она нова!
И против вас свидетель этот камень,
пред Богом вашим – всемогущим самым,
дарующим и жизнь и благодать»!
И отпустил людей он по уделам,
И с Богом в сердце разошлись они.
В земных заботах потекли их дни.
А Иисус, сын Навин дело сделав
отцам его сродни,
в свои сто десять лет покинул землю,
и был он погребён
в Фамнаф-Сараи, что в его уделе –
Ефремовой горы скалистый склон. 7
И весь Израиль искренне и рьяно
в дни Иисуса Господу служил.
И в дни старейшин Господа любил.
Старейшины – свидетели деяний
всех, что Господь вершил.
Иосифовы кости в дни исхода
Израиля сыны
забрали из Египта, и сквозь годы
они в страну обета внесены.
И вот захоронили их в Сихеме,
в земле его родимых сыновей,
о чём просил он на закате дней.
По воле Господа настало время
ему вернуться к ней. 8
Потом Елеазар, сын Аарона
ушёл с лица земли.
Он славным был блюстителем закона.
Знал, как отец, всё, что Господь велит.
И на холме Финееса высоком
вблизи Силома похоронен он.
И сын его, священством облечён,
при скинии святой стоит пред Богом.
Фенеес чтит закон…
**************************************
Примечания:
1. Шершни служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за Ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет (Втор 7:18-20). В кн. Премудрости (Прем 12:12) они названы предтечами воинства Господня, посланными для того, чтобы они мало-помалу истребляли ханаанитян;
2. Увещание отвергните богов дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов;
3. Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает так же, как и Моисей (Втор 30:15,19). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера: а я и дом мой будем служить Господу;
4. Книга закона Моисеева традиционно хранится в скинии, справа от ковчега завета Господня;
5. И дал ему закон (по еврейскому тексту хок умишпат), т. е. изложил обязанности, которые принял на себя народ через вступление в завет с Богом, и права на получение благ, обещанных исполнителям божественных заповедей (Исх 15:25, где употреблены те же выражения);
6. т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом он вписал в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор 31:9,24-26);
7. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с первосвященником;
8. Погребение вынесенных из Египта костей Иосифа (Исх 13:19) совершено было, вероятно, вскоре после поселения Ефремова колена в Сихеме, а отнесено к концу книги для того, чтобы передачей этого сведения не нарушать последовательного изложения других событий. Гробница праведного Иосифа (Кабр Юсуф), находящаяся в Сихемской долине, в 20-ти минутах от источника Иакова (Бир Якуб), пользуется и в настоящее время почитанием не только со стороны евреев и христиан, но и мусульман;
Книга Руфь. Глава 1
Елимелех со своей семьёй уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; Он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; Ноеминь решила одной вернуться на родину; Орфа попрощалась с ней, но Руфь решила не оставлять её и пошла с ней в Вифлеем; Пришли в Вифлеем в начале жатвы.
В те дни на знойных землях Палестины
животворящий дождь страну покинул,
от голода отчаялся народ.
А правили тогда народом Судьи.
Израиль не избрал ещё царя.
Судил первосвященник Илия.
К нему несли свои заботы люди
Но выжжена земля,
и голод беспощадною змеёю
Израиль охватил.
И небо равнодушно голубое,
и жить без хлеба не хватает сил.
Тогда Елимелех из Вифлеема, 1
от голода и горестей устав,
отправился с семьёй своей в Моав.
Одежду, серебро взял для обмена,
и с месяц поблуждав,
они на Моавитские просторы
пришли за Иордан.
Остаться там они решили с горя.
«Такой нам жребий Богом свыше дан, –
Ноеминь утешала тихо мужа.
И ей внимая, ободрялся он.
А сыновья Махлон и Хилеон
За мать с отцом отдать готовы душу
Но нет, недолго на земле Моава
прожил Елимелех.
Он был пришельцем без земли, без права
и нёс в душе исхода тяжкий грех.
И умер он. Семью постигло горе. 2
Ноеминь с сыновьями здесь одна.
И детям жизнь вдовы посвящена.
А сыновья её женились вскоре.
У каждого жена.
Они Моавитянок взяли в жёны
красивых, молодых,
и стали жить в Моаве отстранённо
от веры и обычаев чужих.
И младший – Хилеон взял Орфу в жёны,
А старший сын Махлон взял Руфь женой.
И стала Руфь и близкой и родной.
И приняла еврейские законы,
и принесла покой.
И десять лет прошли для них в Моаве,
И сыновей Ноемини бесправных
с земли унёс к отцу навеки он.
И незачем вдове терпеть чужбину,
когда, по слухам, одарил народ
Бог новым хлебом, и Судья Аод
Израилем достойно правит ныне
уже который год.
И вот вдова со снохами своими,
наперекор судьбе,
из этих мест, не ставших ей родными,
отправилась на родину к себе. 3
И вот они подходят к Иордану.
Там за рекой гористая страна.
То Иудея – родина видна.
И в дымке предрассветного тумана
им говорит она:
«Спасибо, что меня вы проводили.
А дальше – я одна…
Я знаю: вы сынов моих любили,
но я теперь вам больше не нужна.
Вы молоды ещё и жить вам долго.
Вернитесь в дом отцов и матерей.
Господь воздаст вам милостью Своей
за вашу ласку и за верность долгу,
любовь к семье моей.
Делить со мною жизнь намного хуже.
пристанище, покой в шатре у мужа,
пусть наградит детьми своими вас».
И с тем Ноеминь их поцеловала,
но снохи в слёзы: «Нет пойдём с тобой.
Твой Бог и твой народ для нас родной»!
Ноеминь им на это отвечала:
О, разве есть сыны ещё во чреве,
которые сейчас,
как листья и плоды на старом древе,
мужьями возродились бы для вас?
Да если бы во тьме шатра ночного
сегодня я с мужчиною была
и двух сынов счастливо родила,
вам не дождаться мужа дорогого.
Пора моя прошла.
Нет, дочери мои, вам ждать не нужно.
Забудьте обо мне.
Я знаю: вы верны и небездушны,
но ваше счастье в вашей стороне»!
Они опять рыдали и вопили,
а позже Орфа распростилась с ней,
с Ноеминью, как с матерью своей.
А Руфь осталась со свекровью милой
делить невзгоды дней.
Ноэминь и Руфь
Ноеминь вновь сказала ей: «Родная,
вернись в свои края –
к богам своим, к народу. Я ведь знаю,
что дома будет легче жизнь твоя»!
Но Руфь в ответ: «Меня не принуждай ты
Вся жизнь моя отныне лишь с тобой,
с твоим народом. И ещё – узнай ты:
И где умрёшь ты, там с тобою рядом
и я погребена,
Каким меня Господь не бил бы градом,
с тобой меня разлучит смерть одна»!
Ноеминь, видя, что сноха решила
быть с ней, тверда в намеренье своём,
не стала отговаривать её.
И больше ничего не говорила.
Пошли они вдвоём.
Прошли вдоль моря, вышли к Иордану,
Пришли в Ситим, где брод.
И здравствуй, край, народу Богом данный,
По горным тропам, по лесным дорогам,
по пустошам, измотаны совсем,
пришли они в старинный Вифлеем.
Её увидев, был народ растроган:
«Сей день благословен!
Ведь это же Ноеминь возвратилась!
Ведь это же она
из дальних странствий в дом родной явилась
Елимелеха верная жена»!
«Ноеминью меня вы не зовите, –
она сказала людям городским, –
Я стала Марой с горя и тоски. 4
Меня страдать заставил Вседержитель.
Дела мои плохи.
Зачем меня Ноеминью зовёте?
Ведь я вдова теперь.
Спасение свое ищу в работе.
А к счастью предо мной закрыта дверь.
Ноеминь с Руфью в старом доме мужнем
живут, смиренно веря в свой удел.
Их дни идут в кругу домашних дел.
А на полях под вешним солнцем дружно
ячмень уже созрел…5
***
Примечания:
1. Семья Елимелеха была очень известна в Вифлееме,имела и относительный достаток. Самое имя Елимелех (с евр. «Бог мой царь», по мнению некоторых, указывает на знатное происхождение лица, носившего это имя. По происхождению имя это справедливо сближается с упоминаемом в Телль-Амарнских письмах (клинописях, открытых в Египте в 1887-1888 гг.) именем одного хеттейского князя (в южной Палестине) Илимилки или Милкили. Иосиф Флавий передает имя Елимелех ’??????????, сближая таким образом Елимелеха с именем филистимских царей;
2. Раввинское толкование справедливо порицает Елимелеха за оставление своих «собратьев» (сограждан, единоплеменников), усматривая в злоключениях и смерти Елимелеха на чужбине божественное наказание ему за оставление святой земли (D. Midrasch Ruth Rabba, in deutsch. ubertragen v. A. Wunsche. Leipzig, 1883, s. 15);
3. После смерти Махлона и Хилеона семья обеднела. Тогда Ноеминь узнает, что Иегова, по мере верности или неверности Ему Израиля посылавший ему плодородие, снова даровал урожай хлеба, и немедленно оставляет Моавитскую землю и направляется, в сопровождении обеих невесток, в Иудею;
4. Ноеминь — «приятная», Мара — «горькая»;
5. Прибытие Ноемини и Руфи в Вифлеем имело место «в начале жатвы ячменя», или вообще жатвы (так как ячмень поспевает в Палестине раньше пшеницы) — около половины апреля.
Книга Руфь. Глава 2
Руфь подбирала колосья на поле Вооза, родственника её мужа; Он расспросил о ней и предложил и дальше собирать на его поле: Она вернулась к Ноемини и получила от неё указания, что делать дальше.
В роду Елимелеховом обширном
был знатный муж Вооз.
Он сеял хлеб, слыл человеком мирным.
В родном краю с Елимелехом рос.
Ноемини он родственник по мужу.
Ноеминь молчалива и скромна.
Не шла к нему за помощью она,
хоть пояса затягивала туже –
голодная весна.
И вот решила Руфь: «Пойду на поле
колосья подбирать
к тому, кто собирать мне их позволит,
чтоб как-то прокормить себя и мать». 1
И вот пошла на поле за жнецами:
в подол за колосочком колосок.
Глядишь, под вечер станет на кусок.
Жнецы, шутя, отбрасывали сами.
что это поле – собственность Вооза.
И вот пришёл он сам –
«Бог в помощь, – он сказал своим жнецам.
«Благослови Господь тебя, хозяин! –
ответили Воозу все жнецы –
и пожилые, и совсем юнцы.
Их голоса по полю до окраин
летят во все концы.:
И тут Вооз красавицу приметил
в стерне стоит она.
Наставник на вопрос его ответил:
«Она с утра тут ходит до темна.
С Ноеминью пришла к нам из Моава.
Они хватили горя и тоски.
Она здесь собирает колоски,
Они ведь бедняки»
Руфь на поле Вооза
Вооз с приветом к Руфи обратился:
«Послушай, дочь моя,
На этом поле, что бы не случилось,
Побудь тут со служанками моими.
Там собирай, где ныне жнут они.
Захочешь пить – в сосудах почерпни.
Никто тебя не тронет рядом с ними
в счастливой жатвы дни»!
И до земли она пред ним склонилась:
«За что ты добр ко мне?
За что ко