внимание и симпатии многих простых людей обратились к Иисусу, вожди народа — книжники и первосвященники исполнились зависти и ненависти к этому новому Учителю. Они отвергли Его как Мессию и стали издеваться над Его учениками. Сатана и его злые ангелы управляли сознанием завистливых людей. Они стали строить коварные планы, чтобы погубить Христа, пытались уловить Его в слове или поступке, но не могли найти ничего основательного против Него.
За несколько дней до Пасхи Иисус воскресил Лазаря из города Вифании, вблизи Иерусалима. Это явное чудо произвело огромное впечатление на народ, однако ослепленные ненавистью вожди народа пошли на крайние меры. На тайном совете они замыслили убить Иисуса и Лазаря, которого Он воскресил.
Среди учеников Иисуса нашелся предатель, человек хитрый и алчный. Зная ненависть иудеев к Иисусу, он предложил им свои услуги и решил предать своего учителя за тридцать серебренников. Они охотно согласились и дали ему деньги. Иуда знал место, где молился Иисус ночью в Гефсиманском саду.
В этот вечер Иисус провел последнюю прощальную вечерю со своими учениками. Он еще раз предупредил их о том, что книжники и священники убьют Его, но Он в третий день воскреснет. В этот вечер их Учитель был особенно печален, чего раньше они никогда не замечали. Их сердца исполнились тревожным предчувствием. Он собрал их в отдельной комнате — «верхней горнице» — и здесь преподал им памятный урок.
ТРАГЕДИЯ ГОЛГОФЫ
На Востоке был обычай, согласно которому слуга омывал ноги всем гостям прежде, чем они поднимались в горницу.
Но на этот раз, когда ученики пришли в дом, слуги не оказалось. Из учеников никто не пожелал унизиться перед другими. Тогда Иисус снял с Себя верхнюю одежду, налил воды в умывальннцу и, препоясавшись полотенцем, стал омывать ноги каждому из учеников. Это весьма устыдило их. Тот, Кого они почитали великим, не посчитал для Себя унижением оказать им услугу. Их гордость и самоуверенность исчезли, и они поняли, что Иисус пришел в этот мир не господствовать над людьми, но послужить им и показать пример взаимного служения.
На известной картине Леонардо да Винчи изображена тайная вечеря именно в тот момент, когда Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Era Иуда тотчас после этого ушел выполнять свой черный замысел.
Христос помолился, разделил с учениками хлеб, а затем дал им пить из чаши вино, сказав, что так, как преломляется хлеб, будет ломимо Его тело, и подобно вину в чаше, будет пролита Его кровь за грехи людей. Тогда же Он заповедал Своим последователям совершать этот обряд: «Сие творите в Мое вопоммнание» (1 Кор. 11,24).
Затем они пошли в Гефсиманский сад, где Иисус, уединившись, горячо молился Своему Отцу, чтобы Он простил грехи всех людей и дал Ему силы перенести предстоящую казнь. Это была мучительная агония.
«Возмездие за грех — смерть», и поэтому Иисус взял на Себя вину за грехи людей. Именно великая любовь к каждому из нас побудила Христа отдать Свою жизнь за людей, чтобы искупить грехи наши и дать нам надежду на очищение, чтобы стать нашим Защитником на суде Божием.
В этот час Иуда привел воинов и священников в сад. Предательским поцелуем он указал на Того, Кого они искали.
Иисус не оттолкнул предателя, не унизил его презрением, но со скорбью спросил его: «Иуда, целованием ли предаешь Сына человеческого?» (Лук. 22,48).
В течение всей ночи в доме первосвященника совершался суд на Иисусом.
Он стоял перед ними безмолвный и спокойный, они же обрушили на Него всю свою ненависть. Его бичевали, плевали Ему в лицо, глумились и насмехались над Ним, но с непоколебимым спокойствием и терпением Христос переносил все эти унижения и мучения. Утром Христос в сопровождении Своих мучителей и обвинителей был отведен к римскому наместнику Понтию Пилату.
Понтий Пилат вышел к народу и сел на судейское место. Увидев Иисуса и всмотревшись в его лицо, он почувствовал Его непорочность и чистоту.
Невольно Пилат проникся уважением к Подсудимому. Он сравнивал Его поведение с мятежным и злобным поведением иудеев и понял, что они действуют под влиянием зависти и ревности. В результате разбирательства не обнаружилось сколько-нибудь веских обвинений против Иисуса, и Пилат старался вести дело так, чтобы освободить Его. Однако огромная толпа, подстрекаемая священниками, с криком требовала смерти Христа. Слабовольный Пилат не осмелился защитить Иисуса и отдал Его воинам, которые стали бичевать Его, а затем повели на распятие. На Христа взвалили тяжелый деревянный крест и заставили нести через город к месту казни. Несколько раз Христос падал в изнеможении под тяжестью креста. Однако бездушные воины заставляли Его нести Свою ношу дальше.
Вместе с Иисусом к месту казни вели еще двух разбойников, осужденных на смерть.
Когда толпа приблизилась к Голгофе, воины сияли вернюю одежду с Иисуса, и все увидели Его израненную спину. На голове у Него был терновый венок — знак глумления и насмешки.
Сначала узников привязали к крестам, а затем прибили гвоздями руки и ноги…
Разбойники бились в руках палачей и кричали от боли. Иисус же принял казнь без единого звука. На протяжении нескольких часов, невыразимо страдая. Он висел на «брусьях креста». Рядом стояла большая толпа народа, ругательства и насмешки раздавались повсюду. И в этот час самых жестоких мучений из уст Иисуса не вырвалось ни одного слова проклятия или упрека. Подняв к небу Свой взор, Христос молился Отцу и просил, чтобы Бог простил Его мучителей:
«Огче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23,34).
