Скачать:TXTPDF
Библия и Коран. Сравнительный анализ

своих пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни, и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада, который скажет: «Заступничество — это мое дело»» [69, c. 148].

Помимо этого пророк Мухаммад будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников (Бухари, Фатхуль Бари II, 94) [69, с. 155], а в третий раз он будет заступником для тех некоторых из мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай. Хадис об этом передал Имран ибн Хусайн (Бухари, Фатхуль Бари, XI, 418) [69, с. 156].

Относительно заступничества Мухаммада имеется еще один хадис:

«Каждому пророку Аллах дал право на одну мольбу, которая будет им выполнена. Все пророки использовали эту мольбу. Однако я ее не использовал и сохранил до дня воскресения, чтобы заступиться этой мольбой за свою умму. Эта мольба спасет тех, из моей уммы, которые не придавали Аллаху сотоварищей» (Бухари, Даават 1, Тавхид 31; Муслим, Иман 334, (198); Муватта, Куран 26, (1, 212); Тирмизи, Даават 141, /3597/) [54, с. 402–403].

Люди при Хашре (собрании) будут разделены на 3 группы. Первая — это пешие, вторые будут верхом, а третьи будут ползти лицами вниз Об этом говорится в хадисе переданном Абу Хурайрой (Тирмизи, Тафсир, Бану Исраил (Исра), /3141/) [54, с. 362]. Пешие — это те, кто понесет наказание, но сравнительно легкое. Прибывшие верхом — это праведники, которые будут иметь успех. И, наконец, ползущие лицами вниз — это неверные и грешники, которые будут брошены в огонь ада [54, с. 362].

Все люди будут в страхе (Коран, 24:87). Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния (Коран, 6:158) [59, c. 2873]. Наказание будет суровым.

Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан) (Коран, 42:17) [23, c. 396]. Согласно тому же Ибн Теймии, Аллах материализует все деяния человека так, что они будут иметь реальный вес и эти деяния будут положены на Весы, которые будут иметь две чаши. На одну чашу будут положены добрые деяния, а на другую злые [69, с. 148].

Каждому человеку будет дана Книга его деяний (Коран, 69:19–20) [23, c. 470]. Ибн Теймия писал:

«Тот, кому будет дана Книга с правой стороны, будет спрошен за свои деяния в легкой форме и вернется в большой радости. А тот, кому будет дана Книга с левой стороны, захочет умереть, и потом будет брошен в ад» [69, с. 148]. (Для сравнения: книга деяний упоминается и в библейском «Апокалипсисе» (20:12) [7, c. 1343–1344].

Здесь необходимо отметить, что Ибн Теймия писал, что за все добрые деяния совершенные людьми, которые не были мусульманами, Аллах воздает добром в этом мире. Но там, в день Суда и последующей Вечной жизни все они обнаружат, что страница, на которой должны были быть записаны их добрые дела, окажется пустой [69, с. 149].

Далее Ибн Теймия писал, что согласно хадисам, у каждого пророка будет свой водоем (Хавз), к которому их благочестивые последователи придут пить воду во время всех этих событий (в подтверждение этого он привел хадисы из сборника Бухари, Рикак, Хавз /Фатхуль Бари, IX, 463; Бухари I, 44 и т. д.) [69, с. 150]. Об этом же говорится в хадисе, переданном Семирой ибн Джундабом:

«Каждый пророк имеет свой водоем (Хавз). Праведники из уммы (общины) каждого пророка будут приходить туда, чтобы набрать воду. Каждый пророк будет хвастаться тем, что у его водоема собралось больше всего праведников» (Тирмизи, Киямат 15, /2445/) [54, c. 394].

После суда верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа (Коран, 75:22–23) [23, c. 481], а грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть. Коран в отличие от Библии дает очень подробную картину ада и рая.

Согласно известному мусульманскому богослову Тахави,

«рай и ад уже созданы. Они вечны и не будут уничтожены. Несомненно, что Аллах создал их до сотворения творений» (Шерхуль-Акидедит-Тахавиййе, с. 420–432; Меджмууль-Фетава, XVIII, 307) [69, с. 211].

В хадисах пророка говорится о том, что все, что получат праведники в раю невозможно представить себе, используя человеческий понятийный аппарат. Никакими словами невозможно описать все эти райские наслаждения. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Аллах говорит:

«Для праведных рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты» (Бухари, Бедуль-Хальк 8, Тафсир, Саджда 1, Товхид 35; Муслим, Джаннат 2, /2824/; Тирмизи Тафсир /3195/) [54, с. 419].

В соответствии с этим хадисом исламские ученые пришли к выводу о том, что все представления о рае (а также об аде), которые описаны в Коране и исламской традиции отражают лишь приблизительные представления об этих благах (или ужасах в аду) на уровне человеческих понятий. Истинная сущность всего этого непостижима и будет прояснена только после Дня Страшного Суда. Поэтому все представления об этом принимаются к сведению, с оговоркой того, что действительное положение вещей известно только Аллаху и будет прояснена позднее.

Рай место необъятное. Он»…простирается на весь простор неба и земли…» (Коран, 57:21) [23, c. 447]. В хадисе, переданном Ибн Садом, пророк говорил, что «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, /2528/) [54, с. 421]. Схожие представления о рае содержатся и в библейской книге «Апокалипсис». Там, также говорится о том, что тот город (рай) из золота (Апок. 21:18) его стены построены из ясписа. Золотыми названы там и улицы рая (Апок. 21:21). В основании же стены этого рая будут различные драгоценные камни (жемчуг, сапфир, аметист и т. д.) (Апок. 21:19–21) [7, c. 1345].

В том же хадисе, переданном Ибн Садом, пророк дал определение состояния, в котором будут там пребывать праведники:

«Вошедший туда (т. е. в рай) достигнет благ, у него не будет больше никаких проблем и трудностей, будет пребывать там вечно и его не постигнет смерть» [54, c. 421].

Аят Корана (44:56) подтверждает данный хадис. Почти аналогично отражена вечная жизнь и беспроблемность обитателей рая и в библейской книге «Апокалипсис» (21:4) [7, c. 1344].

Мусульманская традиция говорит о том, что рай многоступенен. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой, пророк говорил, что

«рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет» (Тирмизи, Джаннат 4 /2531/) [54, c. 426].

Есть в хадисах (напр. в передаче Анаса) упоминания о наличии в раю дерева Туба (Тирмизи, Тафсир, Вакиа, /3289/, Джаннат 1, /2525/). А в другом хадисе (в передаче Абу Хурайры) говорится, что помимо этого дерева там есть много деревьев, стволы которых из золота (Тирмизи, Джаннат 1, /2527/). Библейская книга «Апокалипсис» также упоминает о райском дереве (Апок. 22:2) [7, c. 1345].

В раю будет существовать супружеская жизнь (Коран, 56:35–37) [23, c. 442–443]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном Абу Разином аль-Укайли говорится, что несмотря на супружество «у обитателей рая не будут рождаться дети (т. е. потомства там не будет)» (Тирмизи, Джаннат 23 /2566/) [54, c. 451]. Этот хадис еще раз подтверждает приведенные выше аргументы в пользу того, что все, что будет происходить в раю (и в аду) нельзя понимать в привычном человеку, земном понимании. В пользу этого говорит и упоминание о наличии в раю еды и питья (Коран, 51:19) [23, c. 427]. Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19) [67, c. 7676]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном от Джабира, говорится о том, что несмотря на это там не будет естественных испражнений (Муслим, Джаннат 18 /3835/; Абу Дауд, Суннат 23, /4741/) [54, с. 450]. Там все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, /3835/; Абу Дауд, Суннат, 23, /4741/) [54, с. 450].

В раю люди будут жить со своими супругами в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Тирмизи, Джаннат 23, /2565/) [54, с. 454]. Здесь пророк еще раз подчеркивал, что в этих райских шатрах будут жить исключительно верующие в Аллаха и признающие всех пророков (Бухари, Бед уль-Хакк 8; Муслим, Джаннат 11, /2831/).

Праведники будут одеты в одежды из шёлка, атласа и парчи и на них будут украшения из золота (Коран, 18:31) [23, c. 244].

Но вершиной наслаждения для обитателей рая будет возможность лицезрения Аллаха (Руйятуллах): «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (Коран, 75:22–23). [23, c. 481]. Все ортодоксальные суннитские улемы единогласны в том, что праведники в раю увидят Аллаха. Помимо указанного коранического аята, доказательством этому является несколько хадисов пророка, в которых недвусмысленно говорится о возможности лицезрения Аллаха в раю. Например, в хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллахом говорится:

«Вы будуте видеть вашего Господа так, как вы видите луну и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» (Бухари, Мевакитус-Салят 6, 26, Тафсир, Каф 1, Товхид 24; Муслим Месаджид 211, /633/; Абу Дауд, Суннат 20, /4729/; Тирмизи Джаннат 16, /2554/) [54, c. 473].

О том, что именно Руйятуллах (возможность лицезрения Аллаха) будет вершиной райских благ говорит хадис, переданный Шуайбом:

«Для них (праведников) нет более любимого занятия, чем возможность смотреть на их Господа» (Муслим, Имам 297, /181/; Тирмизи, Джаннат 16, /2555/) [54, c. 474].

Сравнивая аят Корана и хадисы пророка о лицезрении Бога в раю с текстом библейской книги «Апокалипсис» нетрудно заметить, что совершенно аналогичный момент этому имеется и в христианской традиции. В частности, о возможности лицезрения Бога говорится в стихе (Апок. 22:4) [7, c. 1345]. Еще более конкретно этот момент освещается в английском переводе Библии [71, c. 1100].

В раю имеются есть сады и реки (Коран, 2:25; 3:15) [23, c. 29]. Упоминаются 4 сада [73, c. 331]: Адн (Коран, 9:72) [23, c. 168]. Фирдевс (Коран, 18:107) [23, c. 250], Мева (Коран, 32:19) [23, c. 342], и Найм (Коран, 37:40–44) [23, c. 366]. Из них на самом верхнем уровне находится Фирдевс, после которого уже начинается Арш (Престол Аллаха) [54, c. 428]. Из этого сада вытекают четыре реки. В одной из них течет вода, в другой молоко, в третьей райское вино, в четвертой мед [54, c. 428]. Возможно, что это те

Скачать:TXTPDF

и Коран. Сравнительный анализ Библия читать, и Коран. Сравнительный анализ Библия читать бесплатно, и Коран. Сравнительный анализ Библия читать онлайн