В БОГА?
Без Бога нет счастья!
Вопрос о Боге есть главный вопрос всего сущего, и он является не только делом теологов, философов и художников.
Задолго до того, как человек стал что-либо знать о физике и химии, люди всех цветов кожи и всех времен искали Творца мира. Для людей Бог был чем-то само собой разумеющимся, и в этом ничуть не сомневались.
Атеизм начал распространяться только в XIX и XX веках. Будучи убежденными в том, что прогресс науки делает веру в Бога ненужной, сторонники атеизма пришли к выводу: «Религия — это опиум для народа».
Судьба известного атеистического философа Фридриха Ницше (1844- 1900) типична для блужданий современного духа. Хотя он хотел жить без Бога, но увы! Не смог. В конце концов эта борьба и погубила его.
Жизнь Ницше ясно и однозначно показывает, что проблема атеизма является делом сердца, а не ума. Госпоже фон Овербекк он однажды заметил: «Только веру в Христа не оставляйте, мысль о Нем велика и могуча». При этих словах у него к горлу подступил комок. Черты его лица свидетельствовали о его переживании, и он не смог сразу же обрести обычного своего каменного спокойствия. «Я Его оставил. Я хочу создать что-то новое, однако не могу и не хочу возвращаться. Но моя страсть погубит меня».
Многие последовали за ним, и вполне естественно, что и в них отображается безнадежность и несостоятельность мира, противящегося Богу. Сказанное псалмопевцем верно и непоколебимо: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13,1).
Нет в этом мире народа, который бы отрицал существование Бога, как бы ни старались атеисты отыскать такой народ. Плутарх, например, говорит так: «Можно, правда, найти города без стен, без литературы, без царей, без домов, без сокровищ, без денег, без театров, но никто никогда не видел города без святилища и божества, и этого никто никогда не увидит».
Мысль о Боге неискоренима из человеческой жизни, она крепка в ней, атеизм же болезнь цивилизации. Он, как и тенденция к росту числа самоубийств, относится к ненормальным явлениям нашего выродившегося мира.
Дух и природа
Испокон веков на природу смотрели как на великую «иллюстрированную книгу» мудрости Божьей. «Небеса пропо
ведуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь», -говорит псалмопевец (Пс. 18,2).
Апостол Павел пишет римлянам: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Римл. 1,19-20).
Согласно нашим опытам ничего в этом мире само собою не возникает: ни часы без часовщика, ни книги без автора, ни машины без инженера. Отсюда происхождение и существование мира с разумной точки зрения не может быть объяснено иначе как дело рук Творца.
У естествоиспытателя Атаназиуса Кирхера (1601 — 1680) в рабочем кабинете стоял искусно изготовленный глобус. Однажды к нему пришел один из его неверующих друзей и с нескрываемым интересом спросил: «Кто же изготовил этот глобус?» «Никто, — ответил Кирхер, — он возник сам собою». «Ты шутишь со мной, — сказал посетитель, — изготовивший его, должно быть, большой мастер». «Как же так, — возразил ему исследователь, — ты не хочешь верить тому, что этот ничтожный образ земного шара возник сам собою, и в то же время утверждаешь это относительно огромного мира и не хочешь признать Творца?»
Нет ли еще и сегодня таких людей, которые готовы верить только в то, что видят и чувствуют? Им-то Бог как раз и является самыми различными путями. Он обращается к ним через великолепие усеянного звездами летнего неба и открывает свое величие в каждой былинке и в каждом цветке. Современный человек отвечает на это высокомерной улыбкой: «Ведь все это произошло по воле случая». Неужели случая? Разве можно порядок, целесообразность и целенаправленность природы объяснить случаем? Каким только невероятным вещам не приходится безбожникам верить, чтобы быть неверующими! Это и законы, существующие без законодателя, и устройство без устроителя, и движение без движителя! Это и жизнь, которая возникла сама собою. И все это несмотря на то, что всякий ученик средних классов знает, что то, что эволюционисты называют абиогенезом (исходная гипотеза теории возникновения жизни), еще и сегодня остается всего лишь несерьезным предположением.
Разве возможно, например, из тысячи нот при наборе их вслепую в один момент создать дивную «Пасторальную симфонию» Бетховена? Ну а если бы это не удалось с первого раза, то сколько же раз пришлось бы полагаться на слепой случай? С математической точки зрения здесь нулевой шанс.
Маленький опыт может убедить в этом любого. Допустим, мы пронумеровали десять шариков цифрами от 1 до 10. Мы опускаем их в карман и перемешаем. А теперь попытаемся их по порядку — от 1 до 10 — опять вынимать из кармана, при этом каждый вынутый шар мы должны опять возвратить в сумку.
Вероятность достать № 1 соотносится как 1:10. Степень вероятности после № 1 тотчас же вынуть № 2 соотносится как 1:100. Последовательность 1, 2, 3 находится в соотношении 1:1000. Вынуть в правильной последовательности № 4 предполагает вероятность в соотношении 1:10000. Вероятность же достать все шары в их последовательности достигает астрономического соотношения: 1:10 000 000 000.
Для возникновения же непостижимо сложных жизненных процессов, где до мельчайших деталей все закономерно и упорядочено, требуется совпадение столь многих факторов в их правильной последовательности, что случайность здесь практически исключена. Профессор Кресси Моррисон, бывший президент Нью-йоркской академии наук, говорит: «Для возникновения жизни и ее дальнейшего функционирования на нашей Земле нужно такое великое множество важнейших условий, что если смотреть на это с математической точки зрения, то невозможно, чтобы все они в их правильном соотношении друг к другу могли оказаться на какой-то Земле и в какое-то время благодаря слепому случаю. Поэтому в природе должно существовать некое духовное управление».
Вера, что природа основана на разумных законах, привела Кеплера к открытию орбит планет. Этот астроном, который, как и многие ученые, был человеком верующим, якобы сказал однажды: «В творении я ощущаю Бога как бы прикосновением руки».
Кто думает, тот верит
Думать, что все ученые являются неверующими, — значит ошибаться. Все обстоит как раз наоборот. Чем образованней человек, тем больше он благоговеет перед тайной жизни. Французский ученый Луи Пастер сказал об этом однажды так: «Мир еще посмеется над нашей современной материалистической философией. Чем больше я исследую природу, тем больше я поражаюсь и удивляюсь произведениям Создателя».
Бог, Творец звезд и атомов, Строитель великого и малого — есть и наш Бог, Творец и Хранитель человека. Мы не можем мимо Него пройти, не рискуя лишиться подлинного счастья и мира. Без Бога нет счастья! Вот то познание, которое мы можем извлечь из истории и нашей собственной жизни. Атеизм не может удовлетворить человека. «Так как Бога больше нет, одиночество становится невыносимым», — вынужден был признать Ницше в конце жизни. Все божества, которыми подменяли истинного Бога, оказались несостоятельными. Тут и жажда славы, которая стала причиной гибели Александра Македонского, Цезаря, Наполеона. Тут и нищета богатства, о которой Джон Д. Рокфеллер, один из самых богатых людей в мире, однажды сказал: «Кто же самый бедный в мире человек? Я скажу вам кто: самый бедный, которого я знаю, это тот, у которого нет ничего, кроме денег».
Нет, счастье человека не зависит от его социального положения, от его успехов и дел. Когда в последний час, в который все преходящее должно исчезнуть, ты знаешь, что окажешься в объятиях милосердного Творца — вот в чем подлинное счастье!
БОЛЬШЕ НЕЖЕЛИ ПРОСТО КНИГА
Достоверное предание
Важный вопрос, который мы рассмотрим в этой главе, звучит так: действительно ли Бог открыл себя людям? С христианской точки зрения на это существует только один ответ. Бог во все времена обращался к людям. Он и сегодня все еще обращается к нам через Библию.
Даже с чисто человеческой точки зрения видно, что Библия — исключительно своеобразная книга. Она древнее большей части книг человечества и все еще говорит много нам, несмотря на то, что многие ее составители жили более трех тысяч лет тому назад. Библия и отдельные части ее переведены сегодня более чем на 2000 языков, и каждый год распространяются новые миллионы экземпляров. Библия с большим отрывом является «бестселлером» номер один в литературном мире. Какая другая книга могла бы сравниться с Библией? Тиражи полных собраний сочинений Шекспира или Гете ничтожно малы по сравнению с нею. А о трудах, которые, подобно Библии, возникли в древности, вообще и говорить не приходится. Сегодня многие из них известны разве что историкам и археологам, в то время как Библия вызывает к себе все больший интерес.
В плане историческом Библия является весьма достоверным произведением точности, которой поражаются специалисты — археологи и рядовые читатели, а насмешники вынуждены умолкать.
Город Ниневия, к примеру, — могущественная столица ассирийцев, был полностью разрушен в 612 году до Р.Х. и до XIX века был только известен из Ветхого завета.
Греческие и римские историки ничего не могли рассказать потомкам об этом городе. Когда Ксенофонт в 401 году до Р.Х. проходил с 10 000 греческими воинами по этим местам, то никто не смог сообщить ему даже название города. По этому поводу Вольтер и его единомышленники посмеивались над Библией, называя ее собранием сказок. Однако в сороковых годах прошлого столетия Ниневия вновь восстала из праха, чтобы своими сохранившимися через тысячелетия руинами подтвердить в этом скептическом мире истинность библейских повествований. Французу Ботте и англичанину Лайярду выпала честь, благодаря произведенным ими раскопкам, сделать древнюю Ниневию доступной далеким потомкам. В современном Хорзабаде Ботта обнаружил дворец ассирийского царя Саргона (722 — 705 гг. до Р.Х.), существование которого критики также подвергали сомнению, так как его имя упоминалось только в одном стихе Ветхого завета. Лайярд, производив
ший раскопки в Месопотамии между 1845 и 1854 годами, и является собственно человеком, открывшим остатки города, — два холма, состоявшие из руин. Под одним, Неби Юнусом, Лайярд нашел дворец царя Асархаддона (681 — 669 гг. до Р.Х.), а под другим, Куюнджиком, — дворец Се-нахерима (705 — 681 гг. до Р.Х) и Ашшурбанипала (669 -626 гг. до Р.Х.). Последняя находка оказалась самой сенсационной, так как удалось найти библиотеку царя, состоявшую из 20 000 пронумерованных глиняных табличек. Одна из них содержит сообщение о всемирном потопе в вавилонском изложении. Оно совпадает с повествованием Библии настолько полно, что сегодня уже никто не решится представлять рассказ Библии о потопе как иудейскую легенду. На всех этих табличках имелись тексты, написанные вавилонской клинописью.
Пока Ботта вел раскопки в Хорзабаде, англичанин Раулинсон