отринув, Господа приняв
и правду Моисееву признав.
От Иисуса все права даны ей,
признанье и устав. 4
В то время Иисус сказал: « Пред Богом:
навеки проклят тот,
кто восстановит город сей убогий
и стены городские возведёт.
На первенце положит основанье,
на младшем установит он врата». 5
Господь был с Иисусом. Не проста
была его дорога, но признанье
**************************************
Примечания:
1. Самое главное в этом способе, как он только в главных чертах изложен писателем книги, состоит в том, что вокруг Иерихона обносится ковчег или обходит ковчег Господень, который, как служащий престолом Господа, знаменует непосредственное Его присутствие среди Его народа.
На присутствие Господа среди израильского войска указывал еще трубный звук, служивший одним из знамений сошествия Господа на Синай (Исх 19:16), а в обрядовых установлениях служивший напоминанием Господу о Его народе (Чис 10:9). То, что лица (7 священников), предметы (7 юбилейных труб или рогов) и действия (7 дней обхождения вокруг Иерихона, 7 обхождений в 7-й день) определяются священным числом: 7, числом дел Божиих при творении мира, показывает, что эти лица, предметы и действия имеют характер не военный, а священный, проникнутый мыслью о Боге, как единственном виновнике того, что имеет совершиться. Как ничтожно было участие народа во взятии Иерихона, выражением этого служит то, что ему предоставлено было, кроме хождения, одно действие — громкое восклицание при обхождении города в 7-й раз 7-го дня;
2. Заклятие — по-еврейски херем, что значит «отделение», «совершенное посвящение», по греческому переводу ????????, что имеет то же значение. По законам о заклятии (Лев 27:28-33; Втор 13:15; 20:17-18 и др. места) все живое от человека до скота предаваемо было смерти, а все прочее истребляемо или передаваемо в святилище. Заклятие было самым высшим в ветхозаветное время обетом, которым выражали полную, самоотверженную преданность Богу и благодарность (Чис 21:2);
3. Сокровищница Господня, в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие драгоценные предметы, находилась при Скинии Собрания (Чис 31:54).
4. И она живет среди Израиля до сего дня — показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По «Иудейским древностям» Иосифа Флавия (V, 1, §7) Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена (Руфь 4:20) и матерью Вооза (Мф 1:5), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раавь к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою (Евр 11:31) и соединенными с нею делами получили оправдание (Иак 2:25), а отцы и учители церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (Творения блаж. Феодорита, епископа Кирского. Т. 1, с. 272);
5. Для того, чтобы разрушенные Богом иерихонские стены остались вековечным памятником совершившегося необычайного события, Иисус Навин наложил проклятие на того, кто их захотел бы восстановить. Слова восставит и построит город сей Иерихон указывают на построение не домов, а именно городских стен, делающих населенное место огражденным местом или городом.
Книга Иисуса Навина. Глава 7
Непослушание Ахана задержало поражение Гая; Ахан указан, его признание и смерть.
Народ Израилев унизила измена –
нарушен был завет.
Ахан, сын Хармия Иудина колена,
стяжал добро и стал причиной бед.
Он из заклятого присвоил вещи
Никто не мог такого и посметь –
себе взять то, что под заклятьем вещим,
но не должно сгореть.
И на сынов Израиля могучий
На весь народ за этот скорбный случай
разгневан Он, любовь Свою презрев…
А в это время из Иерихона
направил Иисус на Гай 1 людей,
чтоб землю осмотрели поскорей,
разведали заставы, оборону,
настрой последних дней.
Мужи пошли и рассказали вскоре:
«Тот город невелик.
Царят в нём страх, разброд, тоска и горе –
ведь слух о чуде города достиг.
Трёх тысяч человек с лихвою хватит –
Гай поразят, людей немного там,
и весь народ в бою не нужен нам.
И тысяча успешно с ними сладит
и приберёт к рукам».
И вот в поход на Гай пошло народа
три тысячи всего.
К полудню под лазурным небосводом
за день пути добрались до него.
Но что случилось с жителями Гая?
Где горе, страх, унынье и тоска?
Они, как полноводная река,
ни робости, ни жалости не зная,
поднялись на врага.
И дрогнули под силой Аморрейской
Израиля сыны.
Затем стал отступать отряд Еврейский
и побежал, спасаясь от войны.
От городских ворот до Севарима 2
их гнали Гайцы по крутым горам.
И тридцать шесть лежать остались там,
и не придут к шатрам своим родимым,
к любимым и друзьям.
Как только стан узнал об этом деле,
все поняли – беда!
И сердце у народа ослабело,
растаяло и стало, как вода. 3
«Господь оставил нас и пред судьбою
теперь мы беззащитны и слабы,
слепого случая мы жалкие рабы.
Без Господа народ теперь не воин –
не вынесет борьбы».
И вождь народа разодрал одежды,
лицом на землю пал
и до звезды вечерней без надежды
перед ковчегом Господа лежал.
Старейшины народа с ним страдали:
одежды в клочья, в пепле голова.
И Иисуса горькие слова
из Скинии до Бога долетали:
«Душа едва жива.
О, Господи, Владыка! Для чего же
в пучине вод
Ты перевёл нас? Чтобы уничтожить
О, если б мы остались в Галааде!
Мы жили бы, не ведая потерь,
Для нас надежда не закрыла б дверь…
О, Господи! Позор наш не изгладить.
Что мне сказать теперь,
после того, как обратил Израиль
свой тыл врагам своим?
На нас теперь язычники направят
свой гнев, и перед ним не устоим.
С оружьем Хананеи, Амарреи
настигнут нас от Господа вдали
и имя наше истребят с земли.
Как будто нет и не было Евреев –
Развеялись в пыли!
Но как тогда в языческом растленье
великое Твоё
Ты имя сохранишь от поношенья,
когда народ уйдёт в небытиё?
Веками свой народ Ты вёл к победам.
И с ним Твоё ты имя показал
и перед человечеством предстал.
С Твоим народом от отцов и дедов
весь мир Тебя узнал».
Господь сказал: «Зачем лицом на землю
ты предо Мною пал?
Твоей вины не вижу, не приемлю,
ведь ты завет святой не преступал.
Израиль согрешил – завет нарушил –
заклятое присвоили себе
пятном бесчестья на своей судьбе.
И этот грех не на одном лишь муже.
Открою Я тебе:
сыны Израилевы пред врагами
бежали от того,
что под заклятие подпали сами,
нарушив суть завета Моего.
И Я до той поры не буду с вами,
пока не образумится народ –
заклятое покуда не вернёт.
Заклятие изжить должны вы сами.
Оно вам души жжёт.
Встань, освяти народ и утром ранним
Израилю скажи:
Заклятое в шатрах у нас. Восстанем
и снимем этот тяжкий грех с души!
До той поры мы устоять не можем
перед врагом и от него бежим,
пока мы от себя не отдалим
заклятого, что гнёт нас и тревожит,
когда мы рядом с ним.
И к скинии пусть по коленам вашим
Когда колено жребий нам укажет,
тогда оно по племенам пройдёт.
А племя, что Господь при том отметит,
по семьям пусть проходит перед Ним –
судьёю и свидетелем своим.
Семья, в которой вора жребий встретит,
один пусть за другим
двор скинии по жребию проходят.
Так будет обличён
нарушивший заклятие в народе.
И обличённый должен быть сожжён.
Пускай его сожгут огнём великим
со всем, что он имеет на земле
за то, что преступил в греховной мгле
завет Господень, в беззаконье диком –
заклятым овладел».
И вот пошли колено за коленом
Израиля сыны.
У скинии пред Богом неизменно
узнать свой жребий все они должны.
бесстрастно и бесспорно указал.
И племя Зары в нём потом узнал.
За часом час летели, как мгновенья,
и страшный миг настал!
В семействе Завдия Ахан указан,
сын Хармия седой.
И Иисус сказал: «Признайся сразу,
сын мой, всё расскажи и всё открой».
Ахан тогда ответил Иисусу:
«Пред Господом я точно согрешил –
я злое преступленье совершил,
поддавшись мимолётному искусу,
добычу утаил.
Прекрасную одежду Сеннаара 5
и много серебра,
и золота нашёл я в доме старом.
Полно там было разного добра.
В шатре своём зарыл я в землю это.
Всё спрятал, утаивши от людей
в корысти необузданной моей.
Мечтал о том, что не увидит света
мой клад до лучших дней».
Добро Ахана тут же откопали,
и тайны больше нет.
Заклятое, что спрятал он, достали
В сокровищницу всё снесли Господню.
Ахана же, детей, жену его,
шатёр и скот, что было у него,
в долине Ахор дикой и бесплодной
Там Иисус сказал ему: Сегодня
за то, что ты беду
на нас навёл, ты силою Господней
наказан будешь и погибнешь тут»!
И был тогда Ахан побит камнями.
А их тела и всё сожгли огнём. 6
И не осталось памяти о нём.
Лишь холм камней – свидетель этой драме
в молчании своём…
И вот прошла Господня гнева ярость,
А место, где случилось всё, осталось,
и ныне называется Ахор… 7
***************************
Примечания:
1.Что после взятия Иерихона Иисус Навин направил свое оружие на ту часть Ханаанской земли, в
которой находился Гай и которая составляет срединную ее полосу, в этом справедливо усматривается
замечательный стратегический план, состоявший в том, чтобы, овладев этой полосой, разъединить
южную и северную части страны и затем действовать против каждой из них отдельно. Известное
положение Вефиля на месте нынешнего Бейтина, к северу от Иерусалима, делает известным и общее
положение Гая. Исследователями библейской географии место этого города указывается к востоку от
Бейтина, на холме около деревни Дейр Дюван, носящем в настоящее время название Телль
(«груда камней»);
2.Израильский отряд был отражен с потерей 36 человек и преследуем до Севарима, как назывались,
вероятно, каменоломни на спуске с горы;
3.Сердце народа растаяло и стало, как вода — образное выражение, указывающее на совершенный
упадок духа, уподобляемый пролитой воде: как последняя пропадает, так и мужество исчезло из
сердца народа;
4.Где именно и как производилось расследование виновного в преступлении, в повествовании особо
не указано. Но так как повелено было народу освятиться, а явление народа на место расследования выражено глаголом «приближаться» (по еврейскому тексту вместо подходите), употреблявшимся, хотя и не исключительно, о явлении пред Господом (Лев 16:1), так как указание виновного принадлежало Самому Богу (укажет Господь), то на основании этого можно думать, что местом этого народного собрания служил двор Скинии. Соответствующий слову укажет еврейский глагол (лакад) способствует определению и самого способа, посредством которого найден виновный. Дело здесь в том, что этот глагол в других местах ветхозаветных книг употребляется для обозначения указания, получаемого посредством жребия;
5.Прекрасную Сеннаарскую одежду, т. е. сделанную в Сеннааре (Быт 10:10), частнее — в Вавилонии (
11:2,9), которая славилась искусством приготовлять разноцветные одежды;
6.Что вместе с Аханом были побиты камнями его сыновья и дочери, особо не сказано в библейском
тексте; но это справедливо выводится из того, что они приведены были на место казни со всем
имуществом отца и из того, что после слов побили его, т. е. Ахана, камнями непосредственно следует:
и сожгли их огнем и наметали на них камни; здесь местоимение их вместо его в предшествующих им
словах относится, очевидно, к названным прежде сыновьям и дочерям Ахана, которые, следовательно,
также побиты были камнями и затем преданы сожжению. А основанием для наказания детей вместе с
отцом, который, собственно, совершил преступление, при существовании закона о наказании только
за свое