на небе праздничном моём,
что землю ночью мирно освещают
в величии её.
Твои потомки будут городами
Врагов своих владеть.
Дано им будет долгими веками
все беды на пути преодолеть.
И в семени твоём благословятся
несметные народы всей земли
за то, что с Исааком вы смогли
Божественному Гласу подчиняться,
вершить, что Бог велит».
Потом с крутой горы они спустились –
Спасённый сын с отцом.
В Вирсавию все вместе воротились,
на жизнь благословённые Творцом.
И стали жить в шатрах своих, как прежде:
Рабы, колодцы, пастбища и скот –
У Авраама множество забот.
В трудах земных, тревогах и надежде
идёт за годом год.
****
1. Мориа – «Усмотрение Иеговы» (евр.). В контексте – земля
Божественного усмотрения;
2. Господь видит – (евр.).
Смерть Сарры; Авраам покупает для погребения её пещеру Махпелу в Хевроне.
Сто двадцать семь – вот лета жизни Сарры.
И жизнь её прошла.
Прожив достойно, мудрою и старой
она в Хевроне тихо умерла.
В той самой вековой дубовой роще,
что насадил при Мамре Авраам,
в своём шатре, что муж поставил сам.
Ей было здесь спокойнее и проще,
чем с Авраамом там.
И он пришёл в Хеврон проститься с нею.
Рыдал он над женой,
над верною подругою своею,
заботливой, любимой и родной.
И к Хетовым сынам он обратился:
«Я здесь пришелец, поселенец я,
На ваших землях я с женой простился
и вас прошу, друзья,
продайте место для жены покойной,
Чтоб в тишине, в гробу своём спокойно
покоилось сокровище моё».
Но Хетские князья сказали прямо:
«Средь нас ты господин, могучий князь
и с Богом нам твоя известна связь».
И место предложили Аврааму,
к нужде его склонясь.
И Авраам тем людям поклонился
и тихо им сказал:
«Вы за меня Ефрона попросите,
чтоб мне пещеру Махпелу продал».
Ефрон, сидевший тут же, меж гостями,
сказал ему: «Дарю её тебе.
Я буду только рад такой судьбе –
пусть будет знаком дружбы между нами
подарок мой тебе».
Но Авраам просил продать пещеру,
при ней клочок земли,
чтоб все потомки, родичи по вере,
почтить и вспомнить Сарру здесь могли.
«Мой господин! И поле и пещеру
Тебе готов бесплатно я отдать» –
при всех сказал Ефрон, – Священна мать,
которой Бог на склоне лет доверил
наследника рожать».
Но Авраам Ефрону поклонился
и снова настоял,
чтобы хозяин с просьбой согласился
«Четыре сотни сиклей полновесных
земле с пещерой Махпела цена, –
сказал Ефрон, – Что плата? – «Вот она!
Земля с дубами рощи Мамре вместе
оплачена сполна».
И Авраам в присутствии Хеттеев
отвесил серебро.
Отныне стало ясного яснее,
что поле к Аварааму перешло.
Глубокая пещера стала местом,
в котором он жену похоронил,
к которому в печали приходил.
И лишь в душе – ни словом и ни жестом,
о встрече с ней просил.
Раб Авраама привёл из города Нахора (в Месопотамии) Ревекку, чтобы она была женой Исаака.
Не мало дней под небом пролетело.
Стареет Авраам.
А сын его, теперь мужчина зрелый,
уж сорок лет живёт на свете сам.
И патриарх своё богатство множит.
Ведь всем Господь его благословил –
стадами и здоровьем наделил,
но лишь одно теперь его тревожит –
он сына не женил.
И вот, призвал к себе Елиезера
однажды Авраам.
Домоправитель преданный и старый,
свидетель бурь и радостей и драм,
на зов тотчас явился к господину.
И Авраам потребовал: «Вернись
на родину мою. И поклянись:
среди родных возьмёшь жену для сына.
В Харран ты доберись –
там брат Нахор и всё его потомство.
Невесту там найдёшь.
С их дочерью родной сведёшь знакомство
и в жёны Исааку приведёшь.
И поклянись мне Господом небесным:
жену из Хананейских дочерей
не сделаешь ты дочерью моей,
какой она бы ни была прелестной –
печать греха на ней».
Ответил раб: «Но, если не захочет
могу ли я, чтоб их союз упрочить,
в ту землю Исаака возвратить,
которую покинул ты когда-то
по воле Бога с Саррою своей
и стал скитаться меж чужих людей»?
И Авраам ответил: «Нет, не надо!
И думать так не смей!
Господь сказал: «Земля сия потомкам
достанется твоим»!
И сквозь веков таинственных потёмки
завет Его, я знаю – нерушим!
Жену для сына ты возьмёшь оттуда.
Но если воспротивится она,
родным и дому своему верна,
от клятвы данной мне, свободен будешь.
В том не твоя вина».
И Аврааму раб его поклялся
Он в дальний путь старательно собрался:
И с караваном десяти верблюдов,
с рабами и с подарками в тюках,
Елиезер с сокровищем в руках
отправился пустынею безлюдной.
Ему неведом страх.
Проходят дни. И, как мираж в пустыне
Садится солнце. Вот и вечер синий
на землю раскалённую упал.
У входа в город, где колоцец старый,
он вынес ветра жуткие удары
и миражей обман.
И стал Елиезер молиться Богу.
И говорил Ему:
«Бог Авраамов! Утоли тревогу,
дай милость господину моему.
И сделай так, чтоб я сегодня встретил
здесь у колодца девушку одну –
для Исаака верную жену.
И знак подай, чтоб я её приметил,
задень в душе струну.
Девицы здесь сейчас черпают воду
и я скажу одной:
«Так мучит жажда в жаркую погоду.
Ты наклони кувшин высокий свой
и я напьюсь». И пусть она ответит:
«Ты пей. Я и верблюдов напою».
И так узнаю волю я Твою –
жену, что Исааку Ты наметил
и госпожу мою».
На том закончил раб своё моленье.
И дева подошла.
Красива и мила до изумленья,
как ясный день светла она была.
Она его наполнила водой
и в гору поднялась, идя домой.
Елиезер ей преградил дорогу,
сказав: «Господь с тобой!
Так жажда мучит в жаркую погоду.
Ты наклони кувшин
и я попью. Не пожалей мне воду.
Прохладная вода милее вин».
Красавица кувшин свой опустила,
Дала воды, сказала: «Господин,
я вижу, пить ты хочешь не один»!
И всех его верблюдов напоила,
и тех, что с ним мужчин.
Елиезер смотрел и умилялся
деяниям её.
В душе своей почти не сомневался:
то Бог послал знамение своё»!
Он взял серьгу, запястья золотые
и всё с поклоном деве подарил.
«А чья ты дочь? – потом её спросил.
И услыхав слова её простые,
творца благословил.
Она сказала: «Звать меня Ревекка,
я Вафуила дочь.
Моя семья, так повелось от века,
Нахор мой дед и брат он Авраама»…
«Вот верный Божьей милости пример!
Ведь сам Господь довёл меня теперь
До дома брата господина прямо» –
сказал Елиезер.
На землю опустился летний вечер.
В низины лёг туман.
И пищей и ночлегом обеспечен
уставший в переходах караван.
И в мирном доме матери Ревекки
посланник Авраама и Лаван –
Ревекки брат, что принял караван.
Здесь всё, что только нужно человеку –
Елиезер от пищи отказался
предложенной ему.
Лавану откровенно он признался,
что прислан с поручением к нему.
«Не стану есть, покуда не открою
я дела господина моего,
пока не расскажу я вам всего, –
сказал Елиезер, – от вас не скрою
из правды ничего».
И рассказал о важном порученье,
с чем Авраам послал.
Поведал о тревогах и сомненьях,
о знаке, что Господь ему подал.
И тут же попросил он их ответить
окажут братья милость или нет.
«И господин мой всякий ваш ответ, –
сказал Елиезер, – достойно встретит:
и ваше «Да» и «Нет».
Тогда сказали Вафуил с Лаваном:
«От Господа пришло
всё дело это. Волей, Богом данной
тебя в Харрар к Нахору привело.
Ни доброго тебе и не худого
никто из нас сказать бы не посмел.
Да будет так, как сам Господь велел!
Ревекка пред тобой. И наше слово:
Бог на неё призрел!
Возьми её и в жёны Исааку
в шатры его веди.
Ведь сам Великий Бог помог их браку
и, верно, счастье ждёт их впереди».
Раб Господу нижайше поклонился,
одежды и сокровища достал,
Ревекке, братьям, матери раздал.
И пир у них богатый учинился.
Час отдыха настал.
А утром, перед сборами в дорогу,
Ревеккина родня
чтоб с ними побыла. Хоть на три дня.
Елиезер спешил, не соглашался:
«Меня ведь ждёт без вести господин.
В большом хозяйстве он теперь один,
он там без управителя остался.
И ждёт Ревекку сын».
Тогда сказали: «Позовём Ревекку.
Пусть говорит она.
Пойдёшь сегодня с этим человеком,
как сына Авраамова жена»?
«Я с ним пойду, – Ревекка отвечала.
И отпустили милую сестру.
в пустынный зной от города отчалил
к Исаакову шатру.
Свою сестру они благословили
и пожелали ей
удачи и потомства изобилье,
и счастья всей семье среди людей.
И караван за горизонтом скрылся.
И день за днём пустыню бороздит.
На третий день пути – знакомый вид
Елиезеру верному открылся –
конец пути сулит.
Под вечер Иссак подался в поле
из дома своего.
Желание раздумывать на воле
в прохладные поля влекло его.
И вот он видит, как в дали безлюдной
плывёт неспешно гость из дальних стран –
ветрами прокалённый караван.
Ступают грузно гордые верблюды,
спешат, почуяв стан.
Ревекка человека видит в поле.
«Кто там вдали идёт? –
спросила у раба, – по Божьей воле
кого тропа навстречу нам ведёт»?
И был ответ: «Я вижу господина.
То Исаак – хозяин здешних стад.
Тебе он будет несказанно рад:
по матери гнетёт его кручина.
Он знатен и богат.
Ревекка видит Исаака в поле
Тогда с верблюда девушка спустилась
и, как велит закон,
достала покрывало и накрылась,
покуда подходил по полю он.
Раб Исааку низко поклонился
и как всё было рассказал ему –
хозяину и другу своему.
И, рассказав неспешно удалился.
И радостно вздохнул.
А Исаак в шатёр усопшей Сарры
красавицу привёл.
И молодые стали дружной парой,
и цвет любви их счастием расцвёл.
Так возлюбил жену он молодую,
что вскоре вся по матери печаль
туманной дымкой улетела в даль.
И он теперь в одной Ревекке чует
Второй брак Авраама; Смерть и погребение Авраама; Потомки Измаила; Рождение Исава и Иакова; Исав продаёт Иакову первородств за чечевичную похлёбку.
Лет через десять после смерти Сарры
жену взял Авраам.
Шесть сыновей дал Бог для этой пары
и внуков он успел увидеть сам.
Ещё при жизни, одарив достойно,
он сыновей отправил на восток,
предупредив больших страстей клубок,
и Исаака оградив пристойно
от ревности и склок.
Сто семьдесят пять лет у Авраама.
Он столько лет прожил.
И смерть его сынам не стала драмой:
ведь он покой всей жизнью заслужил.
Почтенный старец, жизнью насыщённый
к народу приложился своему,
добро оставив сыну одному:
был Исаак по духу вдохновенным
преемником ему.
И снова в Мамре, на полях Ефрона,
в пещеру Мехпала
в руках своих сынов, под женщин стоны,
дорога Авраама привела.
К жене его хоронят оба сына.
(он от Хавилы и до Сура жил) –
красивые и сильные мужчины
в расцвете полном сил.
Двенадцать сыновей у Измаила –
пророчество на нём:
за каждым сыном молодость и сила
и каждый князь в селении своём.
Жил Измаил кочуя по пустыням,
охотился и пас свои стада,
но больше не вернётся он сюда –
в большом шатре походном тёмно-синем
нашла его беда.
Сто тридцать семь он лет прожил на свете
и умер на ходу.
Как Бог решил – его родные дети
осуществили отчую мечту:
племён арабских сделались князьями.
И, как сказал пророк, из рода в род
от них арабский пламенный народ
размножился в степях под небесами
от гор до южных вод.
По смерти Авраама, Исаака
Господь благословил.
И Исаак в трудах не ведал страха
и, как отец, под Господом ходил.
И о Ревекке Богу он молился
(жена его бесплодною была),
чтобы она ребёнка зачала,
чтоб он скорей на свете появился,
чтоб сына родила.
Господь мольбу услышал Исаака –
Ревекка зачала.
Но близнецы затеяли в ней драку,
и Господа спросить она пошла.
«Два племени, различных два народа
тебе дано произвести на свет.
Для женщины почётней доли нет,
она живёт для продолженья рода, –
Один народ сильней другого станет,
но мирно им не жить.
И меньший брат бороться не устанет,
и больший будет меньшему служить».
И вышел первый красным и косматым.
И имя нарекли ему Исав.
Второй явился вслед ему стремглав,
рукой своей держась за пятку брата,
но всё таки отстав.
Иаковом тогда его назвали.
Он кротким парнем рос.
Исава же за силу почитали.
Всех сверстников он быстро перерос
и