дальнейшие разъяснения.
Если бы мы захотели пункт за пунктом прокомментировать все подробности этого божественного предсказания, нам бы пришлось выйти за рамки этой книги. Даже если попытаться прокомментировать исполнение только одного высказывания: «И… будет… угнетать святых Всевышнего…» (Дан. 7,25), то для этого потребовались бы целые тома. Свирепость, с которой эта власть уничтожала тысячи и тысячи людей, непостижима для истинных христиан. Человеческий гений изобрел такие орудия пыток и такие способы умерщвления людей (например, костры), которые позволяли как можно дольше сохранять жизнь жертв, пока наконец смерть не избавляла их от жесточайших мук.
То, что происходило в эпоху средневековья и во время контрреформации, мало согласуется с учением Иисуса, провозглашенным Им в «Нагорной проповеди». «Христианские» преследования христиан были и остаются пощечиной Христу. Иисус, правда, предвидел такие заблуждения, и Его предсказание по этому вопросу исполнилось. «…Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Иоан. 16,2,3). А теперь мы обстоятельно ознакомимся с еще одним весьма характерным признаком рога (Дан. 7,25). Это поможет нам еще яснее видеть, о какой власти идет здесь речь.
Но чтобы понять это, нам придется сначала заняться такими вопросами, которые могут показаться посторонними. После того как внимательно прочитаем следующие главы об Иисусе Христе, Спасителе, мы лучше поймем то, что Бог открыл пророкам относительно конца истории.
КТО ПОМОЖЕТ МИРУ?
Свидетельство истории
Пророчество, как и все Священное Писание, дано для того, чтобы спасти человечество. В Библии отражены только те события истории мира, которые имеют прямое отношение к истории искупительного подвига Христа и к истории спасения. Именно это придает Библии авторитет и силу, ибо только она указывает нам путь к Богу, а этот путь — Иисус Христос.
Поэтому апостолы верно говорили: «О Нем все пророки свидетельствуют» (Деян. 10,43). Для них Христос был началом, срединой и концом Священного Писания. И действительно, Иисус занимает в нашей жизни главное место, ибо Он стоит в начале как наш Творец, в средине — как Избавитель, а в конце — как наш Судья.
К сожалению, это признают далеко не все; многие соблазнялись и соблазняются в Нем. От Него отрекаются, Его ненавидят, над Ним издеваются, Его ежедневно распинают, а Он как был Всемогущим, мимо которого никто не может пройти и влияния которого не могут избежать ни верующие, ни неверующие, так и остается Им.
И какими только лукавыми путями не пытались уничтожить истину об Иисусе Христе! Вопреки всем историческим свидетельствам находились такие, которые утверждали, что Его вообще не было. Так, о Наполеоне, рассказывают, что он, прибыв в октябре 1808 года по случаю Эрфуртского конгресса в Веймар и беседуя с поэтом Виландом, шепнул ему: «Это впрочем еще большой вопрос, жил ли когда-либо Христос». На фоне исторических свидетельств, подтверждающих существование Иисуса Христа, здесь мы имеем дело с типичным случаем, когда желаемое принимается за действительное. Раз уж не должно быть Христа, то Его и нет.
Но происхождение христианства — это не просто возникновение идеи о Христе, а подлинный исторический факт появления Назарянина, который был распят Понтием Пилатом.
Хотя у нас нет книг, написанных Им, однако мы располагаем целым рядом исторических свидетельств, не допускающих ни малейшего сомнения в том, что человек Иисус из Назарета действительно был. Из иудейских источников, например из Талмуда, ясно видно, что раннее иудейство ни на йоту не подвергало сомнению историческое существование Христа. А ведь как раз доказательство того, что Иисуса не было, явилось бы самым убедительным аргументом синагоги в борьбе с зарождающимся христианством! То же можно сказать и в отношении врагов из язычников. Несомненно,
что Цельс, основные идеи которого известны нам из памфлета-возражения остроумному и одаренному отцу церкви Оригену, охотно оспаривал бы исторический факт жизни Иисуса. Однако со времен Христа и до самой Реформации мы не находим даже следа подобной попытки. В своем труде «Иудейские древности» современник апостолов Иосиф Флавий сообщает об Иисусе: «В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был учителем людей, с радостью принимающих истину, привлекая к себе многих, в том числе и эллинов. Он-то и был Христом. По доносу наших старейшин Пилат распял его. Но те, которые его любили, не оставили его, ибо он на третий день снова явился им живым, как это и было предсказано богодухновенными пророками, которые также предвозвестили об этом, равно как и о тысяче других дел. И до нынешнего дня есть еще люди, называющие себя по имени его «христианами». Если допустить, что это сообщение впоследствии подверглось обработке со стороны христиан — как полагают некоторые историки, то суть свидетельства о том, что Иисус существовал, невозможно опровергнуть.
Кроме иудейских источников до нас дошли сообщения некоторых римских историков о Христе. Так, Тацит повествует о преследовании христиан Нероном и правильно производит само понятие «христиан» от имени Христа, который был казнен при императоре Тиберии прокуратором Понтием Пилатом». В трудах Светония и Плиния Младшего тоже вновь упоминается имя Христос. Следовательно о мифотворчестве, связанном с именем Христа не может быть и речи. Историчность Иисуса для беспристрастного историка так же непреложна, как и историчность Юлия Цезаря. Те, кто распространяет теории о мифичности Христа, попросту не являются историками. Такие знаменитые историки, как Л. Ранке, Д. Уэллс и А. Тойнби, открыто заявляют о своей уверенности в историческом существовании Иисуса.
