что воля Божья высока:
Господь есть Бог наш в мире многоликом
Рука Его крепка.
****
Примечания:
1. По окончании войны вспомогательный отряд от восточно-иорданских колен не был отпущен для того, чтобы он в качестве представителя этих колен присутствовал в народном собрании в Силоме, которое, таким образом, было всенародным. Последним делом этого собрания было решение о возвращении вспомогательного отряда в место его жительства;
2. Местность, на которой вспомогательный отряд восточно-иорданских колен соорудил жертвенник при своем возвращении, определяется словами: в окрестности Иордана, что в земле Хаанской. Название последней, как в предшествующем стихе и других местах (5:12; Чис 32:30; 33:51), употреблено для обозначения западно-иорданской страны, на которой, следовательно, именно близ Иордана, на западной его стороне, сооружен был жертвенник, большой по виду, такой высокий и широкий, чтобы он виден был и издали. Местом этого жертвенника-памятника, как видно из последующего повествования, получившего название «Ед» — «свидетель», была, как указывают ученые путешественники, та выступающая в Иорданскую долину, на север от Иерихона, высокая гора, которая носит в настоящее время название Карн Сартабэ;
3. Побуждение, по которому израильтяне западной стороны Иордана, услышав о построении жертвенника, решили идти войною против восточно-иорданских колен, заключалось в том, что они видели в этом сооружении намерение последних приносить свои жертвы Богу на этом жертвеннике, что запрещено было в законе (Лев 17:8-9; Втор 12:5-14);
4. Предварительное посольство от западно-иорданских колен к восточно-иорданским было отправлено согласно с законом, требовавшим, чтобы в случае известия о появлении нечестивых людей в каком-либо из израильских городов произведено было тщательное расследование дела, и только если это известие оказалось справедливым, виновные были подвергаемы наказанию (Втор 13:12-16);
5. Эти намерения были совершенно отличны от тех, какие в этом увидели западно-иорданские колена. Единственная цель, с какой сооружен был жертвенник, состояла в том, чтобы он был вековечным памятником их верности и преданности Богу отцов своих, — был свидетелем (по евр. тексту Эд) того, «чтобы служением служить Господу» всесожжениями нашими и жертвами нашими. Жертвенник был подобием жертвенника Господня, т. е. устроен был по образцу жертвенника, находившегося в Скинии Господней, который отличался, следовательно, по самому своему устройству от языческих жертвенников;
6. т. е. избавил от наказания, которое постигло бы израильский народ, если бы восточно-иорданские колена имели намерение устроить в собственном смысле жертвенник, отдельный от существовавшего в Скинии Господней и если бы это нарушение закона было оставлено западно-иорданскими коленами без наказания;
7. Эд – свидетель (евр.).
Книга Иисуса Навина. Глава 16
Иисус Навин предупреждает старейшин Израилевых, чтобы они соблюдали закон Божий и хранили себя чистыми от связей с Хананеями и их богами (гл.23).
Шли годы. На земле обетованной
царили мир и труд.
Господь народ свой силой первозданной
от всех его врагов избавил тут.
А Иисус, сын Навин – вождь народа,
давно вошёл в преклонные лета,
но не ушла былая красота
с лица его. От первых дней Исхода
душа его чиста.
призвал к себе в Силом
сынов Израилевых – всех старейшин,
начальников, судей сказать о том,
что долгом счёл теперь сказать пред ними. 1
И обществу поведал он тогда:
«Вы видите, в преклонные лета
любимые места.
Видали всё вы, что Господь содеял
с народами сих мест.
Он перед вами всех врагов развеял.
За вас в горах сражался и окрест.
Я разделил по жребию все земли
в удел коленам вашим тех племён,
что истреблять и гнать помог мне Он.
И уходя, Его я гласу внемлю –
надежде всех времён.
От Иордана Он помог до моря
На сей земле и в радости, и в горе
должны идти вы по Его пути.
А посему вы в точности храните
и исполняйте писаный закон,
что Моисеем в книгу занесён.
На шаг не уклоняйтесь, не грешите.
Для вас написан он.
Меж вас остались местные народы
и злые боги их.
Несут они пороки и невзгоды,
бесчестные в стремлениях своих.
Вы с ними не общайтесь, не роднитесь,
не вспоминайте имени богов.
Своих родных держитесь очагов
и чуждыми богами не клянитесь,
тотемами врагов.
Не поклоняйтесь их богам, но будьте
лишь Господу верны,
как были вы всегда. И не забудьте:
лишь с Господом крепки вы и сильны.
Ведь тысячу один из вас прогонит,
пока Господь сражается за вас.
Так было в грозных битвах и не раз!
Пусть вас ничто к другим богам не склонит.
Услышьте мой наказ:
Любите Бога вашего безмерно.
Он ваш Господь, ваш Бог.
Но если вы растление и скверну
допустите бездумно на порог,
пристанете к оставшимся народам,
войдёте с ними в кровное родство,
погубите и дух и естество
и вскоре потеряете свободу,
что вам милей всего.
Народы те Господь уж не прогонит
Останутся для вас
петлёй и сетью, язвой на ладонях,
бичом для рёбер, тернием для глаз. 2
не будете вы все истреблены
с земли сей доброй, с пажитей страны,
которую Господь вам дал бескровно
дорогами войны.
Пробил мой час, и ныне отхожу я
Вы знаете, всем сердцем памятуя,
что только с Божьей помощью смогли
изгнать и победить сии народы.
И всё, что говорил Господь, ваш Бог,
сбылось для вас среди земных дорог.
Вы получили землю и свободу.
Господь во всём помог.
Сбылись все добрые слова Господни –
исполнился обет.
Исполнятся и злые для народа,
лишь только вы преступите завет.
Завет, который Он поставил с вами,
и станете служить другим богам
и поклоняться идолам врага,
то возгорится Божья гнева пламя,
и Господа рука
погубит вас, как прежде возродила.
И сгинете с земли,
что прежде вас кормила и поила,
которой удержать вы не смогли.
Гнев Божий на Израиль возгорится,
и скроет Он лицо Своё от них,
оставит перед бедами одних,
и хаос на земле сей воцарится,
и скорбь постигнет их…
************************************
Примечания:
1. Подобно пророку Моисею, Иисус Навин, чувствуя приближение смерти, обратился к своему народу с наставлениями и увещаниями, которые изложены в двух последних главах книги, носящей его имя;
2. Здесь соединены вместе употребленные отдельно в других местах ветхозаветных книг (Ис 8:15; Исх 23:3; Чис 33:55; бич [шотет] — только здесь) образы крайне мучительного состояния, в которое приведут израильский народ хананеи, если он отпадет от Господа и останется с ними;
Книга Иисуса Навина. Глава 17
Иисус Навин делает обзор истории Израиля, увещевает слушателей: «изберите себе ныне, кому служить» и «А я и дом мой будем служить Господу»; Обновляет в Силоме завет Израиля с Господом; Смерть Иисуса Навина и погребение его в его уделе; Кости Иосифа сохранены в Сихеме, смерть Елеазара священника (Гл.24).
Вновь Иисус собрал в Силом для встречи
Израилев народ.
Он думал про себя: «Ведь я не вечен.
Всё передам, что мне Господь речёт»!
Собравшимся старейшинам и судьям,
начальникам, князьям от всех колен
стал говорить он, Богом вдохновен,
о том, что было и о том, что будет,
пред Господом смирен:
«Так говорит Господь, наш Бог: «Издревле
за быстрою рекой
отцы народа на пустынных землях
пасли овец, и с верою чужой
текла их жизнь. Другим богам служили
сам Фара и Нахор, и Авраам –
сыны его, с которыми он сам
и близкие в Халдейском Уре жили.
Они родились там.
И вот отца народа Авраама
Я взял из-за реки.
Водил его по землям Ханаана,
на склоне лет избавил от тоски –
размножил семя – дал ему Исаака.
Тот Иакова с Исавом породил.
Исаву дан в наследие Сеир.
Иакова с сынами для их блага
в Египте поселил.
Послал Я Моисея с Аароном,
И язвами Египет непреклонный
Я поразил – людей его и скот.
Отцов Я ваших из Египта вывел.
К Чермному морю вы пришли тогда.
Но фараон для быстрого суда
за вами гнался злобный и спесивый.
Минуя города,
гремели боевые колесницы
в пустыне по камням.
И всадников лихие вереницы
стелились степью, смерть неся отцам.
