Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

вдали

летит лихих наездников орава.

Что встреча с этим племенем сулит?

Своё семейство разделил Иаков:

с детьми служанок он послал вперёд,

за ними Лия с младшими идёт,

за ней Рахиль, охваченная страхом,

Иосифа ведёт.

А сам Иаков вышел в поле, к брату.

Семь раз поклон земной1

он отдал в знак раскаянья, как плату

за униженье и обман былой.

И подбежал Исав к нему навстречу.

На шею брата со слезами пал

и обнимал его и целовал,

И слышались взволнованные речи,

и мира час настал.

Встреча и примирение Иакова и Исава

Тут подоспели жёны, дети, люди,

к Исаву на поклон.

Пришли стада, коровы и верблюды,

овец и коз огромный перегон.

Исав сказал: «Зачем же ты так много

дарил скота мне на моём пути»?

«Твоё благоволение найти

пытался я, чтоб не судил ты строго

и прошлое простил».

«Но я и так владею очень многим,

оставь себе своё, –

Сказал Исав. «Не будь таким жестоким,

прими благословение моё, –

Иаков отвечал родному брату, –

Ведь многое Господь мне даровал

и счастлив я, что ты меня признал.

Прими же от меня свою награду,

что мне Господь послал».

Исав ответил: «Ладно. Я согласен.

Вставай, пойдём в Сеир».

«О нет, мой господин, я здесь не властен,

не скоро я приду к тебе на пир.

Ведь скот без дойки сгинет в перегоне.

И дети так малы и так нежны.

На день мы задержаться тут должны,

не то скотину насмерть мы загоним –

слова мои верны»!

Исав сказал: «С тобой людей оставлю,

которые при мне».

«Зачем, – сказал Иаков, – Сам управлюсь,

моих людей достаточно вполне.

Мне б только обрести благоволенье

в очах у господина моего,

ведь больше я не жажду ничего»!

И подошло последнее мгновенье.

Исав обнял его

и ускакал на Юг с людьми своими,

к себе в родной Сеир.

И братья, словно снова породнились,

и в их сердца пришёл желанный мир.

Иаков же, собрав своё богатство,

отправился в Сокхоф, к большой реке.

И дом построил, а невдалеке

загоны для скота на том пространстве

поставил налегке.

Лишь там пожив, на землю Ханаана

вернулся он совсем.

И вот большим расположился станом

в местах отцов, под городом Сихем.

И оглядевшись, откупил он вскоре

часть поля, где поставил свой шатёр.

За сто монет для стад своих простор

купил Иаков у сынов Еммора

в долине между гор.

И как в Сихеме Авраам когда-то,

он жертвенник воздвиг,

душевной благодарностью объятый

за то, что снова родины достиг.

И Божье имя там призвал Иаков.

Израилева Бога он призвал.

И будто снова жить он начинал.

И родину, избавившись от страха,

Он снова открывал.

**********************************

Примечание:

1. Падая ниц перед Исавом семь раз (число полноты, совершенства и пр.)

Иаков выражает этим отсутствие в нём горделивых замыслов –

гоподствовать над старшим братом и раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения;

Бытие. Глава 32

Сихем, сын Еммора, сделал Дине насилие; месть её братьев.

Уж восемь лет Иаков с сыновьями

спокойно тут живут.

Они своими заняты делами:

торгуют и стада свои пасут.

И вот однажды, праздник был в Сихеме

И Дина вышла в город погулять,

одежды посмотреть и подобрать.

В старинной красовалась диадеме,

лицу её подстать.

Её увидел юный сын Еморра

по имени Сихем.

Влюбился он в неё, себе на горе.

Покой и разум потерял совсем.

В шатёр свой княжий к вечеру обманом

и сладкой речью деву заманил,

подарками её приворожил

и взял её в подпитии дурманном,

насилие свершив.

Но так Сихем успел влюбился в Дину,

что стал просить отца,

чтоб тот её женою взял для сына.

Она же с ним до самого конца

пройти согласна всю дорогу жизни.

Ей по сердцу красавец-хананей.

Ей мил Сихем, хоть он и не еврей,

но пусть благословит его Всевышний.

И всех он ей милей.

И вот Еммор к Иакову приходит,

и с ним он говорит.

Но братьев Дины он в шатре находит,

и каждый гневом праведным кипит.

Еммор тут стал просить сестру их в жёны

наследнику, влюблённому в неё.

Сихем сказал: «имущество моё,

дары, большое вено1 по закону

отдам я за неё».

Еммор сказал им: «Породнитесь с нами.

И наших дочерей

себе по сердцу выбирайте сами,

а ваши пусть идут за сыновей

Сихемских, ханаанского народа.

Давайте вместе жить. И вот земля

долины и обширные поля:

приобретайте их себе в угоду,

сердца нам веселя».

И отвечали Симеон и Левий,

задумав злую месть:

«Мы за него отдать не можем деву,

и этот муж позорит нашу честь:

ведь не обрезан он, как наши люди,

не может он для Дины мужем стать,

но если наш закон готов принять,

пускай берёт и родственником будет.

Должны вы это знать.

И мы готовы с вами породниться

жить, как один народ,

но прежде в том должны мы убедиться,

что наш закон Сихем себе берёт.

Когда весь пол мужской обрезан будет,

мы с вами вместе дружно заживём,

и в жёны дочерей у вас возьмём,

и нас Господь за это не осудит.

Иначе мы уйдём.

Слова пришлись Сихему и Еммору.

И юноша в тот день

исполнил всё, согласно договору.

И прежде, чем спустилась ночи тень,

весь город у ворот его собрали

Сихемский князь Еммор и сын Сихем.

Мужам они поведали затем

о том, что у Иакова узнали.

И ясно стало всем,

что выгодно с Иаковом совместно

богатство умножать.

Подумали, поспорили и честно

весь пол мужской решили обрезать.

На третий день, когда они болели

и, как один, страдали и слегли,

от боли молвить слова не могли,

два брата Дины – Симеон и Левий

с мечами к ним вошли.

Еммора и Сихема зарубили,

а Дину увели.

С людьми своими всех мужчин убили.

И вот Сихем в разрухе и пыли.

Затем они опять пришли к убитым

и полностью разграбили Сихем,

весь скот с полей угнали, а затем

забрали, местью насладясь досыта,

детей и женщин в плен.

Иаков сыновьям сказал с укором:

«Я вами возмущён!

Вы мстили, нарушая договоры,

деяньем ваших рук я удручён.

Теперь все Хананеи, Ферезеи

меня возненавидят навсегда.

Их много. Угрожает нам беда.

Они нас истребят, не пожалеют.

Мы сгинем без следа».

Но отвечали Левий с Симеоном:

«Стерпеть мы не могли,

чтоб, как с блудницей, вопреки законам,

язычники вести себя могли

с родной сестрою нашей, дочкой Лии.

Вот Дина за позор отомщена»!

Но что сегодня чувствует она?

Она – листок подхваченный стихией –

несчастна и грустна…

**

Примечание:

1. вено — плата, которую жених, по обычаю древнего Востока, вносил отцу невесты с целью её обеспечения на случай развода.

Бытие. Глава 33

Иаков возвратился в Вефиль; Смерть Рахили при родах Вениамина; Её погребение; Иаков приходит к отцу – Исааку; Кончина Исаака.

И вот Господь Иакову явился –

в Вефиль велел идти,

в места, где ночью он остановился,

когда к Харрану был на полпути.

Тогда сказал Иаков всем домашним:

«Чужих богов отбросьте, что у вас,

очиститесь, пришёл расплаты час,

Сихем для нас отнынедень вчерашний.

Я слышал Божий глас!

Идём в Вефиль. Там жертвенник устрою

я Богу моему,

а идолов от ваших глаз укрою,

отправлю их в безвестие и тьму».

И отдали Иакову эмблемы,

всех терафимов, серьги из ушей.

Чужих богов, прижившихся уже,

он закопал под дубом, близ Сихема,

с тревогой на душе.

Но патриарх тревожился напрасно.

Ужасный Божий страх

сковал своей рукой могучей властно

людей во всех окрестных городах.

Никто из хананеев не решился

преследовать Иакова сынов.

И вот, венцом мечты и грустных снов,

Вефиль на горизонте появился –

край странствия отцов.

Иаков Богу жертвенник устроил

и Бог себя явил.

Он словом патриарха удостоил.

Иакова Господь благословил:

Израиль – так нарёк ему Он имя,

своё веленье снова подтвердив,

пророчеством дорогу осветив.

С Израилем навеки Бог отныне

в земном его пути.

И Всемогущий Бог, благословляя,

Иакову сказал:

«Плодись и умножайся процветая,

как Я отцам твоим обетовал.

Один народ и множество народов

из чресл твоих появятся на свет.

Царей плеяда свой оставит след

под Божьим лучезарным небосводом

за чередою лет.

А землю Авраама, Исаака

тебе я отдаю,

на все века величия и страха,

твоим потомкам – родину твою»!

И Бог восшёл неслышно, как явился.

Иаков Богу памятник воздвиг,

возлил елей, к подножию приник

и благодарно к Богу обратился

души его родник.

И место встречи с Богом вновь назвал он

Вефиль – то «Божий дом».

