о богатстве своём:
оно возрастает и ночью, и днём.
Сынов своих множеством хвастал безмерно,
себя величая мужчиной примерным.
Рассказывал длинно про главный успех –
теперь он царём вознесен выше всех.
Седые князья и придворные слуги
готовы всегда на любые услуги.
И даже к царице был именно он
с царём и на завтрашний пир приглашён.
«И только одно мне всю жизнь отравляет, –
сказал он друзьям и Зереши – жене, –
и нет ни покоя, ни отдыха мне,
и радость – не в радость, пока не узнаю,
что сгинул, ограблен, пропал Иудей,
сидящий у царских ворот Мардохей.
Терпеть мне и ждать столько дней невозможно,
пока мы в Адаре их всех уничтожим»!
Сказала Зерешь, и сказали друзья:
«Печаль, наш хозяин, напрасна твоя.
Ты слугам вели, чтоб труда не жалея,
к утру приготовили для Мардохея
высокое древо, локтей в пятьдесят.
Ты утром наденешь свой лучший наряд,
С утра ты предстанешь пред царские очи
и скажешь царю, чтоб на дереве том
велел Мардохея повесить за то,
что царский указ выполнять он не хочет.
А вечером, вместе с царём веселясь,
на пир отправляйся и празднуй там всласть».
Аману понравилось их предложенье.
Дан слугам приказ, а гостям – угощенье.
И гости пируют, работа кипит,
а к утру у дома Амана стоит
Огромное дерево, ждёт Мардохея
и сердце Амана величием греет.
А ненависть точит холодной змеёй
и кутает душу тоской ледяной.
Книга Есфирь. Глава 6
Царь находит, что ничего ещё не сделано человеку, спасшему его жизнь; он спрашивает Амана о подходящей для награде; Аман решил, что царь, конечно, имеет в виду его, и посоветовал исключительные почести; Царь повелел оказать эти почести Мардохею.
И ночью Господь сна лишил Артаксеркса. 1
И слугам своим не позволил он спать,
а памятных записей книгу читать.
Покоя не ведало царское сердце.
Ему прочитали, что чудом спасён
недавно от смерти мучительной он.
Донёс Мардохей на Гавафу и Фару –
двух евнухов царских – преступную пару.
Они замышляли царя отравить
и лютою смертью его погубить.
«Какая же почесть дана Мардохею? –
спросил государь. И от страха бледнея,
ответили слуги: «Пусть царь нас простит,
поступок его за делами забыт».
Разгневался царь, растревожился ночью:
«Негоже царю забывать верных слуг!
Негоже не помнить царю их заслуг»!
И почесть воздать Мардохею он хочет.
Закончилась ночь. И ни свет, ни заря,
Аман уж во внешнем дворе у царя.
И чёрное сердце полно предвкушенья
и радости подлой от близости мщенья.
А царь вопросил: «Кто стоит во дворе»?
Сказали: «Аман подошёл на заре».
И царь пригласил царедворца Амана.
Совет пожелал получить утром рано.
И задал вопрос, как верней поступать
с лицом, кому хочет он почесть воздать.
Подумал Аман: «Да кому же другому
царь почесть решил оказать в добрый час?
Ведь он обо мне и подумал сейчас!
И надо же ныне случиться такому»!
И начал Аман, лишь себя и любя,
Награду царя примерять на себя:
«Пускай человеку тому, дела прежде,
парадные царские вручат одежды.
Затем пусть коня приведут для него
из царских конюшен, красавца того,
который царя носит гордо и чинно
и радует статью и гривою длинной.
И пусть человеку тому, наконец,
на голову царский возложат венец.
Пусть царский наряд и коня вороного
тому отдадут из почтенных князей,
кто ближе к царю и верней, и знатней.
И пусть облечёт он, по царскому слову,
того человека в роскошный наряд,
что золотом светит и радует взгляд.
И пусть на коня его лично усадит
и стремя придержит, почтения ради.
Пусть в царском венце и на царском коне
он едет на площадь с царём наравне.
Вельможа коня под уздцы поведёт,
и громкое слово услышит народ:
«Так делает царь человеку такому,
которого почестью он отличил,
Почёт и признанье от царского дома»!
И царь согласился. Ликует Аман,
в душе от почёта грядущего пьян.
А царь говорит: «Ты возьми одеянье,
коня, как сказал, и моё приказанье
иди выполняй по задумке твоей:
у нас при воротах сидит Мардохей,
ему, что сказал, то и сделаешь срочно.
И выполни всё, как предложено, точно».
И взял одеянье Аман и коня,
облёк Иудея, судьбину кляня.
Торжество Мардохея
И вывел на площадь его городскую,
и громко, как велено, там возглашал
слова, что царю для себя подсказал,
в душе ненавидя, злобясь и тоскуя. 2
Но кончился праздник, и вновь Мардохей
сидит у ворот. Он на службе своей.
Аман же подался дорогой недальней
в свой дом оскорблённый, больной и печальный.
Он голову платом печали покрыл.
Душевные раны он гневом травил.
Зереши – жене рассказал, как всё было
как счастье мелькнуло и тут же уплыло.
Зерешь собрала мудрецов и друзей.
И поняли все – вознесён Мардохей.
И так поразмыслив, Аману сказали:
«когда ненавистный твой враг Мардохей
по роду и племени есть Иудей,
тогда ты его пересилишь едва ли.
Ему ты обязан паденьем своим.
Теперь ты наверно падёшь перед ним». 3
Они обо многом ещё говорили
и, с горя, немало и ели, и пили.
Вечерняя в небе зарделась заря.
Пришли за Аманом гонцы от царя
напомнить ему о сегодняшнем пире.
Ведь был приглашён он к царице Есфири.
И снова надеждою полнится мир.
К царице Аман поспешает на пир.
Примечания:
1. Более точный перевод (без упоминания имени Божия): «в ту ночь сон бежал от царя»…;
2. Едва ли можно придумать более жгучее уязвление гордости и самолюбия, какое представляло приказание царя Аману относительно Мардохея. Человек, которого сам царь вознес на такую высоту, что называл его «вторым» по себе, «отцом» и т. п. и отличил такими почестями, как поклонение ниц подданных перед ним, — должен был исполнить роль слуги в триумфе своего заклятого врага, которому он даже приготовил уже и виселицу. Помимо объяснения этой неожиданно-непостижимой подмены ролей устроением Промысла Божьего, каравшего здесь вышедшую из берегов гордость и самомнение Амана, мы можем допустить здесь и то предположение, что царский любимец уже начал сильно падать в глазах царя к этому времени;
3. Необычайная судьба, какую иудеи переживали со времен Кира Персидского, вызывала между другими народами то зависть и неприязнь, пользовавшиеся всякими случаями к проявлению, то — с другой стороны — безотчетно мистическую боязнь, как перед какой-то особой загадочно живучей силой, охраняемой еще другой высшей неодолимой силой (Божества).
Книга Есфирь. Глава 7
На втором пире царь снова обещает Есфири всё, чего она пожелает; Есфирь просит жизни себе и своему народу; Она открывает царю, что Аман – враг Иудеев; Царь находит Амана припавшим к ложу Есфири и велит повесить его.
Царь снова с Аманом приходит к Есфири.
Царица встречает великих гостей
чудесным виденьем в проёме дверей,
Служанки неслышно хлопочут о пире.
К серебряным ложам Амана с царём
Есфирь приглашает в чертоге своём.
Под дивные яства и тонкие вина
беседа течёт и легко, и невинно.
И царь ей сказал: «Что тревожит тебя?
Что хочешь, проси у царя для себя.
Всесильно на свете моё государство.
Дано тебе будет вплоть до полуцарства»!
И грустно Есфирь отвечала ему –
грозе всех царей и царю своему:
«О, если в очах твоих благоволенье
нашла я, мой царь, если любишь меня,
мне жизнь подари, чтоб ни ночи, ни дня
не ведала я рокового гоненья.
По просьбе моей пусть мой мирный народ
в твоём государстве спокойно живёт.
Но проданы мы – и народ, и царица.
Враги нашей кровью мечтают упиться!
Меня и народ мой дотла истребить.
И старых, и малых вконец погубить.
О, если бы проданы были мы ныне
в позорное рабство – в рабы и рабыни,
молчала бы я, никого не коря,
хоть враг не вернул бы ущерба царя». 1
Есфирь обличает Амана
И царь исподлобья взглянул на Амана.
И замерла речь у того на устах,
и сердце опутал предчувствия страх.
А царь на Есфирь посмотрел взглядом странным:
« Кто враг твой? – спросил он, нахмурясь, жену, –
кто хочет в крови утопить всю страну?
Есфирь отвечала: «Вот враг и губитель,
вот злобный Аман. Он кровавый грабитель»! 2
Аман задрожал. Не сказал ничего.
От страха трясло и ломало его.
И встал Артаксеркс. Не промолвил ни слова
и вышел разгневанный в сад он дворцовый.
Аман же остался царицу молить
сменить гнев на милость и жизнь сохранить.
И гнев остудив, вновь вернулся в дом пира
из сада дворцового царь, не спеша.
Раскаяньем поздним объята душа:
зачем он одобрил погром вместо мира?
И видит: у ложа Есфири Аман,
припал он к нему, то ли трезв, то ли пьян.
Он руки к ней тянет. Румянец на лицах…
«Да он изнасиловать хочет царицу! 3 –
сказал Артаксеркс, – среди белого дня
такое творит во дворце у меня»!
И сказано грозное царское слово.
Оно всех деяний закон и основа.
И вышел владыка опять на крыльцо.
И слуги Аману накрыли лицо. 4
А евнух Харбона, бывалый и мудрый,
царю в этот вечер о том рассказал,
что около дома Аман приказал
высокое дерево выстроить к утру.
Добыв разрешенье царя этим днём,
мечтал Мардохея повесить на нём,
того, что царя своевременным словом
избавил от гибельной муки суровой.
И в ярости царь отдал слугам приказ
на дереве этом повесить тотчас 5
Амана – врага и грозу Иудеев,
который повесить хотел Мардохея.
Исполнен приказ, и повешен Аман,
и ярость царя разошлась, как туман…
Примечания:
1. Хоть враг не вернул бы ущерба царя — другая передача мысли подлинника: но наш враг не вознаградил ущерба царя, т. е. того ущерба, какой должен последовать от гибели столь многих подданных. И главное то, что не в рабство, а на полное уничтожение продан ее народ, — и заставляет Есфирь не «молчать», а говорить в защиту невинных, с которыми обречена на погибель и та самая, для удовлетворения просьбы которой царь только что обещал не пожалеть даже и полуцарства своего;
2. Резкое и смелое указание Есфири на Амана как будто вовсе не является для царя слишком неожиданным, поразительным для него открытием, и без труда производит желательный переворот в мнении и отношении его к недавнему любимцу. Это еще раз как будто подтверждает догадку, что разочарование в Амане началось у царя несколько раньше, подготовленное другими путями и облегчившее для Есфири столь щекотливое и рискованное дело;
3. «Да он изнасиловать хочет царицу! –
несомненная ироническая гипербола, внушавшаяся гневным настроением царя и, конечно, не имевшая точного соответствия действительности: ни Аман, ни Есфирь, ни все окружающее и происходившее нимало не были таковы, чтобы могло быть возможно что-либо подобное»
4. И слуги Аману накрыли лицо в знак того, что, впав в немилость, он не мог уже видеть более своими очами царя;
5. Быстрое решение участи Амана едва ли можно допустить и признать естественным, не предположив, как упомянуто выше, уже ранее начавшегося разочарования царя в Амане.
Книга Есфирь. Глава 8
Царь отдаёт дом Амана Есфири, которая назначила Мардохея смотрителем над ним; Есфирь умоляет царя вернуть письма Амана против Иудеев; Царь предлагает Мардохею написать всем Иудеям от имени царя; Всем Иудеям посланы письма о том, что царь позволяет им защищаться против врагов своих; Радость Мардохея и всех Иудеев.
В тот день Артаксеркс дом Амана царице
отдал во владенье, любимой своей.
В тот день был приближен к царю Мардохей.
В нём гордый владыка не мог усомниться:
Есфирь объяснила родство с ним своё,
царю рассказала, кто он для неё.
И перстень-печать отобрав у Амана,
отдал Артаксеркс Мардохею нежданно.
Теперь Мардохей не сидит у ворот.
К царю на приёмы он смело идёт.
Есфирь дом Амана ему поручила:
права и ключи Мардохею вручила.
И верой, и правдой враги сражены.
Угрозы Амана для них не страшны.
Но мучит тревога Есфирь с Мардохеем.
Разослан Аманом ужасный закон.
С печатью