Бога (Римл. 8, 7) и преступление против Его закона (1 Иоан. 3, 4).
ДАВИД — был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом на царство задолго до своего воцарения (1 Цар. 16,1-13).
ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ — день суда, который предсказан во многих пророчествах (Ис. 2,12; 13,6; Иоил. 2,31;
1 Фее. 5,2; 2 Петр. 3, 12). Великий день Господень (Соф. 1, 14).
ДЕСЯТИНА — пожертвование святых целей десятой части приобретенного урожая (Быт. 14,20; 28,22). По позднейшим предписаниям закона (Лев. 27,30; Числ. 18,21), каждый израильтянин должен был давать от своих полей, деревьев и стад десятую часть Богу как Владыке всего и как Царю народа.
ДИНАРИЙ — составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во время Тиверия.
ДУХ — дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов. 12, 10; 27,3).
ДУША — физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные в Быт. 1,20 называются душою живою; также сказано, что Ирод искал души Младенца, т. е. Его жизни (Матф. 2,20).
ЕВАНГЕЛИЕ — (греч. слово), т. е. радостная весть. Так называется прежде всего благая весть о спасении через Иисуса Христа.
ЕВАНГЕЛИСТ — евангелисты должны были разъезжать по местам, проповедуя Евангелие и приготовляя путь для последующего более глубокого учения пастырей и учителей.
ЕММАНУИЛ — т. е. «с нами Бог».
ЖЕРТВА — т. е. дар; общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу.
ЗАВЕТ — см. «Союз».
ЗАКВАСКА — всепрони-кающая и изменяющая сила закваски является главной сутью сравнений в различных иносказательных выражениях.
ЗАКОН — евр. Тора. 1) Слово Божие вообще.
2) Писания Ветхого Завета вообще. 3) Пятикнижие Моисееве. 4) Закон Моисеев, т. е. собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, данных Моисею на Синае.
ИАКОВ — сын Исаака и Ревекки и брат Исава.
ИДОЛ -, то, пред чем преклоняются вместо Бога, вообще все то, что отвлекает сердце от Бога.
ИЕРУСАЛИМ — современный Иерусалим, несомненно, находится на месте прежнего города. До сих пор слова псалмопевца об Иерусалиме: что это — «прекрасная возможность, радость всей земли» (Псал. 47,3), — остаются справедливыми. Город с Елеонской горы представляет особенно красивый вид со своими внушительными стенами, многочисленными куполами и минаретами. Но прежней славы нет…
ИИСУС ХРИСТОС — Сын Бога Отца от вечности, ставший Сыном Марии, когда пришла «полнота времени». Он родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, распят, умер и погребен в Иерусалиме. В третий день после смерти Он воскрес и в 40-ой день вознесся на небо. Его имя Иисус (евр. Иесуа или Иешуа, т. е. Иегова спасет) было возвещено Его Матери через ангела еще до Его рождения (см. Матф. 1, 21).
ИЛИЯ — «фесвитянин, из жителей Галаадских», пророк Господа в Израиле (3 Царств 17,1).
ИОАНН — евангелист, «ученик, которого любил Иисус» (Иоан. 21, 7.20), сын рыболова Заведея и Соломин, брат Иакова.
ИОНА — сын Амафеин, пророк из Гафхевера. Был послан Господом в Ниневию, чтобы проповедовать о ее грехах, но вместо исполнения воли Божией он отплыл на корабле из Яфы, намереваясь убежать в Фарсис.
ИРОД — имя некоторых царей, родом из Идумеи, которые во время владычества римлян управляли или всей Палестиной, или ее частью и которые, в то время, когда Иоанн и Иисус благовествовали и основывали духовное царствие Божие, стремились основать и поддержать политическое устройство и независимость Иудеи, внешний блеск которой напоминал бы собой славу Соломона.
ИСКУШАТЬ, ИСПЫТЫВАТЬ — когда говорится о Боге, что Он искушает кого-, либо злом, то это выражение неточно; более коротко и ясно это можно передать так: испытание от Бога, но искушение от греха.
КЛЯТВА — сущность клятвы как призывания в свидетели всеведущего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6,16, где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону, клятва была разрешена только в известных случаях или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом.
КНИЖНИК — когда после Вавилонского плена пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после Р. Хр. Их называли книжниками.
КОВЧЕГ — 1) Ковчег откровения (завета), т. е. ящик. В этом ковчеге хранились откровения (Исх. 25,16), скрижали закона или завета. 2) Ноев ковчег не был построен в виде корабля, а, скорее, напоминал большой четырехугольный дом.
КРЕСТ — слово первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. Крест — дерево проклятия (Гал. 3. 13), сделался славным символом спасения после того, как на нем был распят Иисус (Гал. 6,14). Это орудие мучения сделалось для христиан символом жизни, который даже над могилами свидетельствует о жизни и воскресении во имя Того, Кто смирил Себя до смерти и смерти крестной (Фил. 2,8).
КРЕЩЕНИЕ — погруже-ние; обряд, символизирующий очищение души от грехов и преданность Богу.
ЛЕВИТЫ — левиты вообще, или все колено Левия, были избраны Богом для служения при Его святилище как представители первородного от всего народа.
ЛОТ — сын Арана, племянник Авраама, вышел со своим дядей сначала из Ура Халдейского, а потом из Харрана для того, чтобы поселиться в Ханаане (Быт. 11, 31; 12,4 и дал. 13,1).
