скота,
чтоб овцы не мешались никогда.
И верил в исполнение желанья
на долгие года.
Иаков был прекрасным овцеводом.
Бог дал ему талант.
Он пас овец в любое время года,
любил их, как хороший музыкант,
что инструмент и музыку лелеет
и в песне выбирает верный тон.
Вот так своих животных знает он,
пасёт, поит, и лечит, и жалеет,
и не несёт урон.
Вот взял он свежих прутьев тополёвых,
миндальных и иных.
И белые полоски до основы
он аккуратно вырезал на них.
И эти прутья с пёстрою резьбою
на водопое клал перед скотом.
А скот здесь пил и зачинал потом.
И вот ягнята пёстрою гурьбою
рождались в стаде том.
Свой пёстрый скот: овечек и баранов
Иаков проводил
перед стадами белыми Лавана.
Он не жалел ни времени, ни сил
и своего успешно добивался:
в стадах Лавана раннею весной –
особо плодоносною порой,
красивый чёрно-пёстрый скот рождался
И стал Иаков крепким и богатым –
скотом он торговал.
Трудился от рассвета до заката,
а жадный тесть за ним не поспевал.
Свои стада, рабы, ослы, верблюды
теперь в избытке были у него.
что за пустыней, далеко отсюда
скучают без него.
Он знал – благословение отцово
сбываться начало.
Господь был с ним. Он верил – Божье слово
его хранило и в пути вело…
*
Примечания:
1. Валла — «скромность» (евр.);
2. Дан — «судил» (евр.), т.е Бог освободил Рахиль от позора бездетства;
3. Нафтали — Неффалим — «борение, борец» (евр.;)
4. Зелфа — «купля, малость» (евр.);
5. Гад — «счастье» (евр.);
Асир — «К счастью» (евр.);
6. Мандрагора — «яблоки любви» — род белены. Обладает наркотическими свойствами. Считалось «приворотным зельем», способствующим
детородию;
7. Иссахар — «принесёт награду» (евр.);
8. Завулон — «дал (Бог) дар (сына)» (евр.;)
9. Дина — «судящая» (евр.);
10. Иосиф — «снимающий (позор бездетства) и прибавляющий (другого сына)» (евр.);
11. «…свой позор сняла» — отсутствие детей у древних
считалось 1 Валла — «скромность» (евр.);
Иаков объявляет жёнам призыв Божий вернуться в родную землю; Их согласие; Иаков тайно отправляется в путь;Лаван догоняет его; Они заключают союз в Мицце
В семье Лавана разгорались страсти.
Роптали сыновья:
«Теперь Иаков и богат и властен,
Своё богатство он добыл обманом,
увёл его от нашего отца.
Управу мы найдём на подлеца,
терпеть такое больше мы не станем –
А сам Лаван ходил мрачнее тучи.
Завидовал, страдал.
Считал, что зять-хитрец момент улучшив,
его и обманул и обокрал.
И тут Господь Иакову явился,
когда в своём шатре он ночью спал.
И в откровенье Божьем указал,
чтоб он с семьёй в обратный путь пустился
и медлить перестал.
Ещё сказал Господь: «С тобой Я буду.
Вставай и в путь. Тебя Я не забуду
и огражу от напастей и бед»!
И жён своих призвал Иаков в поле,
где на просторе пасся мелкий скот.
И рассказал про новый поворот –
что жить в Харране невозможно боле,
что их опасность ждёт.
Напомнил, что служил Лавану честно
и зла не совершал.
«А ваш отец, и это всем известно,
снижал награду и творил обман, –
сказал он жёнам Лии и Рахили, –
Но Исааков Бог меня хранит,
вернуться мне на родину велит.
Мы двадцать лет в Харране вашем жили,
теперь тут зло царит».
Ответили ему Рахиль и Лия:
«Унизил нас отец.
И мы и ты живём здесь, как чужие.
Так соверши, что указал Творец!»
Тогда богатства, жён, детей, служанок,
Иаков на верблюдах разместил,
свой скот перед дорогой напоил,
и караван, без шума, спозаранок
в дорогу снарядил.
Лаван же на три дня ушёл из дома –
И тут Рахиль из мест, ей так знакомых,
отцовых древних идолов взяла.
И вот весенней, утренней порою
идёт в песках, не ведая преград,
их караван. И вот уже Евфрат
всех напоил проточною водою.
И нет пути назад.
Бегство Иакова
А за рекой была гора большая.
Там сделали привал.
Шатры разбили, ели, отдыхали
и новых бед никто не ожидал.
Они не знали, что в минуты эти
за ними шёл разгневанный Лаван.
Увидев, что покинули Харран
Иаков с женами и скот, и дети,
собрал он караван
и безудержно бросился в погоню.
Без устали семь дней
по следу шёл и верил, что догонит
с Иаковом сбежавших дочерей.
И вот в заречье, на горе он видит
шатры людей, что сделали привал.
И понял: «Я Иакова догнал»!
О, как же беглеца он ненавидит –
Ведь сердце обокрал!1
А ночью Бог предупредил Лавана
в его глубоком сне:
не задевай, не то – ответишь Мне!»
И на горе свои шатры поставил
Лаван с рабами, родичи его.
И он не делал больше ничего.
Его смириться сам Господь заставил
в явленье роковом.
Иакову сказал Лаван печально:
«Что сделал ты со мной?
Зачем ушёл поспешно так и тайно
С моими дочерьми и всей семьёй?
Не дал поцеловать их на прощанье.
Как пленников их силою увлёк.
Ведь, если, я узнать бы раньше мог
твое неукротимое желанье,
то я б тебе помог.
Я б отпустил тебя под бой тимпанов,
И проводил бы вешним утром ранним,
родному брату передав поклон.
Ну пусть бы ты ушёл нетерпеливо
стремясь попасть на родину, к отцу,
но красть богов! – Такое не к лицу!
Ведь ты мужчина праведный на диво –
не тронешь и овцу!
Зачем же ты моих богов похитил?
Их из дому украл»?
Такого поворота не предвидя,
Иаков гордо тестю отвечал:
«Во-первых, я немало опасался,
Что дочерей своих ты заберёшь –
не отпустить причину ты найдёшь.
Но, может быть, я зря того боялся –
сейчас не разберёшь.
А во-вторых – я идолов не видел.
Иди и поищи.
Не жить тому, кто так тебя обидел,
а не найдёшь, тогда уж не взыщи».
Лаван искал в шатрах рабынь и Лии
Иакова шатер он осмотрел
и к дочери Рахили подоспел,
надеясь терафимы 2 вековые
Рахиль же их взяла и положила
под мягкое седло,
перед отцом невинно извинилась,
что встать не может – женское пришло.
Лаван напрасно шарил по закутам.
Так идолов своих и не нашёл
и из шатра на свет ни с чем ушёл.
Сказал, что больше их искать не будет:
«Убрали хорошо»!
Иаков на Лавана рассердился.
Я чем перед тобою провинился,
что ты меня преследуешь при всех?
Твоих вещей ведь нет в моей поклаже
ни идолов, ни ценностей твоих.
Ни безделушек, сердцу дорогих.
Твоих кувшинов битых нету даже,
хватает нам своих!
Я двадцать лет служил тебе исправно,
Я пас твои стада,
я зятем стал, но не был полноправным
ни родичем, ни сыном никогда!
Томился от жары, страдал от стужи,
стерёг овец – ночей не досыпал,
но долга никогда не нарушал.
И был, как твой пастух, тебе я нужен –
родным лишь называл.
Ты десять раз менял мою награду
и, если бы не Бог
вчера во сне воздвиг тебе преграду,
сегодня я б со всем проститься мог»!
Потупя взор, Лаван ему ответил:
«О, нет! В своих обидах ты не прав!
Конечно, у меня нелёгкий нрав,
но я не мог бы жить на этом свете,
детей своих предав.
Давай союз меж мною и тобою
немедля заключим.
В душе желаю – этого не скрою,
чтоб наш союз был свят и нерушим».
Тогда Иаков памятник поставил –
огромный камень памятником был.
Насыпав холм, он камень утвердил
и овна он для жертвы предоставил
и всех он пригласил.
Тому холму нарёк Иаков имя.
То имя — Галаад –
свидетель верной клятвы, данной ими –
преграда между ними из преград.
Лаван сказал: «Вот этот холм свидетель:
ни я к тебе, ни ты ко мне вперёд –
никто его со злом не перейдёт.
И пусть Господь – правдивых дел радетель,
над нами суд ведёт».
И в том Иаков страхом Исаака
поклялся на холме.
И жертву он у памятного знака
под эту клятву принести посмел.
Они потом там дружно пировали –
все родичи от каждой стороны.
А утром ранним все от пира встали.
Разъехаться должны.
И встал Лаван. И целовал он внуков
и дочерей своих.
И в этот добрый час, перед разлукой,
в душе своей благословил он их.
И снова в неоглядную пустыню
ушёл от Галаада караван:
на Запад Иаков. На Восток – Лаван.
Окутал холм – семейную святыню,
*************************************
1. В смысле – увёл дочерей;
2. Терафимы — идолы человекоподобного вида, у которых вопрошали будущее;
Иаков идёт навстречу Исаву; вследствие страха, он посылает подарки впереди себя; Некто борется ночью с Иаковом в Пенуэле, благословляет его и даёт ему имя Израиль.
Идут, плывут верблюды длинной цепью.
Вокруг стада пылят.
А солнце поднимается над степью
и в далях неоглядных тонет взгляд.
Иаков на осле своём задумчив:
к Исаву он послал своих людей,
но до сих пор от брата нет вестей,
и злая неизвестность сердце мучит.
Тревога всё сильней.
И, вдруг, он слышит в небе над собою
шуршанье мощных крыл.
Там синеву, над самой головою,
сонм белых Божьих Ангелов закрыл.
И взмыли ввысь, и в небе растворились…
Иаков понял всё – Господь был с ним!
Он месту имя дал – Маханаим.1
Тут вестники от брата возвратились,
со встречи с ним.
И вестники Иакову сказали,
что брат к нему идёт,
что он сердит, смирился он едва-ли,
четыре сотни он с собой ведёт.
Иаков ждать не стал пока достигнет
его Исав и разделив добро,
в двух станах разместил его хитро.
Он думал: «Если первый стан погибнет,
я сохраню второй».
И стал молить он Бога о спасенье:
«О, Бог отцов моих!
Ты Сам меня направил к возвращенью.
Моя семья и я в руках твоих!
Я не достоин тех благодеяний,
что сотворил Ты Твоему рабу
и дал ему счастливую судьбу,
свободу от болезней и страданий,
богатую суму.
Избавь меня от страшной мести брата.
Боюсь руки его.
Моя семья пред ним не виновата,
а он не пощадит ведь никого.
Ты говорил: «Твоё потомство станет
неисчислимым, как песок морской».
Господь, избавь от бед, верни покой!
Пусть брат Исав сердиться перестанет.
От зла меня укрой!»
И вот Иаков для подарка брату
Три стада отобрал.
Богатые стада – свою отраду,
с утра ему навстречу отослал.
Рабам велел вести стада к Исаву,
а меж стадами учредить разрыв –
в полдня пути меж ними перерыв:
«За щедрый дар отменит брат расправу,
Обиду позабыв, –
сказал Иаков, – Дар ему богатый
я трижды передам».
И пастухам велел сказать, что надо:
«За нами следует Иаков сам».
И в эту ночь семью и всё именье
он вброд провёл на Юг через поток,
который назывался Иавок.2
И одинокий в думах и сомненьях
на берегу прилёг.
Грустит Иаков, молится с надеждой.
скользит в реке, воды касаясь нежно,
пустыне древней вечный шлёт привет.
и, слова не сказав, его схватил
и на песок едва не повалил.
Иаков в этой схватке полуночной
Его не отпустил.
Борьба Иакова-Израиля с Ангелом
И шла у них борьба, не прекращаясь
до самого утра.
И патриарх боролся, не сдаваясь.
Борьба была упорна и хитра.
И Некто, прекратить борьбу желая,
сустав бедра Иакову прижал.
Иаков ослабел и захромал,
по-прежнему Его не отпуская.
И Он ему сказал:
«Заря встаёт над миром золотая.
Меня ты отпусти».
Иаков отвечал: «Но улетая,
благослови меня в моём пути»! –
«Так назови мне имя поскорее»! –
«Иаков, – патриарх себя назвал.
«Отныне ты Израиль3, – Он сказал, –
Врагов своих ты всюду одолеешь,
ведь с Богом воевал»!
«Ты имя мне Твоё теперь поведай, –
Иаков попросил.
«О имени Моём, что хочешь ведать? –
сказал и, уходя, благословил.
Утихла в сердце Иакова тревога
и страх он свой почти преодолел.
Нарёк он имя месту Пенуэл4
И говорил, что здесь он видел Бога
и с Ним бороться смел.
***********************************
Примечания:
1. Маханаим — ополчение Божье (евр.);
2. Иавок — (ныне Зерка) — поток, впадающий в Иордан между Тевириадсвим озером и Мёртвым морем;
3. Израиль — богоборец (евр.);
4. Пенуэл — лицо Божие (евр.)
Примирение Иакова и Исава; Иаков поселился близ Сихема.
И вышел караван Иакова к Исаву.
И видит он