Скачать:PDFTXT
Бытие — Библия в стихах

скота,

чтоб овцы не мешались никогда.

И верил в исполнение желанья

на долгие года.

Иаков был прекрасным овцеводом.

Бог дал ему талант.

Он пас овец в любое время года,

любил их, как хороший музыкант,

что инструмент и музыку лелеет

и в песне выбирает верный тон.

Вот так своих животных знает он,

пасёт, поит, и лечит, и жалеет,

и не несёт урон.

Вот взял он свежих прутьев тополёвых,

миндальных и иных.

И белые полоски до основы

он аккуратно вырезал на них.

И эти прутья с пёстрою резьбою

на водопое клал перед скотом.

А скот здесь пил и зачинал потом.

И вот ягнята пёстрою гурьбою

рождались в стаде том.

Свой пёстрый скот: овечек и баранов

Иаков проводил

перед стадами белыми Лавана.

Он не жалел ни времени, ни сил

и своего успешно добивался:

в стадах Лавана раннею весной

особо плодоносною порой,

красивый чёрно-пёстрый скот рождался

здоровый и живой.

И стал Иаков крепким и богатым –

скотом он торговал.

Трудился от рассвета до заката,

а жадный тесть за ним не поспевал.

Свои стада, рабы, ослы, верблюды

теперь в избытке были у него.

Но иногда грустил он от того,

что за пустыней, далеко отсюда

скучают без него.

Он знал – благословение отцово

сбываться начало.

Господь был с ним. Он верил – Божье слово

его хранило и в пути вело…

*

Примечания:

1. Валла — «скромность» (евр.);

2. Дан — «судил» (евр.), т.е Бог освободил Рахиль от позора бездетства;

3. Нафтали — Неффалим — «борение, борец» (евр.;)

4. Зелфа — «купля, малость» (евр.);

5. Гад — «счастье» (евр.);

Асир — «К счастью» (евр.);

6. Мандрагора — «яблоки любви» — род белены. Обладает наркотическими свойствами. Считалось «приворотным зельем», способствующим

детородию;

7. Иссахар — «принесёт награду» (евр.);

8. Завулон — «дал (Бог) дар (сына)» (евр.;)

9. Дина — «судящая» (евр.);

10. Иосиф — «снимающий (позор бездетства) и прибавляющий (другого сына)» (евр.);

11. «…свой позор сняла» — отсутствие детей у древних

считалось 1 Валла — «скромность» (евр.);

Бытие. Глава 29

Иаков объявляет жёнам призыв Божий вернуться в родную землю; Их согласие; Иаков тайно отправляется в путь;Лаван догоняет его; Они заключают союз в Мицце

В семье Лавана разгорались страсти.

Роптали сыновья:

«Теперь Иаков и богат и властен,

отец беднее, чем его семья!

Своё богатство он добыл обманом,

увёл его от нашего отца.

Управу мы найдём на подлеца,

терпеть такое больше мы не станем –

молчать и ждать конца»!

А сам Лаван ходил мрачнее тучи.

Завидовал, страдал.

Считал, что зять-хитрец момент улучшив,

его и обманул и обокрал.

И тут Господь Иакову явился,

когда в своём шатре он ночью спал.

И в откровенье Божьем указал,

чтоб он с семьёй в обратный путь пустился

и медлить перестал.

Ещё сказал Господь: «С тобой Я буду.

Я помню твой обет!

Вставай и в путь. Тебя Я не забуду

и огражу от напастей и бед»!

И жён своих призвал Иаков в поле,

где на просторе пасся мелкий скот.

И рассказал про новый поворот

что жить в Харране невозможно боле,

что их опасность ждёт.

Напомнил, что служил Лавану честно

и зла не совершал.

«А ваш отец, и это всем известно,

снижал награду и творил обман, –

сказал он жёнам Лии и Рахили, –

Но Исааков Бог меня хранит,

вернуться мне на родину велит.

Мы двадцать лет в Харране вашем жили,

теперь тут зло царит».

Ответили ему Рахиль и Лия:

«Унизил нас отец.

И мы и ты живём здесь, как чужие.

Так соверши, что указал Творец

Тогда богатства, жён, детей, служанок,

Иаков на верблюдах разместил,

свой скот перед дорогой напоил,

и караван, без шума, спозаранок

в дорогу снарядил.

Лаван же на три дня ушёл из дома

стричь скот пришла пора.

И тут Рахиль из мест, ей так знакомых,

отцовых древних идолов взяла.

И вот весенней, утренней порою

идёт в песках, не ведая преград,

их караван. И вот уже Евфрат

всех напоил проточною водою.

И нет пути назад.

Бегство Иакова

А за рекой была гора большая.

Там сделали привал.

Шатры разбили, ели, отдыхали

и новых бед никто не ожидал.

Они не знали, что в минуты эти

за ними шёл разгневанный Лаван.

Увидев, что покинули Харран

Иаков с женами и скот, и дети,

собрал он караван

и безудержно бросился в погоню.

Без устали семь дней

по следу шёл и верил, что догонит

с Иаковом сбежавших дочерей.

И вот в заречье, на горе он видит

шатры людей, что сделали привал.

И понял: «Я Иакова догнал»!

О, как же беглеца он ненавидит –

Ведь сердце обокрал!1

А ночью Бог предупредил Лавана

в его глубоком сне:

«Иакова ни поздно и ни рано

не задевай, не то – ответишь Мне!»

И на горе свои шатры поставил

Лаван с рабами, родичи его.

И он не делал больше ничего.

Его смириться сам Господь заставил

в явленье роковом.

Иакову сказал Лаван печально:

«Что сделал ты со мной?

Зачем ушёл поспешно так и тайно

С моими дочерьми и всей семьёй?

Не дал поцеловать их на прощанье.

Как пленников их силою увлёк.

Ведь, если, я узнать бы раньше мог

твое неукротимое желанье,

то я б тебе помог.

Я б отпустил тебя под бой тимпанов,

под сладкий гусель звон.

И проводил бы вешним утром ранним,

родному брату передав поклон.

Ну пусть бы ты ушёл нетерпеливо

стремясь попасть на родину, к отцу,

но красть богов! – Такое не к лицу!

Ведь ты мужчина праведный на диво

не тронешь и овцу!

Зачем же ты моих богов похитил?

Их из дому украл»?

Такого поворота не предвидя,

Иаков гордо тестю отвечал:

«Во-первых, я немало опасался,

Что дочерей своих ты заберёшь –

не отпустить причину ты найдёшь.

Но, может быть, я зря того боялся –

сейчас не разберёшь.

А во-вторых – я идолов не видел.

Иди и поищи.

Не жить тому, кто так тебя обидел,

а не найдёшь, тогда уж не взыщи».

Лаван искал в шатрах рабынь и Лии

Иакова шатер он осмотрел

и к дочери Рахили подоспел,

надеясь терафимы 2 вековые

вернуть к себе в удел.

Рахиль же их взяла и положила

под мягкое седло,

перед отцом невинно извинилась,

что встать не может – женское пришло.

Лаван напрасно шарил по закутам.

Так идолов своих и не нашёл

и из шатра на свет ни с чем ушёл.

Сказал, что больше их искать не будет:

«Убрали хорошо»!

Иаков на Лавана рассердился.

Спросил: «Какой мой грех?

Я чем перед тобою провинился,

что ты меня преследуешь при всех?

Твоих вещей ведь нет в моей поклаже

ни идолов, ни ценностей твоих.

Ни безделушек, сердцу дорогих.

Твоих кувшинов битых нету даже,

хватает нам своих!

Я двадцать лет служил тебе исправно,

Я пас твои стада,

я зятем стал, но не был полноправным

ни родичем, ни сыном никогда!

Томился от жары, страдал от стужи,

стерёг овец – ночей не досыпал,

но долга никогда не нарушал.

И был, как твой пастух, тебе я нужен –

родным лишь называл.

Ты десять раз менял мою награду

и, если бы не Бог

вчера во сне воздвиг тебе преграду,

сегодня я б со всем проститься мог»!

Потупя взор, Лаван ему ответил:

«О, нет! В своих обидах ты не прав!

Конечно, у меня нелёгкий нрав,

но я не мог бы жить на этом свете,

детей своих предав.

Давай союз меж мною и тобою

немедля заключим.

В душе желаю – этого не скрою,

чтоб наш союз был свят и нерушим».

Тогда Иаков памятник поставил –

огромный камень памятником был.

Насыпав холм, он камень утвердил

и овна он для жертвы предоставил

и всех он пригласил.

Тому холму нарёк Иаков имя.

То имя — Галаад –

свидетель верной клятвы, данной ими –

преграда между ними из преград.

Лаван сказал: «Вот этот холм свидетель:

ни я к тебе, ни ты ко мне вперёд

никто его со злом не перейдёт.

И пусть Господь – правдивых дел радетель,

над нами суд ведёт».

И в том Иаков страхом Исаака

поклялся на холме.

И жертву он у памятного знака

под эту клятву принести посмел.

Они потом там дружно пировали –

все родичи от каждой стороны.

И между ними не было войны.

А утром ранним все от пира встали.

Разъехаться должны.

И встал Лаван. И целовал он внуков

и дочерей своих.

И в этот добрый час, перед разлукой,

в душе своей благословил он их.

И снова в неоглядную пустыню

ушёл от Галаада караван:

на Запад Иаков. На Восток – Лаван.

Окутал холм – семейную святыню,

предутренний туман.

*************************************

Примечание:

1. В смысле – увёл дочерей;

2. Терафимы — идолы человекоподобного вида, у которых вопрошали будущее;

Бытие. Глава 30

Иаков идёт навстречу Исаву; вследствие страха, он посылает подарки впереди себя; Некто борется ночью с Иаковом в Пенуэле, благословляет его и даёт ему имя Израиль.

Идут, плывут верблюды длинной цепью.

Вокруг стада пылят.

А солнце поднимается над степью

и в далях неоглядных тонет взгляд.

Иаков на осле своём задумчив:

к Исаву он послал своих людей,

но до сих пор от брата нет вестей,

и злая неизвестность сердце мучит.

Тревога всё сильней.

И, вдруг, он слышит в небе над собою

шуршанье мощных крыл.

Там синеву, над самой головою,

сонм белых Божьих Ангелов закрыл.

И взмыли ввысь, и в небе растворились…

Иаков понял всё – Господь был с ним!

Он месту имя дал – Маханаим.1

Тут вестники от брата возвратились,

со встречи с ним.

И вестники Иакову сказали,

что брат к нему идёт,

что он сердит, смирился он едва-ли,

четыре сотни он с собой ведёт.

Иаков ждать не стал пока достигнет

его Исав и разделив добро,

в двух станах разместил его хитро.

Он думал: «Если первый стан погибнет,

я сохраню второй».

И стал молить он Бога о спасенье:

«О, Бог отцов моих!

Ты Сам меня направил к возвращенью.

Моя семья и я в руках твоих!

Я не достоин тех благодеяний,

что сотворил Ты Твоему рабу

и дал ему счастливую судьбу,

свободу от болезней и страданий,

богатую суму.

Избавь меня от страшной мести брата.

Боюсь руки его.

Моя семья пред ним не виновата,

а он не пощадит ведь никого.

Ты говорил: «Твоё потомство станет

неисчислимым, как песок морской».

Господь, избавь от бед, верни покой!

Пусть брат Исав сердиться перестанет.

От зла меня укрой!»

И вот Иаков для подарка брату

Три стада отобрал.

Богатые стада – свою отраду,

с утра ему навстречу отослал.

Рабам велел вести стада к Исаву,

а меж стадами учредить разрыв

в полдня пути меж ними перерыв:

«За щедрый дар отменит брат расправу,

Обиду позабыв, –

сказал Иаков, – Дар ему богатый

я трижды передам».

И пастухам велел сказать, что надо:

«За нами следует Иаков сам».

И в эту ночь семью и всё именье

он вброд провёл на Юг через поток,

который назывался Иавок.2

И одинокий в думах и сомненьях

на берегу прилёг.

Грустит Иаков, молится с надеждой.

Печальный лунный свет

скользит в реке, воды касаясь нежно,

пустыне древней вечный шлёт привет.

И тут ему явился Некто мощный

и, слова не сказав, его схватил

и на песок едва не повалил.

Иаков в этой схватке полуночной

Его не отпустил.

Борьба Иакова-Израиля с Ангелом

И шла у них борьба, не прекращаясь

до самого утра.

И патриарх боролся, не сдаваясь.

Борьба была упорна и хитра.

И Некто, прекратить борьбу желая,

сустав бедра Иакову прижал.

Иаков ослабел и захромал,

по-прежнему Его не отпуская.

И Он ему сказал:

«Заря встаёт над миром золотая.

Меня ты отпусти».

Иаков отвечал: «Но улетая,

благослови меня в моём пути»! –

«Так назови мне имя поскорее»! –

«Иаков, – патриарх себя назвал.

«Отныне ты Израиль3, – Он сказал, –

Врагов своих ты всюду одолеешь,

ведь с Богом воевал»!

«Ты имя мне Твоё теперь поведай, –

Иаков попросил.

«О имени Моём, что хочешь ведать? –

сказал и, уходя, благословил.

Утихла в сердце Иакова тревога

и страх он свой почти преодолел.

Нарёк он имя месту Пенуэл4

И говорил, что здесь он видел Бога

и с Ним бороться смел.

***********************************

Примечания:

1. Маханаим — ополчение Божье (евр.);

2. Иавок — (ныне Зерка) — поток, впадающий в Иордан между Тевириадсвим озером и Мёртвым морем;

3. Израиль — богоборец (евр.);

4. Пенуэл — лицо Божие (евр.)

Бытие. Глава 31

Примирение Иакова и Исава; Иаков поселился близ Сихема.

И вышел караван Иакова к Исаву.

И видит он

Скачать:PDFTXT

Бытие - в стихах Библия читать, Бытие - в стихах Библия читать бесплатно, Бытие - в стихах Библия читать онлайн