Скачать:TXTPDF
Иисус Навин, Руфь, Есфирь — Библия в стихах

увидишь сам,

на смерть сынам Израиля предам.

Ты поразишь большое это войско,

развеешь по горам.

Велишь коням их перерезать жилы,

а колесницы сжечь.

Готовься к бою, собери все силы,

и вражеских потерь тогда не счесть»! 2

И вывел Иисус народ из стана –

всех, кто к войне способен, вёл он в бой.

И шли они дорогою крутой

четыре дня и ночи неустанно

к долине голубой.

Там, у Меромских вод, в огромном стане

ещё согласья нет.

Цари из Ханаана утром раним

к Иавину собрались на совет.

И тут на них, как горная лавина,

обрушились Израиля сыны.

И Хананеи были сметены.

Кто жив, спешит убраться из долины –

укрыться от войны. 3

Но предал их Господь Израильтянам.

Для них спасенья нет.

Их к морю гонит страх, горят их раны,

Израильтяне мчат за ними вслед.

Разили Хананеев до Сидона,

до Мисрефоф-Маима и Мицфы.

И не осталось никого в живых.

Всё, что Господь сказал в ночи бессонной,

всё Иисус постиг.

Всё выполнил он: перерезал жилы

у их коней лихих,

а колесницы сжёг и с новой силой

добил врагов и сбросил в море их.

И, возвратившись, взял Асор столичный,

мечом своим убил его царя.

А был Асор столицею не зря –

был царь его всех царств главою лично.

И новая заря

заклятый город грустно осветила.

Он весь объят огнём,

Война там всё живое истребила,

и больше нет дыханья жизни в нём. 4

И всех царей, что были в битве этой,

в то время Иисус мечом побил,

но города огнём не погубил –

заклятию предал их по завету.

Как раньше говорил

сам Моисей, Господень раб, прощаясь,

как раньше повелел:

заклятию предать, отбросив жалость,

исполнить всё, что Сам Господь велел.

И сделал Иисус, не отступая,

что Моисею повелел Господь:

повсюду поразил живую плоть,

и выполнил, в сраженьях побеждая,

всё, что свершить пришлось.

А всю добычу в городах захвата –

и скот, и серебро

Израильтяне брали как награду,

делили всё добытое добро.

Так Иисус края земли нагорной,

просторы всей полуденной земли,

что перед ним покорными легли,

завоевал, пройдя тропой неторной,

как Бог ему сулил.

Семь долгих лет он вёл войну с царями.

Не ведал городов,

цари которых шли навстречу сами,

таких, где царь в союз войти готов.

Ожесточил сердца Господь могучий 5

и на Израиль шли они войной.

Но не было судьбы у них иной

легло на них заклятье чёрной тучей,

их горестной судьбой.

И были сметены без сожаленья,

они с лица земли.

Так Моисею Бог в его виденьях

велел, и это выполнить смогли

сыны Израилевы с Иисусом.

Разрушен не был только Гаваон –

с Евеями ведь мир был заключён.

Евреи не нарушили союза,

и город был спасён.

И в то же время на горах Иуды,

Хеврон, Давир, Анав

и на горах Израиля – повсюду,

Енакимов заклятию предав,

крушат Израильтяне исполинов.

Тех самых, что в минувшие года

безмерно устрашили их, когда

доверие к Создателю отринув,

они пришли сюда

и, воротясь, сказали Моисею:

«Они погубят нас»!

Но Иисус побил их и рассеял –

пробил для великанов смертный час.

Лишь только в Газе, Гефе и Азоте

Енакимов осталось меньшество.

И правит смерть в домах их пиршество:

в сражениях загублено бессчетно.

Слабо их божество. 6

И вот взял Иисус всю землю эту,

как Моисею Бог

сказал о ней однажды на рассвете,

а Иисусу взять её помог.

И отдал Иисус Израильтянам

страну обетованную в удел,

по-братски разделить её велел.

И обрела земля покой желанный,

устав от ратных дел. 7

***************************************

Примечания:

1. После слияния всех трёх притоков Иордан начинает свой путь вниз, на Юг. Вначале, на его пути расположена широкая долина, запертая между горами Галилеи и Голанскими высотами, называемая долиной Хула, по имени небольшого озера в её середине (Мером в Книге). Протяжённость долины – 75 км., ширина – 12 км. С трёх сторон она окружена горами: на Востоке – Голанским плато, на Западе – горами Нафтали, на Севере – Ливанскими горами. С древних времён долина славилась своим плодородием, благодаря великолепному сочетанию жаркого климата, обилия воды и очень богатой наносной земли. Во II-ом тысячелетии до новой эры на холме, господствующем над центральной частью долины, находился город Хацор (Асор). В книге Иехошуа (Иисус Навин) о нём сказано: «И Хацор раньше -глава всех княжеств этих» (Иехошуа, 11:10). Действительно, богатство окружающих земель и близость к важным международным дорогам того времени дали возможность городским князьям создать сильное и мощное государство, которое могло позволить себе содержание хорошо обученной армии, вооружённой, в числе прочего, большим количеством боевых колесниц. По тем временам это было не менее серьёзно, чем наличие танковых дивизий в наше время, и поэтому Хацор доставил немало неприятностей Израильтянам, пока они не осознали, что колесницы так же беспомощны в болотах, как и современные танки.( Источник: www.sergwolfson.co.il);

2. Господь повелевает коням перерезать жилы, а колесницы сжечь. Причина этого особого повеления, которое соблюдалось до царствования Соломона (2 Цар 8:4), не указана; но, как показывает дальнейшая история израильского народа, она состояла в том, что, оставив коней и колесницы и сделав их государственной собственностью, израильтяне могли затем полагаться больше на это вооружение, чем на всесильную помощь Господа, а через это лишиться последней и вместе с тем подвергнуться неминуемой гибели, как объяснил Псалмопевец (Пс 19:8-9) и пророки (Ис 2:7; 31:1; Мих 5:10 и др. места);

3. Прежде чем ханаанские цари привели в порядок свое многочисленное разноплеменное и разнообразное по вооружению войско, Иисус Навин быстро двинулся против него со всеми из своего народа, способными носить оружие. В 4 дня (по «Иудейским древностям» Иосифа Флавия V, 1, §18) совершив переход из Галгал к Меромским водам, он напал на врага внезапно и своим неожиданным ударом привел его в совершенное смятение, пользуясь которым нанес ему полное поражение;

4. Из городов северного Ханаана сожжен был один Асор, как сильный город, который, если бы не был сожжен, мог быстро оправиться и сделаться опасным для завоевателей; другие города, построенные на холмах, не возбуждавшие таких опасений и пригодные завоевателям при предстоящем расселении в стране, не были сожжены;

5. Ожесточение ханаанитян в борьбе с израильтянами приписывается Господу, как Владыке над всем, совершающимся в мире: оно, подобно другим движениям человеческого сердца (Пс 80:13), допущено было Богом, как служившее к наказанию их (чтобы преданы были заклятию) и к очищению Ханаанской земли для израильского народа;

6. Рассказ об этом походе внесен библейским писателем не потому только, что в предшествующем повествовании не было упомянуто о поражении енакимов, которые произвели такое устрашающее действие на соглядатаев (Чис 13:29,34), но и потому, нужно думать, что был особый поход против этого исполинского племени, вызванный усилением его в то время, когда Иисус Навин вел войну в других местностях Ханаана. Этот поход направлен был не только против трех названных городов, но и других на горе Иудиной и Израилевой, где жили енакимы;

7. т. е. прекратились походы Иисуса Навина для завоевания Ханаанской земли, так как никто из ханаанитян не выступал открыто против израильтян, с оружием в руках. Господство ханаанитян в стране было сломлено, и израильский народ мог беспрепятственно вступить во владение землей, согласно с существовавшим у него делением на колена. Это общее успокоение страны не исключало, однако, как показывает дальнейшее изложение событий (13:1-6), существования местностей с ханаанским населением, которое, не выступая с оружием в руках против израильского народа, не могло служить препятствием к тому, чтобы последний вступил во владение завоеванной страной.

Книга Иисуса Навина. Глава 12

Цари, поражённые при Моисее за Иорданом и при Иисусе Навине на западе от Иордана (гл.12); Земля на запад от Иордана, хотя ещё не завоёванная полностью должна быть разделена между девятью с половиной коленами (гл.13); В уделе Ефрема и Манассии дано место Левию, который не получил удела; Хеврон – удел Халева (гл.14)

За Иорданом земли от Арнона,

что весело журча

впадает в море и до гор Ермона,

Израиля сынам принадлежат.

Сигон и Ог здесь ранее царили.

