таком приблизительно расстоянии, именно в 45 минутах пути от Рихи, находится холм, который покрыт большими камнями и носит у местных жителей название Телль-Джельджуль. Около холма находятся следы бывшей стены из необработанных камней, а шагах в 80 от него находится другой холм, также с остатками стены и обломками мозаики. Исследовавший это место немецкий ученый (Чшокке) признал его за Галгал Иисуса Навина, и это мнение принимается некоторыми из западных библеистов (Riehm. Handworterbuch. С. 518). По свидетельству путешественников VI-VII в., на месте этого Галгала в их время существовал храм, в алтаре которого были расставлены Иорданские камни (Проф. А. А. Олесницкий. Мегалитические памятники Святой земли. 1895, с. 88).
4. Равнины Иерихонские. Так названа окружающая древний Иерихон обширная плодородная равнина, в древнее время покрытая пальмами, от которых город носил еще название «города Пальм» (Втор 34:3);
5. Объяснение значения воздвигнутого памятника, служащее вместе с тем объяснением главной цели, с какой Господь проявил Свое всемогущество над водами Иордана. Цель состоит в том, чтобы все народы познали всемогущество Господа и израильский народ навсегда проникся благоговением к нему (??????? — да чтите Господа Бога вашего, по греко-славянскому переводу).
Книга Иисуса Навина. Глава 5
Ханаанские цари испугались Израиля; Обрезание в Галгале; Первая Пасха, манна перестала падать; Явление Иисусу Навину мужа с мечом.
Встревожились владыки Ханаана
в приморских городах.
Рассказ о том, как шли Израильтяне,
посеял в их сердцах великий страх.
Услышали в горах и Аморреи,
как Бог сынам Израиля помог –
дно Иордана лучшей из дорог
Он сделал. И по дну прошли Евреи.
От страха и тревог
сердца царей ослабли, и не стало
в них духа для борьбы.
И поняли, что сил их слишком мало –
и не уйти от гибельной судьбы.
А слух о том, как Иордана воды
Господь для перехода иссушил,
и ток реки могучей прекратил,
великий страх посеял у народов
и мужества лишил.
А Иисусу Бог сказал в тот вечер:
«Народу послужи,
и сделай к утру, лишь погаснут свечи,
ты каменные острые ножи. 1
Сынов Израилевых, тех, кто молод,
обрежь ножом, как требует закон.
Завет Мой был навеки заключён:
со Мной вам не страшны ни жар, ни холод,
народ мой защищён»! 2
И сделал Иисус ножи из камня,
обрезал всех мужчин
на месте, названном в преданье давнем
«Холм обрезания». Он здесь один.
Причина, по которой обрезанье
велел немедля учинить Господь,
в том заключалась, что обрезать плоть
младенцам, в избежание страданья,
в пути не довелось.
А вышедший народ был весь обрезан.
Решившись на исход,
весь пол мужской пред Господом был честен.
Он чтил закон, отправившись в поход.
Но сорок лет, проведенных в пустыне,
Оставили в народе Божьем след:
кто из Египта вышел, многих нет
среди мужей, в Галгал пришедших ныне.
В песках исчез и след.
Не слушали они Господня гласа.
И дождались конца.
Господь сказал: не увидать их глазу
земли обетованной их отцам.
А вместо них, Господь воздвигнул строгий
сынов сих, заменивших их отцов,
не ведавших египетских оков.
И Иисус, во всём покорный Богу,
обрезать их готов. 3
А утром тем, кто из Египта выйдя
был юн и не грешил,
и был обрезан, и Галгал увидел,
сам Иисус вручил свои ножи.
Они и совершили обрезанье.
Когда же был обрезан весь народ,
он в стане жил у Иорданских вод,
спокойно занимался врачеваньем
и вспоминал Исход.
Тогда сказал Господь вождю народа:
«Пусть радуется стан:
как камень, что с горы скатился в воду,
скатились с вас насмешки Египтян.
Они вас поносили и срамили,
что Бог не дал обещанной земли,
что с Ним в пустыне гибель вы нашли
и стали там несчастнее, чем были,
подняться не смогли.
Теперь вы снова Мой народ Завета.
Я посрамленье снял». 4
А место, где произошло всё это,
доныне называется Галгал.
В четырнадцатый день свершили Пасху
Израилевы верные сыны.
Молились, Бога славили они
в полях Иерихонских без опаски
в пасхальные те дни.
А после Пасхи стали есть земное –
плоды земли и вод.
И манна утром травы им не кроет.
Господь им манны больше не даёт.
Но всё, что есть в земле обетованной,
где молоко течет и сладок мёд,
от Пасхи той Израилев народ
с обетом древним, патриархам данным,
отныне обретёт.
Под вечер Иисус ушёл из стана.
Вблизи Иерихон.
И думая о битве неустанно,
приблизился к скалистой круче он.
И видит: человек стоит высокий.
От Иисуса он невдалеке.
Сияет грозный меч в его руке.
«О, кто и чей ты, воин одинокий,
ты встречи ожидаешь сокровенной?
Откройся мне тотчас, –
промолвил Иисус. Ответ мгновенный
его и возвеличил, и потряс:
«Не человек, но воинства Господня.
я вождь. И в этот день пришёл сюда».
И поклонился Иисус тогда,
и понял то, что встретил он сегодня
«Но что мой господин рабу прикажет? –
его он вопросил, –
свершу я всё, что мне Господь укажет
ценою жизни, не жалея сил».
Господень Ангел тихо улыбнулся:
«Сними твою ты обувь с ног твоих.
Ведь свято место, где сейчас стоишь».
И Иисус тотчас пред ним разулся,
почтительно притих.
Иисус Навин и воин Господень
А голову подняв, увидел небо,
вдали Иерихон.
Воитель грозный словно бы и не был,
Но понял Иисус – то был не сон.
То сам Господь прислал ему надежду,
поддержку для ума и для души,
тревоги и сомненья разрешил.
Господь с Его народом, как и прежде,
Нет в мире высших сил.
А на равнине словно затаился
во мгле Иерихон.
Сынов Израилевых он боится.
Стеной могучей в раму заключён
бессонный город мечется в тревоге.
Никто не знает ужаса его –
не входит, не выходит из него.
Пустынно у ворот и на дороге
не видно никого.
************************************
Прирмечания:
1. Употребление каменных ножей при обрезании было древним обычаем (Исх 4:25), сохранявшим свою силу и в то время, когда в обыденной жизни начало употребляться железо;
2. Всесильная помощь Божия была обещана при исполнении Его воли, выраженной в законе. Одной из важнейших заповедей закона была заповедь об обрезании всего мужеского пола. Исполнение последней требовалось, в частности, для всякого израильтянина и пришельца, желавшего участвовать в совершении Пасхи, время которой приближалось;
3. Число необрезанных, имевших возраст от одной недели (Быт 17:27) до 38 лет, было значительно больше числа имевших обрезание; не без основания оно определяется от 600 до 700 тысяч (Keil. Iosua. 40). Совершение священного обряда над таким большим числом лиц могло быть при всем том совершено быстро, в течение одного дня, т. е. 11 числа первого месяца благодаря большому числу его совершителей, которыми могли быть все обрезанные, составлявшие около 300 тысяч. То, что народ беспрепятственно согласился на совершение обрезания над большей частью своего мужского состава в незавоеванной стране, свидетельствует об ином его настроении, чем 38 лет назад — о его вере в Бога, которая и делала его достойным носить на своем теле знамение Завета;
4. Когда, под всесильным покровом Господа, народ вступил в Ханаанскую землю и в совершении обрезания получил залог общения с Ним и Его благоволения, поношение со стороны египтян перестало тяготеть над ним; оно «свалилось с него», как сваливается камень с горы. От этого «сваливания» или «снятия» поношения с израильтян самое место, где это произошло, получило название «Галгал», что значит «скатывание, сваливание»;
Книга Иисуса Навина. Глава 6
Шесть дней воины с ковчегом и трубами обходили Иерихон; На седьмой день, при громком восклицании, стены обрушились, жители города истреблены кроме Раав с семейством; Иисус Навин изрекает проклятие на того, кто восставит Иерихон.
И так сказал Господь вождю народа,
когда разулся он:
«Тебе даётся полная свобода,
в твоих руках теперь Иерихон.
И город, и царя его, и сильных
его людей, что город стерегут,
тебе Я предаю. И вскоре тут
они, на этих землях изобильных,
погибель обретут.
Всех, кто к войне способен, утром ранним
поднимешь ты в поход.
Раз в день, шесть дней подряд, колонной встаньте,
и пусть колонна город обойдёт.
Семь юбилейных труб перед ковчегом
пусть семь священников несут, трубя.
А перед ними, Господа любя,
пойдут вооружённые в доспехах
и слушают тебя.
И за ковчегом пусть сыны народа
несметной чередой
у стен Иерихонских, врат и сводов
идут, трубя, ведомые тобой.
В походе том пусть не промолвят слова.
Лишь топот ног и звонкий трубный глас.
Никто да не нарушит сей приказ.
Вершить обход в молчании суровом –
На день седьмой поднимитесь до света
и двинетесь в поход,
чтоб первый луч субботнего рассвета
у стен Иерихона ждал народ.
И в этот день семь раз вы грешный город,
трубя, с ковчегом обойти должны.
Поход закончив, у его стены
народу в этот час велишь ты гордо:
«Воскликните, сыны»!
И юбилейный рог свой голос чистый
направит к небесам.
И весь народ, в мечте своей неистов,
воскликнет громко. И увидишь сам,
как рухнут стены вплоть до основанья.
И город сей издаст предсмертный стон:
ведь перед вами беззащитен он.
В домах его лишь вопли да стенанья.
Падёт Иерихон». 1
Вот Иисус, сын Навин в тот же вечер
священников призвал.
Об откровении Господнем в этой встрече
левитам рассказал и приказал
и трубами трубя идти пред ним.
Вооружённым воинам своим
велел он стать, решеньем Божьим мудрым,
защитой крепкой им.
И вскоре весь народ к Иерихону
отправиться спешит.
И город он колонна за колонной
шесть дней обходит, трубами трубит.
И впереди идёт ковчег завета.
И весь порядок, как Господь велел.
Никто промолвить слова не посмел.
Лишь трубы рёвом рвут безмолвье это –
преддверье дивных дел.
На день седьмой весь стан поднялся рано.
И бледная луна
сквозь дымку предрассветного тумана
видала, как восставшие от сна
сыны Израиля вслед за ковчегом
из стана выходили на простор.
Вот свет зари пролился из-за гор,
разлил по небу розовую негу
и вспыхнул, как костёр.
И солнце осветило вереницу
идущих вдоль стены.
Плывет ковчег, трубят рога, а лица
предчувствия чудесного полны.
Последний день. Он длится бесконечно.
Вновь вечер, и закончен круг седьмой.
Давно уж солнца нет над головой.
Всё, что Господь велел – всё безупречно
исполнено с лихвой.
По слову Иисуса затрубили
семь юбилейных труб.
И весь народ, все, кто у стен ходили,
воскликнули. Тот клич, сорвавшись с губ,
смешался с мощным звуком труб священных,
на Ханаанский край пошёл войной,
ударил сокрушительной волной,
и рухнули Иерихона стены –
во прахе до одной.
Падение Иерихона
Но невредим один лишь дом пристенный –
Раави старый дом.
Дрожа от страха в это злое время,
сама Раавь с родными в доме том.
А Иисус сказал тогда народу:
«Господь, ваш Бог, сей город вам отдал,
но всё, что в нём заклятию предал. 2
И лишь Раавь пусть обретёт свободу,
переживёт развал.
Она укрыла посланных, которых
послали в город мы.
И ей они клялись вернутся вскоре,
спасти её от гибели и тьмы.
К заклятому добру не прикасайтесь,
чтоб под заклятье не попасть самим.
Мы Господу богатства посвятим.
А искушений избегать старайтесь.
Наш дух несокрушим.
Всё серебро и золото, сосуды,
святынею Господнею пребудут.
В сокровищницу Господа 3 пойдут.
Но кто нарушит Господа заклятье,
и что-то из заклятого возьмёт,
тот на сынов заклятье наведёт.
Опасности Господнего проклятья
подвергнет целый род».
То не с небес сошли на город тучи,
закрывши небосклон –
сыны Израиля волной могучей
вошли со всех сторон в Иерихон.
И взяли город, предали заклятью
в нём всё живое, всё, что было в нём.
И скот, и люди пали под мечом.
Поражены дома рабов и знати
губительным огнём.
А двух мужей, что посещали город,
Иисус послал к Раавь:
«Вы ей клялись за ней вернуться вскоре,
Так поспешите в дом её пристенный
и выведите с нею всех, кто с ней –
сестрою верной, дочерью своей,
вне стана поселите. Непременно
добро оставьте ей».
И вывели ту женщину с родными
и близкими её.
Вдали Иерихон в огне и дыме,
а у Раави новое жильё.
И, говорят, живёт она доныне,
грехи