Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

дни грядущего не ведал,

Что ждёт его не знал.

*************************************

Примечание:

1. Война союзных царей месопотамских против царей долины Сиддим;

2. Цари, соединившиеся в долине Сиддим, т.е в нижней части

Иорданской долины, получившей своё название от слова «Сид»,

что значит «горная смола» , или «асфальт», которым богата была

данная местность. Здесь впоследствии образовалось Солёное или Мёртвое

море;

Бытие. Глава 13

Господь в видении обещает Авраму бесчисленное потомство; Вступает с ним в Завет, обещая дать его семени землю десяти народов.

Аврам спокойно в славе и богатстве

в дубраве Мамре жил.

Он патриархом был для домочадцев,

но тайно он в душе своей грустил:

ведь никогда ещё шатер Аврама

не оглашал весёлый детский смех

и он не знал отеческих утех.

На склоне лет назрела эта драма

важнейшая из всех.

И вот, однажды, вечером усталый

от всех дневных трудов,

Аврам охвачен чувством небывалым –

он Слово Божье воспринять готов.

И Бог сказал в видении: «Не бойся,

Я щит твой, и тебя Я защищу,

к шатрам твоим врагов не допущу,

живи и ни о чём не беспокойся.

Беду предотвращу».

«О, Господи»! – Аврам ответил Богу, –

душа тоски полна:

ведь сына Ты не дал мне, и дорога

наследства моего темным-темна!

Не сын, а домочадец мой наследник.

Я очень стар. Стара моя жена

бездетная, до сей поры одна.

Мне Сара друг и мудрый собеседник,

но не родит она».

И Бог сказал: «Наследником не будет

твоим никто чужой.

Наступит час и удивятся люди

народу порождённому тобой.

Покинь шатёр. Там сумрачно и тесно.

Попробуй в небе звёзды сосчитать.

Твой сын родной, ты это должен знать,

твоих потомков, словно звёзд небесных,

достоин миру дать».

И праведник Аврам поверил Богу

и в Божью благодать.

А Бог сказал: «Я звал тебя в дорогу,

чтоб эту землю на века отдать»

«Владыка Господи! Но как узнаю, –

Спросил Аврам, – что здесь земля моя,

что всем вокруг владею только я,

что царствует от гор и до окраин

одна моя семья»?

«Ну, что ж, – на это Бог ему ответил, –

тебе знаменье дам».

И сделал так, как делали на свете

все патриархи до него, Аврам.

Овцу, козу, трёхлетнюю телицу

рассёк он аккуратно пополам,

двух птиц сложил к тому, что было там,

стал охранять и Господу молиться,

святым Его делам.2

Он отгонял весь день от жертвы Богу

зловещих, хищных птиц.3

А к вечеру, охваченный тревогой,

под грозное сверкание зарниц,

Аврам забылся крепким сном ужасным.

Кромешный мрак заполнил всё вокруг.

Потом ушёл, светлее стало, вдруг.

И голос Бога благостный и ясный

как вечный, мудрый друг

сказал Авраму: «Знай, твои потомки

пришельцами грядут

и сквозь веков томительных потёмки

весь этот край заселят и займут.

Четыре века рабства и скитаний

еврейскому народу предстоит.

Но твой народ не сгинет, устоит,

перенесёт позор и испытанья.

Врагов он победит.

Я накажу гонителей народа,

когда придёт пора.

Я дам евреям царство и свободу,

страну завета, славы и добра.

А ты уйдёшь к отцам своим великим

и в старости ты будешь погребён,

почётом и любовью окружён,

а путь твоих потомков разноликих

навеки предрешён».

И в этот день Господь завет нетленный

с Аврамом заключил.

Меж жертвами прошёл огонь священный.

Как знак завета – чёрный дым валил.

«От самого Египта до Евфрата

Я землю необъятную сию

на век твоим потомкам отдаю, –

Сказал Господь, – и бедным и богатым –

им в этом жить краю».

Так патриарх еврейского народа

Божественный обет

за праведность под звёздным небосводом

обрёл, вступив в торжественный Завет.

А землю, что Господь им дал, поныне

Землёй обетованною зовут.

В Израиле евреи там живут.

Ту землю, что зовётся Палестиной,

народы мира чтут.

*******************************

Примечание:

1. Господь сказал Авраму: «Потомству твоему даю Я землю сию,

от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев,

Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев

И Иевусеев» (Бытие, гл.15, ст.18-21);

2. Господь благоволил дать Авраму знамение, которое в подобных случаях употреблялось у людей (при заключении союзов, взаимных клятв и пр.);

3. Эта мелкая подробностьсчитается пророческим предуказанием тех идолопоклоннических племён, которые, увлекая своим примером

народ израильский, вредили чистоте Завета — «блужение Израиля»

Бытие. Глава 14

Агарь – служанка Египтянка, зачала от Авраама, изгнана Сарою; Возвращается после видения в пустыне; рождение ею сына, наречённого Измаилом.

За годом год идёт со дня завета,

а Сара не родит.

И так её судьба печалит эта,

и так она бездетная грустит!

Тогда она дала свою служанку –

красавицу по имени Агарь,

Авраму в жёны (так бывало встарь),

чтоб родила им сына египтянка

покорная Агарь.

Рабыня вскоре зачала ребёнка.

и будущая мать,

войдя в шатёр, как робкая девчонка,

теперь хозяйку стала презирать.

И Сара, с разрешения Аврама,

своей служанке спуску не дала

во всех домашних и других делах.

Но стала та строптива и упряма

и из дому ушла.

Пошла в родной Египет по пустыне.

Присела у воды,

чтоб отдохнуть. И о грядущем сыне

в душе рождались светлые мечты.

Там и нашёл её Господень Ангел.

Он ей сказал: «Ты к Саре возвратись

и госпоже смиренно покорись,

живи при ней в своём привычном ранге

и сыном разродись.

Его потомство будет так огромно,

что невозможно счесть.

А сын Аврама – твой ребёнок кровный,

для матери его большая честь.

Ты назови ребёнка Измаилом1

(что значит в переводе «Слышит Бог»).

Он в мир войдёт, исполненный тревог,

и быстрым наделён умом и силой,

не будет одинок».

И приняла Агарь Господне слово,

заботы и любви.

И в честь Живого Бога Иеговы

источник стал Бэер-лахай-рои.2

Так назвала Агарь источник жизни,

как память о явлении Его,

как чистой веры блеск и торжество,

как знак того, что не забыл Всевышний

завета своего.

Она послушно возвратилась к Саре –

совету Божию вняла.

И позабыв о ревности и сваре,

Агарь в свой час ребёнка родила.

Аврам назвал сыночка Измаилом.

И верил он – седая голова,

что вещие пророчества слова

исполнились в младенце этом милом,

родившемся едва.

Тринадцать лет воспитывал он сына.

И ровно, без помех,

тот рос самостоятельным мужчиной,

стрелял из лука с детства лучше всех

и наливался юношеской силой.

А сам Аврам тем временем старел –

К столетью своему почти поспел,

но был ещё не слабым и не хилым

Ещё детей хотел.

******************************

1. Измаил – «слышит Бог» (с евр.);

2. «Беэр-лахай-рои» — смысловой перевод: «Бог, видящий меня».

Так, по обычаю древнего Востока, переименовав источник,

Агарь увековечила воспоминание о бывшем ей здесь богоявлении.

Бытие. Глава 15

Бог назвал Аврама Авраамом, обещал дать ему и его семени Ханаан и быть их Богом; обрезаниезнамение этого Завета; Бог обещает Аврааму сына от Сарры; обрезание всего мужского пола в доме Авраама.

В дубовой роще Мамре осень снова.

И сень листвы, как храм.

И снова здесь услышал Божье слово

седой еврейский праведник Аврам.

«Я всемогущий Бог. Ходи передо Мною

и не теряй священной веры свет, –

сказал Господь, – и прежний наш Завет

Я в этот час продолжу и раскрою

вперёд на сотни лет.

Отцом ты будешь множества народов,

что значит АВРААМ.1

И это имя патриарху рода,

на смену прежнему, – тебе Я дам.

И от тебя пойдут цари земные,

и расцветёт, умножится народ,

за домом дом, за родом, новый род.

И племена иные, но родные –

твоих потомков плод.

А Мой Завет отныне и навеки

меж Мною и тобой,

твоим потомком, всяким человеком,

пусть он и самый дальний родич твой.

Завет Мой в том, что Я единым Богом

пребуду вечно для племён твоих

и всех родов, явившихся от них.

И эту землю – веси и дороги

храню для них одних.

Я отдаю вам землю Ханаана –

священный Мой обет.

А ты и род твойближний, чужестранный –

блюдите строго вечный наш завет.

И как знаменье этого Завета

весь пол мужской обрезан должен быть.

И сколько б роду твоему не жить,

он должен выполнять обычай этот

связующую нить.

И будет Мой Завет на вашем теле

заветом на века.

Чтоб и потомки забывать не смели

кто их Господь, чья милость велика.

Мужского пола – всех, без исключенья,

своих детей и сыновей раба

обрезать должно. Пусть, прозрев едва,

на день восьмой от самого рожденья

решится их судьба».

И Бог продолжил: «А жену родную

ты Сарой не зови.

Ей имя САРРА2 я теперь дарую.

Стать госпожой её благословил.

Я дам тебе от верной Сарры сына.

И от неё пойдут все племена,

цари народов, те чьи имена

известны будут здесь и на чужбине.

Праматерь всем она».

Пал Авраам перед великим Богом,

обетом изумлён.

И смех и горе, радость и тревогу

в душе своей сполна изведал он:

«Откуда сын? Ведь я старик столетний,

а Сарре ровно девяносто лет.

Где силы взять, чтоб выполнить обет?

Всю жизнь о том молил, но был бездетным.

И вот Он дал ответ

Взмолился Авраам: «Великий Боже!

Хотя бы Измаил,

я твёрдо верю: добрый Бог поможет,

перед лицом твоим подольше жил».

И Бог сказал: «Я род твой не оставлю,

жена твоя родит. И будет так.

Ты назовёшь младенца Исаак.3

И с ним одним Я Мой Завет поставлю,

ему подам Я знак.

С потомством Исаака, всем, что будет

Завет Мой на века.

И из его пути узнают люди,

что ноша чистой веры нелегка.

А Измаил?4 Ведь Я тебя услышал.

Всё совершится так, как Я сказал:

народ великий Я с него начал.

Что может быть достойнее и выше?

Теперь ты всё узнал».

И с этим Бог восшёл от Авраама.

И как велел Господь,

собрав своих рабов и близких самых,

он крайнюю у всех обрезал плоть.

И было Аврааму в этот вечер

не малодевяносто девять лет.

А Измаил увидел белый свет

тринадцать лет назад от этой встречи.

И Бог хранил от бед.

**********************************

1 Возвышая Аврама до завета с Собой, Бог даёт ему новое имя Авраам.

Если Аврам означает «высокий отец», то Авраам – «отец множества»;

2 Анологично: Сара – буквально «госпожа моя», то Сарра – это «госпожа»

в широком смысле этого слова: племён, царей и народов, которые должны

от неё произойти в будущем, что видно из контекста.

3 Исаак – «он возрадуется» (евр.);

4 Измаил – «Бог слышит» (евр).

Бытие. Глава 16

Три мужа у Авраама; предсказание о сыне от Сарры; Ходтайство Авраама перед Господом о Содоме.

Дневное солнце землю раскалило.

Приятна тень шатра.

И Авраам дремал в прохладе милой,

в трудах земных намаявшись с утра.

И, вдруг, очнувшись от своей дремоты

трёх путников увидел Авраам.

И он не знал кого он видит там,

но чуял, что великого кого-то.

Он это понял сам.

И до земли мужам он поклонился,

и отдохнуть просил.

О пище и воде распорядился,

под деревом в тени их усадил.

И гости ели, славно отдыхали,

а Авраам стоял и слушал их.

Теперь он знал: «Господьодин из них.

Он здесь! Он утолит мои печали –

и главную из них!»

И вот сказали: «Где жена, где Сарра?»

«Сейчас она придёт, –

Она телячье мясо с пылу с жара

сейчас для Вас с прислугой поднесёт».

И старший гость (то был сам Иегова)

Промолвил: «В это время через год

родить твоей жене придёт черёд.

Родится сын. Своё сдержу Я слово:

продолжится твой род».

То предсказанье Сарра услыхала

и стало ей смешно.

«В мои года такого не бывало.

исполниться такое не должно», –

подумала она, но промолчала.

Но, мысли наши тоже слышит Бог:

«Такого нет, чего бы Я не мог, –

сказал Господь, – хочу, чтоб ты узнала:

родишь ты точно в срок.

И вот поднялись гости Авраама

и в свой неблизкий путь

к Содому, что в долине Иордана,

отправились на грех его взглянуть.

И Аврааму перед расставаньем

Господь сказал: » От друга не таю

грядущее. И всю судьбу твою

я подтверждаю точным предсказаньем,

как заповедь Мою:

От Авраама сильный и великий

произойдёт народ.

По всей земле большой и разноликой

он Божье слово людям понесёт.

И все народы в нём благословятся.

путём Господним должен он ходить,

и суд и правду должен он творить,

за веру и за праведность сражаться,

добру людей учить».

И вот пошли мужи в Содом с Гоморрой

проведать и узнать,

Как велики бесчестье и раздоры.

И грешников примерно наказать.

И Авраам, узнав, заволновался,

что праведник, который там живёт,

погибель с нечестивцами найдёт.

И с

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн