Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

к нему под вечер

пришёл Иосиф – видеть захотел.

Иакова о сыне известили.

Он сел в постели из последних сил

и, обратившись к сыну, говорил:

«Бог Всемогущий мне сказал в Вефиле,

меня благословив:

«Я распложу тебя и множество народов

размножу от тебя.

И эту землю, всю её природу

твоим потомкам обетую Я.

И пусть они землёй владеют вечно».

И вот сейчас я говорю тебе:

двух сыновей имеешь ты теперь –

они продолжат путь наш бесконечный

из взлётов и потерь.

Манасия с Ефремом – два мужчины,

и каждый здесь рождён.

Мои они – такие ж мне два сына,

как сыновья Рувим и Симеон.

А те, что от тебя потом родятся –

те сыновья останутся тебе

и с братьями вершиться их судьбе.

Пускай в уделах братьев расплодятся

на родственной земле.

Ах, жаль, моя Рахиль сейчас не с нами

и ей не суждено

тебя увидеть в полном блеске славы

и повидать родных своих сынов!

Она лежит в могиле под Ефрафой,

что ныне называют Вифлеем.

Одна, людьми покинута совсем.

Моя невосполнимая утрата

не облегчить ничем».

И двух мужчин с Иосифом увидел

Израиль в этот час.

«Кого ты, сын, привёл в мою обитель? –

спросил Израиль, – Кто в гостях у нас?»

«Здесь сыновья мои, – сказал Иосиф, –

рождённые в Египте сыновья.

Их дал мне Бог. Они моя семья.

Мы твоего благословенья просим –

сыны мои и я».

«Так подведи сынов ко мне поближе,

я их благословлю, –

сказал Израиль, – Я ведь плохо вижу,

хочу обнять их. Как родных люблю».

И отроков своих обнял Израиль

и крепко их и нежно целовал.

«Какое счастье! – Бог мне показал

моих детей! Меня Он не оставил! –

так сыну он сказал.

Иакову все в ноги поклонились

до самой до земли.

И снова к патриарху обратились,

чтоб он своих детей благословил.

И за руки сынов берёт Иосиф –

двадцатилетних крепких молодцов,

по старшинству их ставит пред отцом.

В душе своей молитву он возносит

перед его лицом.

На головы сынам Израиль руки

неспешно возложил.

И перед неизбежною разлукой,

их на большую жизнь благословил:

«Бог, пред Которым все отцы ходили,

пасущий недостойного меня

с рожденья и до нынешнего дня,

и Ангел – мой незримый избавитель

от мора и огня

сих отроков, стоящих предо мною,

и да благословит!

Да будет наше имя родовое

на них наречено! Да сохранит

Господь потомство их в числе несметном.

Да возрастут они среди земли.

И пусть Господь попустит, чтоб могли

они всю жизнь свою прожить безбедно

от горестей вдали».

Иосиф видит: правою рукою

благословен Ефрем.

«Манассия ведь первенец законный!

Прости, отец, я не пойму зачем

под левою рукой благословенье

даёшь ему? – он у отца спросил.

Но патриарх на это возразил:

«В душе моей созрело откровенье.

Я знаю, что свершил.

Манассия создаст народ великий,

но меньший брат его –

Ефрем, сей юный отрок ясноликий

на свете будет более него!

Сквозь время, через бури и невзгоды

от семени его произойдёт

могучий, многочисленный народ.

И покорит он многие народы.

Я вижу наперёд»!

Ещё сказал: «Итак, я умираю,

но с вами будет Бог.

и возвратит Он вас, я это знаю,

в конце скитаний ваших и дорог

в страну отцов, где зелены долины,

где море и великая река

манят к себе, зовут издалека.

В ту землю, над которой, как былины,

проносятся века.

Тебе же, перед братьями твоими

участок я даю,

который взял заботами своими

у Аморреев там, в родном краю».

На том Иаков речь свою закончил.

Он всё, что нужно, детям рассказал.

Прилёг, закрыв усталые глаза.

А над Гесемом весело рокочет

Весенняя гроза

Бытие. Глава 46

Иаков призывает всех сыновей и благословляет каждого из них; Дав им повеление похоронить его в пещере Махпеле, он умер.

Всех сыновей призвал к себе Иаков.

Сказал он сыновьям:

«Пришёл мой час уйти от вас, однако,

сойдитесь и послушайте меня.

Я возвещу вам всё, что будет с вами,

открою тайны тех грядущих дней,

когда потомки на земле своей

осядут под родными именами,

восцарствуют на ней.

Рувим, ты первый сын мой долгожданный,

моих начаток сил,

моя ты крепость в старости туманной.

Не о тебе ли Бога я просил?

Но бушевал ты, как вода морская,

посмел ты осквернить постель отца.

Я помнить это буду до конца,

и преимуществ я тебя лишаю

перед лицом Творца.

О, Симеон и Левий! Вы жестоки.

В крови у вас мечи.

Вы в ярости своей убили многих –

мужей Сихемских – злые палачи!

Будь проклят этот гнев и ярость ваша!

В душе своей я их не потерплю.

В Израиле рассею, разделю.

Расплещется, иссякнет гнева чаша

у тех, кого люблю.

Иуда! Пред тобой склонятся братья

и затрепещет враг!

Ты станешь львом, которого боятся –

лежит ли он, иль сделал первый шаг!

Не отойдёт и скипетр от Иуды!

И он дотоле будет суд вершить,

доколе Примиритель не явит

себя на радость всем земным народам

и правдой покорит.

Жива земля Иуды и богата

и славится она

роскошною лозою винограда,

обилием и хлеба и вина.

И от вина блестящи очи будут,

а зубы, словно мел от молока.

И не устанет крепкая рука

Вести народ свой у царей Иуды

за многие века.

Ты, Завулон, у моря до Сидона

спокойно будешь жить.

От корабельной пристани законно

ты станешь в море с грузами ходить.

Ты, Иссахар, с ослом своим на гербе,

лежащим мирно меж протоков вод,

возглавишь работящий свой народ.

На ниве и в степи ты будешь первым.

Так жизнь твоя пройдёт.

Ты, умный Дан, судить народ свой будешь.

Разя врагов твоих,

победу ты не силою добудешь,

а хитрой сетью замыслов своих.

Ты будешь юрким змеем на дороге

и аспидом в ночи ль, при свете дня,

коварно уязвляющим коня.

И всадник рухнет, на последнем вздохе

судьбу свою кляня.

О, Господи! Лишь на Тебя надеюсь,

Прости и помоги!

Твоей лишь правде навсегда доверюсь.

Продли меня в сынах мне дорогих.

Ты, Гад, на знойных землях Галаада

Лелеять станешь свой упорный род.

Теснимый ордами кочевников народ

для них неодолимая преграда

и мужества оплот.

Тебе, Асир, достанутся угодья,

которым равных нет!

Твои стада и нивы плодородье

своим обильем удивляют свет.

И приходить за яствами твоими

посланцы будут к вам из-за морей.

И будешь ими ты питать царей.

И торговать успешно будешь с ними

до окончанья дней.

Ты, Неффалим, как теревинф1 ветвистый

прославишь скромный род.

И твой народ и искренний и чистый,

как это древо жизни не умрёт.

Иосиф – отрасль древа над водою.

Плодами и листвой отягчена

плоды свои и тень дарит она.

И ветви древа над большой стеною

простёрты, как одна.2

Иосифа безмерно огорчали

кровавою враждой.

И много раз стрельцы в него стреляли,

и многократно шли к нему войной.

Но твёрд остался лук его поныне

и были мышцы рук его крепки

от мощной Божьей Пастырской руки.

А Бог отца – Израиля твердыня!

И падают враги.

И да поможет Боже Всемогущий

тебя благословит!

Да даст тебе и дождь и хлеб насущный,

стада твои весною расплодит.

Да сделает тебя меж братьев князем.

При жизни будешь братьям князем сам.

Потомки по твоим пойдут стопам.

И на земле твоей никто не скажет,

что уступил врагам.

Вениамин – волк хищный, ненасытный.

тревожно станет жить:

он ранним утром будет есть ловитву,

а вечером добытое делить.3

Своё благословение закончил

усталый патриарх. Потом сказал:

«Двенадцать сыновей Господь мне дал.

Я каждому из вас сегодня прочил,

что в душу Бог послал».

И сыновьям сказал он на прощанье:

«Родные сыновья,

моё вам оставляю завещанье.

Окончив дни земного бытия,

я прилагаюсь к моему народу.

И вот, похороните вы меня,

при свете похоронного огня,

в краю, где под крутым пещерным сводом

отцы покойно спят.

У рощи Мамре поле у Ефрона,

отец наш Авраам

купил навечно. Там он похоронен

в пещере Махпела.4 Хочу и сам

С отцами быть. Там Исаак с Ревеккой,

Там Сарра, там я Лию схоронил.

В душе моей всегда я с ними был

и приложиться к ним хочу навеки».

Вот всё о чём просил

сынов своих в последний час Иаков

и всё, о чём мечтал.

Там в Ханаане, под пещерным мраком

его покой желанный ожидал.

Возлёг он на постель свою спокойно.

Что в этот миг пригрезилось ему?

Что, вдруг, открылось чуткому уму?

Он приложился тихо и достойно

к народу своему.

**

Примечания:

1. теревинф – дерево из семейства фисташковых – одно из красивейших деревьев Палестины. Это дерево достигает тысячелетнего возраста, но и тогда, когда оно отживает свой век, из корней его вырастают новые, молодые побеги и живёт оно, фактически, вечно;

2. понимают, как заботу над своими и над чужими: евреями и египтянами;

3. Воинственное колено Вениаминово находилось в бесконечных стычках с кочевниками.

4. пещера Махпела – подробнее в главе 21;

Бытие. Глава 47

Иосиф с братьями хоронят отца в пещере Махпела; Иосиф ободряет братьев; Его старость и кончина.

Рыдал Иосиф над отцом умершим

и нежно целовал.

Потом воспрянул, словно бы прозревши,

и слуг своих – врачей к себе призвал.

И был забальзамирован Израиль.

За сорок грустных, бесконечных дней

был подготовлен патриарх — еврей

к дороге в вечность, в свете древних правил

Египетских царей.

И тридцать дней в Египте плач великий.

Но вот они прошли.

И попросил Иосиф у владыки,

чтоб разрешил от пирамид вдали

похоронить отца, о чём печально

он, умирая, сыновей просил

и в завещанье лично огласил

на смертном ложе в этот час прощальный

он из последних сил.

И фараон Иосифу ответил:

«Отца похорони,

как завещал тебе он перед смертью

и, схоронив отца, ко мне вернись».

И хоронить Израиля поднялись

старейшины Египетской земли

и слуги фараоновы пошли,

дома отца и братьев с места снялись –

все, кто идти смогли.

Теперь в Гесеме только скот и дети.

Все взрослые в пути.

И множество людей с родными вместе

решили с плачем в Ханаан идти.

Они дошли до Горен-гаатада

при Иордане. И в тоске своей

рыдали над Израилем семь дней.

А жители земли той небогатой

жалели сих людей.

И так рыдали горько Египтяне,

что жители земли

«Большой плач Египтян при Иордане» –

тому участку имя нарекли.

И вот в пещеру Махпелу доставлен

Израиль, что окончил путь земной.

Здесь вечная прохлада и покой.

С отцами он навеки там оставлен.

Он возвращён домой.

А сам Иосиф с братьями вернулись

в Египет в эти дни.

И все, что были с ними подтянулись,

и без помех домой пришли они.

Но без отца осиротели братья,

и их постиг неодолимый страх.

И слово «месть» всё чаще на устах:

Иосифа теперь они боятся –

тревога в их сердцах:

«Что если тайно нас он ненавидит,

и станет мстить за зло?

Нет, будет лучше, если он увидит,

как мы страдаем, как нам тяжело»!

И вот они к Иосифу послали

напомнить, что сказал его отец,

когда почуял скорый свой конец:

«Прости родных. Вину они признали –

прозрели наконец!»

И ныне ты прости несчастных братьев,

рабов твоих земных.

Забудь их грех, прими в свои объятья,

ни зла, ни гнева не держи на них».

Иосиф плакал, слушая в печали.

Затем и братья все к нему пришли

и перед ним на землю пали ниц

«Вот, мы рабы тебе!» – они сказали, –

помилуй и прости!»

И так сказал Иосиф: «Вы не бойтесь –

ведь Бога я боюсь.

Вы больше ни о чём не беспокойтесь,

о вас и ваших близких я пекусь.

Против меня вы тайно умышляли

большое зло коварно и хитро.

Но Бог наш претворил его в добро

и сделал так, как вы и не мечтали –

по Божески мудро.

И сохранил числу людей большому

Он жизни торжество.

И вы теперь в Гесеме, словно дома.

За жизнь благодарите вы Его»–

Своих Иосиф братьев успокоил,

и долго с ними тихо говорил,

а их грехи он им давно простил

и мирной их беседы удостоил,

по братски их любил.

Иосиф жил в Египте и работал

в свои сто десять лет.

Но час настал – отпали все заботы –

пришла пора оставить этот свет.

И братьям он сказал: «Я умираю.

Я благодарен Богу, – он сказал, –

три поколенья внуков повидал

и, уходя от вас, я твёрдо знаю –

Господь обетовал

вам землю дать в обширном Ханаане.

И вас Он посетит.

Наступит срок – не поздно и не рано,

и Бог обет священный завершит,

и выведет отсюда на просторы

земли, той самой, что отцам сулил,

и клятвенно для вас определил.

А землю ту, от

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн