получил несколько писем от читателей, обративших внимание на расхождение между вышеприведенным утверждением и отчетом, содержащимся в книге В. Боултона «Вечность пирамид и трагедия Помпеи». Автор приводит письмо, которое в 1929 году опубликовал в лондонской газете «Таймс» археолог Э. Смит. Там написано, что мумия фараона Мернепта (изрубленная, впрочем, могильными грабителями) носила «симптомы инкрустации кристаллами соли», что должно было служить доказательством, будто фараон действительно утонул в море.
Прежде всего следует обратить внимание на странный факт: такая важная подробность была опубликована только спустя 30 лет после открытия мумии.
Кроме того, новейшая наука отвергла это доказательство по следующим причинам. Останки фараона были набальзамированы, а длительный и сложный процесс бальзамирования, наверное, должен был устранить всякие, даже мельчайшие следы морской соли. Если на мумии действительно найдены кристаллы соли, то они могли происходить из других источников. Следует помнить, что Мернепта вместе с другими фараонами был перенесен из первоначальной гробницы в коллективный склеп».
Несмотря на то, что уже много говорилось о еврейском народе, все же желательно остановиться еще на некоторых фактах, имевших место во время исхода, в пустыне. В Исходе 16,14.15.31, написано: «Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: «что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя белая, вкусом же как лепешка с медом».
Вот сообщения ученых: «Более ста лет назад ученые Эренберг и Гемприх обнаружили, что манну находят и в наши дни в Синайских горах, она падает на землю из воздушного пространства… Арабы называют ее «ман». Туземцы — арабы и греческие монахи — собирают ее и едят с хлебом вместо меда…»
Во второй половине прошлого столетия М. Бертело заинтересовался химическим составом манны и решил проанализировать два ее образца: синайскую и сирийскую, точнее, манну из Курдистана. Синайская манна представляла собой густой желтоватый сироп, содержащий обломки растения. В состав ее входят, кроме воды, тростниковый сахар, декстрин и аналогичные ему вещества. Образец манны из Курдистана был найден доктором Гайардо, который писал: она «падает на все без различия растения, в июле и августе, но не каждый год…»
Этот вид манны представлял собой тестообразную, почти твердую массу, пронизанную частицами растений с примесью небольшого количества воскообразного вещества. Состав ее подобен составу Синайской манны».
Из этих данных следует, что манна является доброкачественным пищевым продуктом».
В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины — большие любители этого лакомства — с наступлением весны толпами отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма — количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием «ман».
Горькая вода становится «сладкой»
В Исходе 15,23-25, читаем: «Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: «Мерра».
И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».
Вот как это подтверждается сегодня:
«… в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты».
Змеи
Книга Чисел (21,6) повествует о змеях: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых».
Швейцарский путешественник Буркхардт побывал в 1809-1816 годах на Синайском полуострове и на упомянутом в Библии отрезке маршрута израильтян, набрел на долину, так и кишевшую ядовитыми змеями. Они ее заселяют с незапамятных времен, так что бедуины старательно объезжают эту местность. Следовательно, и этот фрагмент сказания также мог опереться на подлинные факты».
Раскопки древних городов
Когда Иисус Навин взял город Иерихон, который Господь разрушил на глазах Израиля, он «поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» (И. Нав. 6,25).
Библейская история подтвердила факт точного исполнения этого проклятия, когда «Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина» (3Цар. 16,34). Раскопки городов Мегидо, Гезер, Иерихон подтвердили исторически этот факт: были найдены скелеты замурованных в стены детей. Возможно, что найденные в Иерихоне скелеты и есть останки детей Ахиила Вефилянина.
При раскопках Ниневии обнаружены сведения об одном из правителей Ниневии — Сеннахириме — могущественном царе Ассирии. Библия упоминает об этом царе, как о завоевателе-агрессоре, который настолько возгордился и превознес себя, что пошел войной против Израиля и Иерусалима.
Керам приводит свидетельство, основанное на археологических открытиях:
«Его (Сеннахириба) правление ознаменовано войнами. Он воевал в Вавилонии, сражался против галлеев и касситов, в 701 году выступил в поход против Тира, Сидона, Аскалона и Экрона, он вел войну против Езекии и Иуды, советником которого был пророк Исаия. Он хвастался, что уничтожит в иудейской стране 46 крепостей и бесчисленное множество деревень. Но под Иерусалимом ему пришлось пережить свое «ватерлоо».
Раскопки показали, что войско Сеннахириба уничтожила тропическая лихорадка».
Это было исполнение предсказания Господа через пророка Исаию: «Посему, так говорит Господь о царе ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет вала против него…». «И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (Ис.37,33.36).
Еще точнее подтверждает археология исполнение пророчества о Ниневии. Пророк Софония, будучи движим Духом Божьим, предсказал: «И прострет Он руку Свою на Север — и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2,13-14).
Много столетий назад сбылось это пророчество с удивительной точностью.
«В 612 году до н. э. у стен Ниневии появился Киаксар, царь Мидийский, со своей армией, усиленной за счет персов и вавилонян. Он осадил Ниневию, взял ее штурмом и сравнял с землею ее дворцы и стены, оставив после себя одни лишь руины.
Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей, и вот появились вновь во всем своем былом величии. Но как изменилось все кругом… Великолепные храмы и богатые города превратились в руины и едва угадываются под бесформенными кучами земли. Над теми обширными залами, где некогда стояли… статуи, плуг провел свою борозду и волнами колыхалась тучная нива. Археолог Лэйярд рассказывал: «Монументы… с которыми довелось столкнуться мне, только что появились из небытия, словно, чтобы подтвердились слова пророка: «Некогда Ассур был, как кедр ливанский, весь покрытый листвой, раскидистый, высокий и вершина его высоко возвышалась…» (Иез. 31,3. ин. пер.).
А теперь вновь о Вавилоне. Ученые свидетельствуют, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке, более крупным, чем даже Ниневия. А если учесть, как считали древние, что город — это «обнесенное стеной поселение», то Вавилон был и останется самым большим городом, существовавшим когда-либо на свете. В 538 г. до н. э. Кир наголову разбил Вавилонян и основал первое великое Персидское царство, чем подписал смертный приговор Вавилону. Сегодня Вавилон — это руины зданий, расписанные фрагменты фресок, остатки былой роскоши. И, поневоле, вспоминаются слова пророка Иеремии: «И поселятся там степные звери с шакалами, и будут жить в нем страусы, и не будет обитаема вовеки, и населяема в роды родов» (Иер. 50,39).
В 3-й книге Царств 4,26 читаем: «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы».
В результате раскопок древнееврейского города Мегиддо в 1928 году были обнаружены остатки сооружений, которые по времени относятся к царствованию Соломона, а по характеру похожи на конюшни со стойлами. Многие археологи считают, что это и есть развалины конюшен царя Соломона.
«С последней четверти 19-го столетия Даниил, благодаря тщательному изучению Ассирологии и Вавилонии, стал исторической личностью, занимавшей при Вавилонских царях Навуходоносоре и Валтасаре, и при Персидском царе Дарии, различные высокие посты».
Таким образом, библейские сообщения о городах и народах, царях и их походах подтверждаются данными раскопок. Когда археологи раскапывают города, построенные древними ассиро-вавилонскими царями, египетскими фараонами и другими властелинами мира, имена которых упоминает Библия; когда находят многочисленные таблички с перепиской этих людей и записями об их деяниях, тогда библейские рассказы о них приобретают значение исторического источника. Навуходоносор, Тиглатпаласар (Феглаффелласар), Асархадон, Шешонк (Сусаким) и другие — это уже теперь не только мифологические и библейские персонажи, но и реальные исторические фигуры.
Различные археологические экспедиции в разное время включались в поиски ханаанских городов. Так американцы открыли руины города Вефиля, лежавшего на расстоянии полутора километров от Гая. Кроме того, были раскопаны руины городов Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона и других. В культурном слое 12-го столетия до н. э. обнаружены следы насилия и пожара. Экспедиция Иерусалимского университета в 1956 году наткнулась на развалины города Асора, столицы библейского царя Иавина. Крепость была расположена к северу от Галилейского озера и насчитывала в свое время около 40.000 жителей. Для нас важно открытие того, что Асор в 12 веке до н. э. стал жертвой большого пожара. Это подтверждает сообщение Библии, что этот город был предан заклятию (И. Нав. 11,10-11).
Зато не обнаружено следов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что подтверждает библейское сообщение о добровольной сдаче гаваонитян под власть Иисуса Навина и таким путем избежавших уничтожения города. Раскопки подтвердили Библию еще в одном отношении. В книге Иисуса Навина (10,2) мы читаем: «Гаваон город большой, как один из царских городов». Руины Гаваона обнаруженные в