И только Тот, Кто предназначил человека «на вечную молодость и жизнь», способен поднять и облагородить павшую человеческую природу, если человек обратится к Нему.
Однако мир продолжал погружаться в грех, и три проклятия последовали одно за другим.
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,17-19).
Результатом этого проклятия стало появление вредных животных и растений, усталость, старение и смерть.
«И сказал Господь Каину: «… ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4,11-12).
Результатом этого проклятия стало общее истощение почвы. А человек стал скитальцем и кочевником в поисках лучших условий существования.
«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8,22).
Это третье проклятье, которое постигло землю за грехи допотопного мира. Результатом его стало изменение климата.
Первое проклятие мы уже рассматривали раньше, поэтому перейдем к следующим двум проклятиям и посмотрим на те изменения, которые произошли на Земле под действием сил зла.
Убийство Каином своего брата Авеля было второй ступенью падения человека. Смерть пожала первую человеческую жертву. Грех настолько поработил человека, что начал проявлять в нем свои результаты. Каин погряз в зависти, эгоизме и злобе настолько, что вместо любви к своему брату проявил самую жестокую ненависть, выразившуюся в убийстве. Это повлекло за собой новое проклятие. По мере того, как человек все дальше удалялся от Бога, не желая Ему покоряться, природа все больше освобождалась из-под влияния человека и преподносила ему вместо благословения все новые проклятия. Человек должен был теперь «в поте лица» обрабатывать землю, а она не давала ему тех урожаев, что раньше. Земля теряла силу плодородия.
Сейчас мы знаем, что для того, чтобы поддерживать плодородие почвы люди вносят много биологических и химических удобрений. Но не всегда было так. Было время, когда земля во всей своей силе служила человеку. После грехопадения, Бог допустил, чтобы грех истощал почву, а в некоторых местах превратил ее в пустыни или солончаки.
Люди пытаются обвинить Бога в том, что Он проклинал всю землю за грехи отдельных людей. Но, когда мы изучаем природу греха, то становится ясным, что не Бог виноват в этом, а человек. Погружаясь в грех, человек испытывал на себе новые проявления зла. О чем же говорит выражение: «Господь сказал: «проклята земля»? Этим Господь объяснял, что сатана, присвоивший себе роль хозяина Земли, вступал в более полные права господства над ней, а человек терял сферы своего влияния. И Господь не препятствовал этому, потому что сам человек передал свое право правления покорившему его дьяволу.
«С этого времени человеческий род подвергался искушениям сатаны. Вместо необременительной приятной работы, предопределенной людям, их участью станут заботы и тяжелый труд. Их постигнут разочарования, скорбь, страдания и, наконец, смерть.
Находясь под проклятием греха, вся природа должна была свидетельствовать человеку о том, что значит восстать против Бога, и к чему это приведет.
Пока Адам оставался верен принципам Неба, природа была подчинена ему. Но, когда он нарушил Божественный закон, подвластный ему животный мир восстал против его правления… Такая школа, необходимость которой вызвана грехопадением, должна научить человека обуздывать себя и свои страсти и развивать самообладание. Это являлось частью великого замысла Божьего в возрождении человека из бездны греха и падения».
Природа не сразу проявила к человеку все свое возмущение и сопротивление. Каин пытался обвинять Бога в несправедливости проклятия земли за грех Адама, но когда испытание коснулось его, он также не устоял, хотя и был предупрежден об опасности: «И сказал Господь Каину: «… у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,6-7). Однако, несмотря на это, Каин пренебрег советом Божьим и, как результат, он испытал на себе новый удар.
Проходили столетия. Мир все глубже и глубже погружался во зло. Дошло до того, что человечеству угрожало самоистребление, и Бог был вынужден вмешаться, чтобы сохранить жизнь на планете. Это было достигнуто через истребление нечестивого поколения, «грехи которого достигли неба», в водах потопа, и через сохранение рода человеческого в восьми душах семьи Ноя. Мир был потоплен, но на планете остался новый след проклятия.
«После потопа земля являла собой неописуемое зрелище хаоса и опустошения. Горы, которые были когда-то так прекрасны в своей соразмерности, превратились в беспорядочное нагромождение земли и различных пород. Поверхность ее покрывали обломки камней и скал. Во многих местах бесследно исчезли холмы и горы, а там, где раньше простирались равнины, теперь тянулись горные цепи. Но не везде произошли одинаковые изменения. Края, когда-то славившиеся богатыми запасами золота, серебра и драгоценных камней, носили самые тяжелые следы проклятия, а ненаселенных частей земного шара и тех мест, где грех господствовал не в такой сильной мере, проклятие коснулось меньше.
Громадные леса были погребены под землей. Постепенно они превратились в обширные залежи угля, существующие и до наших дней, а также в большое количество нефти».
Вследствие греха допотопного мира третье ужасное проклятие постигло землю (Быт.8,22).
До потопа на земле существовал влажный умеренный климат, который был одинаков для всей суши земного шара. «Пар поднимался от земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2,6). После потопа бури, ураганы, наводнения стали частым явлением. А устойчивый умеренный климат сменился резко-континентальным.
Ученые давно заметили это изменение. Раскопки показали, что когда-то теплые влажные субтропики были в тех местах, где в настоящее время господствует вечная мерзлота. Кроме того, до потопа умеренный климат не изменялся круглый год, т. е. не было различия между летом и зимой. Исследуя причины этого, ученые обратили внимание, что «земная ось составляет с площадью орбиты угол в 66,5 градусов».
Возник вопрос: почему земная ось не перпендикулярна к площади орбиты Земли? Когда и почему произошло отклонение оси на 23,5 градуса от прямого угла в 90 градусов? Какой был бы климат, если бы не было этого наклона?
Оказывается, если бы ось земли оставалась перпендикулярной к площади орбиты, то на земле не было бы разницы между летом и зимой, и в каждой точке планеты круглый год был бы один и тот же сезон. Какой? — «Для умеренного и полярного поясов его можно назвать весной. Дни всегда и везде были бы равны ночи… В жарком поясе изменения в климате оказались бы не так заметны; на полюсах… солнце никогда не заходило бы, а целый год скользило бы по горизонту… Стояло бы вечное утро. Суровый полярный климат был бы заметно смягчен».
Примерно такова картина наблюдалась до потопа.
Последствия третьего проклятия земли привели к существующему в настоящее время наклону земной оси, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Природа все больше и больше восставала против правления человека. Человек из управителя делался подвластным и должен был, подобно природе, подчиниться полностью законам природы.
На этих трех видимых изменениях дело не остановилось. Стихии природы высвобождались, все учащаясь по мере приближения к концу времени, в виде вулканов, землетрясений, наводнений, разрушительных ураганов, морских цунами и пр.
А вот еще одно изменение, которое произошло на земном шаре в древности. Читаем 1Пар. 1,19: «У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля…» (см. Быт. 10,25).
Очень краткое историческое сообщение огромного события: «земля разделилась». Уже давно ученые заметили «поразительное сходство в очертаниях берегов Атлантики; если их сдвинуть вместе, то выступ Бразилии почти точно войдет в Гвинейский залив, а далеко выступающая в океан Западная Африка удобно уместится в Карибском море…»
«Схожи не только очертания материков по обеим сторонам Атлантического океана. Гвианское нагорье в Южной Америке словно является продолжением гор Судана. Одинаковое происхождение и возраст имеют не только осадочные и вулканические породы на берегах Африки и Америки, даже отдельные слои в недрах земли и там и тут чередуются в одинаковом порядке. Что это?..
На берегах Америки и Европы… находили в земле останки одних и тех же животных: мамонтов, диких лошадей, мускусных быков… На обоих берегах Атлантики росли платаны, секвойи, болотные кипарисы, тюльпанные деревья. Как они могли перебраться через океан?
… На Шпицбергене и в Антарктиде (когда-то) шумели зеленой листвой тополя, магнолии, кипарисы, даже саговые пальмы».
Впервые этим вопросом заинтересовался австрийский геофизик Альфред Вагнер в 1910 году. Он сделал заключение, что когда-то «все нынешние материки составляли одну исполинскую глыбу суши — Пангею».
В наши дни этим вопросом ученые занялись вновь.
Это открытие подтверждает ход истории и свидетельство Библии. Нам становится легче понять, как появились первые люди за океаном.
Перед учеными встал целый ряд вопросов: «Почему земной шар так сильно менял наклон оси своего вращения? И почему первоначально суша находилась в одном Южном полушарии? Почему она не раскололась раньше? и др».
Правильный ответ на все эти вопросы может дать только наука всех наук Священное Писание или Библия.
Таким образом опять делаем вывод, что окружающая нас природа не только свидетельствует о Боге, но также свидетельствует и о грехопадении. Ап. Павел в Рим.8,19-23 пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне: И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
Перед нами проходит вся история грехопадения. Как зародилось и развивалось зло, как человек терял господство над созданной для его блага природой. Как природа, будучи однажды на высоком уровне развития, постепенно, будучи порабощенной грехом, все более и более вырождается.
Еще больше дополняют наши познания в этих вопросах открытия, которые сделала наука. Хотя некоторые ученые пытаются отрицать бытие Божие, открытия науки все чаще говорят в пользу Вечного Творца.
И чем больше открытий, тем яснее. Чем точнее открытия, тем труднее противникам отрицать существование Бога. «Будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов. 39:32).
Глава 3
Открытия науки свидетельствуют о Боге
«Можно смело утверждать, что данные науки, добытые упорным