Но самыми важными источниками, подтверждающими существование Христа, являются послания апостола Павла и сведения, содержащиеся в Евангелиях. Хотя они и не представляют собой чисто биографических документов, а являются свидетельствами веры, они тем не менее исторические документы, свидетельствующие о личности Иисуса и Его учении. Евангелисты нисколько не фальсифицировали события, да и не могли позволить себе какие-либо их фальсификации.
Сам Иисус Христос не оставил нас в неведении относительно своей личности. На вопрос Иоанна Крестителя: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11,3), Он ответил цитатой из пророка Исаии, которая относилась к Мессии: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Матф. 11,5). Когда первосвященник спросил Его перед судом: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил ясно и недвусмысленно: «Я» (Марк. 14, 61, 62).
Во Христе исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета. Надежда на явление Мессии (евр. «машиах», греч. «Христос», русск. «Помазанный») есть единственный в своем роде феномен ветхозаветной вести. Здесь мы касаемся самой сердцевины Божественного откровения, предвозвещавшего явление этой личности.
Во дни Христа с нетерпением и жаждой ожидали явления Мессии. Существовавшие в то время различные направления в религиозной мысли были единодушны в одном: день Его выступления уже не за горами. Помимо богодухновенной Библии образовался целый литературный круг, занимавшийся явлением Мессии. При этом исходными позициями оставались положения Ветхого Завета. И только в вопросе о том, каким образом Он должен явиться, были разные взгляды. Находящиеся под гнетом римского ига цеплялись прежде всего за те свидетельства, где говорилось о победоносном характере Помазанника. Они были уверены в том, что Мессия явится как полновластный полководец и судья и расправится с идолопоклонниками — язычниками. И тогда Израиль станет в мировой политической иерархии первым государством. Так думали фарисеи и зелоты. Так думали и ессеи, знания о которых со времени находки кумранских рукописей у Мертвого моря у нас значительно расширились.
Все эти религиозно-политические грезы весьма умаляют страдания Божьего Посланника. А ведь Ветхий Завет говорит о них. В мессианских свидетельствах нет и речи о политическом перевороте, а только о спасении человечества от греха. Насколько же превратно понимали миссию Христа современники Иисуса, и даже Его собственные ученики, Его мать и Его родственники!
Невзирая на желания и мнения людей, Иисус шел Своей дорогой. Сознание Своего посланнического призвания пробудилось в Нем еще в юношеском возрасте (см. Лук. 2,49). Он понимал, что пришел на землю не для того, чтобы
судить грешников, а чтобы спасти их (см. Лук. 19,10). ПОЭТОМУ Он призывал людей к спасению: Царство Божье наступает не в светском, политическом смысле, а в духовном, ибо царство сатаны будет побеждено (см. Лук. 11, 20). В Его Царстве нет места для надеющихся на собственную праведность, а только для тех, кто нуждается в спасении (см. Лук. 5,31). Оно приходит только от Бога, человек не может его заслужить. Спасение Божье — это прощение грехов, это Евангелие, Благая весть. Призыв к спасению — это призыв к обращению (см. Матф. 18,3) и к готовности следовать за Ним. Обращение должно быть бесповоротным (см. Лук. 9,62) — оно проявляется в истинном послушании заповедям Божьим (см. Матф. 19, 16-21).
Наша уверенность в том, что Бог прощает приходящих к Нему, покоится в Его смерти на кресте, примиряющей нас с Ним. Тот, Кто не знал греха из любви к грешнику, берет на себя праведный приговор, чтобы освободить осужденного и избавить его от вечных последствий суда (см. Марк. 10,45).
Этот единственный в своем роде путь, полный величия и страданий, Иисус завершил в тот пасхальный день в 31 году н. э., когда Он, осужденный Пилатом и иудеями, взял на Свои израненные плечи позорный крест, чтобы примирить человечество с Богом. Это было предсказано пророком Исаией за 700 лет до этого (см. Ис. 53, 3-6).
Только этот Христос есть истинный Христос, Посланник Бога. Все прочие, выдающие себя за Христа, исполняют слова пророчества: «Ибо восстанут лжехристы» (см. Матф. 24,25). Иисус из Назарета есть Богом посланный для нашего спасения Избавитель, о котором предсказано в Ветхом Завете.
Но нам надо коснуться тайны искупления еще и с другой стороны. Большая часть израильтян отвергла Его не только потому, что Он был таким Мессией, который не вписывался в их ограниченные человеческие представления о грядущем Избавителе, а в большей степени потому, что Он выступил с неслыханными притязаниями. То, что раввины говорили о невидимом, всемогущем, святом Боге, Он относил к Себе. Где двое или трое заседают в суде, там слава Господня посреди них, утверждали законоучители. Исходя из этого, Иисус говорил: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18, 20). Расслабленному, которого спустили через кровлю к Нему в переполненный дом, Он сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Так и чувствуется гневное недоумение, с трудом подавляемое возмущение законоучителей в описании
евангелиста Марка: «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога» (Марк. 2, 6, 7).
Он считает себя