тем, что неправильно цитировал и искажал смысл Слова Божьего. Иисус слишком хорошо знал Писание, чтобы не быть введенным в заблуждение. Он одержал полную победу, потому что пребывал в молитве и был совершен в знании Священных Писаний.
В наши дни критики Библии, желая смутить верующего, ставят ему всевозможные вопросы, зачастую бессмысленные и безосновательные.
Как поступать: ответить или уклониться от ответа, — покажут сами обстоятельства. Но будем иметь ввиду, что всякий раз, когда ставится нам подобный вопрос, мы имеем подходящий момент для свидетельства об истине и любви Божьей, имеем возможность объяснить неправильные взгляды и понятия, которые наблюдаются у неверующих людей.
Уже многие вопросы были рассмотрены в предыдущих главах, другие будут затронуты в последующих главах этой книги. В этой же главе я желаю остановиться на вопросах, задаваемых неверующими наиболее часто.
«Искренние люди имеют право ожидать, чтобы члены церкви представили свои убеждения разумным, уверенным образом. В самом деле, члены церкви должны быть приготовлены встретить вызов наиболее проницательных умов человечества. Истина заключает в себе благоразумие и никогда не пугается фактов».
Вот вопросы, которые мы можем услышать наиболее часто:
1. Бог создал все, а кто создал Бога?
На этот вопрос отвечает сама наука. Материалисты приписали роль Творца (Бога) материи. Если поставить встречный вопрос: Кто создал материю?
Нам ответят: «Материя вечна, ее никто не создавал — она создавала и творила». Это поясняют следующим образом: «… в положении «все имеет причину» есть, так сказать, исключение из правила». Это исключение относят к «первопричине» (по учению о творении — к Творцу). Первопричина не имеет причины, другими словами, Творец всего не имеет над Собою Творца. Он — Вечный, Безначальный. Этого никак нельзя приписать природе «всему миру в целом», потому что природа, «мир в целом» — не вечны; они имеют свое начало, а поэтому не могут быть первопричиной (Творцом). То же можно заключить и о материи, ибо материя — та же природа.
«Следовательно, должна существовать Первопричина всех вещей, которая обязана включать в себя, по крайней мере, все характеристики и свойства Вселенной, которая была произведена этой Первопричиной».
Только Тот, Кто был до существования всякой вещи и самой природы, и через Которого все начало свое существование, — и есть Творец. Он не может иметь над Собой другого Творца — это единственное «исключение», которое существует во Вселенной. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан. 1,1-4).
«Бог исходит из Самого Себя, от вечности в вечность», — писал еще в 16 столетии Ян Амос Коменский.
Бог — нетворим, Он — вечен, «без начала дней и без конца дней».
2. Что существовало до Бога?
Это продолжение первого вопроса. Как мы увидели, Бог является Безначальным Нетворимым Естеством, от Которого и чрез Которого взяло существование всякое начало. Поэтому ответ на вопрос: «Что существовало до Бога?» — тот же: Бог вечен, без начала дней. Он вечен во времени. Поэтому положения «до Бога» не может существовать.
Сохранилось одно предание, которое ярко иллюстрирует это:
Один царь в древние времена задался целью узнать, что было до Бога. И простой пастух взялся разрешить его вопрос. Пастух предложил царю: «Считай!» — Царь удивился этому, но все же начал: «Один, два, три…» — «Нет, нет! — перебил его пастух, — ты начни раньше «одного»! — «Как раньше «одного»? — разозлился царь. — Раньше «одного» нет счета, счет начинается с «одного». — «Правильно ты ответил, царь! Вот точно так и раньше Бога не существовало ничего», — ответил пастух.
И это верно!
«Все, что начало быть,» через Бога «начало быть» (Иоан. 1,3).
3. Как Бог творил из «ничего»?
Создать что-либо из существующего материала, — это не есть творение в полном смысле этого слова. Только Всемогущий и Мудрый Творец, Вечносущий Бог, Один в силе был сделать это: творить и создавать из ничего.
Слово «создавать» означает «производить», «делать существующим». Бог создал все из ничего. Прежде чем начались какие-либо естественные процессы, Бог все сотворил в совершенстве. Он не использовал ранее существовавшие материалы для образования земли и планет, как это делает скульптор, когда высекает прекрасную статую из бесформенной каменной глыбы. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32,6). Это называется «первосотворением», которое, впрочем, отнюдь не означает, что после того, как Вселенная стала существующею, Бог не использовал сотворенные прежде элементы для завершения Своего творения. Действительно, Библия указывает, например, что Бог создал «человека из праха земного» (Быт. 2,7).
«В творении Бог говорит и действует. Это повеление и действие вполне сознательны, поэтому они свидетельствуют о Личности Бога. Бог не есть какая-то неодушевленная, механическая «первопричина». Он не является и каким-то «описательным принципом», извлеченным из феноменов природы. Бог создал Вселенную с определенной целью. Интеллект и воля свидетельствуют о Личности. К тому же, сотворение Вселенной говорит о единстве Божества.
Более того, поскольку Бог сотворил все просто Словом Своим, Он Всемогущ. И Библия содержит бесчисленное множество утверждений о Его всемогуществе».
Такого мнения придерживается целый ряд ученых:
а) Вебстер: «Определение сотворить — значит вызвать из небытия в бытие, дать существование тому, что не существовало, создать из ничего. Сотворение мира — это проявление высшей творческой силы, которое вызвало мир или Вселенную к существованию».
б) Гезениус: «Первый стих Бытия учит, что первоначальное сотворение нашего мира, в его грубом и хаотическом состоянии, было из ничего».
в) Калиш: «Господь создал Вселенную не из бесформенной массы, а из ничего».
Как мы увидим ниже, современная наука уже доказала, что Вселенная, целиком и полностью, во всей своей бесконечности, произошла (сотворена) из «ничего». Значит материя не вечна, она «произошла» из ничего, но, естественно, не сама по себе. Это мог сделать только Единый и Живой Бог — Творец видимого и невидимого.
4. Как понять: Христос Единородный Сын Бога Отца, и, как и Отец, Безначален и Вечен. Когда же Он родился? Имел ли Он начало?
Этот вопрос труднопонимаемый для ограниченного человеческого ума. Это те истины, которые искупленные будут изучать всю вечность. Подобные истины сокрыты «до века». И все же мы на примере можем уяснить себе и этот вопрос, как и прочие, связанные с ним: Как может быть Сын в Отце Своем, и Отец в Своем Сыне?
Представим себе солнечный луч. Он рожден от солнца, и в то же время он произошел одновременно с солнцем. Этот луч находился в солнце, и солнце находится в луче.
Подобно и Сын Божий — Вечен, как и Сам Бог. Он, как Луч, рожденный от Бога. Здесь слово «Единородный» не указывает на то, что Он когда-то начал Свое существование, но на то, что Он Единственный у Своего Отца, Бога.
Подобно тому как раскаленный металл в горниле: огонь в металле и металл в огне, — так мы можем представить выражение: «Сын в Отце и Отец в Сыне».
5. Если Бог есть, то почему Его не обнаружили? Видел ли кто-либо Бога?
Часто нам заявляют, что раз Бога не обнаружили нигде, значит Его нет, Он не существует… Нам говорят: «Мы изрыли землю, исследовали моря, океаны, обследовали сушу, изучили небо, Вселенную, но Бога не нашли». Для чего же велись эти исследования? Искали ли вообще Бога? Да нет же! И еще раз — нет! Исследования велись с другой целью. Вот, что читаем по поводу того, для чего велись эти исследования неба и Вселенной: чтобы открыть «человечеству пути проникновения во Вселенную, к овладению богатствами новых миров».
Если бы целью было обнаружение Бога, то «следы» Его нашли бы везде. «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творения видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их: называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1,19-22). «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13,1; 52,2).
Здесь уместно привести слова чешского писателя М. Швандрлика, который подобным людям задает вопрос: «Позвольте спросить: А вы видели молекулу чистого кислорода? А молекулу белка? Или хотя бы атом водорода, ион гелия? Кто, в конце концов, видел ядро нашей планеты? Тем не менее большинство людей верит в существование вышеперечисленных предметов…»
Эти вопросы будут хорошим ответом для тех, которые считают, что Бога нет, потому что Его не видели.
Вот еще один пример, который хорошо иллюстрирует жалкое положение отрицателей Бога:
Однажды по пустыне проезжал путешественник, который не верил в Бога, проводником же его был христианин. Так случилось, что всегда, когда они останавливались на ночлег и утром поднимались, чтобы отправиться в путь, проводник становился на колени и молился Богу. Путешественнику это не нравилось, и он всячески старался дразнить проводника. И вот однажды он спросил последнего: «Скажи, ты Бога видел?» — «Нет!» — ответил проводник. «Тогда может ты Его слышал?» — «Нет!» — «Может ты обонял Бога или осязал?» — «Тоже нет!» — «Глупый же ты, если не видел, не слышал, не обонял, не осязал Бога и веришь в Него!».. Проводник промолчал. Прошло немного времени, и вот, поднявшись утром, путешественник сказал: «Нам нужно быть осторожными, здесь прошел караван верблюдов». — «А ты, что видел их?» — спросил проводник. — «Нет!» — отвечал путешественник-исследователь. — «А что, слышал их голос?» — «Нет!» — «Тогда быть может ты их обонял или осязал?» — «Да нет, но вот смотри: здесь следы верблюдов. Они говорят о том, что здесь прошел караван», — настойчиво объяснял ученый. — «Какой же ты ученый, — сказал проводник, — ты поверил в верблюдов лишь по их следам, между тем, их самих ты не видел, не слышал и не чувствовал, а надо мной посмеялся, что я верю в Бога, Которого не видел. Погляди хотя бы на восходящее солнце, посмотри по сторонам на холмы, на кустарники, или хотя бы вот на эти песчинки! Чьи все это следы? О ком они говорят?»..
С тех пор пристыженный ученый уже больше не пытался насмехаться над верующим проводником.
6. Где обитает Бог?
Бог обитает «в неприступном свете», поэтому смертному человеческому существу Его невозможно увидеть: «Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6,16).
По словам апостола Павла Его обитание на третьем небе, в раю: «Знаю человека