ЛУКА — «врач возлюбленный» (Кол, 4,14), впервые появляется в Деян. 16,10 как спутник Павла, сопровождавший его из Троады в Македонию.
МАММОН — арамейское слово, обозначающее «богатство» (Матф. 6,24); оно называется неправедным богатством (Луки 16,9), так как обычно приобретается и употребляется грешным образом.
МАННА — евр. ман ху, то есть «что это?» (Исх. 16,15.31) — название, данное израильтянами тому небесному хлебу (Неем. 9,15.20), которым Бог кормил их во время 40-летнего странствования по пустыне.
МАРК — сын той Марии, в доме которой апостолы собирались после мученической смерти Иакова старшего (Деяния 12,12). Он был племянником Варнавы (Кол. 4, 10).
МАТФЕЙ — апостол Матфей и Левий, сын Алфея, — одно и то же лицо. Левий было его собственным именем, Матфей же (дар Божий) было его прозвищем,, под которым он был всем известен. Некоторые все-таки полагают, что Матфей и Левий были два различных лица.
МЕЛХИСЕДЕК — царь праведности, хананейский царь Салима и также священник Бога Всевышнего.
МЕССИЯ — евр. Машиах, т. е. Помазанный — слово, соответствующее греческому слову Христос.
МОИСЕЙ — великий пророк и законодатель израильтян, родившийся в Египте приблизительно в 1570 году до Р. Хр. Его родители были Амрам, сын Каафа, внук Левия, и Иохаведа, тетка и жена Амрама (Ис. 6,20). Он был братом Мариами и Аарона (Чис. 26, 59), на три года моложе последнего.
МОЛИТВА — определенного приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественных потребностей человеческой души, жаждущей общения с Богом и Его милости. Молитва есть главное в жертвах, и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Ср. Псал. 140,2).
НАЗОРЕЙ — отделенный или посвященный — название человека (мужчины или женщины), который дал Богу обет не пить вина или крепких напитков, не есть виноградных ягод и вообще пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы и во время обета не стричь волос.
НЕБО — 1) Воздух над нами, в котором проносятся облака. 2) Звездное небо — пространство, где движутся бесчисленные небесные тела:
» звезды на небе». 3) Небо, место обитания Бога.
НОЙ — евр. покой. Сын Ламеха, внук Мафусала, родился около 1056 г. после сотворения мира и был человек праведный и непорочный, «ходил перед Богом» (Быт. 6,9).
ОБРЕЗАНИЕ — на 99 году своей жизни Авраам получил повеление от Бога обрезать себя и весь мужской пол в доме своем, своих детей и детей своих слуг, рожденных в доме его и купленных за серебро у иноплеменника. Это было знаком союза между Авраамом и Богом.
ОСАННА — т. е. «помоги» или «дай счастье», торжественное или молитвенное восклицание, взятое из Пс. 117, 25, которым евреи приветствовали Иисуса как Мессию при Его входе в Иерусалим (Матф. 21,9)..
ОСВЯЩЕНИЕ — обряд, которым люди или вещи посвящаются для святых целей.
ОСКВЕРНЕННЫЙ — не чистый; Марк. 7,2; Деяние 10,14.
ОТКРОВЕНИЕ — это слово употребляется в особом значении, когда говорится о делах и событиях, которыми незримый Бог открывается своему творению и прежде всего в совести, природе и в истории.
ОЧИЩЕНИЕ — так называется установленный законом обряд, благодаря которому израильтянин делался свободным по обрядовому закону от навлеченной на себя нечистоты.
ПАВЕЛ — избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его перед народами и сынами израилевыми».
ПАСХА — т. е. прохождение мимо или пощада (Исх. 12,11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам израилевым в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов (Исх. 12, 12).
ПИЛАТ — пятый из римских прокураторов в Иудее и Самарии (25-36 г. г. по Р. X.) (Лук. 3, 1).
ПОМАЗАНИЕ — натираться благовонным елеем было общим обычаем у евреев и других восточных народов. Обыкновенно умещались елеем во время праздников и на пиршествах. Помазание стало признаком радости, а также почтения по отношению к гостям (Пс. 22,5; Матф. 6,17).
ПОСТ — во время общественных бедствий или когда приготовлялись к какому-нибудь важному делу, объявляли пост на несколько дней, в продолжении которых народ, одевшись во вретище (покрывало из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи (Суд. 20,28).
ПРАВЕДНЫЙ — прямой, искренний, справедливый (Иов 1,1).
ПРАЗДНИК КУЩЕЙ — этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне (Лев. 23, 34).
ПРАЗДНИК СЕДМИЦ — этот праздник праздновался в 50-ый день после Пасхи, а поскольку 50-ый по греч. гласит «пентекосте», то это слово стало другим названием этого праздника и от этого греческого названия произошло слово пятидесятница (Деян. 2,1),
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Иисус взял с Собою на высокую гору Петра, Иакова и Иоанна. Когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались блистающими, белыми, как снег.
ПРИМИРЕНИЕ — жертва примирения являлась… тем средством, через которое грешник очищался от всех своих грехов и мог снова вступить в общение с Богом.
ПРИТЧА — рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого запечатлеть духовные или нравственные истины.
ПРОЗЕЛИТ — то есть вновь пришедший; так называются в Новом Завете язычники, перешедшие в иудейство (Деян. 2, 10).
ПРОРОКИ — так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждать, предостерегать от греха и идолопоклонства и свидетельствовать о могущественных делах Божиих в прошедшем.
ПСАЛМЫ — еврейское название псалма «мизмор» — во