возвышаться душевно, руководимые Самим Богом — в присутствии бесчисленных чудес, проявляемых Моисеем, посредником между ними и Богом.
Между тем, все еще они были не тверды и способны к падениям во время испытаний и минуты малодушного страха.
Так и в то время, когда Моисей, уединясь на вершинах Синая, молился, прислушивался к внушениям Божиим, «беседовал с Богом», легкомысленный и грубый народ приходил в нетерпение от его отсутствия. Он забыл о всех великих благодениях Божиих, над ним бывших; забыл и свои собственные обязательства и, собравшись толпою, окружил Аарона и требовал от него, чтобы он встал и сделал им Бога, который был шел перед ними, ибо, — говорили они, — «с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх., гл. XXXII, ст. 1).
Чувствуя себя бессильным перед буйною толпю, Аарон, чтобы не уступить ее безумным требованиям, попробовал затруднить исполнение их и сказал народу: «выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей и принесите ко мне», чтобы сделать из них тельца литого, — но Евреи не отступили и перед таким пожертвованием и принесли все требованное Аароном. Тогда он соорудил им золотого тельца в подражание Египетскому богу Апису, и народ преклонился перед ним, восклицая: «Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
И на другой день в честь его «принесли всесожжения и привели жертвы мирные», и стали совершать пиршество. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. — Скоро уклонились они от пути, который Я заповедывал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот Бог твой, Израиль, Который вывел тебя из земли Египетской.
И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный.
Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах, и истребить их с лица земли. Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего!
И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, (каменные), на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было.
Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий.
Моисей разбивает скрижали закона.
Когда же он (Моисей) приблизился к стану, и увидел тельца и пляски: тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой. И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым». (Иск., гл. XXXII, ст. 4, 7-12, 14-16, 19, 20).
Когда Аарон на упреки, высказанные ему Моисеем за малодушную уступчивость его народу, возразил ему, что не имел силы противодействовать взбунтовавшемуся всему народу, то «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его, — и стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, иди ко мне! — И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; и так я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. — И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, (Господи) народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога.
Прости им грех их. А если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги моей.
Итак иди, (сойди), веди народ сей, куда Я сказал тебе. И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев.
(И введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.
Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана.
Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем.
И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой.
И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим».
И дерзал тогда Моисей просить Господа показать ему Свое благоволение и славу Его. «И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может видеть Меня, и остаться в живых.
И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо (тебе).
И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, (и взойди ко Мне на гору), и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. — И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
Моисей наказывает идолопоклонство.
И прошел Господь пред лицом его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость, в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях, и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Моисей тотчас пал на землю, и поклонился Богу.
И пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета, десятословие.
Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. — И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему.
И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились (к нему) все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало».
(Кн. Исх. гл. XXXII, ст. 25-28, 30-33. Гл. XXXIII, ст. 2-4, 7, 9-11, 19-23. Гл. XXXIV, ст. 1-4, 5-8, 28-33).
Когда Моисей передал народу дальнейшие узаконения, принятые им от Бога на горе Синае, то он приступил и к приведению их в исполнение. Прежде всего позаботился он об устроении подвижного храма, в котором с этих пор должно было совершаться общественное богослужение.
И тогда стали приходить к нему «все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее, и для (всех) священных одежд.
И сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, Господь назначил именно Веселиила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, — и способность учить вложил в сердце его, его и Аголиава, из колена Данова.
И стал работать Веселиил и Аголиав, и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтобы уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь.
Как повелел Господь, так и сделали сыны Израилевы все сии работы.
И увидел Моисей всю (их) работу, и благословил их Моисей.
И сказал Господь Моисею, говоря: В первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания. И поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою. И облеки Аарона в священные одежды, и помажь его и освяти его, чтобы он был священником Мне.
Моисей приносит Израильтянам новые скрижали закона.
И сделал Моисей все; как повелел Господь ему, так и сделал. В первый месяц второго года (по исшествии их из Египта) в первый день месяца поставлена была скиния. И поставил (Моисей) двор вокруг скинии и жертвенника, и повесил завесу в воротах двора, и так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.
Когда поднималось облако от скинии; тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое.
Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось.
Ибо облако Господне стояло над скиниею днем и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все время путешествия их».
(Кн. Исх., гл. XXXV, ст. 21, 30, 34. Гл. XXXVI, ст. 1. Гл. XXXIX, ст. 42, 43. Гл. XL, ст. 1-3, 13, 16, 17, 33-38).
Соглядатаи, посланные в землю Ханаанскую.
XIII. Сорокалетнее странствие Евреев в пустыне.
В первый день второго месяца второго года по исшествии Евреев из Египта, Моисей, по велению Божию, составил перечисление сынов Израилевых возрастом «от двадцати лет и выше».
За исключением не внесенного в перепись колена Левиина, посвященного на служение при скинии, их оказалось шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, «всех годных для войны».
«И сделали сыны Израилевы