никогда не представляли себе другого состояния в загробном мире, помимо материального. Поэтому, возможно, что именно эти слова Иисуса следовало бы понимать не дословно, а не многочисленные свидетельства как канонической, так и апокрифической литературы о материальности рая и ада.

Именно в понимании состояния бытия в следующем мире имеется существенная разница в мировоззрении Христианства и Ислама, который в соответствии с древнейшими семитическими представлениями рассматривает мир и воскресение людей материальными.

б) Эсхатология в Коране и Сунне

Мусульманская эсхатология в некоторых аспектах сходна с христианской. В то же время между ними имеются существенные различия.

Одной из характерных особенностей мусульманской эсхатологии является тот факт, что она не описывается в одном пророческом видении, как в книге «Апокалипсис». Стихи, описывающие ход исторического процесса встречаются в различных местах Корана. Смысл их не совсем ясен без специального комментария из Сунны пророка Мухаммада. Но даже при наличии этих комментариев многие события не поддаются рациональному анализу. Исламские первоисточники утверждают, что людям не дано знать всех подробностей последних дней и их хронологию. Знания об этом принадлежат Аллаху. Поэтому здесь нет такой последовательности событий как в «Откровении».

Согласно Корану дню страшного суда предшествуют следующие события:

• Пришествие Масиха Исы ибн Марьям (Мессии Иисуса сына Марии) (Коран 43:61) [66, с. 7163].

• Нашествие народов Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), (Коран 21:96) [23, c. 273].

• Появление существа «Даббат уль-Арз» (Коран 27:82) [64, c. 6177].

• Туман (Духан), (Коран 44:9-14) [23, c. 318].

• Восход Солнца с места заката (Коран 75:7–9) [23, c. 406].

Согласно хадисам пророка Мухаммада предшествующие воскресению события будут следующие:

«Десять знамений будут предшествовать воскресению и страшному суду: это

1. Восход солнца с Запада;

2. Сошествие Тумана (духан);

3. Появление существа Даббат уль-Арз;

4. Нашествие Яджуджа и Маджуджа;

5. Пришествие Исы;

6. Появление Даджала.

Затмение солнца в трех местах:

7. На западе,

8. На востоке,

9. И в Аравии;

10. Выход огня в Адене, который погонит людей к месту собрания (маш’ар)».

Этот хадис приводится в «Тафсире Корана по Хадисам» Ибн Касира, со ссылкой свидетельство Хузайфы бин Узайда аль-Гифари [64, c. 6177].

Каждое из этих знамений протяжено во времени. Из них появление Даджала, пришествие Исы и нашествие Яджуджа и Маджуджа следуют непосредственно один после другого. Последовательность же других событий не ясна. Можно сказать, с определённой долей уверенности, что восход солнца с места заката и появление зверя произойдут после поражения Яджуджа и Маджуджа, а последним из знамений будет огонь, который погонит людей к месту собрания:

«До последнего дня (кияма) из Хадрамаута — или Хадрамаутского моря выйдет огонь, который соберет всех людей». (Тирмизи, Фитен, 42, /2218/), [54, c. 317].

Особое место в исламской традиции занимает одно из главных событий возвещающих о конце света — это пришествие Даджала и последующие за этим события. Как известно христианская книга «Апокалипсис» также упоминает о пришествии служителя дьявола. Но там он называется Антихристом. Несомненно, что Даджал и Антихрист — это одно и то же лицо. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал об этом так: «Не было пророка, который бы не предупредил о его появлении» (Бухари, Фитен 27; Муслим, Фитен 100–103, /169/-/2933/) [54, c. 298]. Этот хадис передан со ссылкой на ибн Омара.

Наблюдается также сходство в событиях, которые будут предшествовать появлению Даджала в хадисах и книге «Апокалипсис». Это войны, которые будут вести праведники со своими врагами. Это относится в первую очередь к войне мусульман с ромеями. Последняя война будет одной из самых драматичных в истории человечества. Об этом имеется много хадисов у Муслима и Бухари. Например, в хадисе, переденном Абу Хурайрой рассказывается о том, что в результате этой войны мусульмане одержат победу и займут Город (возможно, Константинополь). Овладев Городом, мусульмане услышат ложный слух, пущеный шайтаном, о том, что их семьями овладел Даджал. В результате этого они вернутся назад. Но достигнув Шама (Дамаска) они услышат, что ромеи вновь готовятся к войне (Муслим, Фитен 34, /2897/) [54, c. 309–310].

И в это время на политической арене появится Даджал. Его миссия будет заключаться в уничтожении Ислама после победы мусульман над ромеями. Перед его появлением на земле в течение 3-х лет будут несчастья и голод. В хадисах встречаются описания внешнего вида лжемессии. В частности, говорится о том, что он будет видеть лишь одним глазом, и у него между глазами будет написано «неверный» (арабские буквы «ка», «фа», «ра»): «Он широкотел, краснотел, одноглаз и у него кучерявые волосы» (Бухари, Фитен 27; Муслим, Фитен 100–103, /169/-/2933/) [54, c. 298].

Отличительной особенностью Даджала будут его претензии на божественность. При этом он будет способен творить чудеса. Но это будут ложные чудеса:

«У него будет вода и огонь. Но его огонь — это (вкусная) вода. А его вода на самом деле это низвергающийся огонь. Кто

Скачать:TXTPDF

и Коран. Сравнительный анализ Библия читать, и Коран. Сравнительный анализ Библия читать бесплатно, и Коран. Сравнительный анализ Библия читать онлайн