«Я так за то его назвал, – сказал он:

что Бог мне говорил на месте сём».

И вот Иаков и его родные

пошли в Евфару – древний Вифлеем.

Но не дойдя до Вифлеемских стен,

Рахиль познала схватки родовые

и родила затем.

А роды были для неё опасны,

но не попомнив зла,

она ушла в мучениях ужасных.

Бенони1 имя сыну нарекла.

Отец его назвал Вениамином.2

Любимую жену он схоронил

и памятник над гробом водрузил.

(Гробница та известна и поныне).

Рахиль он пережил.

Давно не видно памятника в поле.

За башнею Гедер.

Идя вперёд, в Хеврон, по Божьей воле,

Иаков снова ставит свой шатёр.

И вновь беда – покоя нет на свете:

его Рувим (об этом он узнал)

с наложницею Валлою преспал,

отцово ложе обесчестив этим.

И патриарх страдал.

Но час настал – Иаков с сыновьями

пришёл к отцу в Хеврон.

Тринадцать лет совместными делами

с родным отцом с тех пор был занят он.

Но срок ему пришёл грустить и плакать:

прожив свои сто восемьдесят лет,

покинул Исаак сей Божий свет,

Господь призрел на душу Исаака.

Бог помнит свой обет.

Иаков и Исав отца родного

в пещере погребли.

При Мамре, в Махпеле рыдают снова,

где раньше предки свой покой нашли.

Иаков с сыновьями здесь у гроба.

Двенадцать сыновей его семья.

Здесь идумеев славные князья –

Сыны Исава. И горюют оба –

Иаков и Исав.

************************************

Примечания:

1. Бенони — «дитя скорби», как назвала его умирающая мать;

2. Вениаман (Беньямин) — «сын силы», или «сын юга» (евр.),

как назвал его отец, не желая, чтобы имя последнего сына

растравляло его скорбь об утрате Рахили.

Бытие. Глава 34

Любовь Израиля к Иосифу; Сны Иосифа; Он брошен братьями в ров; Иосиф продан в рабство; Печаль Иакова.

Иаков жил на землях Ханаана,

где странствовал отец.

Пшеницу сеял, пас своих баранов,

доил верблюдиц, стриг стада овец.

Его сыны пасли стада большие,

меньшой – Иосиф братьям помогал.

В семнадцать лет он братьев понимал

и слухи доводил о них худые.

Отец ему внимал.

Отец любил Иосифа безмерно.

Жены любимой сын

был для него единственным, наверно,

на свете самым близким и родным,

его духовным другом и надеждой.

Он с сыном вечерами говорил

о жизни и, однажды, подарил

он сыну разноцветную одежду.

И тот её носил.

А братья, увидав любовь отцову,

с ним стали враждовать.

И зависть родилась под отчим кровом,

и души стала тайно отравлять.

Вот раз, Иосиф к братьям обратился.

Решил им рассказать тот вещий сон,

который как-то ночью видел он.

И сну тому он очень удивился

и был им поражён.

«Вот вяжем мы снопы на поле нашем, –

он братьям говорит, –

Мой сноп по центру, а вокруг все ваши.

Мой сноп прямой, спокойно так стоит.

И моему все ваши поклонились».

Стерпеть такое братья не могли –

скрипя зубами от него ушли

и ненавистью к младшему прониклись –

ругали и кляли.

Иосиф был наивен бесконечно.

Он ревности не знал.

И снова откровенно и беспечно

свой новый сон он братьям рассказал:

«И видел я – луна и солнце светят

и с ними звёзды – столько, сколько вас.

И все мне поклонились, и не раз.

Такие чудеса на белом свете!» –

закончил он рассказ.

Иаков отчитал его за это:

«Не думаешь ли ты,

что можешь, ночь проспавши до расвета,

смотреть на нас с небесной высоты?

Да как посмел ты выдумать такое,

чтоб мать с отцом и братья, вдруг, смогли

склониться пред тобою до земли?

Весь этот странный сон – не что иное,

как выдумки твои»!

Однажды, братья вышли со стадами,

пасти их под Сихем.

Они в краю далёком, за горами.

И долго нет вестей от них совсем.

Отец послал Иосифа за ними

узнать о их здоровье, цел ли скот,

не знают ли они иных забот.

И, повидавшись с братьями родными,

отдать ему отчёт.

Иосиф шёл в Сихем и заблудился.

Но в поле повстречал

он странника. Тот вовремя явился –

ему дорогу к братьям указал.

И вот Иосиф их нашёл в Дофане.

Они его увидели вдали

и мысли об убийстве им пришли:

«О снах своих болтать он

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн