и уста, говорящие высокомерно», ст. 7. 8.
Затем пророк, пораженный богохульством небольшого рога, поднимает свои взоры выше этого отвратительного существа, стоящего пред ним; он смотрит выше бушующих волн моря, на небо, где Бог сидит на престоле, совершая суд. «Огненная река выходила и проходила пред Ним;
тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги», ст. 10.
Какое успокоение в уверенности, что «над царством человеческим владычествует Всевышний Бог»! Дан. 5, 21.
Но все повторяющиеся богохульства небольшого рога отвлекают Даниила от небесной сцены, и он наблюдает последний акт ужасной драмы, разыгрывающейся на земле.
«Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок», ст. 11. 12.
Затем перед его взорами открывается другая картина. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, .дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится», ст. 13. 14.
На этом видение кончается. Пророк, крайне взволнованный и смущенный всем виденным, вдруг замечает, что он не один. Рядом с ним стоит кто-то, прилетевший из тех чертогов, в которые он только что имел возможность заглянуть. Он просит объяснения, и Ангел отвечает: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков», ст. 17. 18.
В этих немногих словах в сжатом виде дано замечательное описание всей истории мира: четыре всемирных
державы и затем Царство Божие. Но Даниил заинтересован четвертым зверем.
«Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом вновь вышедшим, перед которым выпали три, — о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми, и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые», ст. 19-22.
Объяснение, которое дал Даниилу Ангел, имеет крайне важное значение:
«Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца, царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему», ст. 23-27.
Здесь мы имеем не только одно из самых замечательных, но и одно из самых смелых предсказаний, когда-либо данных миру. В нем упоминается столько подробностей, что если бы хоть одна из них оказалась неправильной, это подорвало бы доверие ко всему пророчеству. В нем указаны цифры, которые можно проверить. В нем указан образ действия известных властей, и в одном случае даже определено время господствования; это такие данные,
которые история может или подтвердить, или же опровергнуть.
Прошло почти 25 веков с той ночи, когда Даниил имел этот сон, и все, показанное ему, исполнилось, — за исключением конечного торжества святых.
Из бурного моря воюющих народов сперва выходит лев с орлиными крыльями, достойный символ Вавилонской империи во дни ее величия. По мере того как ее сила пошла на убыль, и львиное сердце было заменено человеческим, власть перешла к объединенному Мидо-Персидскому царству, изображенному медведем, который «стоял с одной стороны». Когда дни владычества Мидо-Персии приближались к концу, вдруг с изумительной быстротой на сцене появилась Греция — барс с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами — и захватила бразды всемирного правления в свои руки; и как крылья говорят о быстроте действия, так четыре головы указывают на разделение Греции после смерти Александра Македонского. (Подробнее об этом — на стр. 60).
Затем пришел Рим, четвертый зверь, «страшный и ужасный и весьма сильный». Он обрушился на своих врагов с неимоверной силой? поработил многие народы и почти уничтожил первоапостольскую церковь ужасными гонениями.
Века проходили за веками, и Рим начал распадаться, как и было показано в пророчестве о десяти рогах. Эти последние представляют собой десять государств, которые возникли в пятом веке нашей эры на месте развалившейся Римской империи. Это были: алеманы, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, саксы, герулы и ломбарды. Семь из них сохранились в лице современных государств Европы.
До сих пор исторические события в седьмой главе Даниила следуют одно за другим по тому же общему плану, который уже раньше дан во второй главе этой удивительной книги. Но теперь вводится совершенно новая и очень важная подробность.
Среди других рогов появляется «небольшой рог», «ко
торый по виду стал больше прочих», и имел «глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно».
Что это за 1зласть? Ее не трудно найти на основании данного пророк у «писания.
Она должна появиться среди десяти государств, занявших место языческой Римской империи, и искоренить три из них1
Это должна быть высокомерная, деспотическая власть, которая «против Всевышнего будет произносить слова».
Это должна быть власть, притесняющая других, которая будет «угнетать святых Всевышнего».
Это будет религиозная власть, так как она возмечтает отменить праздничное время и закон Божий.
Она должна пользоваться независимостью в течение определенного периода времени: «до времени и времен и полувремени», что составляет 1260 лет.
На протяжении всей истории только одна власть полностью соответствует этому описанию во всех деталях. Это могущественная религиозно-политическая организация, центр которой и но сей день находится в Риме.