Землёй от Фасги управлял Сигон,

до Иавока – царь над всеми он.

А над земли Васанской изобильем

царь Ог – власть и закон.

Их Моисей, раб Божий, в дни былые

разбил и покарал,

а земли, реки, горы их крутые

Израилю в наследие отдал.

Манассии колена половине

досталось место к северу земли.

Владения Рувима пролегли

с коленом Гада рядом, до пустыни,

таящейся вдали. 1

А на горах, низинах, на равнине,

на правой стороне,

где тонет Иордан в озёрной сини,

где Иисус в решительной войне

разил ряды жестоких Аморреев,

Хеттеев, Хананеев племена,

и прочих, чьи забыты имена,

где пощадил, не погубил Евеев:

судьба их решена.

Цари земли повержены во прахе.

Никто не уцелел.

Живые растеклись в смертельном страхе.

Земля – сынов Израиля удел.

Царь Иерусалима и Хеврона.

Еглон, Макед, Афек, Хорма, Давир,

Мадонн, Асор, Шарон – равнинный мир…

И больше тридцати царей исконных

в геенне правят пир.

Шли годы войн, борьбы, завоеваний.

Стареет Иисус.

Но в восемьдесят пять в своё призванье

он верит, не теряя к жизни вкус.

Господь сказал ему: «Тебе годов не мало.

Ведь ты вошёл в преклонные лета,

а вся земля в наследье не взята,

и часть не завоёванной осталась.

Заветные места

с Ливанских гор до Мисрефоф-Маима,

от местных Сидонян

очищу Я рукой неукротимой

и в руки их предам Израильтян.

Не пощажу владельцев Хананейских,

где Газа и Азот и Аскалон.

Филистимлян Я изгоню, как сон

с равнин и до пределов Аморрейских.

Быть должен завершён

раздел земли от вод речных до моря. 2

Немедля раздели

в удел народу, новый путь проторив,

края ещё не занятой земли.

Для девяти колен и половины

Манассии колена там удел».

И каждому колену свой предел

по жребию Господнему был выдан,

Как Бог им повелел. 3

Но Левия колену нет удела.

Его удел – Сам Бог.

И нет уделу Божию предела.

И с Ним врагов Израиль превозмог. 4

Елеазар, первосвященник, в стане,

которого поставил Моисей,

и Иисус с собранием князей

по жребию делили неустанно

в премудрости своей

весь Ханаан, от Иордана к морю

меж родственных колен.

Их девять с половиной. И не споря,

все примут свой удел, как Бог велел.

Манасия имеет полудела

за Иорданом с братьями его.

Левитам не досталось ничего,

лишь города для жительства и дела

святого своего.

В ефоде у священного сосуда

стоит Елеазер.

Дощечку – жребий достаёт оттуда.

Затем под зорким оком горних сфер

в другой сосуд он руку погружает

и из него дощечку достаёт.

И слушает собравшийся народ

Колена имя и земли, какая

в удел ему идёт.

Раздел земли обетованной

Размеры же земель совет старейшин

по совести решал.

Он по числу людей решеньем вещим

наделы уменьшал и расширял.

Как Моисею Бог велел в пустыне,

так сделали Израиля сыны,

когда делили Ханаан они.

В земле обетования отныне

уделы всем даны. 5

В Галгал к вождю пришли сыны Иуды.

И Халев с ними был.

«Ты знаешь, – он сказал, – Бог не забудет,

как здесь ходили, не жалея сил,

когда нас из Кадес-Варны отправил

сюда по воле Бога Моисей,

чтоб рассмотрели землю и людей.

Правдив был мой отчёт, что я представил

за сорок долгих дней.

Ты помнишь, братья, что ходили с нами,

трусливо лгали всем,

народ пугали и боялись сами,

народ сразили робостью совсем.

Мне было только сорок лет в те годы,

и в стан принёс я правду о земле.

И Моисей в тот день поклялся мне,

сказав: «Под ханаанским небосводом,

что кроется во мгле,

есть место, где нога твоя ступала,

и это твой удел.

За то, что сердце Господу внимало,

за то, что правду довести сумел».

Мне восемьдесят пять, но я, как прежде,

по воле Бога крепок и силён.

Так дай же гору мне, на ней Хеврон.

И я пойду войной

Скачать:TXTPDF

Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать бесплатно, Иисус Навин, Руфь, Есфирь - в стихах Библия читать онлайн