Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Иисус Навин, Руфь, Есфирь — Библия в стихах

о богатстве своём:

оно возрастает и ночью, и днём.

Сынов своих множеством хвастал безмерно,

себя величая мужчиной примерным.

Рассказывал длинно про главный успех

теперь он царём вознесен выше всех.

Седые князья и придворные слуги

готовы всегда на любые услуги.

И даже к царице был именно он

с царём и на завтрашний пир приглашён.

«И только одно мне всю жизнь отравляет, –

сказал он друзьям и Зереши – жене, –

и нет ни покоя, ни отдыха мне,

и радость – не в радость, пока не узнаю,

что сгинул, ограблен, пропал Иудей,

сидящий у царских ворот Мардохей.

Терпеть мне и ждать столько дней невозможно,

пока мы в Адаре их всех уничтожим»!

Сказала Зерешь, и сказали друзья:

«Печаль, наш хозяин, напрасна твоя.

Ты слугам вели, чтоб труда не жалея,

к утру приготовили для Мардохея

высокое древо, локтей в пятьдесят.

Ты утром наденешь свой лучший наряд,

С утра ты предстанешь пред царские очи

и скажешь царю, чтоб на дереве том

велел Мардохея повесить за то,

что царский указ выполнять он не хочет.

А вечером, вместе с царём веселясь,

на пир отправляйся и празднуй там всласть».

Аману понравилось их предложенье.

Дан слугам приказ, а гостям – угощенье.

И гости пируют, работа кипит,

а к утру у дома Амана стоит

Огромное дерево, ждёт Мардохея

и сердце Амана величием греет.

А ненависть точит холодной змеёй

и кутает душу тоской ледяной.

Книга Есфирь. Глава 6

Царь находит, что ничего ещё не сделано человеку, спасшему его жизнь; он спрашивает Амана о подходящей для награде; Аман решил, что царь, конечно, имеет в виду его, и посоветовал исключительные почести; Царь повелел оказать эти почести Мардохею.

И ночью Господь сна лишил Артаксеркса. 1

И слугам своим не позволил он спать,

а памятных записей книгу читать.

Покоя не ведало царское сердце.

Ему прочитали, что чудом спасён

недавно от смерти мучительной он.

Донёс Мардохей на Гавафу и Фару –

двух евнухов царских – преступную пару.

Они замышляли царя отравить

и лютою смертью его погубить.

«Какая же почесть дана Мардохею? –

спросил государь. И от страха бледнея,

ответили слуги: «Пусть царь нас простит,

поступок его за делами забыт».

Разгневался царь, растревожился ночью:

«Негоже царю забывать верных слуг!

Негоже не помнить царю их заслуг»!

И почесть воздать Мардохею он хочет.

Закончилась ночь. И ни свет, ни заря,

Аман уж во внешнем дворе у царя.

И чёрное сердце полно предвкушенья

и радости подлой от близости мщенья.

А царь вопросил: «Кто стоит во дворе»?

Сказали: «Аман подошёл на заре».

И царь пригласил царедворца Амана.

Совет пожелал получить утром рано.

И задал вопрос, как верней поступать

с лицом, кому хочет он почесть воздать.

Подумал Аман: «Да кому же другому

царь почесть решил оказать в добрый час?

Ведь он обо мне и подумал сейчас!

И надо же ныне случиться такому»!

И начал Аман, лишь себя и любя,

Награду царя примерять на себя:

«Пускай человеку тому, дела прежде,

парадные царские вручат одежды.

Затем пусть коня приведут для него

из царских конюшен, красавца того,

который царя носит гордо и чинно

и радует статью и гривою длинной.

И пусть человеку тому, наконец,

на голову царский возложат венец.

Пусть царский наряд и коня вороного

тому отдадут из почтенных князей,

кто ближе к царю и верней, и знатней.

И пусть облечёт он, по царскому слову,

того человека в роскошный наряд,

что золотом светит и радует взгляд.

И пусть на коня его лично усадит

и стремя придержит, почтения ради.

Пусть в царском венце и на царском коне

он едет на площадь с царём наравне.

Вельможа коня под уздцы поведёт,

и громкое слово услышит народ:

«Так делает царь человеку такому,

которого почестью он отличил,

который за дело её заслужил.

Почёт и признанье от царского дома»!

И царь согласился. Ликует Аман,

в душе от почёта грядущего пьян.

А царь говорит: «Ты возьми одеянье,

коня, как сказал, и моё приказанье

иди выполняй по задумке твоей:

у нас при воротах сидит Мардохей,

ему, что сказал, то и сделаешь срочно.

И выполни всё, как предложено, точно».

И взял одеянье Аман и коня,

облёк Иудея, судьбину кляня.

Торжество Мардохея

И вывел на площадь его городскую,

и громко, как велено, там возглашал

слова, что царю для себя подсказал,

в душе ненавидя, злобясь и тоскуя. 2

Но кончился праздник, и вновь Мардохей

сидит у ворот. Он на службе своей.

Аман же подался дорогой недальней

в свой дом оскорблённый, больной и печальный.

Он голову платом печали покрыл.

Душевные раны он гневом травил.

Зереши – жене рассказал, как всё было

как счастье мелькнуло и тут же уплыло.

Зерешь собрала мудрецов и друзей.

И поняли все – вознесён Мардохей.

И так поразмыслив, Аману сказали:

«когда ненавистный твой враг Мардохей

по роду и племени есть Иудей,

тогда ты его пересилишь едва ли.

Ему ты обязан паденьем своим.

Теперь ты наверно падёшь перед ним». 3

Они обо многом ещё говорили

и, с горя, немало и ели, и пили.

Вечерняя в небе зарделась заря.

Пришли за Аманом гонцы от царя

напомнить ему о сегодняшнем пире.

Ведь был приглашён он к царице Есфири.

И снова надеждою полнится мир.

К царице Аман поспешает на пир.

Примечания:

1. Более точный перевод (без упоминания имени Божия): «в ту ночь сон бежал от царя»…;

2. Едва ли можно придумать более жгучее уязвление гордости и самолюбия, какое представляло приказание царя Аману относительно Мардохея. Человек, которого сам царь вознес на такую высоту, что называл его «вторым» по себе, «отцом» и т. п. и отличил такими почестями, как поклонение ниц подданных перед ним, — должен был исполнить роль слуги в триумфе своего заклятого врага, которому он даже приготовил уже и виселицу. Помимо объяснения этой неожиданно-непостижимой подмены ролей устроением Промысла Божьего, каравшего здесь вышедшую из берегов гордость и самомнение Амана, мы можем допустить здесь и то предположение, что царский любимец уже начал сильно падать в глазах царя к этому времени;

3. Необычайная судьба, какую иудеи переживали со времен Кира Персидского, вызывала между другими народами то зависть и неприязнь, пользовавшиеся всякими случаями к проявлению, то — с другой стороны — безотчетно мистическую боязнь, как перед какой-то особой загадочно живучей силой, охраняемой еще другой высшей неодолимой силой (Божества).

Книга Есфирь. Глава 7

На втором пире царь снова обещает Есфири всё, чего она пожелает; Есфирь просит жизни себе и своему народу; Она открывает царю, что Аман – враг Иудеев; Царь находит Амана припавшим к ложу Есфири и велит повесить его.

Царь снова с Аманом приходит к Есфири.

Царица встречает великих гостей

чудесным виденьем в проёме дверей,

Служанки неслышно хлопочут о пире.

К серебряным ложам Амана с царём

Есфирь приглашает в чертоге своём.

Под дивные яства и тонкие вина

беседа течёт и легко, и невинно.

И царь ей сказал: «Что тревожит тебя?

Что хочешь, проси у царя для себя.

Всесильно на свете моё государство.

Дано тебе будет вплоть до полуцарства»!

И грустно Есфирь отвечала ему –

грозе всех царей и царю своему:

«О, если в очах твоих благоволенье

нашла я, мой царь, если любишь меня,

мне жизнь подари, чтоб ни ночи, ни дня

не ведала я рокового гоненья.

По просьбе моей пусть мой мирный народ

в твоём государстве спокойно живёт.

Но проданы мы – и народ, и царица.

Враги нашей кровью мечтают упиться!

Меня и народ мой дотла истребить.

И старых, и малых вконец погубить.

О, если бы проданы были мы ныне

в позорное рабство – в рабы и рабыни,

молчала бы я, никого не коря,

хоть враг не вернул бы ущерба царя». 1

Есфирь обличает Амана

И царь исподлобья взглянул на Амана.

И замерла речь у того на устах,

и сердце опутал предчувствия страх.

А царь на Есфирь посмотрел взглядом странным:

« Кто враг твой? – спросил он, нахмурясь, жену, –

кто хочет в крови утопить всю страну?

Есфирь отвечала: «Вот враг и губитель,

вот злобный Аман. Он кровавый грабитель»! 2

Аман задрожал. Не сказал ничего.

От страха трясло и ломало его.

И встал Артаксеркс. Не промолвил ни слова

и вышел разгневанный в сад он дворцовый.

Аман же остался царицу молить

сменить гнев на милость и жизнь сохранить.

И гнев остудив, вновь вернулся в дом пира

из сада дворцового царь, не спеша.

Раскаяньем поздним объята душа:

зачем он одобрил погром вместо мира?

И видит: у ложа Есфири Аман,

припал он к нему, то ли трезв, то ли пьян.

Он руки к ней тянет. Румянец на лицах…

«Да он изнасиловать хочет царицу! 3 –

сказал Артаксеркс, – среди белого дня

такое творит во дворце у меня»!

И сказано грозное царское слово.

Оно всех деяний закон и основа.

И вышел владыка опять на крыльцо.

И слуги Аману накрыли лицо. 4

А евнух Харбона, бывалый и мудрый,

царю в этот вечер о том рассказал,

что около дома Аман приказал

высокое дерево выстроить к утру.

Добыв разрешенье царя этим днём,

мечтал Мардохея повесить на нём,

того, что царя своевременным словом

избавил от гибельной муки суровой.

И в ярости царь отдал слугам приказ

на дереве этом повесить тотчас 5

Амана – врага и грозу Иудеев,

который повесить хотел Мардохея.

Исполнен приказ, и повешен Аман,

и ярость царя разошлась, как туман

Примечания:

1. Хоть враг не вернул бы ущерба царя — другая передача мысли подлинника: но наш враг не вознаградил ущерба царя, т. е. того ущерба, какой должен последовать от гибели столь многих подданных. И главное то, что не в рабство, а на полное уничтожение продан ее народ, — и заставляет Есфирь не «молчать», а говорить в защиту невинных, с которыми обречена на погибель и та самая, для удовлетворения просьбы которой царь только что обещал не пожалеть даже и полуцарства своего;

2. Резкое и смелое указание Есфири на Амана как будто вовсе не является для царя слишком неожиданным, поразительным для него открытием, и без труда производит желательный переворот в мнении и отношении его к недавнему любимцу. Это еще раз как будто подтверждает догадку, что разочарование в Амане началось у царя несколько раньше, подготовленное другими путями и облегчившее для Есфири столь щекотливое и рискованное дело;

3. «Да он изнасиловать хочет царицу! –

несомненная ироническая гипербола, внушавшаяся гневным настроением царя и, конечно, не имевшая точного соответствия действительности: ни Аман, ни Есфирь, ни все окружающее и происходившее нимало не были таковы, чтобы могло быть возможно что-либо подобное»

4. И слуги Аману накрыли лицо в знак того, что, впав в немилость, он не мог уже видеть более своими очами царя;

5. Быстрое решение участи Амана едва ли можно допустить и признать естественным, не предположив, как упомянуто выше, уже ранее начавшегося разочарования царя в Амане.

Книга Есфирь. Глава 8

Царь отдаёт дом Амана Есфири, которая назначила Мардохея смотрителем над ним; Есфирь умоляет царя вернуть письма Амана против Иудеев; Царь предлагает Мардохею написать всем Иудеям от имени царя; Всем Иудеям посланы письма о том, что царь позволяет им защищаться против врагов своих; Радость Мардохея и всех Иудеев.

В тот день Артаксеркс дом Амана царице

отдал во владенье, любимой своей.

В тот день был приближен к царю Мардохей.

В нём гордый владыка не мог усомниться:

Есфирь объяснила родство с ним своё,

царю рассказала, кто он для неё.

И перстень-печать отобрав у Амана,

отдал Артаксеркс Мардохею нежданно.

Теперь Мардохей не сидит у ворот.

К царю на приёмы он смело идёт.

Есфирь дом Амана ему поручила:

права и ключи Мардохею вручила.

И верой, и правдой враги сражены.

Угрозы Амана для них не страшны.

Но мучит тревога Есфирь с Мардохеем.

Разослан Аманом ужасный закон.

С печатью

Скачать:TXTPDF

Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать бесплатно, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать онлайн