летит лихих наездников орава.
Что встреча с этим племенем сулит?
Своё семейство разделил Иаков:
с детьми служанок он послал вперёд,
за ними Лия с младшими идёт,
за ней Рахиль, охваченная страхом,
Иосифа ведёт.
А сам Иаков вышел в поле, к брату.
он отдал в знак раскаянья, как плату
И подбежал Исав к нему навстречу.
На шею брата со слезами пал
и обнимал его и целовал,
И слышались взволнованные речи,
и мира час настал.
Встреча и примирение Иакова и Исава
Тут подоспели жёны, дети, люди,
к Исаву на поклон.
Пришли стада, коровы и верблюды,
Исав сказал: «Зачем же ты так много
дарил скота мне на моём пути»?
«Твоё благоволение найти
пытался я, чтоб не судил ты строго
и прошлое простил».
«Но я и так владею очень многим,
оставь себе своё, –
Сказал Исав. «Не будь таким жестоким,
прими благословение моё, –
Иаков отвечал родному брату, –
Ведь многое Господь мне даровал
и счастлив я, что ты меня признал.
Прими же от меня свою награду,
что мне Господь послал».
Исав ответил: «Ладно. Я согласен.
Вставай, пойдём в Сеир».
«О нет, мой господин, я здесь не властен,
не скоро я приду к тебе на пир.
Ведь скот без дойки сгинет в перегоне.
И дети так малы и так нежны.
На день мы задержаться тут должны,
не то скотину насмерть мы загоним –
слова мои верны»!
Исав сказал: «С тобой людей оставлю,
которые при мне».
«Зачем, – сказал Иаков, – Сам управлюсь,
моих людей достаточно вполне.
Мне б только обрести благоволенье
в очах у господина моего,
ведь больше я не жажду ничего»!
И подошло последнее мгновенье.
Исав обнял его
и ускакал на Юг с людьми своими,
И братья, словно снова породнились,
и в их сердца пришёл желанный мир.
Иаков же, собрав своё богатство,
отправился в Сокхоф, к большой реке.
И дом построил, а невдалеке
загоны для скота на том пространстве
поставил налегке.
Лишь там пожив, на землю Ханаана
вернулся он совсем.
И вот большим расположился станом
в местах отцов, под городом Сихем.
И оглядевшись, откупил он вскоре
часть поля, где поставил свой шатёр.
За сто монет для стад своих простор
купил Иаков у сынов Еммора
в долине между гор.
И как в Сихеме Авраам когда-то,
он жертвенник воздвиг,
душевной благодарностью объятый
за то, что снова родины достиг.
И Божье имя там призвал Иаков.
Израилева Бога он призвал.
И будто снова жить он начинал.
И родину, избавившись от страха,
Он снова открывал.
**********************************
1. Падая ниц перед Исавом семь раз (число полноты, совершенства и пр.)
Иаков выражает этим отсутствие в нём горделивых замыслов –
гоподствовать над старшим братом и раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения;
Сихем, сын Еммора, сделал Дине насилие; месть её братьев.
Уж восемь лет Иаков с сыновьями
спокойно тут живут.
Они своими заняты делами:
торгуют и стада свои пасут.
И вот однажды, праздник был в Сихеме
И Дина вышла в город погулять,
одежды посмотреть и подобрать.
В старинной красовалась диадеме,
лицу её подстать.
Её увидел юный сын Еморра
по имени Сихем.
Влюбился он в неё, себе на горе.
В шатёр свой княжий к вечеру обманом
и сладкой речью деву заманил,
подарками её приворожил
и взял её в подпитии дурманном,
насилие свершив.
Но так Сихем успел влюбился в Дину,
что стал просить отца,
чтоб тот её женою взял для сына.
Она же с ним до самого конца
пройти согласна всю дорогу жизни.
Ей по сердцу красавец-хананей.
Ей мил Сихем, хоть он и не еврей,
но пусть благословит его Всевышний.
И всех он ей милей.
И вот Еммор к Иакову приходит,
и с ним он говорит.
Но братьев Дины он в шатре находит,
и каждый гневом праведным кипит.
Еммор тут стал просить сестру их в жёны
наследнику, влюблённому в неё.
Сихем сказал: «имущество моё,
дары, большое вено1 по закону
отдам я за неё».
Еммор сказал им: «Породнитесь с нами.
И наших дочерей
себе по сердцу выбирайте сами,
а ваши пусть идут за сыновей
Сихемских, ханаанского народа.
