Скачать:TXTPDF
Библия, пересказанная для детей старшего возраста

13. Гл. VII, 2, 3, 5-7, 9, 10. Гл. VIII, 2, 11, 16. Гл. IX, 1, 2.

Бедствие Иова.

XXIX. Книга Иова.

Был человек в земле Уц (на границе Идумеи и Аравии), «имя его — Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».

И благословление Божие видимо пребывало на нем. Не было у него недостатка ни в чем, чего только может человек желать в своей земной жизни. Семейство у него было большое, благочестивое, дружное; богатством своим славился он по всему востоку; и сам он пользовался полным уважением всех окружающих и соседей его. Всякому открыт был дом его, и никто не выходил из него, не получив привета, помощи и утешения.

«Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме, в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. — Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их (и одного тельца за грех о душах их). Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни».

И был день, когда пришли сыновья Божий предстать пред Господом; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. — И сказал Господь сатане: обратил бы ты внимание на раба Моего, Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

«И сказал Господь сатане: вот все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. — И отошел сатана от лица Господня».

И вот, когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова (только не касаясь души его), да явятся дела Божий на нем, то устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего…

В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другою о потере всего имущества его, о гибели всех детей его.

Как же подействовали на праведника эти удары? — Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно»! — Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Приняв с такою святой покорностью лишение имущества и любимых детей, Иов продолжал богоугодно страдать, когда поразили его и новые испытания: страшная телесная болезнь и огорчения со стороны малодушной жены его, которая, вместо того, чтоб успокаивать его, упрекала его, говоря: «Ты все еще тверд в непорочности твоей. Похули Бога и умри»… Но он возразил ей: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать»? «Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

Но во всем величии своем предстоит Иов, когда он подвергается самому тяжелому испытанию: любимые друзья, пришедшие посетить его, выражают свои сомнения в нем, предполагают в нем скрытую греховность, как будто навлекшую на него заслуженную тяжелую кару; отнимают у него таким образом последнюю отраду, которая остается у праведника: верить в свою невинность, опираться на свое доброе перед Богом…

Своим ограниченным человеческим рассуждением разбирают эти люди предопределения и непостижимые судьбы Божий и решают, что Бог не карает невинных… И вот, обрушиваются на Иова, лежащего в язвах на гноище, их презрительные осуждения, и вот, умудряются они поучать советами человеческого измышления того, кого Сам Бог признал «человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла, таким, какого нет другого на земле»…

Затронутый в своей святыне — своей совести, Иов доходит до крайнего предела страдания. У него, лишенного всякого блага, пораженного «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», хотят отнять последнюю отраду, и именно то, что для него всего дороже: чувство правоты своей перед Богом…

Иов, посещаемый своими друзьями.

— «Я прав! — восклицает Иов, как бы в оправдание свое перед Самим Богом, — я прав, но Бог лишил меня суда. Должен ли я лгать на неправду мою? Моя рана неисцелима — без вины»…

— «Неправ ты! — возражает ему один из посетивших его, — не может быть у Бога неправды или у Вседержителя неправосудия, ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему… Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места, — чтобы не царствовал лицомер к соблазну народа… К Богу должно говорить: я потерплю, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. Кто укажет Господу путь Его, кто может сказать: Ты поступил несправедливо, Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает»…

— Сколько знаете вы, знаю и я; не ниже я вас, — с горечью возражает Иов на суждения друзей своих, — но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы — сплетчики лжи; все вы — бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои перед лицом Его… И это уже — в оправдание мне; потому что лицемер не пойдет перед лицо Его… — Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня? Буду говорить я, а Ты (Господи) отвечай мне… Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой… Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломенку преследуешь? Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

Я был спокоен, но Он потряс меня; пробивает во мне пролом за проломом; бежит на меня, как ратоборец. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста… И ныне вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних! Заступись, поручись Сам за меня перед Собою! иначе, кто поручится за меня?

Помутилось от горести око мое, и все члены мои, как тень… Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый будет больше и больше утверждаться…

Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты…

Гробу скажу: ты — отец мой; червю — ты мать моя и сестра моя… А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию… И я во плоти моей узрю Бога»…

Иов и среди безмерного страдания своего не хулит Бога. — Сатана посрамлен в надежде своей заставить его хулить Бога… Иов недоумевает только в своем человеческом изнеможении, почему поражен от такими многочисленными бедствиями, но, вместе с тем, он неизменно любит и верит, и призывает поражающего его Бога…

И как отозвался Господь на смущение сердца верного раба Своего?

Голосом «из бури» Господь отозвался Иову и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь, как муж, чресла твои; Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Будет ли состязующийся с Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему»…

И отвечал Иов Господу и сказал: — «Вот, я ничтожен; что буду отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои… Однажды я говорил, теперь отвечать не буду… Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же глаза мои видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле»…

Обратились тогда слова Божий к одному из друзей Иова: — «Говорит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

И пошли друзья Иова «и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова».

Возобновляется благосостояние Иова.

И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих (огорчивших и оскорбивших его), — и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов и тысяча пар волов.

И было у него семь сыновей и три дочери, которым Иов дал наследство между братьями их.

После того жил Иов еще сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода. — И умер Иов в старости, насыщенный днями». (Книга Иова. Гл. I, 1, 4-8, 9-12, 21, 22. Гл. II, 9, 10. Гл. XXXIV, 5, 6, 10, 11, 21-24, 30-32. Гл. XXXVI, 23. Гл. XXXVII, 23. Гл. XIII, 2-5, 13, 15, 16, 18, 19, 22-25. Гл. XVI, 12, 14, 17,

Скачать:TXTPDF

, пересказанная для детей старшего возраста Библия читать, , пересказанная для детей старшего возраста Библия читать бесплатно, , пересказанная для детей старшего возраста Библия читать онлайн