никогда уже не смогли слиться в единое государство, хотя великие государи не раз мечтали объединить Западную Европу: Карл Великий, Фридрих Великий, Наполеон, кайзер Вильгельм II и, наконец, Гитлер. Все они вынашивали идею единого государства в Европе. Но их стремления остались неосуществленными.
Пророчество предвозвестило: «Смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим» (Дан. 2,43). Сегодня на карте Европы западнее рек Дуная и Рейна, там, где когда-то Западная Римская империя простирала свое владычество, находятся десять столиц самостоятельных государств.
«Во дни тех царств, — говорит пророчество, — Бог Небесный воздвигнет «Царство Божие, которое во веки не разрушится и не будет передано другому народу» (Дан. 2,44).
Так, за XXV столетий до наших дней было показано Богом одно из основных направлений всемирно-исторического движения народа. Это пророчество — только одно из многих.
Если рассмотреть все эти пророчества совместно, то восстанавливается полная последовательность основных событий истории вплоть до конца мира.
Но каким образом Бог небесный основывает Свое вечное Царство здесь, на земле?
Об этом повествует вторая часть Библии, именуемая Евангелием (благой вестью).
Грех принес в мир страдания, болезни, борьбу и смерть. Грех исказил лицо земли и извратил богоданную красоту человеческого характера, однако Бог на протяжении всех столетий долготерпеливо воздействует на сердца людей для предотвращения их гибели.
Вся сложность этой борьбы заключается в том, что невозможно спасти людей путем насилия над их волей. Прежде, чем человек оставит тот или иной грех или заблуждение, он должен сам убедиться на опыте в необходимости его искоренения.
Грех ослабил волю человека и его нравственную силу. Поэтому для спасения человечества Бог предусмотрел силу, которая именуется благодатью или милостью Божией.
Иисус Христос был послан в мир для того, чтобы открыть людям любовь Бога — Отца и через это вселить надежду в сердца людей. Евангелие говорит: «Когда пришла полнота времени. Бог послал Своего Единородного Сына (Гал. 4,4), чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан 3,16).
На первых страницах Евангелия описывается рождение Иисуса Христа от девы Марии, жившей в Назарете. Эта богобоязненная девушка была обручена с Иосифом, но еще не жила с ним как с мужем. Во время молитвы явился ей сияющий ангел Божий и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Господа; И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»… Мария же сказала ангелу:
«Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнегоосенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божним» (Лук. 1, 30-35).
С радостью и страхом выслушала Мария эту весть. Иосиф, муж Марии, также получил в видении весть от Бога о том, что у него не должно быть сомнений в честности невесты, т.к. она родит Сына от Духа Святого. Иосиф, человек благочестивый, принял ее, как повелел Господь.
Далее Евангелие повествует о рождении Иисуса Христа в г. Вифлееме, куда Иосиф и Мария пришли перед самым рождением Младенца. Это было как раз во время переписи населения во дни римского кесаря Августа.
В ту ночь, когда они прибыли в Вифлеем, им не нашлось места в гостинице, и путникам пришлось переночевать в надворном помещении, так что новорожденный Младенец был положен в ясли. Таким незаметным, бедным и скромным родился в мир Иисус. Жители Иерусалима не проявили к Нему никакого интереса. Но небо отметило это великое событие: над местом рождения Христа на небе ярко засияла необыкновенная звезда. Эту звезду наблюдали мудрецы на Востоке. Они по книгам Ветхого Завета узнали, что рождение Мессии будет отмечено появлением звезды на небе.
Звезда послужила для них путеводителем. Они пришли и поклонились Младенцу, и принесли Ему дары.
С первых же дней жизни Иисуса Христа на земле сатана пытался погубить Его.
Когда мудрецы (волхвы) пришли с Востока в Иерусалим, чтобы подробнее узнать о рождении Мессии, царем в Иудее был Ирод Идумеянин. Этот жестокий тиран воспылал ненавистью и ревностью к родившемуся Младенцу, ибо предполагал, что он займет его место. Поэтому Ирод послал воинов в Вифлеем и повелел убить всех мальчиков до двух лет. В это жестокое время Иосиф и Мария по повелению ангела удалились с Младенцем в Египет, где находились до смерти Ирода. Спустя несколько лет они вернулись в Назарет, галилейский город, где прошли детство и юность Иисуса.
Евангелие кратко сообщает об этом периоде жизни Иисуса: «Иисус же преуспевал в премудрости, возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2, 52). Он трудился вместе с Иосифом в мастерской плотника. Его первым наставником была мать, которая объясняла Ему Священное Писание.
В двенадцать лет вместе с Марией и Иосифом Иисус впервые посетил Иерусалимский храм, куда на праздник стекались тысячи паломников. Здесь впервые Он увидел богослужение, и Дух Святой открыл Ему, что Он есть Тот, Кто должен умереть за грехи мира. Здесь впервые Он беседовал со старцами и учителями, задавая им вопросы, и они дивились Его мудрости.
До тридцати лет Иисус находился в Назарете, был в послушании и труде, как повествует Священное Писание.
Господь предусмотрел, что перед началом служения Иисуса пророк Иоанн Креститель приготовит народ к пришествию Мессии.
В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия Иоанн начал проповедовать и призывать народ к покаянию. Его пламенные обличения и призывы привлекали внимание народа, и тысячи людей приходили послушать пророка. Люди исповедовались в своих пороках и крестились в реке Иордан в знак оставления своих грехов. Знатные книжники и фарисеи также приходили узнать, пророк ли он. Иоанн ясно указывал, что приблизилось время, которого ждали многие столетия, время появления Мессии, т. е. Спасителя.
Огромный интерес охватил всю нацию. Иудеи ожидали, что придет Мессия и освободит их от ненавистного господства римлян. В самом Иерусалиме размещался гарнизон римских войск во главе с прокуратором Понтием Пилатом, ставленником кесаря Тиверия. Кроме освобождения от римлян, евреи лелеяли честолюбивую мечту стать владыками мира и ожидали, что Мессия будет вождем-завоевателем.
В те дни, когда народ собрался у Иордана, пришел Иисус из Назарета. Когда Иоанн впервые увидел Его, Дух Божий открыл ему, что это и есть Иисус Христос — Спаситель.
Известная картина художника Иванова «Явление Христа народу» изображает эту сцену, описанную в Евангелии. Иоанн указывает на Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1,29).
Христос крестился в Иордане, как и все остальные, хотя не был грешен, но показал пример смирения. В это время Дух Святой сошел на Него, и небесный голос возгласил: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук. 3,22).
Вскоре Иисус удалился в пустыню, где Он молитвой и постом должен был приготовить Себя к предстоящей деятельности и служению.
Что особенного сделал Иисус Христос в Своей жизни и чем отличился? Почему Его имя знает весь мир, и почему на протяжении двух тысяч лет это имя не оказалось преданным забвению? Лично Он не написал ни одной книги, Он не был философом или поэтом, не был великим завоевателем и не сделал научных открытий. И все же Его скромная и недолгая жизнь в бедной провинции Галилее оставила неизгладимый след в сознании человечества.
Его общественное служение началось в 30 лет и длилось всего три с половиной года. В это время Он ходил, проповедуя о будущем Царствии Божием и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. Он ходил по пыльным дорогам Палестины, посещая дома бедных людей с небольшой группой учеников, учил народ на лоне природы, на холмах у берегов Генисаретского озера. Со всех сторон стекались люди послушать простые и глубокие поучения. Он обращался к сердцам людей. Говорил о любви Бога-Отца, о том, что Господь желает спасти от бремени греха каждую раскаивающуюся душу. Слова Христа вселяли надежду и веру. Его отношение к людям, слова и поступки показывали всем, как близок Бог к человеку. Со всех сторон приводили и приносили к Нему больных, и Он исцелял их. Он врачевал не только телесные недуги, но исцелял и дух человеческий от бремени вины и томления.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 28-29).
За много веков до рождения Христа пророки предсказали пришествие Мессии — освободителя, и Его современники иудеи думали, что Мессия сокрушит власть Рима и сделает их богатым и господствующим народом. Священники и начальники народа ожидали от Христа решительных действий как от национального героя, вождя-освободителя. Однако они обманулись в своих великодержавных надеждах. Посланник Божий указывал им на их грехи и лицемерие, на их высокомерие и эгоизм. Он призывал к милосердию и самоотвержению, говорил о любви к людям, о прощении врагов, о сострадании к бедным. ОН ГОВОРИЛ, ЧТО ЗЛО НА ЗЕМЛЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО НАСИЛИЕМ ПОТОМУ, ЧТО ОНО КРОЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕРДЦЕ. Тысячелетиями борясь друг с другом, люди убедились в невозможности уничтожить зло собственными усилиями. Были случаи, когда Бог повелевал Израилю истребить особо развратившиеся народы, чтобы пресечь их тлетворное влияние. Это были необходимые и справедливые меры. Пресечение зла необходимо. Грех пустил очень глубокие корни, и полное освобождение каждого человеческого сердца от зла было целью, ради KOTOJ рои Христос пришел на нашу землю: «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3,16-17).
Когда человек искренне обращается к Богу, Бог открывает ему Свою любовь и прощает его согрешения. Это сознание любви Божьей производит благословенную перемену в характере человека. Ученики Иисуса испытали это на себе. Самоуверенный и заносчивый Петр стал скромным, выдержанным; братья Иаков и Иоанн, будучи тщеславными и мстительными по своей греховной природе, впоследствии стали людьми самоотверженными и любящими.
Дух Святой совершал и совершает работу по очищению и возрождению каждого, кто искренно этого желает.
До Своего воплощения Христос пребывал в небесной славе, все ангелы повиновались Ему как своему повелителю, вся Вселенная была в его владении. А теперь Он добровольно уподобился людям ради их спасения.
В Своем бесконечном сострадании и сочувствии к заблудшим сынам и дочерям земли Иисус согласился оставить Свое высочайшее положение на небе и снизошел к людям, «по виду став как человек» (Фил. 2,7). Он жил как самый скромный труженик земли, взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, чтобы каждый из нас мог понять характер Бога и полюбить Его.
Когда