Он молился за всех людей. Его любовь была сильнее ненависти толпы. И когда Он, истомленный страшной пыткой, опустил голову на грудь и умер, римский сотник, наблюдавший за всем происходящим, сказал: «Истинно, Человек Этот был праведник» (Лук. 23,47).
Ангелы Божьи наблюдали за всем происходящим, они видели скорбь Отца Небесного. Как никогда раньше, они осознали, что Бог из любви к людям допустил смерть Своего Сына. Таким образом грехи людей, нарушавших святой закон Божий, были возложены на Иисуса Христа. Он умер за нашу вину, и потому Он один может даровать нам прощение.
Перед всей вселенной был оправдан авторитет Бога и Его святого закона. Своей святой жизнью Иисус показал, что закон Божий справедлив и что его исполнение указывает людям путь к праведной жизни.
Своею смертью Христос осудил грех и в то же самое время открыл для грешника возможность спасения. От того, как мы отнесемся к этому, будет зависеть наша вечная участь.
ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ
Иисус был погребен во гробе Иосифа. Это была пещера в скале, вход в которую закрывал большой камень. Римская стража охраняла это место. После того, как тело Иисуса было положено в могилу, к камню, закрывавшему вход, приложили печать. Эта предосторожность была предпринята властями Иерусалима с целью предотвратить возможность хищения тела.
На третий день после смерти Христа, в первый день недели, перед рассветом были посланы ангелы Божий с неба, и сад наполнился необыкновенным сиянием. Воины с ужасом увидели, что камень, закрывавший гроб, отвалился, земля сод-рогнулас1уи вышел Иисус, озаренный светом. Воины пали на землю, как мертвые, когда Иисус провозгласил: «Я есмь воскресение и жизнь!»
Через некоторое время слава Божия удалилась, воины пришли в себя и увидели гроб пустым. Дрожащие от страха, они направились в город, пришли к священникам и сообщили им потрясающую весть.
Оцепенев от ужаса, священники не знали, что делать, но животный страх и нечистая совесть толкнули их еще на одно преступление. Они дали воинам деньги и повелели распустить слух, что ученики украли тело Иисуса, когда стража уснула.
Однако в тот день многие жители Иерусалима с изумлением увидели явившихся им родственников, умерших прежде тех событий.
Эти мертвые воскресли вместе с Иисусом, по воскресении «Его явились многим» (Матф. 27,53).
Ученики Иисуса в это время были подавлены горем и скрывались от людей, собравшись вместе в одной горнице. В течение сорока дней после славного воскресения Христос неоднократно являлся Своим ученикам, убеждая их в исполнении пророчества о Его воскресении. Эти чудесные явления убедили учеников, и они исполнились радости и уверенности в исполнении слов Божиих. Однажды Иисус Христос явился пятистам ученикам, собравшимся в Галилее. На сороковой день Господь повелел им собраться на горе Елеонской.
Здесь Он простился с ними и благословил их. На глазах у всех собравшихся Он стал подниматься от земли и вознесся на небо. Они слышали Его прощальные слова: «Приду опять!» (Иоан. 14,3).
Долго как зачарованные смотрели ученики на синеву неба, куда взошел их любимый Учитель. В это время предстали пред ними два ангела и сказали: «Мужи Галилейскне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приндет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,11).
Второе пришествие Христа будет в конце истории земли. Оно не будет таким, каким было Его первое пришествие. Спаситель придет вторично не как скромный Учитель правды, но как Царь Вселенной, во славе и величии, в сопровождении великого множества ангелов, чтобы совершить суд над человечеством, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22,12).
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И ПЕРВЫЕ ГОНЕНИЯ
Оставляя Своих учеников, Иисус дал им повеление: «Идите и научите все народы» (Матф. 28,19). Они должны были возвестить всем народам Евангелие Царства Божия. Это значит, что все люди на земле должны знать добрую весть о том, что они могут получить прощение грехов и спасение верою в Иисуса Христа, узнать, что этому миру приходит конец и что вскоре наступит вечное царство Божье.
Ученики Христа были малочисленны и не обладали ни богатством, ни славой, ни ученостью. Как же они могли выполнить такую задачу?
Бог пообещал, что Он пошлет им силу Святого Духа. И в день Пятидесятницы в Иерусалиме ученики получили необходимую уверенность, мужество, любовь к людям, которым проповедовали. Христос дал им способность понимать иные языки и проповедовать на всех известных в то время языках. Он дал им силы исцелять больных, воскрешать мертвых. В течение трех десятилетий проповедь о Христе охватила Малую Азию, север Африки, Европу — практически все известные тогда части заселенного мира. Сотни тысяч людей изменили свой образ жизни, оставили путь порока и греха и стали стремиться к жизни, исполненной веры и любви.
Апостолы Христа — его ближайшие ученики — проповедовали даже в самых отдаленных местах земли. Апостол Фома проповедовал в Индии, апостол Андрей проповедовал скифам, т. е. нашим праотцам, на берегах Днепра.
Но самым известным апостолом был Павел. Он основал сотни христианских общин в Малой Азии, был в Греции, Македонии и, наконец, в Риме.
Известно, что до своего обращения в христианство Павел (Савл) был ярым врагом и гонителем христиан. Будучи