Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

перестанет –

когда поест земли!

Убьём его и бросим в ров глубокий,

а скажем – хищный зверь.

И на земле не станет лжепророка.

И сны его не сбудутся теперь».

Но брат Рувим, услышав эти речи,

Иосифа не дал им убивать.

Иной стал выход братьям предлагать:

«Бросайте в ров его, за местом встречи.

Но кровь не проливать».

Он так сказал, спасти надеясь брата

и возвратить отцу,

как юную, ушедшую из стада,

в чужих полях заблудшую овцу.

И вот они Иосифа схватили,

одежду разноцветную сорвав,

Хитон цветной на части разорвав,

в глубокий ров безводный опустили,

ни слова не сказав.

Рувим ушёл стада свои проведать,

затем сюда прийти.

А братья мирно сели пообедать

перед началом нового пути.

Иуде же кусок не лезет в горло:

страдает он за брата своего,

но сделать сам не может ничего:

они в своём решении упорны

и все против него.

Иосиф горевал в сырой цистерне1,

о милости молил,

от гадов, скорпионов, всякой скверны

спастись пытался из последних сил.

Но что там? Бубенцы звенят за дюной.

Ослы, верблюды… Из восточных стран

с бальзамом и стираксой2 караван

арабы ясным днём и ночью лунной

ведут через Дофан.

И к братьям обратился тут Иуда:

«Зачем нам убивать?

Какая польза будет нам отсюда?

Не лучше ли Иосифа продать?

Пойдёмте, продадим Измаильтянам

Тогда на нём не будет наших рук,

а в рабстве поразит его недуг.

И братья поспешили к каравану,

что здесь явился вдруг.

И продали Иосифа прохожим,

злодейство совершив.

А караван, об этом не тревожась,

свой путь в Египет далее вершил.

Вот старший брат Рувим ко рву вернулся.

Но опоздал он. Брата больше нет –

В пустынных далях затерялся след.

«О, как же я жестоко обманулся! –

Конец. Спасенья нет!»

Братья продают Иосифа

И тут он разодрал свои одежды

в знак горя своего:

«Нет отрока. И больше нет надежды

найти и возвратить отцу его».

И с братьями Иосифа тунику

испачкали в крови, убив козла.

Потом к отцу отправили посла –

отдать ему ту страшную улику

свершившегося зла.

Израиль вмиг узнал одежду сына.

И понял: «Хищный зверь

загрыз его – ужасная кончина!

Лишь в преисподней встречусь с ним теперь».

И разодрал он на себе одежды

и вретище на чресла возложил,

и плакал он о сыне и грустил.

И от тоски глубокой и безбрежной

совсем лишился сил.

А караван с Иосифом несчастным

был много дней в пути.

Пустыней жаркой, дикой и опасной

он до Египта в срок успел дойти.

Иосиф там был продан Потифару,

что фараону преданно служил

и царедворцем фараона был.

И звание своё носил недаром.

И там Иосиф жил.

*

Примечания:

1. цистернаглубокий ров — водохранилище в пустынных местностях Ближнего Востока. На дне пересохших цистерн оставалась жижа, полная насекомых, скорпионов и змей;

2. стиракса — белая, пахучая, твёрдая смола стираксового дерева, которой евреи приписывали целительную силу;

Бытие. Глава 35

Сыновья Иуды; Невестка Фамарь; Рождение его сыновей Фареса и Зары.

В то время из семьи ушёл Иуда.

В селенье Одоллам.1

Его душа давно рвалась оттуда

с раскаяньем и грустью пополам.

И там, в долине Сафал, он обжился.

И друга Хиру там себе завел,

влюбился и жену домой привёл:

на хананейской дочери женился

и к ней вошёл.

И у Иуды первый сын родился.

Его назвали Ир2.

Затем Онан3 на свете появился,

наперсник и товарищ детских игр.

И третий сын родился у Иуды.

Был Шелой назван этот третий сын.

Он рос ребёнком добрым и живым,

а Ир уже погряз в трясине блуда,

о чести позабыв.

И взял жену Иуда сыну Иру.

Фомарь4 звалась она.

Но Иру после свадебного пира

жизнь с молодой женой не суждена.

Ир – первенец Иудин, неугодным

перед очами Господа предстал

и ранней смерти Бог его предал,

и сделал Он Фомарь вдовой свободной,

и ей надежду дал.

Тогда Иуда повелел Онану:

«Иди, войди к Фомарь.

Женись на ней, как деверь, без обмана

и с ней живи, как то бывало встарь.

Тогда ты восстановишь брату семя».

Онан же знал, что семя – не ему.

