дни грядущего не ведал,
Что ждёт его не знал.
*************************************
1. Война союзных царей месопотамских против царей долины Сиддим;
2. Цари, соединившиеся в долине Сиддим, т.е в нижней части
Иорданской долины, получившей своё название от слова «Сид»,
что значит «горная смола» , или «асфальт», которым богата была
данная местность. Здесь впоследствии образовалось Солёное или Мёртвое
море;
Господь в видении обещает Авраму бесчисленное потомство; Вступает с ним в Завет, обещая дать его семени землю десяти народов.
Аврам спокойно в славе и богатстве
в дубраве Мамре жил.
Он патриархом был для домочадцев,
но тайно он в душе своей грустил:
ведь никогда ещё шатер Аврама
не оглашал весёлый детский смех
и он не знал отеческих утех.
На склоне лет назрела эта драма –
важнейшая из всех.
И вот, однажды, вечером усталый
от всех дневных трудов,
Аврам охвачен чувством небывалым –
он Слово Божье воспринять готов.
И Бог сказал в видении: «Не бойся,
Я щит твой, и тебя Я защищу,
к шатрам твоим врагов не допущу,
живи и ни о чём не беспокойся.
Беду предотвращу».
«О, Господи»! – Аврам ответил Богу, –
душа тоски полна:
ведь сына Ты не дал мне, и дорога
наследства моего темным-темна!
Не сын, а домочадец мой наследник.
Я очень стар. Стара моя жена –
бездетная, до сей поры одна.
Мне Сара друг и мудрый собеседник,
но не родит она».
И Бог сказал: «Наследником не будет
Наступит час и удивятся люди
народу порождённому тобой.
Покинь шатёр. Там сумрачно и тесно.
Попробуй в небе звёзды сосчитать.
Твой сын родной, ты это должен знать,
твоих потомков, словно звёзд небесных,
достоин миру дать».
И праведник Аврам поверил Богу
и в Божью благодать.
А Бог сказал: «Я звал тебя в дорогу,
чтоб эту землю на века отдать»
«Владыка Господи! Но как узнаю, –
Спросил Аврам, – что здесь земля моя,
что всем вокруг владею только я,
что царствует от гор и до окраин
одна моя семья»?
«Ну, что ж, – на это Бог ему ответил, –
тебе знаменье дам».
И сделал так, как делали на свете
все патриархи до него, Аврам.
Овцу, козу, трёхлетнюю телицу
рассёк он аккуратно пополам,
двух птиц сложил к тому, что было там,
стал охранять и Господу молиться,
святым Его делам.2
Он отгонял весь день от жертвы Богу
зловещих, хищных птиц.3
А к вечеру, охваченный тревогой,
под грозное сверкание зарниц,
Аврам забылся крепким сном ужасным.
Кромешный мрак заполнил всё вокруг.
Потом ушёл, светлее стало, вдруг.
И голос Бога благостный и ясный
сказал Авраму: «Знай, твои потомки
пришельцами грядут
и сквозь веков томительных потёмки
весь этот край заселят и займут.
Четыре века рабства и скитаний
еврейскому народу предстоит.
Но твой народ не сгинет, устоит,
перенесёт позор и испытанья.
Врагов он победит.
Я накажу гонителей народа,
когда придёт пора.
Я дам евреям царство и свободу,
страну завета, славы и добра.
А ты уйдёшь к отцам своим великим
и в старости ты будешь погребён,
почётом и любовью окружён,
а путь твоих потомков разноликих
навеки предрешён».
И в этот день Господь завет нетленный
с Аврамом заключил.
Меж жертвами прошёл огонь священный.
Как знак завета – чёрный дым валил.
«От самого Египта до Евфрата
Я землю необъятную сию
на век твоим потомкам отдаю, –
Сказал Господь, – и бедным и богатым –
им в этом жить краю».
Так патриарх еврейского народа
за праведность под звёздным небосводом
обрёл, вступив в торжественный Завет.
А землю, что Господь им дал, поныне
Землёй обетованною зовут.
В Израиле евреи там живут.
Ту землю, что зовётся Палестиной,
народы мира чтут.
*******************************
1. Господь сказал Авраму: «Потомству твоему даю Я землю сию,
от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев,
Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев
И Иевусеев» (Бытие, гл.15, ст.18-21);
2. Господь благоволил дать Авраму знамение, которое в подобных случаях употреблялось у людей (при заключении союзов, взаимных клятв и пр.);
3. Эта мелкая подробностьсчитается пророческим предуказанием тех идолопоклоннических племён, которые, увлекая своим примером
народ израильский, вредили чистоте Завета — «блужение Израиля»
Агарь – служанка Египтянка, зачала от Авраама, изгнана Сарою; Возвращается после видения в пустыне; рождение ею сына, наречённого Измаилом.
За годом год идёт со дня завета,
а Сара не родит.
И так её судьба печалит эта,
и так она бездетная грустит!
Тогда она дала свою служанку –
красавицу по имени Агарь,
Авраму в жёны (так бывало встарь),
чтоб родила им сына египтянка
покорная Агарь.
Рабыня вскоре зачала ребёнка.
и будущая мать,
войдя в шатёр, как робкая девчонка,
теперь хозяйку стала презирать.
И Сара, с разрешения Аврама,
своей служанке спуску не дала
во всех домашних и других делах.
Но стала та строптива и упряма
и из дому ушла.
Пошла в родной Египет по пустыне.
Присела у воды,
чтоб отдохнуть. И о грядущем сыне
в душе рождались светлые мечты.
Там и нашёл её Господень Ангел.
Он ей сказал: «Ты к Саре возвратись
и госпоже смиренно покорись,
живи при ней в своём привычном ранге
и сыном разродись.
Его потомство будет так огромно,
что невозможно счесть.
А сын Аврама – твой ребёнок кровный,
для матери его большая честь.
Ты назови ребёнка Измаилом1
(что значит в переводе «Слышит Бог»).
Он в мир войдёт, исполненный тревог,
и быстрым наделён умом и силой,
не будет одинок».
И приняла Агарь Господне слово,
заботы и любви.
И в честь Живого Бога Иеговы
источник стал Бэер-лахай-рои.2
Так назвала Агарь источник жизни,
как память о явлении Его,
как чистой веры блеск и торжество,
как знак того, что не забыл Всевышний
завета своего.
Она послушно возвратилась к Саре –
совету Божию вняла.
И позабыв о ревности и сваре,
Агарь в свой час ребёнка родила.
Аврам назвал сыночка Измаилом.
И верил он – седая голова,
что вещие пророчества слова
исполнились в младенце этом милом,
родившемся едва.
Тринадцать лет воспитывал он сына.
И ровно, без помех,
тот рос самостоятельным мужчиной,
стрелял из лука с детства лучше всех
и наливался юношеской силой.
А сам Аврам тем временем старел –
К столетью своему почти поспел,
но был ещё не слабым и не хилым
Ещё детей хотел.
******************************
1. Измаил – «слышит Бог» (с евр.);
2. «Беэр-лахай-рои» — смысловой перевод: «Бог, видящий меня».
Так, по обычаю древнего Востока, переименовав источник,
Агарь увековечила воспоминание о бывшем ей здесь богоявлении.
Бог назвал Аврама Авраамом, обещал дать ему и его семени Ханаан и быть их Богом; обрезание – знамение этого Завета; Бог обещает Аврааму сына от Сарры; обрезание всего мужского пола в доме Авраама.
В дубовой роще Мамре осень снова.
И снова здесь услышал Божье слово
седой еврейский праведник Аврам.
«Я всемогущий Бог. Ходи передо Мною
и не теряй священной веры свет, –
сказал Господь, – и прежний наш Завет
Я в этот час продолжу и раскрою
вперёд на сотни лет.
Отцом ты будешь множества народов,
что значит АВРААМ.1
И это имя патриарху рода,
на смену прежнему, – тебе Я дам.
И от тебя пойдут цари земные,
и расцветёт, умножится народ,
за домом дом, за родом, новый род.
И племена иные, но родные –
твоих потомков плод.
меж Мною и тобой,
твоим потомком, всяким человеком,
пусть он и самый дальний родич твой.
Завет Мой в том, что Я единым Богом
пребуду вечно для племён твоих
и всех родов, явившихся от них.
И эту землю – веси и дороги
храню для них одних.
Я отдаю вам землю Ханаана –
А ты и род твой – ближний, чужестранный –
блюдите строго вечный наш завет.
И как знаменье этого Завета
весь пол мужской обрезан должен быть.
И сколько б роду твоему не жить,
он должен выполнять обычай этот –
связующую нить.
И будет Мой Завет на вашем теле
заветом на века.
Чтоб и потомки забывать не смели
кто их Господь, чья милость велика.
Мужского пола – всех, без исключенья,
своих детей и сыновей раба
обрезать должно. Пусть, прозрев едва,
на день восьмой от самого рожденья
решится их судьба».
И Бог продолжил: «А жену родную
ты Сарой не зови.
Ей имя САРРА2 я теперь дарую.
Стать госпожой её благословил.
Я дам тебе от верной Сарры сына.
И от неё пойдут все племена,
цари народов, те чьи имена
известны будут здесь и на чужбине.
Праматерь всем она».
Пал Авраам перед великим Богом,
обетом изумлён.
И смех и горе, радость и тревогу
в душе своей сполна изведал он:
«Откуда сын? Ведь я старик столетний,
Где силы взять, чтоб выполнить обет?
Всю жизнь о том молил, но был бездетным.
И вот Он дал ответ!»
Взмолился Авраам: «Великий Боже!
Хотя бы Измаил,
я твёрдо верю: добрый Бог поможет,
перед лицом твоим подольше жил».
И Бог сказал: «Я род твой не оставлю,
Ты назовёшь младенца Исаак.3
И с ним одним Я Мой Завет поставлю,
ему подам Я знак.
С потомством Исаака, всем, что будет
Завет Мой на века.
И из его пути узнают люди,
что ноша чистой веры нелегка.
А Измаил?4 Ведь Я тебя услышал.
Всё совершится так, как Я сказал:
Что может быть достойнее и выше?
Теперь ты всё узнал».
И с этим Бог восшёл от Авраама.
И как велел Господь,
собрав своих рабов и близких самых,
он крайнюю у всех обрезал плоть.
не мало – девяносто девять лет.
тринадцать лет назад от этой встречи.
И Бог хранил от бед.
**********************************
1 Возвышая Аврама до завета с Собой, Бог даёт ему новое имя Авраам.
Если Аврам означает «высокий отец», то Авраам – «отец множества»;
2 Анологично: Сара – буквально «госпожа моя», то Сарра – это «госпожа»
в широком смысле этого слова: племён, царей и народов, которые должны
от неё произойти в будущем, что видно из контекста.
3 Исаак – «он возрадуется» (евр.);
4 Измаил – «Бог слышит» (евр).
Три мужа у Авраама; предсказание о сыне от Сарры; Ходтайство Авраама перед Господом о Содоме.
Дневное солнце землю раскалило.
Приятна тень шатра.
И Авраам дремал в прохладе милой,
в трудах земных намаявшись с утра.
И, вдруг, очнувшись от своей дремоты
трёх путников увидел Авраам.
И он не знал кого он видит там,
но чуял, что великого кого-то.
Он это понял сам.
И до земли мужам он поклонился,
и отдохнуть просил.
О пище и воде распорядился,
под деревом в тени их усадил.
И гости ели, славно отдыхали,
а Авраам стоял и слушал их.
Теперь он знал: «Господь – один из них.
Он здесь! Он утолит мои печали –
и главную из них!»
И вот сказали: «Где жена, где Сарра?»
«Сейчас она придёт, –
Она телячье мясо с пылу с жара
сейчас для Вас с прислугой поднесёт».
И старший гость (то был сам Иегова)
Промолвил: «В это время через год
родить твоей жене придёт черёд.
Родится сын. Своё сдержу Я слово:
продолжится твой род».
То предсказанье Сарра услыхала
и стало ей смешно.
«В мои года такого не бывало.
исполниться такое не должно», –
подумала она, но промолчала.
Но, мысли наши тоже слышит Бог:
«Такого нет, чего бы Я не мог, –
сказал Господь, – хочу, чтоб ты узнала:
родишь ты точно в срок.
И вот поднялись гости Авраама
к Содому, что в долине Иордана,
отправились на грех его взглянуть.
И Аврааму перед расставаньем
Господь сказал: » От друга не таю
грядущее. И всю судьбу твою
я подтверждаю точным предсказаньем,
как заповедь Мою:
произойдёт народ.
По всей земле большой и разноликой
он Божье слово людям понесёт.
И все народы в нём благословятся.
путём Господним должен он ходить,
и суд и правду должен он творить,
за веру и за праведность сражаться,
добру людей учить».
И вот пошли мужи в Содом с Гоморрой
Как велики бесчестье и раздоры.
И грешников примерно наказать.
И Авраам, узнав, заволновался,
что праведник, который там живёт,
погибель с нечестивцами найдёт.
И с