Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

лет родились дети,

известные в истории людской.

Огромное потомство Иафета,

как повествует древняя молва,

морские заселило острова.

И в мирных землях солнечного лета

блюло свои права.

Потомство Хама очень интересно:

его громадный род

прославил сильный, всей земле известный,

мятежный, возмутительный Нимрод.

Его так называли те народы,

которые он дерзко угнетал,

которые в боях завоевал,

которые сносили все невзгоды,

что он для них создал.

И был Нимрод отличным звероловом,

сильнейшим из людей.

И города земные в мире новом

Нимрод построил волею своей.

И древний Вавилон – Земля Нимрода –

Трудов его достигнутая цель,

культуры человечьей колыбель,

древнейшего халдейского народа

оплот и цитадель.

Затем Нимрод построил Ниневию

и долго в ней царил.

Он города создал ещё иные.

Не меньше – беспощадно разорил.

Но Ниневия с гордым Вавилоном,

древнейшие красавцы – города,

пребудут в нашей памяти всегда,

как логова развратного дракона –

надежда и беда.

И Ноев Сим оставил поколенье

детей своих родных

и правнуков, с Его благословенья,

со временем родившихся у них:

через века пришёл на землю Фарра.

Он вскоре стал Аврамовым отцом,

который Авраамом стал потом.

И в те же дни на свет явилась Сара,

В Халдейском Уре том.

Сим жил на свете шесть веков достойно.

И на седьмом почив,

он стал отцом людей на землях знойных,

семитские народы породив.

Сирийцы, эфиопы и евреи,

халдеи и арабывесь народ

от Сима числят свой обширный род

И имя Сима в памяти лелеют,

как юности оплот.

Примечание*

1 Полный перечень потомков в их поколениях приведен в гл.10

книги БЫТИЕ.

Бытие. Глава 9

Вавилонская башня; Смешение языков; Потомки Сима до Фарры; Рождение Аврама, Нахора, Арана и Сары.

Сокровищем равнины Сеннаарской, 2

где ширится Евфрат,

сияет Вавилон в наряде царском:

велик, могуч, развратен и богат.

В расцвете сил, в своей безмерной славе,

стеною неприступной обведён,

красуется распутный Вавилон –

рубин кровавый в золотой оправе,

гордыней заражён.

По стенам Вавилона мчаться могут

в ряду шесть колесниц.

Сто медных врат, закрытых по тревоге,

вход заслонят в столицу из столиц.

Через Евфрат огромный мост построен.

К востоку возвышается дворец,

и Бела храм – язычества венец,

особого почтенья удостоен.

Но есть всему конец

Во времена рожденья Вавилона,

при городе своём,

ещё незрелом, малозаселённом,

потомки Хама стали строить дом.

Не просто дом, а башню в поднебесье

свидетельство их силы и родства,

их воли и свободы торжества,

чтоб башня стала всех чудес чудесней –

народам голова.

В то время лишь один язык от Бога

был у людей земли.

И строили, не ведая тревоги,

и понимать друг друга все могли.

И жгли кирпич и дружно стены клали

вздымая ввысь за этажом этаж,

то уставая, то впадая в раж,

от замыслов своих не отставали –

неистощим кураж.

Десятки лет ту башню возводили.

Смолою земляной

большие плиты меж собой крепили

и упивались славою дурной.

И вот, когда огромное строенье

достигло небывалой высоты,

в разгаре человечьей суеты,

Бог посмотрел на дивное творенье

безумной их мечты.

И так сказал: «Нет, не отступят люди

от дела своего.

Единый их язык отныне будет

помехой для народа моего.

Теперь придётся к людям повернуться,

язык у человечества смешать:

друг друга перестанут понимать

и все по разным странам разойдутся,

чтоб снова жизнь начать».

И люди по земле пошли свободно

и стали говорить

на разных языках своих народных,

и в разных странах мира стали жить.

Свой дар, для человечества бесценный

язык, единый и понятный всем,

Господь теперь смешал для них совсем

из-за потомков Хамовых измены,

что кроется за всем.

А слава Вавилона прогремела

и пала до земли.

Ни стены, ни защита бога Бела

спасти преступный город не смогли.

Сначала Дарий, после Кир великий

красу Халдеи рвали по кускам.

А после Ксеркс ограбил главный храм.

И толпы македонцев разноликих –

все побывали там.

И город золотойкраса Халдеи,

разрушен и сметён.

Рабы его – пленённые евреи

большой народ, в те дни освобождён.

А древний город – грудою развалин,

пристанищем шакалов полевых,

безжизненный, в котором нет живых,

разрушен, мёртв, обломками завален

и навсегда затих.

*******

Примечание:

1. Полный перечень потомков Сима – см. БЫТИЕ, гл.11.

2. Выйдя из гористой области, потомки Ноя двинулись вниз,

по течению рек Тигра и Евфрата и остановились в обширной

и плодоносной равнине Сеннаарской, впоследствии – стране

Вавилонской.

Бытие. Глава 10

Бог велит Авраму оставить Харран с Сарою и Лотом; Они приходят в Ханаан; В Египте фараон, поражённый за Сару, отпускает Аврама.

В Халдейском Уре у потомка Сима

родился сын Аврам.

Отец его – Фарра носил он имя,

из мест языческих пошёл в Харран.

Хотел он поселиться в Ханаане,

но не судьба была ему дойти

В Харране умер он, на полпути,

но сыну передал своё желанье:

последнее «Прости».

И в эти дни Господь велел Авраму

оставить отчий дом,

и, взяв с собою только близких самых,

продолжить путь, что начат был отцом.

Бог обещал ему благословенье,

защиту от врагов и от невзгод,

сказал, что выдающийся народ

его достойным будет продолженьем

из рода в новый род.

«Твоё в веках Я возвеличу имя,

почёт в твоей судьбе, –

сказал Господь, – Все племена земные

благословятся лишь в одном тебе».

Послушался Аврам веленья Бога

и вышел из Харрана в дальний путь

с женою Сарой. «Ведь когда-нибудь, –

подумал он, – закончится дорога

и сможем отдохнуть».

Переселение Авраама в землю обетованную

Племяник Лот, стада, именье, люди

он всех с собой забрал.

Что впереди, что дальше с ними будет

Аврам не знал – на Бога уповал.

И вот пришли на землю Ханаана.

И видят – плодородна, зелена,

под горною грядой лежит она,

как дом родной, любима и желанна

прекрасная страна

И сам Господь сошёл в тот час к Авраму.

И Бог сказал: «Аврам,

Я сей земли лишу потомков Хама

твоим потомкам Я её отдам».

И жертвенник Аврам поставил Богу,

как память о явлении Его,

как верный знак почтенья своего.

И далее отправился дорогой,

не ясной для него.

И под горой Аврам шатёр поставил.

Народ в пути устал.

И к Богу снова он свой взор направил,

и в благодарность жертвенник создал.

И отдохнув и обратившись к Богу,

поднялся вновь и двинулся на Юг.

С ним Сара, Лот – и родственник и друг.

К пустыне Негев дальняя дорога

влекла его не вдруг.

А в тех краях тогда был страшный голод.

Аврам его познал,

но не сдавался, хоть и был не молод.

Он Божье имя в помощь призывал.

Они в Египет, к Нилу поспешили,

чтоб пережить голодные года,

но там не оставаться навсегда.

Лишь время переждать они решили

пока минёт беда.

Теперь пришла пора сказать о Саре:

красавица – жена

была всю жизнь Авраму верной парой,

да вот беда – бесплодная она.

Но дорожил Аврам женой своею.

Всю жизнь он уважал её, жалел,

и красоту её Аврам сберечь сумел,

работой тяжкой загружать не смея,

любил он, как умел.

И стал теперь за жизнь свою бояться:

ведь Сару рассмотрев,

Египтяне не станут колебаться

его убъют, а Сару – к ним в гарем.

И так сказал Аврам своей супруге:

«Представься ты чужим моей сестрой,

от взглядов их завистливых укрой.

Иначе мне не жить, моя подруга, –

Песчинке под горой».

И было так: красу еврейки Сары

заметил фараон.

Он был тогда совсем ещё не старым.

И во дворец забрал еврейку он.

А муж её для всех считался братом.

В Египте развернулся и расцвёл,

рабов, рабынь и разный скот завёл.

Аврам в Египте стал весьма богатым,

умножив, что привёл.

Однако, Бог ударил фараона

и дом его потряс

за Сару, что прожила время оно

почти невестой царской, без прикрас.

«Ты для чего назвал её сестрою? –

так фараон Аврама вопросил, –

Зачем солгал, когда о ней спросил?

Я-было в жёны взял её, не скрою.

Теперь мне свет не мил».

Царь Мельхиседек благословляет Авраама

И фараон велел их в путь отправить

с рабами и добром.

Аврам решил обратный путь направить

в места, что накрывал своим шатром:

в долину между Вефилем и Гаем,

где жертвенник им был сооружён,

где призывал впервые Бога он,

неведеньем и страхом раздираем,

пути, что предрешён.

Бытие. Глава 11

Аврам и Лот возвращаются в Вефиль и расходятся; Лот избрал окрестность Иорданскую; Авраму обещан весь Ханаан.