Не дал он семя брату своему:

идя к Фомарь, спускал его на землю:

«Не мне, так – никому!»

И вот, Господь такое зло увидев,

Онана умертвил.

Иуда же невестку не обидел –

домой к отцу вдову он проводил.

Он ей сказал: «Живи пока вдовою.

Как только сын мой Шела подрастёт,

тогда тебя женой он назовёт».

А сам подумал: «Умерли уж двое,

Что сына Шелу ждёт?»5

Шло время. Умерла жена Иуды.

Фомарь была вдовой.

Иуда жил, не зная что с ним будет,

в работу погрузившись с головой.

Но срок настал, и траур завершился.

Отправился Иуда стричь овец.

С ним Хира – друг, большой семьи отец,

на праздник стрижки в Фамну подрядился –

пастух и удалец.

Фомарь, узнав куда идёт Иуда,

не стала больше ждать.

Ей стало ясно: никогда не будут

её за Шелу замуж выдавать.

Тогда она блудницею оделась –

накрылась покрывалом – не узнать,

и села у ворот Иуду ждать

уж очень стать ей матерью хотелось

и сына воспитать.

Так по дороге в Фамну, в Енаиме

у городских ворот

Фомарь ждала под пальмами большими,

когда Иуда в Фамну здесь пройдёт.

Иуда без жены весну и лето.

Под пальмой он блудницу увидал,

но в ней свою невестку не узнал.

«Войду к тебе. Что хочешь ты за это? –

он тихо ей сказал, –

Пришлю тебе козлёнка я из стада

в короткий срок».

«Козлёнку твоему я буду рада, –

Фомарь в ответ, – Но нужен мне залог».

«Какой залог иметь бы ты хотела»? –

Она сказала: «Трость твою, печать

и перевязь. И можно начинать».

И убедить она его сумела.

Не стал он больше ждать.

И зачала Фомарь. И плод желанный

втайне она несла.

И под одеждой вдовьей тёмнотканной

она дитя заветное ждала.

А после встречи, ей послал Иуда

козлёнка, как тогда и обещал,

и вещи он свои вернуть желал.

Но где она и кто она, откуда? –

никто нигде не знал.

«Ну, что ж, пускай она себе оставит

мой посох и печать, –

сказал Иуда, – то меня ославит

что стану всюду я её искать».

И срок пришёл, и узнаёт Иуда,

молва летит быстрее ветерка –

бессовестна, крылата и легка:

«Фомарь твоя беременна от блуда»!

Бессилье и тоска.

Велел Иуда вывести невестку.

Теперь её позор

покроет окончательно и веско

дотла её сжигающий костёр.

Её уже вели к костру сожженья,

когда она послала передать,

что свёкор должен вещи опознать.

И он, узнав их, сможет без сомненья

ответ правдивый дать.

Ведь есть отец того, кого ношу я.

И должен отвечать

тот, кто признает, больше не прошу я,

своими шнур и посох и печать.

Печать свою со львом6 узнал Иуда.

И так сказал: «Правей меня она.

Во всём, что было лишь моя вина.

Её не дал я Шеле почему-то.

Теперь она одна.

Но больше он красавицу не трогал,

хотя при нём жила.

О сыне лишь Фамарь молила Бога,

но срок пришёл, и двойню родила.

При родах много странностей познала:

сначала показалася рука,

и бабка повивальная слегка

ту ручку красной ниткой повязала:

«Ты первенец пока!»

Но вот рука обратно возвратилась

и вышел брат его.

«Да что же это с вами получилось?!

Ведь обошёл ты брата своего! –

Раздался возглас повитухи старой.

Младенцу имя Фарес7 нарекли.

А тот, что с красной нитью, стал вторым.

И имя получил тот отрокЗара

Так братья родились.

*

Примечания:

1. Одоллам — местность к западу от Хеврона;

2. Ир — страх (евр.);

3. Онан — сила (евр.)

4. Фомарь — пальма (евр.);

5. Что сына Шелу ждёт? – суеверный страх Иуды перед Фомарь, как женщиной приносящей смерть своим мужьям;

6. Лев — эмблема или герб Иудина колена;

7. Фарес — перецразрыв, как бы вопреки природе (евр.).

Фарес один из пяти сыновей Иуды образовал главную линию его потомства. Именно, через него произошёл из колена Иудина — Давид, а в конце времён — Христос Спаситель;

Бытие. Глава 36

Иосиф – надзиратель в Доме Потифара; Арест Иосифа по наущению жены Потифара; Иосиф заслужил благоволение начальника темницы.

Все эти годы молодой Иосиф

в Египетском плену.

Вдали от дома Бог его не бросил –

надежды луч во мраке протянул.

Иосиф жил у Потифара в доме:

роскошный дом, угодья и поля,

амбары и обширная земля,

рабы, что ночевали на соломе,

судьбу свою кляня.

И Потифар – Иосифа хозяин

прекрасно понимал,

что не найти от Нила до окраин

раба умней, чем Бог ему послал.

Господь с Иосифом. За что б не брался –

в любых его делах он лучше всех,

в любых работах ждал его успех.

И трудностей он жизни не боялся,

как Божий человек.

И Потифар Иосифа поставил

над всем, что он имел.

Всех слуг своих, рабов своих заставил

работать, как Иосиф повелел.

И Бог благословил дом Потифара,

когда ему Иосиф там служил.

И всё, что он имел благословил.

А Потифар всё чуял и, недаром,

всю власть ему вручил.

Господь хранил Иосифа, как сына.

небесным был отцом.

Иосиф возмужал и стал мужчиной.

Он был прекрасен станом и лицом.

И вот жена хозяина, матрона,

с Иосифом желая переспать,

его пыталась тайно приласкать,

от чести отвернувшись и закона,

в постель свою зазвать.

Иосиф убеждал её спокойно:

«Мне верит господин.

Я жить хочу безгрешно и достойно –

в Египте я пред Господом один».

Но госпожа его не оставляла

и приставала каждый Божий день.

А иногда, когда спускалась ночи тень,

Иосифа хозяйка настигала,

как въедливый слепень.

Однажды, он пришёл домой по делу.

А в доме — никого.

И госпожа, как буря налетела.

желая повернуть к себе его,

Иосифа схватила за одежду

и стала говорить: «Ложись со мной

тебе я стану ласковой женой»!

Но он не оправдал её надежды:

за честь стоял стеной

Иосиф отказывает жене Полтифара

И без туники выбежал из дома.

Она в её руках.

И тут хозяйка, словно при погроме,

крик подняла. И вот уж на ногах

весь дом, все слуги, те, что были рядом.

Она кричала: «Зло творит Еврей!

Насилуют! Хватайте поскорей!»

И про себя, сверкнув недобрым взглядом:

«Не внял любви моей?

Ну, что ж, тогда получишь ты темницу!»

Тут Потифер пришёл.

Жена всю ложь пересказала в лицах

и вновь кричит: «Кого ты к нам привёл?

Еврея, чтоб ругаться надо мною?

Да, если бы не стала я кричать,

насилие он стал бы совершать,

насилье надо мной – твоей женою!

Прошу его убрать»!

Был Потифер не глупым и не умным,

но опыт он имел.

И меру наказания разумно

Иосифу он подобрать сумел.

Не стал его казнить за униженье.

Он понимал, что было всё не так,

и знал давножена его мастак

на всяческих наветов выдвиженье.

Да, был он не простак.

И посадил Иосифа в темницу,

где узники царя –

известные, влиятельные лица

заключены надолго и не зря.

Господь всегда с Иаковлевым сыном.

Лишь на Него Иосиф уповал.

И Бог ему в темнице даровал

благоволение в очах у господина:

начальник приказал,

чтоб всяк в стенах темницы подчинялся

Иосифа словам.

А сам туда лишь изредка являлся:

порядок и покой царили там.

Господь Иосифа в темнице не оставил

и здесь давал Иосифу при всех

во всех его делах большой успех.

Иосиф много лет в темнице правил

без тягот и помех.

Бытие. Глава 37

Иосиф в темнице толкует сны виночерпия и хлебодара Фараоновых.

Но вот в темнице новые персоны:

сам главный хлебодар

и главный виночерпий фараона.

Слепой судьбой нанесен им удар

Разгневан царь. И что тому причина?

Комар в бокале? В хлебе уголёк?

Причина арестантам невдомёк.

Их мучит неизвестность. И кручина

огнём их души жжёт.

Иосиф был приставлен к этим людям.

Он должен им служить.

Они терзались: «Что им царь присудит»?

В неведенье и снах тянули жизнь.

И вот, однажды, этим заключённым

в одну и ту же ночь приснился сон –

особого значенья полон он.

Но каждому свой сон определённый

свой каждому резон.

А утром к царедворцам фараона

Иосиф подошёл.

И видит – смотрят хмуро и смущённо

и он их очень странными нашёл.

Спросил их: «Отчего печальны лица?

Случилась с вами новая беда?

Они ему ответили тогда:

«Диковинные сны нам стали снится,

но жаль, что никогда

истолковать их нам никто не сможет».

«Но сны наводит Бог, –

Сказал Иосиф, – Нам Господь поможет,

и я б о ваших снах поведать мог.

Вы сны мне расскажите

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн