преступление (Втор 24:16), служит то, что сыновья и дочери Ахана знали об этих похищенных
из заклятого вещах, хранившихся в шатре, видели, когда отец зарывал их в землю;
7.Ахор, что значит «горе, беда». У пророков (Ос 2:15; Ис 65:10), в их предсказаниях о будущем
спасении, эта долина горя преобразуется в место радости и изображается как место надежды и отдыха.
Книга Иисуса Навина. Глава 8
Гай взят удачным подходом и совершенно уничтожен; Благословение и проклятие на горе Гевал; Закон написан на камнях.
Итак, Господь сказал вождю народа:
«Не бойся, не страшись.
В поход на Гай дорогою свободной
назавтра с новой силой поднимись.
К войне способных всех возьми с собою. 1
Тебе царя и город предаю,
народ его и землю отдаю.
Разрушьте этот город после боя,
добычу взяв свою.
И как ты поступил с Иерихоном,
так с Гаем поступи.
Но на добро и скот здесь нет препона –
берите, меж собою поделив.
За городом ты сделаешь засаду.
Защитников из Гая отвлеки.
У них потери будут велики,
а город станет вам в бою наградой –
дела твоей руки». 2
Окинул Иисус орлиным взглядом
ряды своих бойцов
и тридцать тысяч для ночной засады
послал за Гай отборных удальцов.
И приказал за городом в засаде
таиться в нерушимой тишине,
в любой момент, готовыми вполне,
во время битвы оказаться рядом
в губительной войне.
В засаде между Вефилем и Гаем
засел его отряд.
А Иисус, победу предвкушая,
готовился к войне на новый лад.
Он утром осмотрел народ и вскоре
повёл его решительно на Гай.
И тысячи людей пришли в тот край,
И стан разлился, как людское море.
А за долиной Гай.
И Гайский царь увидел войско утром
с восточной стороны.
И выступил вперёд, назначив мудро
долину для решительной войны.
Его народ и воины Вефиля 3
объединившись, двинулись вперёд.
Уверен каждый: враг тут кровь прольёт,
смешав её в бою с песком и пылью,
и смерть свою найдёт.
Не ведал царь, что мощная засада
за городом лишь ждёт,
когда вооружённая армада
оставив город, выйдет из ворот.
Увидев войско, все Израильтяне,
как будто были им потрясены
и дрогнули, спасаясь от войны.
И побежали прочь по верным планам,
что были им даны.
Тут Аморреи ринулись в погоню.
И все до одного
надеялись, что месть врага догонит.
А в Гае не осталось никого.
Распахнут, беззащитен древний город.
Защитники в пустыне далеко.
И в город им вернуться нелегко.
А Иисус стоит на скалах гордо,
под солнцем высоко
и слышит голос Господа могучий:
«Простри своё копьё
на грешный Гай и вскоре в чёрной туче
И поднял Иисус копьё. Нацелил
на Гай его стальное остриё.
Тотчас, оставив бдение своё,
сидевшие в засаде полетели
на Гайское жильё.
Покинули засаду и мгновенно
в пустынный Гай вошли.
И город запылал, крошились стены,
и чёрный дым шёл в небо от земли.
И оглянувшись, воины из Гая
что поднялся над городом родным.
А тут, звеня мечами и пугая,
вдруг повернулись к ним
бежавшие от них Израильтяне.
И стало ясно им:
что этот бой для них последним станет –
От города с оружием своим
к ним в тыл стремились бывшие в засаде.
И замерли проклятья на устах,
когда на них и спереди, и сзади
с оружием в руках
набросились, круша и поражая,
Израиля сыны.
Кругом враги, и некуда бежать им
В кровавой бойне силы не равны.
С копьём своим, руки не опуская,
следил за битвой Иисус с холма.
Он Божьей волей, силою ума
победный бой закончил перед Гаем.
А в городе дома
ещё горят, и смрадным дымом тянет,
и нет в живых мужей.
Всех в поле истребив, Израильтяне
вернулись в город силою своей.
И поразили всех ещё живущих.
Кололи и рубили их сплеча.
Двенадцать тысяч пало от меча
мужей и жён и нищих, и имущих.
Заклятия печать
легла на город страшной, чёрной тенью.
И вот он опустел.
Сыны Израиля добычу делят
по слову Господа, как он велел.
А Гайского царя поймали в поле.
Он был повешен до ночной поры,
затем был снят и у ворот зарыт,
и грудой камней, собранных на воле,
Взятие города Гая
А Иисус заветы Моисея
припомнил в эти дни.
В душе его, Господней силой рея,
на дело звали, в жизнь рвались они.
И вскоре до Сихема всё пространство
захвачено рукой Израильтян.
Под властью их весь средний Ханаан.
У гор Салимских в праздничном убранстве
Что заповедал Моисей, раб Божий
Израиля сынам,
то выполнил тогда же непреложно
сын Навин Иисус, придя к горам.
Он жертвенник в те дни поставил Богу
из цельных камней на горе Гевал.
Каменотёс те камни не тесал.
Железо к ним не ведало дороги,
как Моисей сказал.
И Господу большое всесожженье
они там принесли.
И жертвы мира, во благодаренье
за милость дарования земли,
за то, что Он назвал своим народом
Израильский, Им избранный народ,
за то, что лучезарный небосвод
всем дарит свет в любое время года,
И список с Моисеева закона
на той горе Гевал, 4
на вековых камнях Гевальских склонов
сам Иисус пред всеми написал.
И весь Израиль: воины и судьи,
старейшины и женщины его,
пришельцы, дети, все до одного,
кто есть в народе. Все, кто был и будет –
живая плоть его
сошлись тут по завету Моисея,
как Бог ему велел.
И вот ковчег завета, души грея,
стоит меж гор, дорогу одолев,
из скинии священниками вынут.
К горе Гевал одна лишь часть идёт,
у Гаризим другая половина
благословенья ждёт.
И все слова закона перед ними
им Иисус прочёл:
благословения слова святые,
слова проклятий полностью привёл.
Всё то, что Иисусу заповедал,
его благословляя, Моисей,
дословно людям в ревности своей
народный вождь торжественно поведал
в тиши минувших дней.
****
Примечания:
1. Хотя количество выступившего войска не указано, но во всяком случае, оно должно быть очень значительно. Если из 21/2 восточно-иорданских колен выбрано было около 40 тысяч войска, т. е. около 15 тысяч от колена, то от 12 колен израильских должно было выступить около 180 тысяч. Причина назначения такого большого количества войска против незначительного города 12 тыс. жителей могла заключаться и в понесенном прежде поражении, ослабившем мужество израильтян, и в том вообще, что взятие даже небольшого города для них, как выросших в пустыне, представляло большие трудности;
2. Так как взятие города Гая предоставлено было самим израильтянам, без особенной сверхъестественной помощи, то они могли и должны были употребить для этого наиболее целесообразные способы. А так как они не были знакомы с последними, то Господь и указывает на один из них, состоявший в устройстве засады;
3. Воины Вефиля, находившегося недалеко от Гая, были, очевидно, приглашены царем последнего на помощь ввиду ожидавшегося нового нападения израильтян;
4. Сооружение жертвенника Господу Богу Израилеву на горе Гевал и принесение на нем всесожжения и жертв мира в присутствии всего народа (ст. 35) служили торжественным всенародным выражением преданности Господу, избравшему израильский народ своим народом, за дарованные великие милости. Жертвенник сооружен был согласно с книгой закона (Исх 20:25) и заповедью Моисея (Втор 27:5-7). Начертание закона Моисеева на камнях служило обнародованием его как закона израильской земли.
Книга Иисуса Навина. Глава 9
Евеи из Гаваона обманули Иисуса Навина, который вступил с ними в союз мира; Отныне они будут «рубить дрова и черпать воду».
И все цари в горах за Иорданом,
в приморских городах
узнали, что несут Израильтяне,
Хеттеи, Аморреи, Хананеи
Евеи и другие племена,
которых позабыты имена,
решили вместе сокрушить Евреев.
Объявлена всеобщая война.
Но жители в гористом Гаваоне
не стали ждать беды.
и в ближнем Гае, и в Иерихоне
лазутчики их видели следы
тех мест, что раньше были городами,
а ныне стали грудами камней,
в которых лишь пустынный суховей
гуляет, как свидетель жуткой драмы,
в бездушности своей.
Они схитрили. Подавив тревоги
и приняв жалкий вид,
надев рваньё, отправились в дорогу,
в Галгал, где стан Израильский стоит.
Их хлеб сухой, в заплатах обувь, стары
заплечные их мехи от вина.
Как будто в путь без отдыха и сна
они пошли, спасаясь от пожаров,
что принесла война.
Они пришли в Галгал к Израильтянам
и рассказали им,
что много дней в походе неустанно
из дальних городов стремились к ним.
Но Иисус вдруг усомнился в этом:
«Быть может, вы живёте тут, близ нас,
куда Израиль смотрит в этот раз»?
Евеи не замедлили с ответом:
«О нет! Мы просим вас,
чтобы союз вы заключили с нами!
Ведь мы издалека,
расставшись со своими городами,
пошли в Галгал, спасаясь от врага.
Рабы твои к тебе из дальней дали
пришли во имя Бога твоего.
О славе и деяниях Его
мы от людей по всей земле слыхали.
Нет в мире ничего,
что неподвластно Господу Евреев:
Египет укротил,
а двух царей великих Аморрейских
Он стёр с земли и царства сокрушил. 1
И нам тогда старейшины сказали:
«Вам в жизни остаётся лишь одно:
возьмите на дорогу хлеб, вино,
в Галгал идите в грусти и печали.
Так Богом решено.
И скажите, придя, Израильтянам,
что вы для них рабы,
что просите союза в страхе крайнем,
склоняясь под ударами судьбы.
Вот хлеб, скажите, был тогда он тёплым,
когда мы вышли из своих домов
навстречу к вам, спасаясь от врагов.
За долгий путь он стал сухим и цвёлым.
Смотрите – он таков.
И мехи для вина поизносились.
Одежда порвалась.
И обувь наша в ветошь превратилась,
меся в пути пески и пыль, и грязь».
И взяли их хлеба Израильтяне,
не вопросивши Господа о том. 2
И ввёл их Иисус в еврейский дом,
и разрешил им оставаться в стане.
Им поклялись потом
начальники и общества старшины,
что жизнь им сохранят.
И мир желанный с ними заключили.
Но вот прошли неполные три дня.
Сыны Израилевы неуклонно
пришли под опустевший Гаваон.
С Кефирой, Беерофом рядом он.
И Кириаф безлюдный, словно сонный,
был ими окружён.
И стало ясно всем: пришли Евеи
из этих городов.
И местный люд, от ужаса немея,
покинул навсегда родимый кров.
И возроптали на своих старейшин
Израилевы гордые сыны,
но были клятве Господом верны,
и не загублен ни один пришедший
с Евейской стороны.
И обществу начальники сказали:
«Мы Господом клялись!
И как бы все отмщенья не желали,
должны мы им теперь оставить жизнь. 3
Пускай живут, но нашими рабами
теперь они пребудут навсегда.
А участи такой желали сами,
оставив города.
А Иисус призвал к себе Евеев
и так сказал он им:
«За то, что обмануть вы нас посмели,
ответите проклятием своим.
Вы прокляты и будете рабами:
при нас отныне вам навеки жить –
нам черпать воду и дрова рубить.
Расстанетесь вы с вашими богами,
Евеи Иисусу отвечали:
«Мы слышали о том,
что землю эту – горы, море, дали
Господь, твой Бог, в явлении своём
велел рабу, провидцу Моисею
вам передать, а всех людей земли
сгубить до одного, чтоб не могли
вас искушать. Губить их, не жалея.
И мы от вас вдали
решились на обман во имя жизни. 5
Теперь в руке твоей
вся наша жизнь. Так суждено нам свыше.
И ты теперь распорядишься ей».
И сделал Иисус, как порешили:
исполнив клятву, он обман простил
и участь их в тот день определил,
чтоб воду черпали, дрова рубили,
а жизнь им сохранил.
************************************
Примечания:
1. Говоря о великих делах Бога Израилева, гаваонитяне приспособляются, очевидно, к верованиям тех, к кому они пришли, чтобы просить о заключении союза. При всем этом нельзя отрицать в словах их в некоторой доли правды, как служащей объяснением решимости их встать на сторону нового победоносного народа, а не туземных царей. О переходе через Иордан, о завоевании Иерихона и Гая они умалчивают здесь потому, конечно, что этим они выдали бы близость своего жительства к месту этих недавних событий;
2. Принятие хлеба от гаваонских послов служило выражением со стороны израильских князей расположения к послам и их делу, т. е. согласия на сделанное ими предложение. Прежде чем отважиться на такой