Важно заметить, что такое объяснение впервые было дано в 1240 году, больше чем 700 лет тому назад на съезде в Регенсбурге епископом Эбергард из Зальсбурга вблизи Вены. Это объяснение также послужило основанием для первой проповеди доблестного шотландского реформатора Джона Нокса в XVII веке: с того времени это объяснение все снова №1 снова подтверждалось сотнями лучших толкователей Библии. Кто серьезно ищет объяснения этого великого пророчества из Даниила 7, 25, тот убедится, что невозможно не прийти к заключению, что это пророчество точно указывает на деятельность обширной, могущественной, загадочной, полу-религиозной и полу-политической организации, которая в далеком прошлом выросла и приобрела власть на развалинах языческого Рима.
Проследите историю этой религиозной системы со дней, когда Евангелие Христа впервые начало проповедываться в великом городе Риме славными свидетелями, верными миссионерами, прибывшими из Иерусалима; заметьте
постепенное усиление влияния ее епископа, благодаря его положению в столице империи; вспомните его все возрастающие требования признать его главой всей христианской церкви, — требования, которые другие епископы сперва оспаривали, но с которыми, наконец, согласились, — и вы будете иметь определенный ряд, событий, вполне соответствующих описанию появления «небольшого рога». Это была новая всемирная держава среди других царств, претендующая на территорию Римской империи.
Уже во дни Апостола Павла в церкви проявился нездоровый уклон; поэтому он писал к Фессалоникийцам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». 2 Фее. 2, 7.
В то время другая власть «удерживала» и мешала росту небольшого рога. Римские цезари еще продолжали управлять миром, и пока они господствовали, предсказанное отступление не могло развиться.
Но прошло несколько веков; власть цезарей пошла на убыль, а власть епископов возросла. Когда последний из императоров Западного Рима сошел со сцены, и великая Римская империя перестала быть всемирным государством,’ тогда открылся путь для почти неограниченного возвышения Папы. Он не замедлил воспользоваться возможностью захватить освободившийся престол; за короткое время его влияние почти сравнялось с влиянием покоренных цезарей; он начал свое деспотическое правление, и «власть сильного» продолжалась тысячу лет.
Историк Джеймс А. Вилий пишет об установлении правления Пал:
«Наконец Западная Римская империя; распалась. Теперь освободился престол, который так долго был во власти повелителей мира… Падение империи являлось существенной поддержкой в процессе возвышения римского епископа; благодаря этому, во-первых, цезари были устранены с дороги. Де Маистре пишет, что невидимая рука изгнала императоров из «вечного города» и передала его главе вечной Церкви. Во-вторых, это побудило римских
епископов, лишенных влияния императоров, — которые до сих пор оказывали им большую помощь в борьбе за первенство, — прибегнуть к «другому средству, которое составляет самую сущность папства и на котором построено все сложное сооружение духовного и светского господства Пап. . . Римский епископ лишился бы власти вместе с падением Рима, если бы он, как бы предвидя этот кризис, не задержал до этого времени главного удара. Он теперь сослался на более сильный довод, чем все то, чего он лишился в политической борьбе того времени; он объявил, что римский еттскоп — преемник Петра, главный среди Апостолов, и в силу этого — наместник Христа на земле. Выдвинув такие притязания, римский Папа сразу превзошел власть царей и приобрел божественный авторитет. Снова Рим стал повелителем мира, а Папы — его правителями. «Папство, его история, догмы, начало и перспективы». стр. 33. 34.
Кардинал X. Е. Маннинг (1808-1892) писал об этом переходе власти от языческого Рима к папскому:
«Конец Римской империи развязал руки епископам. Какие бы притязания на господство императоры ни предъявляли, и каковы бы ни были раньше притязания римского епископа, — теперь все прежние взаимоотношения были уничтожены более высокой властью. Провидение Божие допустило целый ряд вторжений со стороны готов, ломбардов и венгров, которые разорили Италию и смели с лица земли все остатки империи. Епископы увидели, что они являются единственным авторитетом для установления порядка, мира, законности и безопасности. И с этого благоприятного момента освобождения . . . порвались цепи, которые связывали руки преемника Св. Петра.
В Риме. выросла держава, управляющая умом и волей человека в большей мере, чем делал железный, деспотический Рим. Эта внешняя, сверхъестественная сила, которая руководила действиями и сердцами