Давайте вместе жить. И вот земля –
долины и обширные поля:
приобретайте их себе в угоду,
сердца нам веселя».
И отвечали Симеон и Левий,
задумав злую месть:
«Мы за него отдать не можем деву,
и этот муж позорит нашу честь:
ведь не обрезан он, как наши люди,
не может он для Дины мужем стать,
но если наш закон готов принять,
пускай берёт и родственником будет.
Должны вы это знать.
И мы готовы с вами породниться
но прежде в том должны мы убедиться,
что наш закон Сихем себе берёт.
Когда весь пол мужской обрезан будет,
мы с вами вместе дружно заживём,
и в жёны дочерей у вас возьмём,
и нас Господь за это не осудит.
Иначе мы уйдём.
Слова пришлись Сихему и Еммору.
исполнил всё, согласно договору.
И прежде, чем спустилась ночи тень,
весь город у ворот его собрали
Сихемский князь Еммор и сын Сихем.
Мужам они поведали затем
о том, что у Иакова узнали.
И ясно стало всем,
что выгодно с Иаковом совместно
Подумали, поспорили и честно
весь пол мужской решили обрезать.
На третий день, когда они болели
и, как один, страдали и слегли,
от боли молвить слова не могли,
два брата Дины – Симеон и Левий
с мечами к ним вошли.
Еммора и Сихема зарубили,
а Дину увели.
С людьми своими всех мужчин убили.
И вот Сихем в разрухе и пыли.
Затем они опять пришли к убитым
и полностью разграбили Сихем,
весь скот с полей угнали, а затем
забрали, местью насладясь досыта,
детей и женщин в плен.
Иаков сыновьям сказал с укором:
«Я вами возмущён!
Вы мстили, нарушая договоры,
деяньем ваших рук я удручён.
Теперь все Хананеи, Ферезеи
меня возненавидят навсегда.
Они нас истребят, не пожалеют.
Мы сгинем без следа».
Но отвечали Левий с Симеоном:
«Стерпеть мы не могли,
чтоб, как с блудницей, вопреки законам,
с родной сестрою нашей, дочкой Лии.
Но что сегодня чувствует она?
Она – листок подхваченный стихией –
несчастна и грустна…
**
1. вено — плата, которую жених, по обычаю древнего Востока, вносил отцу невесты с целью её обеспечения на случай развода.
Иаков возвратился в Вефиль; Смерть Рахили при родах Вениамина; Её погребение; Иаков приходит к отцу – Исааку; Кончина Исаака.
И вот Господь Иакову явился –
в Вефиль велел идти,
в места, где ночью он остановился,
когда к Харрану был на полпути.
Тогда сказал Иаков всем домашним:
«Чужих богов отбросьте, что у вас,
очиститесь, пришёл расплаты час,
Сихем для нас отныне – день вчерашний.
Идём в Вефиль. Там жертвенник устрою
я Богу моему,
а идолов от ваших глаз укрою,
отправлю их в безвестие и тьму».
И отдали Иакову эмблемы,
всех терафимов, серьги из ушей.
Чужих богов, прижившихся уже,
он закопал под дубом, близ Сихема,
с тревогой на душе.
Но патриарх тревожился напрасно.
сковал своей рукой могучей властно
людей во всех окрестных городах.
Никто из хананеев не решился
преследовать Иакова сынов.
И вот, венцом мечты и грустных снов,
Вефиль на горизонте появился –
край странствия отцов.
Иаков Богу жертвенник устроил
и Бог себя явил.
Он словом патриарха удостоил.
Иакова Господь благословил:
Израиль – так нарёк ему Он имя,
своё веленье снова подтвердив,
пророчеством дорогу осветив.
С Израилем навеки Бог отныне
в земном его пути.
И Всемогущий Бог, благословляя,
Иакову сказал:
«Плодись и умножайся процветая,
как Я отцам твоим обетовал.
Один народ и множество народов
из чресл твоих появятся на свет.
Царей плеяда свой оставит след
под Божьим лучезарным небосводом
за чередою лет.
А землю Авраама, Исаака
тебе я отдаю,
на все века величия и страха,
твоим потомкам – родину твою»!
И Бог восшёл неслышно, как явился.
Иаков Богу памятник воздвиг,
возлил елей, к подножию приник
и благодарно к Богу обратился
души его родник.
И место встречи с Богом вновь назвал он
Вефиль – то «Божий дом».
