лет родились дети,
известные в истории людской.
Огромное потомство Иафета,
как повествует древняя молва,
морские заселило острова.
И в мирных землях солнечного лета
блюло свои права.
Потомство Хама очень интересно:
его громадный род
прославил сильный, всей земле известный,
мятежный, возмутительный Нимрод.
Его так называли те народы,
которые он дерзко угнетал,
которые в боях завоевал,
которые сносили все невзгоды,
что он для них создал.
И был Нимрод отличным звероловом,
сильнейшим из людей.
И города земные в мире новом
Нимрод построил волею своей.
И древний Вавилон – Земля Нимрода –
Трудов его достигнутая цель,
культуры человечьей колыбель,
древнейшего халдейского народа
Затем Нимрод построил Ниневию
и долго в ней царил.
Он города создал ещё иные.
Не меньше – беспощадно разорил.
Но Ниневия с гордым Вавилоном,
древнейшие красавцы – города,
пребудут в нашей памяти всегда,
как логова развратного дракона –
И Ноев Сим оставил поколенье
детей своих родных
и правнуков, с Его благословенья,
со временем родившихся у них:
через века пришёл на землю Фарра.
Он вскоре стал Аврамовым отцом,
который Авраамом стал потом.
И в те же дни на свет явилась Сара,
В Халдейском Уре том.
Сим жил на свете шесть веков достойно.
И на седьмом почив,
он стал отцом людей на землях знойных,
семитские народы породив.
от Сима числят свой обширный род
И имя Сима в памяти лелеют,
как юности оплот.
1 Полный перечень потомков в их поколениях приведен в гл.10
книги БЫТИЕ.
Вавилонская башня; Смешение языков; Потомки Сима до Фарры; Рождение Аврама, Нахора, Арана и Сары.
Сокровищем равнины Сеннаарской, 2
где ширится Евфрат,
сияет Вавилон в наряде царском:
велик, могуч, развратен и богат.
В расцвете сил, в своей безмерной славе,
стеною неприступной обведён,
красуется распутный Вавилон –
рубин кровавый в золотой оправе,
гордыней заражён.
По стенам Вавилона мчаться могут
в ряду шесть колесниц.
Сто медных врат, закрытых по тревоге,
вход заслонят в столицу из столиц.
Через Евфрат огромный мост построен.
К востоку возвышается дворец,
и Бела храм – язычества венец,
особого почтенья удостоен.
Во времена рожденья Вавилона,
при городе своём,
ещё незрелом, малозаселённом,
потомки Хама стали строить дом.
Не просто дом, а башню в поднебесье –
свидетельство их силы и родства,
их воли и свободы торжества,
чтоб башня стала всех чудес чудесней –
народам голова.
В то время лишь один язык от Бога
был у людей земли.
И строили, не ведая тревоги,
и понимать друг друга все могли.
И жгли кирпич и дружно стены клали
то уставая, то впадая в раж,
от замыслов своих не отставали –
неистощим кураж.
Десятки лет ту башню возводили.
Смолою земляной
большие плиты меж собой крепили
и упивались славою дурной.
И вот, когда огромное строенье
достигло небывалой высоты,
в разгаре человечьей суеты,
Бог посмотрел на дивное творенье
безумной их мечты.
И так сказал: «Нет, не отступят люди
от дела своего.
помехой для народа моего.
Теперь придётся к людям повернуться,
язык у человечества смешать:
друг друга перестанут понимать
и все по разным странам разойдутся,
И люди по земле пошли свободно
и стали говорить
на разных языках своих народных,
и в разных странах мира стали жить.
Свой дар, для человечества бесценный –
Господь теперь смешал для них совсем
из-за потомков Хамовых измены,
что кроется за всем.
А слава Вавилона прогремела
и пала до земли.
Ни стены, ни защита бога Бела
спасти преступный город не смогли.
Сначала Дарий, после Кир великий
красу Халдеи рвали по кускам.
А после Ксеркс ограбил главный храм.
И толпы македонцев разноликих –
все побывали там.
И город золотой – краса Халдеи,
разрушен и сметён.
Рабы его – пленённые евреи –
большой народ, в те дни освобождён.
А древний город – грудою развалин,
пристанищем шакалов полевых,
безжизненный, в котором нет живых,
разрушен, мёртв, обломками завален
и навсегда затих.
*******
1. Полный перечень потомков Сима – см. БЫТИЕ, гл.11.
2. Выйдя из гористой области, потомки Ноя двинулись вниз,
по течению рек Тигра и Евфрата и остановились в обширной
и плодоносной равнине Сеннаарской, впоследствии – стране
Вавилонской.
Бог велит Авраму оставить Харран с Сарою и Лотом; Они приходят в Ханаан; В Египте фараон, поражённый за Сару, отпускает Аврама.
В Халдейском Уре у потомка Сима
родился сын Аврам.
Отец его – Фарра носил он имя,
из мест языческих пошёл в Харран.
Хотел он поселиться в Ханаане,
В Харране умер он, на полпути,
но сыну передал своё желанье:
последнее «Прости».
И в эти дни Господь велел Авраму
оставить отчий дом,
и, взяв с собою только близких самых,
продолжить путь, что начат был отцом.
Бог обещал ему благословенье,
защиту от врагов и от невзгод,
сказал, что выдающийся народ
его достойным будет продолженьем
из рода в новый род.
«Твоё в веках Я возвеличу имя,
почёт в твоей судьбе, –
сказал Господь, – Все племена земные
благословятся лишь в одном тебе».
Послушался Аврам веленья Бога
и вышел из Харрана в дальний путь
с женою Сарой. «Ведь когда-нибудь, –
подумал он, – закончится дорога
и сможем отдохнуть».
Переселение Авраама в землю обетованную
Племяник Лот, стада, именье, люди –
он всех с собой забрал.
Что впереди, что дальше с ними будет
Аврам не знал – на Бога уповал.
И вот пришли на землю Ханаана.
И видят – плодородна, зелена,
под горною грядой лежит она,
как дом родной, любима и желанна
прекрасная страна…
И сам Господь сошёл в тот час к Авраму.
И Бог сказал: «Аврам,
Я сей земли лишу потомков Хама
твоим потомкам Я её отдам».
И жертвенник Аврам поставил Богу,
как память о явлении Его,
как верный знак почтенья своего.
не ясной для него.
И под горой Аврам шатёр поставил.
Народ в пути устал.
И к Богу снова он свой взор направил,
и в благодарность жертвенник создал.
И отдохнув и обратившись к Богу,
поднялся вновь и двинулся на Юг.
С ним Сара, Лот – и родственник и друг.
К пустыне Негев дальняя дорога
влекла его не вдруг.
А в тех краях тогда был страшный голод.
Аврам его познал,
но не сдавался, хоть и был не молод.
Он Божье имя в помощь призывал.
Они в Египет, к Нилу поспешили,
но там не оставаться навсегда.
Лишь время переждать они решили
пока минёт беда.
Теперь пришла пора сказать о Саре:
красавица – жена
была всю жизнь Авраму верной парой,
да вот беда – бесплодная она.
Но дорожил Аврам женой своею.
Всю жизнь он уважал её, жалел,
и красоту её Аврам сберечь сумел,
работой тяжкой загружать не смея,
любил он, как умел.
И стал теперь за жизнь свою бояться:
ведь Сару рассмотрев,
Египтяне не станут колебаться –
его убъют, а Сару – к ним в гарем.
И так сказал Аврам своей супруге:
«Представься ты чужим моей сестрой,
от взглядов их завистливых укрой.
Иначе мне не жить, моя подруга, –
Песчинке под горой».
И было так: красу еврейки Сары
заметил фараон.
Он был тогда совсем ещё не старым.
И во дворец забрал еврейку он.
А муж её для всех считался братом.
В Египте развернулся и расцвёл,
рабов, рабынь и разный скот завёл.
Аврам в Египте стал весьма богатым,
умножив, что привёл.
Однако, Бог ударил фараона
и дом его потряс
за Сару, что прожила время оно
почти невестой царской, без прикрас.
«Ты для чего назвал её сестрою? –
так фараон Аврама вопросил, –
Зачем солгал, когда о ней спросил?
Я-было в жёны взял её, не скрою.
Теперь мне свет не мил».
Царь Мельхиседек благословляет Авраама
И фараон велел их в путь отправить
с рабами и добром.
Аврам решил обратный путь направить
в места, что накрывал своим шатром:
в долину между Вефилем и Гаем,
где жертвенник им был сооружён,
где призывал впервые Бога он,
неведеньем и страхом раздираем,
пути, что предрешён.
Аврам и Лот возвращаются в Вефиль и расходятся; Лот избрал окрестность Иорданскую; Авраму обещан весь Ханаан.
Аврам с женой поднялся в путь обратный.
за днями дни уходят безвозвратно.
С Аврамовой семьёй кочует Лот.
И вот пришли в знакомые долины.
И видят – велики у них стада,
прокормится здесь только половина,
И начались меж пастухами ссоры.
предмет их бурных споров и раздоров:
никак не поделить их меж собой.
И думал так Аврам: «Моё богатство
и брата Лота тучные стада
покоя не дадут нам никогда
и навсегда погубят наше братство –
опасная черта».
И Лоту предложил он отделиться.
Потом ему сказал,
что их раздор не может больше длиться
и на родство по крови указал.
«Перед тобой земля лежит обширна.
Пойдёшь направо – мой налево путь,
Пойдёшь налево – вправо мне свернуть.
Твой выбор за тобой для жизни мирной.
И в мирной жизни суть».
И выбрал Лот долину Иордана,
цветущую как сад.
Аврам ушёл на землю Ханаана.
Покоен, независим и богат.
А Лот шатры раскинул до Содома
в долине под названием Сиддим,1
узнал народ и подружился с ним.
И жил он в этом городе, как дома,
с имуществом своим.
Но жители Содомские неверны,
пред Господом грешны.
Содом был полон зла и всякой скверны.
Два города грехом поражены:
Содом с Гоморрой – города-соседи
не ведали тяжёлого труда.
самой природой в вечном Божьем лете
давались им всегда.
Бесились с жиру жители Содома
уже который год.
И отделившись от родного дома,
там поселился неудачник-Лот.
А Бог сказал Авраму – человеку:
«На Север, Юг, на Запад и Восток
пройди по всей земле, чтоб видеть мог
сей край, что Я даю тебе навеки.
Так говорю Я – Бог.
Твоё потомство в мире я размножу
безмерно, как песок.
Тот сосчитать его на свете сможет,
кто все песчинки перечесть бы смог.
И вот земля – её я завещаю
грядущему потомству твоему.
А ты доверься Богу одному:
настанет срок – о будущем узнаешь
по сердцу и уму».
И двинул свой шатёр к холмам Хеврона
под Господом Аврам.
К дубраве Мамре шёл он неуклонно,
и вот навечно поселился там.
И жертвенник он Господу поставил,
и Бога он за жизнь благодарил,
трудился в мире, не жалея сил,
не нарушал простых житейских правил,
покоя лишь просил.
**
1. Сиддим – обширная равнина на ю.-в. Палестины, где находились
города Содом, Гоморра и др. и где образовалось впоследствии Мёртвое море;
Война царей; Пленение Лота; Освобождение его Аврамом; Аврам и Мельхиседек – царь Салимский.
Но нет покоя в мире поднебесном.
Людские племена
ревнивы и коварны. Повсеместно
по всей земле разлады и война.
Эламские цари на Хананейских
И каждый жадно большего хотел,
чем было у него в земле Халдейской,
чем ныне он владел.
Двенадцать лет под игом Эламитов
Сиддимские цари.2
И вновь бои. И кровью их полита,
долина Иорданская горит.
А Лот, что проживал тогда в Содоме,
был схвачен и уведен в плен врагом.
Напрасно там он свой поставил дом.
и вот теперь в разрухе и разгроме
захвачен в доме том.
Как только весть об этом до Аврама
дошла в его удел,
он взял своих людей (из верных самых),
и выручить племянника сумел.
С ним было только триста восемнадцать
соседей, домочадцев и рабов,
но каждый биться до смерти готов,
хоть силой им с врагами не сравняться,
с оружьем до зубов.
И только Бог Авраму в это время
помог их победить,
прогнать к Дамаску вражеское племя,
имущество и Лота возвратить.
И встретил победителя с почётом
сам царь Салимский с хлебом и вином,
Он первым был священником давно.
И имя Мелхиседека народом
в веках закреплено.
Благословил Аврама Мелхиседек.
И десятину дал ему Аврам.
А царь Содомский в дружеской беседе
сказал: «Тебе добычу я отдам,
а мне оставь людей моих несчастных».
Но патриарх не стал именье брать.
Отбитую в боях кровавых кладь
отдал царю, не взяв себе ни части.
Не стал их обирать.
И не спеша подался восвояси,
к дубраве, где Хеврон,
к своим шатрам, где был он полновластен,
почётом и любовью окружён.
Благодарил он Бога за победу,
что над врагом Господь ему послал
и большего от жизни не желал.
Он в эти