Аврам с женой поднялся в путь обратный.

За переходом новый переход

за днями дни уходят безвозвратно.

С Аврамовой семьёй кочует Лот.

И вот пришли в знакомые долины.

И видят – велики у них стада,

им вместе не ужиться никогда,

прокормится здесь только половина,

остаться всем – беда.

И начались меж пастухами ссоры.

Трава и водопой

предмет их бурных споров и раздоров:

никак не поделить их меж собой.

И думал так Аврам: «Моё богатство

и брата Лота тучные стада

покоя не дадут нам никогда

и навсегда погубят наше братство

опасная черта».

И Лоту предложил он отделиться.

Потом ему сказал,

что их раздор не может больше длиться

и на родство по крови указал.

«Перед тобой земля лежит обширна.

Пойдёшь направо – мой налево путь,

Пойдёшь налевовправо мне свернуть.

Твой выбор за тобой для жизни мирной.

И в мирной жизни суть».

И выбрал Лот долину Иордана,

цветущую как сад.

Аврам ушёл на землю Ханаана.

Покоен, независим и богат.

А Лот шатры раскинул до Содома

в долине под названием Сиддим,1

узнал народ и подружился с ним.

И жил он в этом городе, как дома,

с имуществом своим.

Но жители Содомские неверны,

пред Господом грешны.

Содом был полон зла и всякой скверны.

Два города грехом поражены:

Содом с Гоморрой – города-соседи

не ведали тяжёлого труда.

Вино и хлеб и сытная еда

самой природой в вечном Божьем лете

давались им всегда.

Бесились с жиру жители Содома

уже который год.

И отделившись от родного дома,

там поселился неудачник-Лот.

А Бог сказал Авраму – человеку:

«На Север, Юг, на Запад и Восток

пройди по всей земле, чтоб видеть мог

сей край, что Я даю тебе навеки.

Так говорю Я – Бог.

Твоё потомство в мире я размножу

безмерно, как песок.

Тот сосчитать его на свете сможет,

кто все песчинки перечесть бы смог.

И вот земля – её я завещаю

грядущему потомству твоему.

А ты доверься Богу одному:

настанет срок – о будущем узнаешь

по сердцу и уму».

И двинул свой шатёр к холмам Хеврона

под Господом Аврам.

К дубраве Мамре шёл он неуклонно,

и вот навечно поселился там.

И жертвенник он Господу поставил,

и Бога он за жизнь благодарил,

трудился в мире, не жалея сил,

не нарушал простых житейских правил,

покоя лишь просил.

**

Примечание:

1. Сиддим – обширная равнина на ю.-в. Палестины, где находились

города Содом, Гоморра и др. и где образовалось впоследствии Мёртвое море;

Бытие. Глава 12

Война царей; Пленение Лота; Освобождение его Аврамом; Аврам и Мельхиседек – царь Салимский.

Но нет покоя в мире поднебесном.

Людские племена

ревнивы и коварны. Повсеместно

по всей земле разлады и война.

Эламские цари на Хананейских

напали, расширяя свой удел.1

И каждый жадно большего хотел,

чем было у него в земле Халдейской,

чем ныне он владел.

Двенадцать лет под игом Эламитов

Сиддимские цари.2

И вновь бои. И кровью их полита,

долина Иорданская горит.

А Лот, что проживал тогда в Содоме,

был схвачен и уведен в плен врагом.

Напрасно там он свой поставил дом.

и вот теперь в разрухе и разгроме

захвачен в доме том.

Как только весть об этом до Аврама

дошла в его удел,

он взял своих людей (из верных самых),

и выручить племянника сумел.

С ним было только триста восемнадцать

соседей, домочадцев и рабов,

но каждый биться до смерти готов,

хоть силой им с врагами не сравняться,

с оружьем до зубов.

И только Бог Авраму в это время

помог их победить,

прогнать к Дамаску вражеское племя,

имущество и Лота возвратить.

И встретил победителя с почётом

сам царь Салимский с хлебом и вином,

Он первым был священником давно.

И имя Мелхиседека народом

в веках закреплено.

Благословил Аврама Мелхиседек.

И десятину дал ему Аврам.

А царь Содомский в дружеской беседе

сказал: «Тебе добычу я отдам,

а мне оставь людей моих несчастных».

Но патриарх не стал именье брать.

Отбитую в боях кровавых кладь

отдал царю, не взяв себе ни части.

Не стал их обирать.

И не спеша подался восвояси,

к дубраве, где Хеврон,

к своим шатрам, где был он полновластен,

почётом и любовью окружён.

Благодарил он Бога за победу,

что над врагом Господь ему послал

и большего от жизни не желал.

Он в эти

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн