Дмитрий О. Юнак Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии
Есть ли Бог?
Этот вопрос с давних пор волновал умы людей. Не потерял он своей актуальности и сегодня. Наверное, нет человека, который бы не задумывался над этим вопросом. Только не все относятся к нему одинаково, некоторые стараются быстрее избавиться от таких мыслей — так спокойнее, меньше тревог. Другие решают этот вопрос, исходя из личных соображений, предвзятых мнений. Третьи — следуют за большинством, ждут, что скажут другие. В целом же, очень немногие люди, со всей серьезностью относятся к этому вопросу. Еще меньше тех, кто связывают с ним свою жизненную судьбу.
«Стоял ли ты когда-нибудь перед вопросом: существует ли Бог? Этот вопрос не новый, возможно, сегодня его задают больше, чем когда-либо…
Многие смущены сущностью Бога. Видимо, они читали сочинения каких-либо современных писателей, которые представляют Бога в таком расплывчатом и искаженном свете, что никто не может сказать точно, каков Он, и где Он находится. И, действительно, как может кто-либо верить в такое Божество, которого нельзя познать?
Если мы в недоумении относительно существования Бога, тогда не найдем путь к Нему до тех пор, пока наши понятия о Нем не прояснятся.
Вспоминаю, как однажды в молодости я задал вопрос некоторым моим друзьям. «Когда вы молитесь, — спросил я их, — что вы думаете о Боге?»
Очень часто можем слышать от окружающих: «Человек исследовал все: изрыл землю, исследовал моря и сушу, изучил небо, но Бога не нашел. Отсюда простой вывод: Бога нет!..»
Пусть было бы так. Можно было бы на этом поставить точку. Нет — значит не о чем больше говорить. И вновь и вновь встают нерешенные вопросы: откуда? как? что за сила? отчего?.. И вкрадывается в сознание людей вопрос: «Не Бог ли?..»
Вновь и вновь во всей своей актуальности встает вопрос: «Есть ли Бог?»
Эти слова можно услышать от неграмотного и ученого, верующего и неверующего. Их произносят в частной беседе, их можно прочесть на страницах многих книг.
Вот что читаем в книге с подобным названием: «Есть ли Бог?», автор которой — антирелигиозник Э. Кольман:
«Верующий человек говорит: «Да, Бог есть!» Напротив, неверующие люди убеждены (здесь и далее подчеркнуто мною — автор), что Бога нет. Они утверждают, что в мире все происходит своим, природным порядком, естественно. Доказывают, что и в жизнь человека не вмешивается никакая сверхъестественная сила».
На чем же зиждется эта «убежденность» неверующих? «Неверующий считает, что верить в Бога — значит идти против науки, быть отсталым человеком».
Вот, оказывается, какое убеждение!.. Воистину, люди в своем знании стали «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Гордость, эгоизм и мнение о своем всезнании довели до того, что веру в Бога считают отсталостью человека. В этом «убежден» неверующий человек. Он боится: как бы не посчитали его за «отсталого человека», и не задумываясь, говорит: «Нет Бога!» (См. Пс. 9,25; 13,1; 52,2).
Дорогой читатель, если ты внимательно исследуешь настоящую книгу, то с уверенностью сделаешь заключение, что отсталость человека заключается именно в том, что он до сих пор не нашел Бога.
Какие же доказательства выдвигают неверующие в своих утверждениях, что Бога нет? — По существу, никаких!
Нам они часто говорят, что и верующие не могут доказать реальность существования Бога. При этом атеисты ссылаются на слова Священного Писания: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов.11,7).
Да, исследованием обнаружить Личность Бога мы не можем, но зато находим то, что свидетельствует о Боге, видим Его следы в творении. Исследуя Библию, мы чувствуем Его своим сердцем, внутренним духовным миром, через веру.
Людям даны две величайшие книги, которые свидетельствуют о Боге. Это книги Самого Творца. Первая из них — это Библия, вторая — Природа.
В этих двух книгах ярко открыт Бог как Творец, Законодатель и Жизнедатель.
«Человек мог бы истощить свой ум, пытаясь постичь Бога. Бесчисленное множество вопросов возникает в его сознании, образуя неразрешимую загадку. Может ли Бог быть здесь, когда Он там? Видит ли Он все? Знает ли Он все? Может ли Он делать невозможное? Если да, то как может Он до сих пор оставаться личностью с физическим естеством? Не является ли Бог просто гигантским духом, витающим или парящим над Землею? Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог…» Мы не можем оставить неразрешенной проблему о Боге в силу ее чрезвычайной важности. Мы должны так или иначе столкнуться с ней, думать о ней.
Есть три причины существования веры человека в Бога.
Во-первых, природа — причина и следствие в физической Вселенной — указывает на существование Бога. Это мы называем космологическим аргументом, подтверждающим существование Бога.
Во-вторых, Вселенная настолько полна целей и проектов, что мы вынуждены думать о проектировке. Это мы называем теологическим аргументом.
И, наконец, в-третьих, человек сам наделен нравственной природой. Нравственный закон в нем побуждает его инстинктивно стремиться к единению с вечным законом. Это мы называем антропологическим аргументом. Все три аргумента приводят к неизбежному выводу о том, что без Бога невозможно дать какого-либо разумного объяснения существованию мироздания».
Перейдем к рассмотрению этих чудесных Божьих книг.
« Есть на свете две великие книги, из которых вся прочая мириада книг черпает и не вычерпает горстью моря. И эти книги: Природа и Евангелие»
(Н. С. Кохановская)
Часть I. Библия — Богодухновеная Книга Творца
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне»
(Иоан. 5,39).
«Библия есть послание Бога к человеку, и ее назначение — направить человека к Богу»
(Г. И. Ясиницкий)
Глава 1
История Библии
Что представляет собой Библия?
Каково ее происхождение, кто ее автор? Исторична ли она? Богодухновенны ли Священные Писания, или это произведение человеческого ума?
Слово «библия» — древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало — «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений.
«Слово «Библия» мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги…
Внешне Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц… Она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.
Слово «завет» означает в русском языке «завещание, наставление, совет». В ряде других языков, например, в немецком и французском, обе части Библии называются словом, также означающим завещание — «тестамент». Слово «завет» еще толкуют как «договор, союз»… В еврейском тексте Ветхого Завета этому слову обычно соответствует древнееврейское «берит», означающее собственно договор».
Такое заключение вынуждены были дать даже атеисты, ибо это действительно так.
Первая часть Библии — Ветхий Завет — содержит 39 канонических книг, написанных в разное время и разными мужами в промежутке от 1521 г. по 397 г. до Р. Хр.
Вторая часть Священных Писаний — Новый Завет — состоит из 27 канонических книг, написанных в период 57 — 96 г. по Р. Хр. учениками и апостолами Иисуса Христа.
Кроме канонических книг имеются еще и, так называемые, апокрифические добавления, их — 14. Они не вошли в канон, так как среди манускриптов Ветхого Завета, написанных на иврите (древнееврейском языке) их не нашли. Это большей частью предания, изложенные на древнегреческом языке. Греческое слово «апокриф» означает «скрытый», в противовес слову «канон» — «отвес, мерило».
Вот названия 14-ти апокрифов, помещенных в полных синодальных изданиях Библии: 2-я и 3-я книги Ездры, книга Иудифь, заключительная часть книги Есфирь, книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса — сына Сирахова, книги Варуха и Товита, 13-я и 14-я главы книги пророка Даниила, 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские, Песнь трех святых отроков, Молитва Манассии — царя Иудейского.
Имеются исторические данные, позволяющие заключить, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино богодухновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Хр.
В Библии есть ссылки еще на несколько книг, существовавших в древнее время. К сожалению, они утеряны и их содержание, за исключением маленьких отрывков, неизвестно. Вот названия утраченных книг, упомянутых в Библии:
1. Книга браней Господних — Числ. 21,14.
2. Книга Праведного — И. Нав. 10,13; 2Цар. 1,18.
3. Книга дел Соломона — 3Цар. 11,41.
4. Книга пророка Нафана — 1Цар. 29,29.
5. Книга Гада Прозорливца — 1Цар. 29,29.
6. Пророчество Ахии Силомлянина — 2Пар. 9,29.
7. Видение Иоиля Прозорливца — 2Пар. 9,29.
Примерно в 277 году до Р. Хр. семидесятью двумя «толковниками» (переводчиками) был завершен перевод Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, который назван Септуагинтой, что означает — «70».
«Перевод был сделан в египетской Александрии. Сохранившаяся в послании Аристея легенда содержит указание на то, что он был заказан во времена правления Птоломея II (285-246 г. до н. э.). Хранитель знаменитой Александрийской библиотеки подсказал правителю мысль попросить у евреев священную книгу иудеев Тору. Птоломей направил послов к первосвященнику Иерусалима, который выполнил просьбу царя и подарил ему свиток Торы на еврейском языке, причем ее текст был написан золотыми буквами. Вместе со свитком он отправил в Египет 72 человека для перевода Библии. Переводчики поселились на острове Фарос, где работали в течение 72-х дней, причем каждый делал свой перевод. Работа 72-х ученых мужей получила название Септуагинты (семидесяти)…
Значение перевода 70-и толковников не только в том, что он позволил ознакомиться с Библией евреям и другим народам, не владевшим еврейским языком, но и в том, что он содержит наиболее полный текст Ветхого Завета, опирающийся на более древние источники, нежели масоретские переводы.
Книги Библии делятся на главы, а главы — на стихи. Принятое ныне деление было введено Кентерберийским епископом Стефаном Лангтоном (умер в 1228 г.). В 1214 г. он разделил на главы текст латинской Вульгаты, и это деление было перенесено в еврейский и греческий тексты. Стихи были пронумерованы вначале Сантесом Панино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. — Робером Этьеном (Стефанусом)».
В настоящее время имеются три древнейших манускрипта Библии:
Ватиканский, хранящийся в Риме (IV век н. э.);
Синайский, который находится в Оксфорде, раньше он принадлежал России и хранился в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (IV век н. э.);
Александрийский, хранится в Британском музее (V век н. э.).
И в добавок к этим кодексам имеется много других фрагментов и целых книг Ветхого Завета, написанных в разное время, а также, обнаруженные уже в наше время, Кумранские свитки.
По своему содержанию книги Библии группируются следующим образом.
В Ветхом Завете:
а) исторические — от Бытия до книги Иова (некоторые богословы книгу Иова относят к следующему разделу);
б) поэтические и дидактические — от Псалтири до Песни Песней;
в) пророческие — от Исаии до Малахии.
В Новом Завете:
а) исторические — от Матфея до Деяний Апостолов;
б) дидактические (поучительные) — Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла;
в) пророческие — Откровение Иоанна Богослова.
Писания Ветхого Завета в древнееврейском составе делятся на три части:
А .Закон (Тора), к