«Я так за то его назвал, – сказал он:
что Бог мне говорил на месте сём».
И вот Иаков и его родные
пошли в Евфару – древний Вифлеем.
Но не дойдя до Вифлеемских стен,
Рахиль познала схватки родовые
и родила затем.
А роды были для неё опасны,
но не попомнив зла,
она ушла в мучениях ужасных.
Бенони1 имя сыну нарекла.
Отец его назвал Вениамином.2
Любимую жену он схоронил
и памятник над гробом водрузил.
(Гробница та известна и поныне).
Рахиль он пережил.
Давно не видно памятника в поле.
За башнею Гедер.
Идя вперёд, в Хеврон, по Божьей воле,
Иаков снова ставит свой шатёр.
И вновь беда – покоя нет на свете:
его Рувим (об этом он узнал)
с наложницею Валлою преспал,
отцово ложе обесчестив этим.
И патриарх страдал.
Но час настал – Иаков с сыновьями
пришёл к отцу в Хеврон.
Тринадцать лет совместными делами
с родным отцом с тех пор был занят он.
Но срок ему пришёл грустить и плакать:
прожив свои сто восемьдесят лет,
Господь призрел на душу Исаака.
Иаков и Исав отца родного
в пещере погребли.
При Мамре, в Махпеле рыдают снова,
где раньше предки свой покой нашли.
Иаков с сыновьями здесь у гроба.
Двенадцать сыновей его семья.
Здесь идумеев славные князья –
Сыны Исава. И горюют оба –
Иаков и Исав.
************************************
Примечания:
1. Бенони — «дитя скорби», как назвала его умирающая мать;
2. Вениаман (Беньямин) — «сын силы», или «сын юга» (евр.),
как назвал его отец, не желая, чтобы имя последнего сына
растравляло его скорбь об утрате Рахили.
Любовь Израиля к Иосифу; Сны Иосифа; Он брошен братьями в ров; Иосиф продан в рабство; Печаль Иакова.
Иаков жил на землях Ханаана,
где странствовал отец.
Пшеницу сеял, пас своих баранов,
доил верблюдиц, стриг стада овец.
Его сыны пасли стада большие,
меньшой – Иосиф братьям помогал.
В семнадцать лет он братьев понимал
и слухи доводил о них худые.
Отец ему внимал.
Отец любил Иосифа безмерно.
Жены любимой сын
был для него единственным, наверно,
на свете самым близким и родным,
его духовным другом и надеждой.
Он с сыном вечерами говорил
о жизни и, однажды, подарил
он сыну разноцветную одежду.
И тот её носил.
А братья, увидав любовь отцову,
с ним стали враждовать.
И зависть родилась под отчим кровом,
и души стала тайно отравлять.
Вот раз, Иосиф к братьям обратился.
Решил им рассказать тот вещий сон,
который как-то ночью видел он.
И сну тому он очень удивился
и был им поражён.
«Вот вяжем мы снопы на поле нашем, –
он братьям говорит, –
Мой сноп по центру, а вокруг все ваши.
Мой сноп прямой, спокойно так стоит.
И моему все ваши поклонились».
Стерпеть такое братья не могли –
скрипя зубами от него ушли
и ненавистью к младшему прониклись –
ругали и кляли.
Иосиф был наивен бесконечно.
Он ревности не знал.
И снова откровенно и беспечно
свой новый сон он братьям рассказал:
«И видел я – луна и солнце светят
и с ними звёзды – столько, сколько вас.
И все мне поклонились, и не раз.
Такие чудеса на белом свете!» –
закончил он рассказ.
Иаков отчитал его за это:
«Не думаешь ли ты,
что можешь, ночь проспавши до расвета,
смотреть на нас с небесной высоты?
Да как посмел ты выдумать такое,
чтоб мать с отцом и братья, вдруг, смогли
склониться пред тобою до земли?
Весь этот странный сон – не что иное,
как выдумки твои»!
Однажды, братья вышли со стадами,
пасти их под Сихем.
Они в краю далёком, за горами.
И долго нет вестей от них совсем.
Отец послал Иосифа за ними
узнать о их здоровье, цел ли скот,
не знают ли они иных забот.
И, повидавшись с братьями родными,
Иосиф шёл в Сихем и заблудился.
Но в поле повстречал
он странника. Тот вовремя явился –
ему дорогу к братьям указал.
И вот Иосиф их нашёл в Дофане.
Они его увидели вдали
и мысли об убийстве им пришли:
«О снах своих болтать он