Скачать:TXTPDF
Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии

имя последнего фараона гиксосов Апепи (Апапи).

«Положение их изменилось к худшему со вступлением на престол новой природной египетской династии. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», а вместе с тем не мог признавать и прав его потомков на те особенные привилегии, которыми они пользовались при прежней династии. Имя Иосифа, как сановника низверженной династии, могло быть ему неизвестно (или он мог просто не признавать его заслуг). Вместе с тем понятно с какими чувствами царь в его положении мог относиться к израильтянам. Они были привилегированными подданными, пользовались особенной благосклонностью низвергнутой династии, при которой они владели одним из богатейших округов Египта, господствующим над подступом к самому сердцу страны. Ненависть и вражду к низложенной династии он естественно перенес и на любимое ею племя… И вот в чисто государственных интересах начинается по отношению к ним политика давления и угнетения.

Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии, но затем оно перешло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае и не нужно было выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самой местности обитания израильтян. После изгнания гиксосов из Египта требовалось на будущее время охранить страну от вторжения диких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный: библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькой от тяжелой работы над глиной и кирпичами, и от всякой работы полевой, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1,13-14).

С каждым новым царствованием возрастали тяготы для народа, и не только израильского, но и египетского. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками, которыми украшали свои резиденции, и чем знаменитей был фараон, чем блистательнее его царствование, тем больше стонал народ под гнетом непосильных работ и повинностей. Самым знаменитым фараоном этого периода (18-й династии — Д. Ю.) был Тотмес III (Тутмос). Это был «Александр Македонский» древнего Египта. В течение своего продолжительного 54-летнего царствования он создал бесчисленное множество монументов, величественных храмов и укреплений».

«Почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей, а семит на должности наместника — событие слишком серьезное, чтобы о нем можно было умолчать. Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа.

Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации, период страданий и унижения египетской державы. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н. э. и возобновляются только после 1580 г. до н. э. Одной из жертв этого «вымарывания» ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф… исполнитель гиксосской политики, ответственный за глубокие экономические перевороты, непопулярные у египтян».

Моисей

Относительно Моисея как исторической личности также привожу выводы З. Косидовского:

«До сих пор нет единого мнения относительно того, что произошло на самом деле, и существовал ли в действительности Моисей. Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх берет элемент исторической правды и уменьшается роль легенды. С Моисеем происходит скорее обратный процесс

Но разве из этого должно следовать, что Моисей не был реальной исторической фигурой? Отнюдь нет! Современная наука стала более осторожной в вынесении приговоров в таких вопросах с тех пор, как она обнаружила на дне многих легенд и мифов целые залежи истинных событий.

Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественности не исключают той возможности, что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И, следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя безоговорочно доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данное событие молчанием. Поэтому, если мы хотим докопаться хотя бы до частичной правды, то должны прибегнуть к косвенным доказательствам, исследуя скупые, трудно поддающиеся прочтению следы в исторических документах.

Ученые проделали очень интересную в этом отношении реконструкцию. Постараемся восстановить главные ее элементы.

Вот они:

В Библии израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Этот разрыв охватывает приблизительно 400 лет существования Израильского народа. (Согласно Библейской истории, равно как и по Септуагинте и по «Торгуму Ионафана», израильтяне находились в Египте 215 лет. — Д. Ю.)

После изгнания гиксосов фараоны 18-й династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь».

Освободительные войны фараонов 18-й династии Ахмоса I, Аменхотепа I (он же Аменофис) и др., резиденция которых находилась в Фивах, центре южной провинции Египта, привели и к насаждению единобожия, объявлением Фиванского Амона-Ра общенациональным богом. Это укрепило Египет под властью фараонов и жрецов. Хотя Амон-Ра почитался богом Солнца, теперь ему придавался смысл бога всего Универса. Вот строки из молитвы в его честь: «Предвечный, сотворивший небо, и создавший землю, создавший моря и горы, творец Вселенной, — ты озарил землю во тьме, засияв в хаосе». (Берлинский папирус, 3049, 8 стр.)

«За Амосом (Ахмосом I) последовал Аменофис I (Аменхотеп I), ставший фараоном, где-то около 1525 г. до Р. Х., возможно, тогда и родился Моисей. Но не исключено, что рождение Моисея пришлось на начальную пору господства Тутмоса I, чья дочь Хатшепсут и нашла младенца Моисея в корзине среди тростника (Ср. Исх. 2,1-10). Моисей воспитывался во дворце. До 40 лет он считался египтянином (Деян. 7,20-23).

Если Хатшепсут действительно была той дочерью фараона, которая нашла Моисея, то именно один из вышеупомянутых фараонов и был гонителем израильтян… Моисей родился в разгар этих гонений, когда всех новорожденных израильтян мужского пола фараон требовал умерщвлять (Исх. 1,16), поэтому мать и спрятала будущего пророка в корзине, которую «поставила в тростнике у берега реки» (Исх. 2,3)… Хатшепсут стала первой в истории правительницей Египта, первой женщиной-фараоном. Она правила за 1500 лет до Р. Х. После нее Египтом правил ее приемный сын (по Г. Г. Геллею: ее единокровный брат — Д. Ю.) Тутмос III.

Реальный отец Хатшепсут Тутмос I не имел наследников-сыновей. Потому он и женил своего побочного сына на своей дочери Хатшепсут. Но и у сына, ставшего фараоном Тутмосом II, также не оказалось наследников мужского пола. Он, как и его отец, женил своего побочного сына на его же сводной сестре. После кончины фараона, покуда Тутмос III еще не был совершеннолетним, Египтом правила его мачеха (и одновременно теща) Хатшепсут, продолжавшая править и после достижения совершеннолетия Тутмоса III. Получив, наконец, трон, Тутмос III возненавидел ее настолько, что повелел разрушить ее статуи и ее изображения убрать из фрагментов с надписями и рельефами. Не исключено, что так пропал и какой-либо текст, упоминающий Моисея. Тутмос III ненавидел израильтян и велел уничтожить все записи об участии Израиля в жизни Египта».

Казалось бы, все поставлено на свои места, но в Библии мы читаем, что порабощенные египтянами евреи «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1,11).

Название последнего из этих городов, Раамсес, дало повод некоторым египтологам, и во главе их Бругшу, заключить, что построение их относится ко времени 19-й династии, к царствованию Рамсеса I или II, что было на два столетия позже.

Зенон Косидовский делает вывод, что эти события произошли при Рамсесе II и Мернепте (он же Мернефта, Меренпта, Меренптах, Мернептах), его преемнике.

А вот заявление А. Е. Маккиббон:

«В 1883 году в земле Гесем были сделаны раскопки и найдены развалины древнего города Пифом. Многочисленные надписи говорят, что этот древний город был построен Рамсесом II.

В греческие времена этот город был назван Иерополис или Эро. По-египетски это означает: склад, магазин. Предполагается, что Пифом и Раамсес (Исх. 1,11), которые израильтяне построили для фараона и были городами для запасов. В этом месте исследователь Новилл раскрыл даже комнаты сокровищ. Они крепко построены и разделялись кирпичными перегородками 3-х метровой толщины. Кирпичи полувысушенные солнцем. Половина кирпичей с соломой, а половина — без соломы. Запасные хранилища занимали в Пифоме целую площадь города, стены которого достигают 200 м при семиметровой толщине. Бессоломенные кирпичи в этих стенах, как будто отзываются эхом суровости фараоновых слов, когда он сказал: «Не давайте впредь народу соломы (Исх.5,7) для делания кирпичей, как вчера и третьего дня». Около этих старинных стен мы можем видеть и щупать тяжелую работу еврейских рабов. Если бы эти развалины разговаривали, то какие сказания о жестоких смотрителях, о кровавых истязаниях, об истощении и отчаянии, открыли бы они нам!

Если Рамсес II был фараоном во время рабства, кто же был фараоном во время исхода? Рамсес II правил 66-67 лет, и во второй половине своего правления, правил рукой владычественной.

По смерти Рамсеса II престол наследовал его сын, который никак не походил на своего отца. Вступление на престол Маренптаха, кажется, послужило сигналом для восстания против Египетского трона. Ливийцы Северной Африки, жители островов, морей, народы Азии, поднялись не только для того, чтобы освободиться от египетского рабства, но даже занять его территорию. Мучимый восстаниями и язвами он, наконец, удовлетворил всякое требование евреев».

«В Египте обнаружен древний документ — так называемый «папирус Анастасия». Он описывает жалобы одного египетского начальника, руководившего строительными работами в районе Гозена. Строительство пришлось приостановить, «так как — жалуется начальник — изготовлять здесь кирпич невозможно из-за отсутствия соломы в этой местности».

К. Керам утверждает, что именно «при дворе Рамсеса вырос Моисей».

А вот мнение Зенона Косидовского:

«Рамсес II, правивший в 1292-1234 годах до н. э. (по др. данным 1317-1251 г. до н. э.) был великий воин, который стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гесем. Вдобавок Рамсес II считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой стране бога Сета.

Рамсес II чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте разоренного Авариса, новую столицу —

Скачать:TXTPDF

Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии Библия читать, Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии Библия читать бесплатно, Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии Библия читать онлайн