Но возопили к Господу Евреи.
И тьмой укрыл их от врага Господь,
а Египтян – живую кровь и плоть
на дне морском оставил, не жалея,
Он, как песка щепоть.
И много лет вы пробыли в пустыне.
Потом Я вас привёл
на землю Аморреев. Ту, где ныне
наследственный удел себе нашёл
Манассия – его полуколено.
Потом восстал Валак, Сепфоров сын,
царь Моавитский. Был он не один:
с ним Валаам, Веоров сын надменный,
с Фегоровых вершин
Призвал его Валак проклясть Израиль.
Но Я не допустил.
Израиль от проклятия избавил,
и Валаам его благословил.
Когда за Иордан к Иерихону
вы станом перешли,
стеной пред вами стали и препоной
воинственные жители земли.
Хеттеев, Аморреев, Хананеев,
Евеев, Ферезеев и других,
сражавшихся с оружием за них –
ряды Иевусеев, Гергесеев,
кто был и смел и лих,
Я предал в ваши руки безвозвратно.
И сильных двух царей
не сами вы погнали безоглядно,
не луком и не силою своей.
То Я наслал шершней на Аморреев. 1
Прогнали шершни грозного врага.
Я дал вам землю – пашни и луга,
На ней свободно жнёте вы, не сеяв.
Для вас земли блага:
те города, в которых вы живёте –
не строили вы их.
Плоды, вино, которое вы пьёте –
всё из садов, что дал вам Я, чужих».
«Итак, – промолвил Иисус народу, –
вы Господу служите в чистоте,
отвергните богов, коварных тех,
которым за рекой в былые годы
в духовной пустоте
отцы служили ваши. Поклонялись
в Египте им они. 2
Но вам велю, чтоб Господа боялись
и перед Ним во все ходили дни.
А если вам отныне неугодно
Ему служить, то выбор есть большой:
богам отцов служите всей душой,
которым в старину в степи безводной
служили за рекой.
А можете богам народов местных
Но я, мой дом, мой род со мною вместе
лишь Господу верны в сердцах своих»! 3
И отвечал народ: «Того не будет,
чтоб стали мы служить другим богам!
Господь и правда Божья дорога!
Без Господа мы дальше жить не сможем –
На нас Его рука!
Отцов и нас Он из Египта вывел,
от рабства и тоски.
Он море иссушил и воды вздыбил,
чтоб нас спасти от вражеской руки.
Господь хранил нас среди всех народов
на всём пути, которым долго шли
мы до отцам обещанной земли.
И здесь Он дал нам землю и свободу
от всех невзгод вдали.
А посему и мы служить навеки
готовы одному!
И наш закон – он в книге при ковчеге. 4
Господь, наш Бог. Мы служим лишь Ему»!
«Он Бог ревнитель, – Иисус ответил, –
Не терпит Он измены и грехов.
И если вы оставите Его
в своём непостоянстве, словно ветер,
лишитесь вы всего.
Он зло на вас нашлёт, вас истребит Он,
хоть вам благотворил.
Вы будете врагом своим разбиты,
лишит Он вас и мужества, и сил».
Но Иисуса так народ заверил:
«Мы будем только Господу служить,
с Ним в сердце нашем в мире будем жить
и беззаветно слову Бога верить»!
«Что ж, так тому и быть, –
сказал им Иисус, потом добавил, –
А станете тогда
свидетелями, что избрали сами
вы Господа – служить Ему всегда»?
«Свидетели! – Народ ему ответил.
«Итак, чужих отвергнете богов,
что есть ещё у ваших очагов,
и Бог Израилев путь праведный осветит
вам из глуби веков»!
«Да будет так, – сказало всё собранье, –
служить мы станем все
лишь Господу – основе мирозданья,
и гласу Божию внимать везде»!
И заключил в тот день завет с народом
вождь Иисус. И дал ему закон. 5
Слова сии в Силоме в книгу он
вписал 6 и зачитал перед заходом,
зарёю освещён.
И взял большой он камень и под дубом
у скинии святой,
поставил камень истинный и грубый,
сияющий природной красотой.
И так сказал народу: «Этот камень
свидетель нам, ведь слышал он слова,
что говорил Господь, и в нём жива
та клятва, что сейчас дана здесь вами.
Как день,