Скачать:TXTPDF
Иисус Навин, Руфь, Есфирь — Библия в стихах

она нова!

И против вас свидетель этот камень,

чтоб впредь вам не солгать

пред Богом вашим – всемогущим самым,

дарующим и жизнь и благодать»!

И отпустил людей он по уделам,

И с Богом в сердце разошлись они.

В земных заботах потекли их дни.

А Иисус, сын Навин дело сделав

отцам его сродни,

в свои сто десять лет покинул землю,

и был он погребён

в Фамнаф-Сараи, что в его уделе –

Ефремовой горы скалистый склон. 7

И весь Израиль искренне и рьяно

в дни Иисуса Господу служил.

И в дни старейшин Господа любил.

Старейшины – свидетели деяний

всех, что Господь вершил.

Иосифовы кости в дни исхода

Израиля сыны

забрали из Египта, и сквозь годы

они в страну обета внесены.

И вот захоронили их в Сихеме,

в земле его родимых сыновей,

о чём просил он на закате дней.

По воле Господа настало время

ему вернуться к ней. 8

Потом Елеазар, сын Аарона

ушёл с лица земли.

Он славным был блюстителем закона.

Знал, как отец, всё, что Господь велит.

И на холме Финееса высоком

вблизи Силома похоронен он.

И сын его, священством облечён,

при скинии святой стоит пред Богом.

Фенеес чтит закон

**************************************

Примечания:

1. Шершни служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за Ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет (Втор 7:18-20). В кн. Премудрости (Прем 12:12) они названы предтечами воинства Господня, посланными для того, чтобы они мало-помалу истребляли ханаанитян;

2. Увещание отвергните богов дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов;

3. Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает так же, как и Моисей (Втор 30:15,19). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера: а я и дом мой будем служить Господу;

4. Книга закона Моисеева традиционно хранится в скинии, справа от ковчега завета Господня;

5. И дал ему закон (по еврейскому тексту хок умишпат), т. е. изложил обязанности, которые принял на себя народ через вступление в завет с Богом, и права на получение благ, обещанных исполнителям божественных заповедей (Исх 15:25, где употреблены те же выражения);

6. т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом он вписал в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор 31:9,24-26);

7. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с первосвященником;

8. Погребение вынесенных из Египта костей Иосифа (Исх 13:19) совершено было, вероятно, вскоре после поселения Ефремова колена в Сихеме, а отнесено к концу книги для того, чтобы передачей этого сведения не нарушать последовательного изложения других событий. Гробница праведного Иосифа (Кабр Юсуф), находящаяся в Сихемской долине, в 20-ти минутах от источника Иакова (Бир Якуб), пользуется и в настоящее время почитанием не только со стороны евреев и христиан, но и мусульман;

Книга Руфь. Глава 1

Елимелех со своей семьёй уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; Он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; Ноеминь решила одной вернуться на родину; Орфа попрощалась с ней, но Руфь решила не оставлять её и пошла с ней в Вифлеем; Пришли в Вифлеем в начале жатвы.

В те дни на знойных землях Палестины

был страшный недород

животворящий дождь страну покинул,

от голода отчаялся народ.

А правили тогда народом Судьи.

Израиль не избрал ещё царя.

Судил первосвященник Илия.

К нему несли свои заботы люди

Но выжжена земля,

и голод беспощадною змеёю

Израиль охватил.

И небо равнодушно голубое,

и жить без хлеба не хватает сил.

Тогда Елимелех из Вифлеема, 1

от голода и горестей устав,

отправился с семьёй своей в Моав.

Одежду, серебро взял для обмена,

и с месяц поблуждав,

они на Моавитские просторы

пришли за Иордан.

Остаться там они решили с горя.

«Такой нам жребий Богом свыше дан, –

Ноеминь утешала тихо мужа.

И ей внимая, ободрялся он.

А сыновья Махлон и Хилеон

За мать с отцом отдать готовы душу

и древний чтут закон.

Но нет, недолго на земле Моава

прожил Елимелех.

Он был пришельцем без земли, без права

и нёс в душе исхода тяжкий грех.

И умер он. Семью постигло горе. 2

Ноеминь с сыновьями здесь одна.

И детям жизнь вдовы посвящена.

А сыновья её женились вскоре.

У каждого жена.

Они Моавитянок взяли в жёны

красивых, молодых,

и стали жить в Моаве отстранённо

от веры и обычаев чужих.

И младший – Хилеон взял Орфу в жёны,

А старший сын Махлон взял Руфь женой.

И стала Руфь и близкой и родной.

И приняла еврейские законы,

и принесла покой.

И десять лет прошли для них в Моаве,

как странный, дивный сон.

И сыновей Ноемини бесправных

с земли унёс к отцу навеки он.

И незачем вдове терпеть чужбину,

когда, по слухам, одарил народ

Бог новым хлебом, и Судья Аод

Израилем достойно правит ныне

уже который год.

И вот вдова со снохами своими,

наперекор судьбе,

из этих мест, не ставших ей родными,

отправилась на родину к себе. 3

И вот они подходят к Иордану.

Там за рекой гористая страна.

То Иудея – родина видна.

И в дымке предрассветного тумана

им говорит она:

«Спасибо, что меня вы проводили.

А дальше – я одна…

Я знаю: вы сынов моих любили,

но я теперь вам больше не нужна.

Вы молоды ещё и жить вам долго.

Вернитесь в дом отцов и матерей.

Господь воздаст вам милостью Своей

за вашу ласку и за верность долгу,

любовь к семье моей.

Делить со мною жизнь намного хуже.

Пускай Господь вам даст

пристанище, покой в шатре у мужа,

пусть наградит детьми своими вас».

И с тем Ноеминь их поцеловала,

но снохи в слёзы: «Нет пойдём с тобой.

Твой Бог и твой народ для нас родной»!

Ноеминь им на это отвечала:

«Зачем идти со мной?

О, разве есть сыны ещё во чреве,

которые сейчас,

как листья и плоды на старом древе,

мужьями возродились бы для вас?

Да если бы во тьме шатра ночного

сегодня я с мужчиною была

и двух сынов счастливо родила,

вам не дождаться мужа дорогого.

Пора моя прошла.

Нет, дочери мои, вам ждать не нужно.

Забудьте обо мне.

Я знаю: вы верны и небездушны,

но ваше счастье в вашей стороне»!

Они опять рыдали и вопили,

а позже Орфа распростилась с ней,

с Ноеминью, как с матерью своей.

А Руфь осталась со свекровью милой

делить невзгоды дней.

Ноэминь и Руфь

Ноеминь вновь сказала ей: «Родная,

вернись в свои края –

к богам своим, к народу. Я ведь знаю,

что дома будет легче жизнь твоя»!

Но Руфь в ответ: «Меня не принуждай ты

тебя оставить и уйти домой.

Вся жизнь моя отныне лишь с тобой,

с твоим народом. И ещё – узнай ты:

твой Бог отныне – мой!

И где умрёшь ты, там с тобою рядом

и я погребена,

Каким меня Господь не бил бы градом,

с тобой меня разлучит смерть одна»!

Ноеминь, видя, что сноха решила

быть с ней, тверда в намеренье своём,

не стала отговаривать её.

И больше ничего не говорила.

Пошли они вдвоём.

Прошли вдоль моря, вышли к Иордану,

Пришли в Ситим, где брод.

И здравствуй, край, народу Богом данный,

Ноеминь снова у твоих ворот!

По горным тропам, по лесным дорогам,

по пустошам, измотаны совсем,

пришли они в старинный Вифлеем.

Её увидев, был народ растроган:

«Сей день благословен!

Ведь это же Ноеминь возвратилась!

Ведь это же она

из дальних странствий в дом родной явилась

Елимелеха верная жена»!

«Ноеминью меня вы не зовите, –

она сказала людям городским, –

Я стала Марой с горя и тоски. 4

Меня страдать заставил Вседержитель.

Дела мои плохи.

Зачем меня Ноеминью зовёте?

Ведь я вдова теперь.

Спасение свое ищу в работе.

А к счастью предо мной закрыта дверь.

Ноеминь с Руфью в старом доме мужнем

живут, смиренно веря в свой удел.

Их дни идут в кругу домашних дел.

А на полях под вешним солнцем дружно

ячмень уже созрел…5

***

Примечания:

1. Семья Елимелеха была очень известна в Вифлееме,имела и относительный достаток. Самое имя Елимелех (с евр. «Бог мой царь», по мнению некоторых, указывает на знатное происхождение лица, носившего это имя. По происхождению имя это справедливо сближается с упоминаемом в Телль-Амарнских письмах (клинописях, открытых в Египте в 1887-1888 гг.) именем одного хеттейского князя (в южной Палестине) Илимилки или Милкили. Иосиф Флавий передает имя Елимелех ’??????????, сближая таким образом Елимелеха с именем филистимских царей;

2. Раввинское толкование справедливо порицает Елимелеха за оставление своих «собратьев» (сограждан, единоплеменников), усматривая в злоключениях и смерти Елимелеха на чужбине божественное наказание ему за оставление святой земли (D. Midrasch Ruth Rabba, in deutsch. ubertragen v. A. Wunsche. Leipzig, 1883, s. 15);

3. После смерти Махлона и Хилеона семья обеднела. Тогда Ноеминь узнает, что Иегова, по мере верности или неверности Ему Израиля посылавший ему плодородие, снова даровал урожай хлеба, и немедленно оставляет Моавитскую землю и направляется, в сопровождении обеих невесток, в Иудею;

4. Ноеминь — «приятная», Мара — «горькая»;

5. Прибытие Ноемини и Руфи в Вифлеем имело место «в начале жатвы ячменя», или вообще жатвы (так как ячмень поспевает в Палестине раньше пшеницы) — около половины апреля.

Книга Руфь. Глава 2

Руфь подбирала колосья на поле Вооза, родственника её мужа; Он расспросил о ней и предложил и дальше собирать на его поле: Она вернулась к Ноемини и получила от неё указания, что делать дальше.

В роду Елимелеховом обширном

был знатный муж Вооз.

Он сеял хлеб, слыл человеком мирным.

В родном краю с Елимелехом рос.

Ноемини он родственник по мужу.

Ноеминь молчалива и скромна.

Не шла к нему за помощью она,

хоть пояса затягивала туже –

голодная весна.

И вот решила Руфь: «Пойду на поле

колосья подбирать

к тому, кто собирать мне их позволит,

чтоб как-то прокормить себя и мать». 1

И вот пошла на поле за жнецами:

в подол за колосочком колосок.

Глядишь, под вечер станет на кусок.

Жнецы, шутя, отбрасывали сами.

Ей было невдомёк,

что это полесобственность Вооза.

И вот пришёл он сам –

весёлый великан седоволосый.

«Бог в помощь, – он сказал своим жнецам.

«Благослови Господь тебя, хозяин! –

ответили Воозу все жнецы –

и пожилые, и совсем юнцы.

Их голоса по полю до окраин

летят во все концы.:

И тут Вооз красавицу приметил

в стерне стоит она.

Наставник на вопрос его ответил:

«Она с утра тут ходит до темна.

С Ноеминью пришла к нам из Моава.

Они хватили горя и тоски.

Она здесь собирает колоски,

а дома у себя бывает мало.

Они ведь бедняки»

Руфь на поле Вооза

Вооз с приветом к Руфи обратился:

«Послушай, дочь моя,

На этом поле, что бы не случилось,

всегда есть доля малая твоя.

Побудь тут со служанками моими.

Там собирай, где ныне жнут они.

Захочешь пить – в сосудах почерпни.

Никто тебя не тронет рядом с ними

в счастливой жатвы дни»!

И до земли она пред ним склонилась:

«За что ты добр ко мне?

За что ко

Скачать:TXTPDF

Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать бесплатно, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать онлайн