без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония (12:11), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени, так и словами пророка Иеремии (Иер 7:12): пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему. Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа;
6. Из сказанного здесь об исполнении выборными возложенного на них поручения видно, что описание осмотренной ими ханаанской земли с находившимися в ней городами, они занесли в книгу, указания которой должны были иметь решающее значение при возможных спорах между коленами относительно владения теми или другими местностями;
7. Жребий брошен был Иисусом Навином в Силоме пред Господом, т. е. пред священной Скинией, как местом особенного божественного присутствия. Первый жребий вышел Вениаминову колену, которому указан был удел между сынами Иуды и между сынами Иосифа, т. е. в средине между уделами Иудина колена и Ефремова. Вследствие этого северная граница Вениаминова колена совпала с южной границей Ефремова колена, от Иерихона до нижнего Вефорона.
ем синим, словно небо.
На севере – владения Ефрема,
на западе – их брат Вениамин.
Исстари племя Дана дружит с ним.
Но мал для них удел. Настало время,
и Дановы сыны
пошли войной в Ласем и поразили
его своим мечом.
И этот край приморский получили
в наследие и оставались в нём.
И в честь отца Ласем назвали Даном…
Окончив разделение земли,
сыны Израилевы дать смогли
удел вождю народа – Богом данный
град Фамнаф-Сараи. 4
Там Иисус Навин построил город
и жил достойно в нём.
Раздел земли, по жребию бесспорный,
для всех колен закончился на том.
В Силоме, перед скинией собранья,
рукою вдохновенною своей
прилюдно Божьи доводил желанья.
Начальники ветвей,
сам Иисус словам святым внимали
пред Господа лицом.
И все теперь свои уделы знают,
завещанные Богом и Отцом.
Земля обетованная до края
наследнику теперь разделена.
Во всей красе пред ним лежит она –
навеки для Израиля родная,
прекрасная страна.
А Иисусу Бог сказал в Силоме:
«Теперь пришла пора
участки выдать по Господню слову,
Левитам на равнинах и в горах». 5
И снова перед скинией собраний
священник, Иисус, князья, народ.
И жребием Левитам Бог даёт
там города для славных начинаний
из рода в новый род.
И сорок восемь городов Левитам
стеной из камня от врагов укрытых.
При городе хозяйственный надел:
предместье для скота, земля под выпас,
всё, чтоб Левиты вольно жить могли
в пределах завоёванной земли.
Дать семьям молодым дома на вырост
для них Господь велит.
И жребий по Израильским коленам
Левитов расселил.
И города для касты их священной
рукой Господней им определил. 6
Шесть городов Левиты предоставят
как города-убежища для тех,
кто лишь случайно взял на душу грех
и к праотцам сородича отправил,
чтоб жил там без помех.
Чтоб мог укрыться в городе убивший
без умысла и зла.
Случайно человека погубивший.
Чтоб месть за кровь его там не нашла.
Пусть к городу-убежищу пристанет
и пусть расскажет старшим у ворот
И если правду скажет, не обманет –
И мстящему здесь выдан он не будет.
Ведь зла он не таил.
Без умысла, без ненависти к людям
он ближнего нечаянно убил.
И пусть живёт, покуда не предстанет
пред обществом на справедливый суд.
Пусть безопасно дни его идут.
Когда первосвященник мир оставит,
изгнанник может возвратиться в город,
где раньше жил с семьёй,
не опасаясь мести и укоров,
и кончить дни в кругу семьи родной.
Из городов был Кедес в Галилее,
Сихем, что у Ефрема, и Хеврон,
что Халевом могучим покорён.
В Заиорданье прежде Моисеем
был выполнен закон.
С его руки убежищами станут
три малых городка.
Бецер, Рамоф и с ним Голан в Васане
Отдал Господь Израилю всю землю.
Отдать её поклялся Он отцам
и от сынов не отвратил лица.
Израиль, всё наследие приемля,
сражался до конца.
И поселился на земли просторах.
И все враги от моря и до моря
повержены Божественной рукой.
Всё, что Господь в великих откровеньях
Израилеву дому говорил,
и всё, что Он в наследье дать сулил,
сбылось и совершилось без сомненья.
Господь с народом был! 7
***************************************
Примечания:
1. Подробное перечисление всех городов и мест по уделам колен сынов Израилевых можно читать на страницах Библии в гл.19 и видеть на прилагаемой карте. Большинство библейских городов к нашему времени исчезли, либо сменили название. Их местоположение неясно. Но наиболее значимые города в тексте названы и обозначены;
2. В древние времена так называлось Геннисаретское озеро. Город с ним рядом – Хиннереф;
3. Меером – малое озеро в верховьях Иордана;
4. В ученой среде нет единого представления о местонахождении этого древнего города. Предположительно «Влево от большой дороги из Иерусалима в Наплуз, на расстоянии получаса на запад от Леббена»;
5. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафова и Мерарина (Чис 3:17-20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис 35:1-8);
6. Подробная раскладка городов по участкам левитов дана в гл.21;
7. Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение — со стороны Господа — данных Им израильскому народу обетовании: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх 23:29-30; Втор 7:22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитях из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (17:13).
Книга Иисуса Навина. Глава 15
Иисус Навин отпускает мужей Рувима, Гада и половины колена Манассиина, чтобы они вернулись к своим семействам и в свои уделы на восток от Иордана; Они соорудили жертвенник у Иордана, а остальной Израиль протестовал против этого восстания против Господа; Построившие объяснили, что жертвенник – постоянный свидетель о том, что два с половиной колена – истинные члены Израиля и, что жертвенник будет не для всесожжения, но «свидетель между нами и вами». (Гл.22).
В Силоме на собранье всенародном
Израиля сыны
перед разлукой чествует свободных
от долга братьев. Радостные дни! 1
Манассии полуколено там
сегодня отпускает по домам
сам Иисус. И больше им не надо
по долам и горам
с другими за наследие сражаться,
брать с боем города.
Им Иисус велел теперь собраться,
и так сказал он: «Были вы всегда
приказам и словам моим послушны.
Что Моисей, Господень раб, велел,
сполна отряд ваш выполнить сумел.
Вы много дней служили братьям дружно.
пришла пора вам воротиться с Богом.
Вы с чистою душой,
отринувши заботы и тревоги,
Господь, Ваш Бог уделы братьям вашим
отдал, как говорил в былые дни.
И ныне успокоились они.
Теперь за Иордан ваш путь проляжет,
к шатрам своим родным,
на землю, что отдал вам во владенье
раб Божий Моисей.
И станете без страха и сомненья
за Иорданом властвовать на ней.
Храните Моисеевы заветы,
закон его блюдите хорошо
и Господа любите всей душой.
Сердца Его заботою согреты.
за вашу верность вам наградой будут.
Благословляю вас!
А братья вашу помощь не забудут.
Идите к вашим семьям в добрый час.
Несёте вы великое богатство:
скота, одежды, меди, серебра
и золота, и всякого добра
несметное количество. По-братски
его в своих шатрах,
придя домой, достойно разделите.
Богатства хватит всем.
И сердцем вашим Господу служите.
Да будет ваш народ благословен»!
Пошли сыны Рувимовы и Гада,
Манассии домой пошли сыны,
с победной, сокрушительной войны.
Чиста их совесть – высшую награду
в душе несут они.
Когда они дошли до Иордана
со светлою душой,
открылся им в предутреннем тумане
холмистый край с высокою горой. 2
И жертвенник на той горе скалистой
они воздвигли, радуясь судьбе,
тому, что им Господь помог в борьбе,
тому, что в этот день святой и чистый
Он их вернул к себе.
Был жертвенник обширным и высоким.
К нему издалёка
орлы стремились под небесным оком,
и пела песни быстрая река.
Но вот, сыны Израиля узнали,
что жертвенник вдали сооружён.
Каким богам, кому он посвящён?
За Иорданом Господа предали!
Народ сей обречён!
И общество Израиля в Силоме
собралось на войну,
чтоб покарать отпад и вероломство,
объявшие восточную страну. 3
Но прежде поступить решили честно:
отправили, надежды не тая,
посольство в Галаадские края.
Елеазаров сын, Финеес вместе
с известными в боях
начальниками тысяч в поколеньях
чтоб выявить пред Богом преступленье,
отправились за Иорданский брег. 4
К коленам на восток от Иордана
они пришли и так сказали им:
«Вы нынешним деянием своим
восстали против Господа – нежданно.
Теперь богам чужим
вы жертвенник, придя, воздвигли споро,
от Бога отступив.
Неужто беззакония Фегора
вам мало, от которого все мы
сполна и не очистились доселе,
за что в Ситтиме, в памятные дни
Господним гневом были сражены,
и гнев Его изведали на деле
Израиля сыны.
Отходите от Господа сегодня
одни лишь только вы!
Но завтра повернётся гнев Господний
на всех, и не сносить нам головы!
И если показалась вам нечистой
земля владений ваших за рекой,
идите к нам, найдёте вы покой
на землях наших ровных и гористых
при скинии святой.
Но здесь не восставайте против Бога,
не предавайте нас.
Израильское общество в тревоге,
что вы создали жертвенник обширный.
Ведь жертвенник, как нам велит закон,
для всесожжений, хлебных жертв и мирных
в Силоме воцарён
у Скинии Господней неизменно,
для Господа един.
Когда Ахан погряз в грехах безмерных,
вы вспомните – он умер не один!
Всё общество Израилево строго
Господь в боях при Гае наказал
за то, что из заклятого тот взял.
Израильтян тогда погибло много,
хоть Бог победу дал».
Но им сыны колен Заиорданья
ответили тотчас:
«О, Бог Богов – Создатель мирозданья –
Он знает нашу верность в этот час.
Да знает и Израиль: наши души
лишь Господу навек принадлежат.
А жертвенник, что ваш смущает взгляд,
он не для жертв и приношений служит.
Пусть на него глядят
грядущих поколений ваши дети –
сыны святой земли
и наши – те, что будут жить на свете
от жертвенника Скинии вдали.
Меж нами Иордан живой границей,
и жертвенник, как памятник над ним –
свидетель вековечный, что храним
мы верность Богу. Под Его десницей
закон отцов мы чтим.
Того не будет, чтобы мы восстали,
нарушили закон,
чтоб Господу служить мы перестали.
Пусть в этот день нас покарает Он!
Один Господень жертвенник священный
в Силоме, перед Скинией Его.
Другого быть не может для Него!
Оттуда дым струится всесожжений
от общества всего». 5
Когда Финеес, сын Елеазара
и с ним колен послы
услышали, исполненные жара,
слова закону Божьему хвалы,
они сказали: «Ныне мы узнали,
что среди нас везде Господь, наш Бог.
И ваш ответ от горя и тревог
Израильское общество избавил
и вас понять помог. 6
И весь Израиль пусть теперь узнает,
что неповинны вы.
И нас теперь Господь не покарает –
чисты вы перед Богом и правы»!
И от сынов Рувимовых и Гада
Финеес возвратился в Ханаан
и с ним отряд, что был ему придан.
И были все ответу братьев рады –
и нет нужды идти на них войною.
Израиля народ
одобрил их деяние земное
и отложил задуманный поход.
А Иисус их жертвенник великий
свидетель — Эд 7 назвал на все века
о том,