Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Иисус Навин, Руфь, Есфирь — Библия в стихах

«Купи себе»!

И снял сапог, – Ты царь в её судьбе.

Я не смогу продолжить брата семя.

Пусть всё идёт к тебе».

Тогда сказал Вооз всему народу,

старейшинам сказал:

«Свидетели вы все, что мне свободу

в покупке этой первый родич дал.

Я у Ноемини беру законно

сынов Елимелеховых поля

и вот Елимелехова земля,

ему принадлежавшая исконно,

отныне вся моя.

Беру я также Руфь Моавитянку –

Махлонову вдову.

Средь нас она давно израильтянка,

её своей женою назову,

дабы навек в Махлоновом уделе

он оставался в памяти людской,

чтоб ведал он меж братьями покой,

чтоб у ворот, в неведомом пределе

не пребывал с тоской.

Тому вы все свидетели сегодня»! 2

И тут же весь народ,

что здесь собрался волею Господней,

старейшины у городских ворот

сказали: «Мы свидетели! Да будет

тебе подругой милою жена.

Пусть, как Рахиль Израилю она,

как Лия для него пускай пребудет

надёжна и верна.

Приобретай богатство в Вифлееме, 3

в Ефрафе славен будь!

И пусть Господь твоё облегчит бремя

и к радости укажет верный путь.

И пусть твой дом таким же будет славным,

как Фареса, которого Фамарь,

Иуде родила когда-то встарь.

И пусть тебе Господь поможет в главном:

пускай родится царь

от семени, что этою весною

Господь вам с Руфью даст»! 4

И сделалась она его женою.

Родился мальчик – крепок и горласт.

И женщины Ноемини сказали:

«Благословен Господь, Его дела –

наследника родная родила»!

Они Овидом мальчика назвали.

«Он будет светом в старости твоей.

Ведь родила его

сноха твоя, всех лучше сыновей,

Ты для неё превыше ведь всего! –

Так говорили женщины Ефрафы, –

В Израиле да будет славен он –

прекрасен видом, крепок и умён»!

И мальчик был Ноеминью по праву

воспитан и взращён

Прошли года. Отцом стал Иессея

родившийся Овид.

А Иессей – отцом царя евреев.

Ведь сын его – прославленный Давид…

***

Примечания:

1.Площадь у городских ворот — обычное в городах Востока место всех общественных собраний (Быт 19, сн. Пс 49:13), торговых сделок (Быт 23:10-13,16,18) и покупок (4 Цар 7:1), судебного разбирательства (Втор 16:18; 21:19), в частности, касательно левиратного брака — в случае отказа деверя от этого брака (Втор 25:7);

2. Теперь Вооз уже свободно и со всей решительностью берет на себя обязательство как выкупа удела, так и брака с Руфью. «Достойны удивления в сказанном и благочестие и точность. Не нарушаю, говорит, закона тем, что беру в жену моавитянку; напротив того, исполняю божественный закон, чтобы память умершего сохранилась не угасшею» (блаж. Феодорит, с. 318). Впрочем, в последующих родословиях (ст. 21; 1 Пар 2:12; Мф 1:3; Лк 3:32), рожденный от брака Вооза и Руфи Овид называется сыном Вооза, а не Махлона: благочестие Вооза сделало его достойным занять место в родословной Давида и Иисуса Христа преимущественно пред Махлоном;

3. Вифлеем (евр. Bet-lechem — «дом хлеба»), прежде (Быт 35:16,19; 48:7) называвшийся Ефрафа (евр. Ephratah — «плодоносная»), но и впоследствии сохранявший древнейшее название;

4. Старейшины и народ не только свидетельствуют и подтверждают легальность объявленного Воозом брака, но и благословляют предстоящий брак с упоминанием дорогих всем евреям имен праматерей их Рахили и Лии (первой называется Рахиль, как любимая жена Иакова, ср. Быт 29:31, 48:7 и др Упоминание о Фаресе (ср. Быт 38:29; 46:12) тем более уместно, что с него начинается (ст. 18) родословие Воза;

Книга Есфирь. Глава 1

Большой пир Артаксеркса в Сузах; Царица Астинь отказалась исполнить приказ царя и придти на пир; Царь издал всеобщий указ, «чтобы всякий муж был господином в доме своём».

Безмерно богат Артаксеркс – царь Персидский. 1

И в городе Сузы – столице своей,

с князьями – владыками всех областей,

(их сто двадцать семь – всё известные лица),

пирует он ночи и дни напролёт.

И время над пиром незримо течёт.

Полгода 2 начальники войска и слуги

царя превозносят и ставят в заслугу,

что царство отца от врагов оградил,

расширил его и престол утвердил,

что Персией правит законно три года. 3

А царь пожелал обратиться к народу.

И вновь затевает он праздничный пир –

огромной державы гроза и кумир.

Величия блеск и богатство, и славу

явил он персидско-медийским князьям,

начальникам войска и старым друзьям.

И снова желает, по царскому праву,

для жителей Суз на садовом дворе

начать торжествопригласить во дворец

богатых и бедных, великих и малых

на пир семидневный, чтоб всем показал он

могущество царства и силу его –

царя и владыки двора своего.

Весь сад огорожен резными столбами.

На мраморе их золотыми цветами

сияют на солнце, как небо в горах,

бумажные ткани на алых шнурах.

Огромный помост в этом рае тенистом

из мрамора, чёрных, зелёных камней

цветёт перламутром, огнём янтарей.

Он радует глаз пестротою лучистой.

И ложа из золота и серебра

гостей ожидают с утра до утра. 4

Пирует народ. В драгоценных сосудах

разносят вино и роскошные блюда.

И много вина – по богатству царя,

по воле гостей на пиру им дарят.

И чинно питьё. Таково повеленье,

чтоб пили свободно, но без принужденья.

Пируют неделю. Вечерняя синь

на сад опустилась. Царица Астинь

для женщин торжественный пир закатила.

И царь вопросил: «С кем пирует она?

Пускай пред нами предстанет жена,

оставит на время, кого пригласила»!

Такие слова он в подпитье сказал

и евнухов верных за нею послал.

«Пусть в царском венце и убранстве богатом

Царица придёт, поражая нарядом.

Пусть видит народ, как она хороша:

как роза прекрасна, как утро свежа!

Пусть видят князья – Артаксеркса супруга

красивей всех женщин Востока и Юга!

И замерли гости. Прекрасную ждут.

А время уходит, минуты ползут…

Но евнухам царским Астинь 5 отказала.

Законы персидские знала она:

являться мужчинам жена не должна.

Царица Астинь во дворце оставалась.

Разгневался царь. Ярость вспыхнула в нём

и царскую грудь опалила огнём.

И он обратился к советникам мудрым

и магам, сидящим пред ним среброкудрым,

которые знают права и закон,

с которыми лично считается он:

«Скажите мне, как поступить по закону

с царицей Астинь, не явившейся к трону

по зову царя, обращённому к ней –

царице, жене непокорной моей»?

Царица Астинь отказывается присутствовать на пире

И князь Мемухан (из семи приближённых

Персидских, Мидийских великих князей

судил о делах он быстрей и мудрей)

сказал: «Господин должен быть непреклонным:

царица Астинь в непокорстве своём

виновна не только пред нашим царём.

Виновна она перед всеми князьями,

пред всеми народами и областями,

которыми правит великий наш царь.

Нарушен обычай, родившийся встарь.

Все жёны теперь поступать также смогут.

Царица Астинь указала дорогу.

Откажут мужьям, на их зов не придут

и долгом супружеским пренебрегут!

И будет в стране огорчений довольно.

Царю невозможно того допустить.

И если желает он предотвратить

бесчестье мужей, чтоб им не было больно,

он благоволит в этот праздничный час

издать справедливый и мудрый указ,

который для Персо-Мидийской вселенной

пребудет во веки веков неизменным.

Как только лишь землю осветит заря,

не станет Астинь перед ликом царя

ходить и супругой его, и царицей.

И пусть эта честь ей отныне не снится –

жене, что нарушила мужний приказ.

По всем областям полетит твой указ.

Пусть нашей царицею станет другая,

прекрасней Астинь и умнее её,

что имя не станет позорить твоё,

послушна царю, с ним всегда соглашаясь.

Указ разошлём мы по царству не зря:

как только услышат веленье царя,

персидские жёны от края до края

склонятся покорно, мужей почитая».

И речь Мемухана угодна князьям.

И царь согласился с предложенным сам.

И в каждую область в начале недели

на всех языках письмена полетели,

чтоб каждый мужчина и ночью, и днём

был полным хозяином в доме своём. 6

****

Примечания:

1. Спорно то, какой царь действительно должен быть здесь подразумеваем. Во всяком случае, наиболее достоверно, что речь здесь может быть только или об Артаксерксе Лонгимане, или Ксерксе. Последние изыскания привели к мысли, что этот «Артаксеркс» есть не кто иной, как Агасфер (Ксеркс I, 485-465 г. до н.э., сын Дария I, сына Гистаспа). И библейский образ «Артаксеркса» как нельзя более сходен с «Агасфером» истории и обстоятельствами его правления. Так, все, что говорится о пространстве Персидской империи, об обычаях двора, о капризном, сластолюбивом, жестоком, мстительном, сумасбродном нраве Агасфера — все это наиболее приложимо к Ксерксу в описании его Геродотом;

2. Продолжительность пира — без всякого преувеличения — указывается в 180 дней. Это был, точнее, целый ряд пиров, открывавшихся для новых и новых гостей царя, притекавших по его зову из самых отдаленных областей огромного царства. Геродот дает замечательное подтверждение этому, сообщая, что, готовясь к походу в Грецию, после покорения Египта, Ксеркс пригласил к своему двору всех вельможей своего царства для совещания с ними по поводу этой войны и на приготовление к ней употребил четыре года.

3. Приблизительно около 482 года до Р. Х.

4. Все рассказываемое о величии царей персидских, о великом богатстве царства их и красоте дворцовых украшений — достаточно подтверждается результатом раскопок, произведенных на месте Суз, в 1884-1886 годах.

5. Имя царицы по евр.: ?????????, по LXX: ’?????, по Вульгате: Vasthi, на древнеперсидском языке Vahista — превосходная. Царица обычно могла обедать вместе с царем, но на общественных пиршествах она не могла присутствовать по персидским понятиям о женской чести;

6. Более точный перевод: «чтобы всякий муж был господином в доме своем и наречие его народа», т. е. чтобы при брачных союзах между особами различных национальностей — наречие и жизненные обычаи мужа были господствующими в дому. Это нечто подобное тому, как ныне закон устанавливает, что при смешанных браках религия страны должна быть принимаема в руководство при воспитании детей.

Книга Есфирь. Глава 2

Молодые девицы приведены под надзор царского евнуха, чтобы одна заняла место царицы Астини; Есфирь, после смерти её родителей, была на воспитании у родственника Мардохея; Есфирь вазята под надзор стража жён и приобрела у него благоволение, хотя он не знал её родства; Она становится наложницей царя; Царь полюбил Есфирь более всех других и сделал её царицей вместо Астини; Мардохей узнал о заговоре на жизнь царя; Он доносит об этом Есфири, а она царю.

Шло время, и гнев Артаксеркса улёгся.

Но царское сердце снедает тоска.

Он помнит, что участь Астинь нелегка.

Жалеет, что льстивым советом увлёкся.

Но сказано слово. Астинь не вернуть.

Спокойно правитель не может уснуть.

Ему не милы ни пиры, ни забавы.

Не радует сердце великая слава.

И видя печаль, царедворцы его

решили жену подобрать для него.

Они предложили ему, чтоб повсюду

назначены были чиновные люди

из самых достойных, доверенных лиц,

которые выберут юных девиц

красивых, весёлых и стройных, как лани.

От дальних окраин Персидской земли,

чтоб в Сузы-столицу красавиц свезли

и здесь в женский дом под надзор их отдали.

Гегай – царский евнух и страж царских жён.

Что нужно для женщин – всё ведает он.

Гегай притиранья им выдаст сполна,

чтоб дева сияла, как в небе луна.

И ту из красавиц, что царскому взору

придётся прекраснее всех, пусть он вскоре

к себе навсегда приведёт во дворец

и царский на деву наденет венец.

И было угодно царю это слово.

Разослан по Персии царский указ,

и в Сузы – столицу, к царю на показ,

отправлены девы из дома родного.

В то время жил в Сузах один Иудей.

Был правнуком Киса седой Мардохей. 1

А прадед его из Иерусалима

попал в Вавилон вместе с сыном любимым.

Навуходоносор увёл в Вавилон

семью, где потом Мардохей был рождён.

Он стал воспитателем юной Гадассы.

По смерти родителей он её сразу,

как дочку забрал в небогатый свой дом,

и дева, как роза, цвела в доме том.

Гадасса – еврейское имя Есфири. 2

Есфирь – на персидских наречьях – звезда.

Так в Сузах её называли

Скачать:TXTPDF

Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать бесплатно, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать онлайн