Бог и будущность Максвелл Артур.
В НАШИ дни, когда мир со страхом смотрит в будущее, стараясь узнать, что принесет с собой завтрашний день, каждый должен бы прочесть две книги исключительной важности: книгу пророка Даниила в Ветхом Завете и книгу «Откровение» в Новом Завете. Хотя по своему объему это сравнительно небольшие книги, все же их значение для человека велико. В них мы находим весть надежды и ободрения, в которой наш мир так нуждается.
Каждая из этих двух книг была написана в чужой стране, в изгнании. Оба автора были свидетелями несправедливости и жестокости нравов языческих народов и связанных с этим людских страданий; но оба также были преисполнены веры в конечное торжество справедливости и истины.
Оба автора в видении говорили с Богом и убедились, что Он управляет судьбой мира; и хотя в настоящее время кажется, что силы зла во всем берут верх, все же в будущем все будет иначе. Бог возьмет в Свои руки судьбу народов и принесет вечное избавление и победу справедливости.
В предлагаемой брошюре БОГ И БУДУЩНОСТЬ и в ее продолжении ХРИСТОС И ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ мы не пытаемся дать подробное объяснение этих двух пророческих книг. Наша цель — познакомить читателя с содержанием этих великих книг в общих чертах, приготовив таким образом почву для подробного изучения пророческого слова.
Мы особенно желаем подчеркнуть, что в каждой из этих книг, красной нитью проходит мысль о реальности Бога и Его управления миром.
Многие, читающие пророчество Даниила и Откровение впервые, видят только рога и копыта, крылья и когти диких зверей и странные истуканы; но все эти символы, какое бы важное значение они ни имели, подчинены главной теме каждой книги и подчеркивают существование Бога, Его силу, славу и могущество, а также конечное торжество Того, Который «владычествует над царствами человеческими». Дан. 4, 14.
В настоящей брошюре мы предлагаем краткий обзор книги пророка Даниила. Вы увидите Бога, знающего тайное, Бога, спасающего от огня и от львов; вы увидите Бога, управляющего народами земли, низлагающего царей, судящего мир, обещающего спасение и выполняющего Свои обещания. По мере того как вы будете читать главу за главой, Бог станет для вас более реальным; вы найдете уверенность в настоящем и надежду на будущее.
БОГ, ЗНАЮЩИЙ ТАЙНОЕ.
БЫЛО очевидно, что на спасение города не оставалось больше надежды. Стена имела пробоины, ворота были разбиты. Жестокие, безжалостные воины наводняли улицы, направляясь к последнему укрепленному месту на холме, где стоял храм. От горящих зданий высоко поднималось пламя. Крики ужаса сливались со стонами умирающих.
Сотни пленников, связанные и скованные, были приготовлены для долгого и томительного похода — в плен. Князья из царских чертогов вместе с купцами, священниками и ремесленниками, подталкиваемые и подгоняемые победителями, вливались во все возраставшие ряды упавших духом пленников. Золотые сосуды и все драгоценности священных сокровищниц уносились победителями без всякого разбора и без уважения к их святости.
Это был тяжелый день для Иерусалима. Слава отошла от него. С этого времени он должен был в течение многих и долгих лет подчиняться вавилонскому царю.
Скоро по грубому приказу начальников печальная процессия двинулась в путь; взятых в плен отправляли в столицу победителей. Все дальше и дальше шагали они, устало передвигая израненные ноги, страдая душой. Позади они видели только унижение и позор, впереди — страх и ужас. Так двигались они вперед навстречу неизвестному, которое они не без основания считали хуже смерти.
Многие в этой толпе думали, что Бог оставил их. Среди горя и несчастья они начали сомневаться в Его существовании и приходили к выводу, что напрасно служили Ему. Другие, крепко держась своей веры, недоумевали, почему Бог допустил, чтобы их постигло такое ужасное бедствие.
И все же Он был близок к ним, несмотря на несчастье, горе и бедствие. Они не могли видеть Его, но тем не менее Он был с ними на всем пути, охраняя их и полагая планы для их освобождения.
Пленники прибыли в Вавилон в 605 году до Р. Хр. и тотчас же были осмотрены чиновниками царя Навуходоносора с целью найти скрывающиеся среди них таланты. Этот дальновидный правитель имел обыкновение использовать самых способных пленников из покоренных им стран, подготовив их для службы при дворе и правительстве.
Среди немногих, заслуживших царскую милость, были Даниил, Анания, Мисаил и Азария; последние три больше известны под вавилонскими именами, как Седрах, Мисах и Авденаго.
Все они как побежденные пережили горькое унижение и ужасную участь пленников; но в душе они остались верным как своей стране, так и своей вере, в которой были воспитаны. Во главе этой маленькой группы стоял Даниил. О нем говорится в Библии: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему». Дан. 1, 8.
Здесь мы впервые видим благородство характера и величие души этого молодого человека. Как раб, лишенный всех прав и преимуществ, он все же решил не делать ничего против своей совести, чего бы это ему ни стоило. Он
был научен отвращаться от всякого рода идолослужения; поэтому он решил не есть и не пить ничего такого, что было посвящено вавилонским богам, независимо от того, как царь может с ним поступить.
И вот мы читаем: «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов», ст. 9. Здесь в первый раз в книге Даниила упоминается имя Божие, — и сколько с ним связано надежд! Здесь сразу видно, что Бог не отказался от Своего народа, но сопровождал его в Вавилон. Медленно, но верно Он все время действовал в их пользу. Он был с ними в светлые дни и теперь, в дни ненастья, старался облегчить их участь.
Дух Святой воздействовал на сердце Амелсара, начальника евнухов, и этот языческий придворный, рискуя своим положением, решил подвергнуть опасности собственную жизнь, чтобы только угодить этим четырем прекрасным юношам из Иерусалима. Он терпеливо выслушал их просьбу, разрешил им не касаться царских вин и кушаний, но питаться простой вегетарианской пищей.
Даниил просил: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья», ст. 12.
Такое предложение вначале показалось Амелсару нелепым, даже опасным. Но он все же дал свое согласие. Через десять дней молодые евреи оказались на высоте своего положения. К удивлению царского слуги «по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами», ст. 15.
Это был решающий момент в их жизни. Благодаря простому проявлению верности в мелочах, они приобрели опыт, которого иначе никогда бы не приобрели. Отказавшись поступать против совести и пользуясь только чистой, здоровой пищей, они приобрели крепкие тела и ясный ум. В результате этого они могли успешнее учиться и вскоре превзошли всех своих сверстников в понимании «всякой книги и мудрости». А это в свою очередь привело к том, что они были специально представлены
царю Навуходоносору и назначены на высшие ответственные должности в стране.
«И царь говорил с ними», — читаем мы в стихе 19. Это была очень высокая честь, и Навуходоносор остался ими очень доволен. Не только царь Навуходоносор, но и Царь Небесный имел с ними общение. Хотя они и были рабами в чужой стране, все же они общались с Богом в царских чертогах. Они со смирением признавали Его божественное руководство в своей жизни, пользовались Его доверием и общением и смело свидетельствовали о своей вере. Благодаря этому они пользовались благословением во всех делах и уважением своих повелителей. «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его», ст. 20.
Таким образом первая глава книги Даниила служит ключом к пониманию всего дальнейшего повествования. Здесь показано существование Бога, Его любовь. Его нежные заботы о Своих детях. Здесь видно также, какой глубокий интерес Он проявляет к людям и их судьбе. Здесь дается предостережение всем, — правителям и подданным, победителям и побежденным, богатым и бедным, благородным и простым, — что с Богом надо считаться. Здесь показано, что справедливость, верность и честность являются добродетелями, которые Он высоко ценит. Здесь Его тихий голос говорит всем Его детям во дни ненастья и уныния, что Он всегда близок к ним, ближе, чем кто-либо другой на свете.
В душе своей храни всегда Обетования Христа.
Когда нагрянут беды,
В них сила для победы.
О. Г.
БОГ И НАРОДЫ МИРА.
События быстро сменялись одно другим. Возможно, что прошло всего несколько недель после того, как внимание царя Навуходоносора было обращено на исключительную мудрость Даниила и его друзей; вдруг случилось нечто настолько важное, что значение его чувствуется на протяжении всех веков и не потеряло значения даже до настоящего времени.
Историческая последовательность дальнейших событий отмечена настолько точно, что во всем этом невозможно не видеть руководства Божия. Даниил прибыл в Вавилон как раз вовремя, чтобы стать главным советником царя во время первого великого кризиса своей жизни; и это стало событием такой важности, что люди говорили и писали об, этом, начиная с того времени и до наших дней.
Все началось с забытого сна. Однажды ночью, во второй год царствования Навуходоносора «снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него». Дан.2,1.
Это не был его первый или последний сон; но в этом сне было что-то особенное, что произвело на него такое необычно глубокое впечатление, что, проснувшись утром, он имел пламенное желание рассказать его другим. Но — увы! — как бывает часто, он не мог вспомнить ни малейшей детали. Это было крайне неприятно.
Затем он вспомнил, что имеет мудрецов, астрологов и гадателей, которые утверждали, что имеют способность открывать тайны. Они, конечно, могут помочь ему. Поэтому он призвал их к себе и приказал немедленно напомнить ему забытый сон.
Они, разумеется, были смущены таким требованием. Это было им не по силам. Они не могли напомнить царю забытый сон, даже чтобы спасти собственную жизнь. Поэтому они сказали: «Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение», стих 7. Хитрые плуты были готовы придумать любое объяснение, — но прежде всего они должны знать сон. Было бы слишком рискованно придумать что-либо такое, что царю вообще не снилось. Это полностью разоблачило бы обманчивый характер всех их заверений. Поэтому не оставалось другого выбора, как признать ограниченность своих возможностей. Они сказали:
«Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни