к нему под вечер
пришёл Иосиф – видеть захотел.
Иакова о сыне известили.
Он сел в постели из последних сил
и, обратившись к сыну, говорил:
«Бог Всемогущий мне сказал в Вефиле,
меня благословив:
«Я распложу тебя и множество народов
размножу от тебя.
И эту землю, всю её природу
твоим потомкам обетую Я.
И пусть они землёй владеют вечно».
И вот сейчас я говорю тебе:
двух сыновей имеешь ты теперь –
они продолжат путь наш бесконечный
из взлётов и потерь.
Манасия с Ефремом – два мужчины,
Мои они – такие ж мне два сына,
как сыновья Рувим и Симеон.
А те, что от тебя потом родятся –
те сыновья останутся тебе
и с братьями вершиться их судьбе.
Пускай в уделах братьев расплодятся
на родственной земле.
Ах, жаль, моя Рахиль сейчас не с нами
и ей не суждено
тебя увидеть в полном блеске славы
и повидать родных своих сынов!
Она лежит в могиле под Ефрафой,
что ныне называют Вифлеем.
Одна, людьми покинута совсем.
Моя невосполнимая утрата –
не облегчить ничем».
И двух мужчин с Иосифом увидел
Израиль в этот час.
«Кого ты, сын, привёл в мою обитель? –
спросил Израиль, – Кто в гостях у нас?»
«Здесь сыновья мои, – сказал Иосиф, –
рождённые в Египте сыновья.
Их дал мне Бог. Они моя семья.
Мы твоего благословенья просим –
сыны мои и я».
«Так подведи сынов ко мне поближе,
я их благословлю, –
сказал Израиль, – Я ведь плохо вижу,
хочу обнять их. Как родных люблю».
И отроков своих обнял Израиль
и крепко их и нежно целовал.
«Какое счастье! – Бог мне показал
моих детей! Меня Он не оставил! –
так сыну он сказал.
Иакову все в ноги поклонились
до самой до земли.
И снова к патриарху обратились,
чтоб он своих детей благословил.
И за руки сынов берёт Иосиф –
двадцатилетних крепких молодцов,
по старшинству их ставит пред отцом.
В душе своей молитву он возносит
перед его лицом.
На головы сынам Израиль руки
неспешно возложил.
И перед неизбежною разлукой,
их на большую жизнь благословил:
«Бог, пред Которым все отцы ходили,
пасущий недостойного меня
с рожденья и до нынешнего дня,
и Ангел – мой незримый избавитель
от мора и огня
сих отроков, стоящих предо мною,
и да благословит!
Да будет наше имя родовое
на них наречено! Да сохранит
Господь потомство их в числе несметном.
Да возрастут они среди земли.
И пусть Господь попустит, чтоб могли
они всю жизнь свою прожить безбедно
от горестей вдали».
Иосиф видит: правою рукою
благословен Ефрем.
«Манассия ведь первенец законный!
Прости, отец, я не пойму зачем
под левою рукой благословенье
даёшь ему? – он у отца спросил.
Но патриарх на это возразил:
«В душе моей созрело откровенье.
Я знаю, что свершил.
Манассия создаст народ великий,
Ефрем, сей юный отрок ясноликий
Сквозь время, через бури и невзгоды
от семени его произойдёт
могучий, многочисленный народ.
И покорит он многие народы.
Я вижу наперёд»!
Ещё сказал: «Итак, я умираю,
но с вами будет Бог.
и возвратит Он вас, я это знаю,
в конце скитаний ваших и дорог
в страну отцов, где зелены долины,
В ту землю, над которой, как былины,
проносятся века.
Тебе же, перед братьями твоими
участок я даю,
который взял заботами своими
у Аморреев там, в родном краю».
На том Иаков речь свою закончил.
Он всё, что нужно, детям рассказал.
Прилёг, закрыв усталые глаза.
А над Гесемом весело рокочет
Весенняя гроза…
Иаков призывает всех сыновей и благословляет каждого из них; Дав им повеление похоронить его в пещере Махпеле, он умер.
Всех сыновей призвал к себе Иаков.
Сказал он сыновьям:
«Пришёл мой час уйти от вас, однако,
сойдитесь и послушайте меня.
Я возвещу вам всё, что будет с вами,
открою тайны тех грядущих дней,
когда потомки на земле своей
осядут под родными именами,
восцарствуют на ней.
Рувим, ты первый сын мой долгожданный,
моих начаток сил,
моя ты крепость в старости туманной.
Не о тебе ли Бога я просил?
Но бушевал ты, как вода морская,
посмел ты осквернить постель отца.
Я помнить это буду до конца,
и преимуществ я тебя лишаю
перед лицом Творца.
О, Симеон и Левий! Вы жестоки.
В крови у вас мечи.
Вы в ярости своей убили многих –
мужей Сихемских – злые палачи!
Будь проклят этот гнев и ярость ваша!
В душе своей я их не потерплю.
В Израиле рассею, разделю.
Расплещется, иссякнет гнева чаша
у тех, кого люблю.
Иуда! Пред тобой склонятся братья
и затрепещет враг!
Ты станешь львом, которого боятся –
лежит ли он, иль сделал первый шаг!
Не отойдёт и скипетр от Иуды!
И он дотоле будет суд вершить,
доколе Примиритель не явит
себя на радость всем земным народам
и правдой покорит.
Жива земля Иуды и богата
и славится она
роскошною лозою винограда,
обилием и хлеба и вина.
И от вина блестящи очи будут,
а зубы, словно мел от молока.
И не устанет крепкая рука
за многие века.
Ты, Завулон, у моря до Сидона
спокойно будешь жить.
От корабельной пристани законно
ты станешь в море с грузами ходить.
Ты, Иссахар, с ослом своим на гербе,
лежащим мирно меж протоков вод,
возглавишь работящий свой народ.
На ниве и в степи ты будешь первым.
Так жизнь твоя пройдёт.
Ты, умный Дан, судить народ свой будешь.
Разя врагов твоих,
победу ты не силою добудешь,
а хитрой сетью замыслов своих.
Ты будешь юрким змеем на дороге
и аспидом в ночи ль, при свете дня,
коварно уязвляющим коня.
И всадник рухнет, на последнем вздохе
судьбу свою кляня.
О, Господи! Лишь на Тебя надеюсь,
Прости и помоги!
Твоей лишь правде навсегда доверюсь.
Продли меня в сынах мне дорогих.
Ты, Гад, на знойных землях Галаада
Лелеять станешь свой упорный род.
Теснимый ордами кочевников народ
для них неодолимая преграда
и мужества оплот.
Тебе, Асир, достанутся угодья,
которым равных нет!
Твои стада и нивы плодородье
своим обильем удивляют свет.
И приходить за яствами твоими
посланцы будут к вам из-за морей.
И будешь ими ты питать царей.
И торговать успешно будешь с ними
до окончанья дней.
Ты, Неффалим, как теревинф1 ветвистый
прославишь скромный род.
И твой народ и искренний и чистый,
как это древо жизни не умрёт.
Иосиф – отрасль древа над водою.
Плодами и листвой отягчена
плоды свои и тень дарит она.
И ветви древа над большой стеною
простёрты, как одна.2
Иосифа безмерно огорчали
кровавою враждой.
И много раз стрельцы в него стреляли,
и многократно шли к нему войной.
Но твёрд остался лук его поныне
и были мышцы рук его крепки
от мощной Божьей Пастырской руки.
А Бог отца – Израиля твердыня!
И падают враги.
И да поможет Боже Всемогущий –
тебя благословит!
Да даст тебе и дождь и хлеб насущный,
стада твои весною расплодит.
Да сделает тебя меж братьев князем.
При жизни будешь братьям князем сам.
Потомки по твоим пойдут стопам.
И на земле твоей никто не скажет,
что уступил врагам.
Вениамин – волк хищный, ненасытный.
тревожно станет жить:
он ранним утром будет есть ловитву,
Своё благословение закончил
усталый патриарх. Потом сказал:
«Двенадцать сыновей Господь мне дал.
Я каждому из вас сегодня прочил,
что в душу Бог послал».
И сыновьям сказал он на прощанье:
«Родные сыновья,
моё вам оставляю завещанье.
Окончив дни земного бытия,
я прилагаюсь к моему народу.
И вот, похороните вы меня,
при свете похоронного огня,
в краю, где под крутым пещерным сводом
отцы покойно спят.
У рощи Мамре поле у Ефрона,
отец наш Авраам
купил навечно. Там он похоронен
в пещере Махпела.4 Хочу и сам
С отцами быть. Там Исаак с Ревеккой,
Там Сарра, там я Лию схоронил.
В душе моей всегда я с ними был
и приложиться к ним хочу навеки».
Вот всё о чём просил
сынов своих в последний час Иаков
и всё, о чём мечтал.
Там в Ханаане, под пещерным мраком
Возлёг он на постель свою спокойно.
Что в этот миг пригрезилось ему?
Что, вдруг, открылось чуткому уму?
Он приложился тихо и достойно
к народу своему.
**
Примечания:
1. теревинф – дерево из семейства фисташковых – одно из красивейших деревьев Палестины. Это дерево достигает тысячелетнего возраста, но и тогда, когда оно отживает свой век, из корней его вырастают новые, молодые побеги и живёт оно, фактически, вечно;
2. понимают, как заботу над своими и над чужими: евреями и египтянами;
3. Воинственное колено Вениаминово находилось в бесконечных стычках с кочевниками.
4. пещера Махпела – подробнее в главе 21;
Иосиф с братьями хоронят отца в пещере Махпела; Иосиф ободряет братьев; Его старость и кончина.
Рыдал Иосиф над отцом умершим
и нежно целовал.
Потом воспрянул, словно бы прозревши,
и слуг своих – врачей к себе призвал.
И был забальзамирован Израиль.
За сорок грустных, бесконечных дней
был подготовлен патриарх — еврей
к дороге в вечность, в свете древних правил
Египетских царей.
И тридцать дней в Египте плач великий.
Но вот они прошли.
И попросил Иосиф у владыки,
чтоб разрешил от пирамид вдали
похоронить отца, о чём печально
он, умирая, сыновей просил
и в завещанье лично огласил
на смертном ложе в этот час прощальный
он из последних сил.
И фараон Иосифу ответил:
«Отца похорони,
как завещал тебе он перед смертью
и, схоронив отца, ко мне вернись».
И хоронить Израиля поднялись
старейшины Египетской земли
и слуги фараоновы пошли,
дома отца и братьев с места снялись –
все, кто идти смогли.
Теперь в Гесеме только скот и дети.
Все взрослые в пути.
И множество людей с родными вместе
решили с плачем в Ханаан идти.
Они дошли до Горен-гаатада
при Иордане. И в тоске своей
рыдали над Израилем семь дней.
А жители земли той небогатой
жалели сих людей.
И так рыдали горько Египтяне,
что жители земли
«Большой плач Египтян при Иордане» –
тому участку имя нарекли.
И вот в пещеру Махпелу доставлен
Израиль, что окончил путь земной.
Здесь вечная прохлада и покой.
С отцами он навеки там оставлен.
Он возвращён домой.
А сам Иосиф с братьями вернулись
в Египет в эти дни.
И все, что были с ними подтянулись,
и без помех домой пришли они.
Но без отца осиротели братья,
и их постиг неодолимый страх.
И слово «месть» всё чаще на устах:
Иосифа теперь они боятся –
тревога в их сердцах:
«Что если тайно нас он ненавидит,
и станет мстить за зло?
Нет, будет лучше, если он увидит,
как мы страдаем, как нам тяжело»!
И вот они к Иосифу послали
напомнить, что сказал его отец,
когда почуял скорый свой конец:
«Прости родных. Вину они признали –
прозрели наконец!»
И ныне ты прости несчастных братьев,
рабов твоих земных.
Забудь их грех, прими в свои объятья,
ни зла, ни гнева не держи на них».
Иосиф плакал, слушая в печали.
Затем и братья все к нему пришли
и перед ним на землю пали ниц
«Вот, мы рабы тебе!» – они сказали, –
помилуй и прости!»
И так сказал Иосиф: «Вы не бойтесь –
ведь Бога я боюсь.
Вы больше ни о чём не беспокойтесь,
о вас и ваших близких я пекусь.
Против меня вы тайно умышляли
большое зло коварно и хитро.
Но Бог наш претворил его в добро
и сделал так, как вы и не мечтали –
по Божески мудро.
И сохранил числу людей большому
Он жизни торжество.
И вы теперь в Гесеме, словно дома.
За жизнь благодарите вы Его»–
Своих Иосиф братьев успокоил,
и долго с ними тихо говорил,
а их грехи он им давно простил
и мирной их беседы удостоил,
по братски их любил.
Иосиф жил в Египте и работал
в свои сто десять лет.
Но час настал – отпали все заботы –
пришла пора оставить этот свет.
И братьям он сказал: «Я умираю.
Я благодарен Богу, – он сказал, –
три поколенья внуков повидал
и, уходя от вас, я твёрдо знаю –
Господь обетовал
вам землю дать в обширном Ханаане.
И вас Он посетит.
Наступит срок – не поздно и не рано,
и Бог обет священный завершит,
и выведет отсюда на просторы
земли, той самой, что отцам сулил,
и клятвенно для вас определил.
А землю ту, от