его имени — 304, а Мелхиседек был жрецом наивысшего Бога с безначальных и бесконечных времен».
Ключом к разгадке тайны Мелхиседека является тот факт, что
«в древнем пантеоне две планеты считались существующими изначально (в эонической древности) и бесконечно — это Солнце и Луна, или Озирис и Изида. Отсюда и фраза о безначальных или бесконечных временах. 304, умноженное на 2, дает 608. Таково же и числовое значение слова Сет, который был прототипом года. Существует ряд авторитетных источников, утверждающих, что число 888- число имени Иисуса Христа и оно противоположно числу 666- числу имени Антихриста. … Главное значение в имени Иошуа определялось числом 365, определявшим число дней солнечного года, в то время как Иегова удовольствовался ролью определителя продолжительности лунного года. В христианском же пантеоне Иисус Христос был одновременно и Иошуа, и Иеговой».
Это еще одна иллюстрация к тому, что христианское составное имя Иисус-Христос целиком основано на гностическом и восточном мистицизме. И совершенно естественно и правильно, что летописцы, подобно посвященным гностикам, связанным клятвой молчания, не раскрывали эту завесу таинственности, но продолжали окружать покровом тайны глубинный смысл своих древнейших священных учений. И право Отцов Церкви покрывать все это толстым слоем своей эвгемеристической^52 фантазии весьма сомнительно». Гностический писатель и летописец никого не обманывали. Но каждый Посвященный в тайны архаического гнозиса — как в до-христианскую, так и в христианскую эпоху — прекрасно знал значение каждого слова из этого «тайного языка». И, как говорит Гиббон, эти гностики — вдохновители первоначального христианства — были «наиболее культурными, наиболее образованными и наиболее богатыми из всей массы христиан». И буквальное восприятие их собственных текстов не таило в себе никакой опасности ни для них самих, ни для их смиренных последователей. Но совсем иное дело с восприятием того, что ныне известно как ортодоксальное и историческое христианство. Его последователи впали в то же заблуждение, что и «неразумные галаты», которых Павел порицает за то, что они, «начавши духом» (т.е. с веры в Дух [Христоса]), «оканчивают плотью» (т.е. верой в телесного Христа) . Ибо таково подлинное значение греческой фразы: «evap^a^evol Tlvevfian, vvv oapKl ЕлпеХиовс.» . To, что Павел был гностиком и основателем новой гностической секты, которая хотя и выступала против других гностических сект, но, подобно им, признавала «ХристаДуха», -совершенно очевидно для всех, кроме догматиков и теологов. Не менее очевидно и то, что первоначальные учения Иисуса, когда бы он не жил, могли быть заимствованы только из учений гностиков; против этого отождествления христианства с гностицизмом и выступили с самого начала те фальсификаторы, которые низвели Дух до материи, тем самым принизив благородную философию изначальной Религии Мудрости. Как сообщает Евсевий^56, только один Василид^57 оставил 24 тома своих «Толкований Евангелия», но все они были сожжены по приказу Церкви.
И поскольку эти «Толкования» были написаны в ту пору, когда нынешние Евангелия еще не существовали^58, это лишний раз доказывает, что те евангелические учения, которые Василид получил от апостола Матфея и от ученика Петра^59 — Главкия, в значительной мере отличались от нынешнего текста Нового Завета. Об этих учениях никак нельзя судить по тем необъективным отрывкам, которые оставил для потомков Тертуллиан. Однако даже того немногого, что сообщил нам этот ярый фанатик, вполне достаточно, чтобы идентифицировать основные гностические учения по их терминологии и персоналиям с Тайной Доктриной Востока. Говоря о
Василиде — «набожном, богоподобном и теософическом философе» (как представлял его себе все тот же Климент Александрийский), Тертуллиан восклицает:
«После этого Василид, этот еретик, как с цепи сорвался. Он утверждал, что есть Всевышний Бог по имени Абраксас, который создал Разум (Махат), именуемый греками Nous. Из него изошло Слово, а из Слова ¬Провидение, из Провидения — Добродетель и Мудрость, а из этих двух ¬опять-таки Добродетели, Принципалии и Силы; а оттуда — творение бесчисленных ангелов. И только среди низших ангелов и тех, кто на самом деле создал этот мир, помещает он самым последним — бога евреев, коему он отказывает в праве называться собственно Богом, но именует только лишь одним из ангелов60″61 .
Еще одно доказательство того, что Евангелие от Матфея в его обычном греческом варианте отличается от исходного, написанного на иврите, предоставляет нам такой авторитетный источник, как св. Иеремия (или Иероним). Подозрение в постепенной и сознательной эфемеризации принципа Христа с самого начала его возникновения превращается в уверенность после знакомства с признанием Иеронима, содержащимся во второй книге его «Комментариев к Евангелию от Матфея». Ибо оно прямо указывает на факт намеренной подмены всего Евангелия, которое было явно переписано этим чересчур ревностным отцом Церкви». Он рассказывает о том, как был послан в конце четвертого века «их Преподобиями» епископами Хромацием и Гелиодором в Кесарию63, дабы сличить греческий текст Евангелия (единственный текст, бывший в их распоряжении) с его еврейской оригинальной версией, которую назареи хранили в своей библиотеке, и сделать ее перевод. Иероним перевел ее, но против своей воли, ибо, как он сам говорит, это Евангелие «содействует скорее разрушению, нежели назиданию»^64. Но «разрушению» чего? Очевидно, разрушению догмы, утверждавшей, что Иисус из Назарета и Христос — одно и то же лицо; и следовательно — разрушению новоиспеченной религии. В том же письме святой (который советовал своей пастве убивать собственных отцов и попирать ногами вскормившие их груди, топча своих матерей, в том случае, если родители становятся преградой между ними и Христом) признает, что Матфей вовсе не хотел, чтобы его евангелие стало всеобщим достоянием и потому его список хранился втайне. И хотя он признает также, что это Евангелие «было написано еврейским письмом и его собственной (Матфея) рукой», в другом месте он противоречит сам себе, убеждая потомков в том, что коль скоро оно было искажено и переписано учеником Манихея по имени Селевк … «ушам Церкви, конечно же, не пристало слушать его»».
Нет ничего удивительного в том, что значение терминов Хрестос и Христос и их отождествление с именем «Иисус из Назарета», образованного от Иошуа Назареи, превратилось ныне в мертвую букву для всех, кроме не-христианских оккультистов. Поскольку даже каббалисты не располагают достоверными источниками, на которые можно было бы положиться. Захар и Каббала были извращены христианами до неузнаваемости; и если бы не копия халдейской «Книги Чисел», мы не имели бы сейчас ничего, кроме грубых подтасовок. И пусть наши Братья, так называемые христианские каббалисты Англии и Франции, многие из которых к тому же еще и теософы, не протестуют чересчур горячо, ибо это все — история66. Утверждать, как до сих пор это делают некоторые немецкие ориенталисты и современные критики, что Каббала никогда не существовала до того самого дня, когда в XIII веке испанский еврей Моше де Леон был обвинен в создании этой подделки, не менее глупо, как и утверждать, что все имеющиеся в нашем распоряжении каббалистические труды — это оригиналы, сохранившиеся неизменными с того самого времени, когда рабби Симеон Бен Иохай передал эту «традицию» своему сыну и последователям. Ни одна из этих книг не сохранила своего первозданного текста — каждая подверглась искажениям в руках христиан. Мунк — один из наиболее образованных и талантливых специалистов своего времени в этой области — подтверждает это, но в то же время и протестует, как и мы, против предположения, что все это пост-христианская подделка. Напротив, он говорит:
«Для нас совершенно очевидно, что автор пользовался древними документами, в том числе и некоторыми Мидрашим, или собраниями традиционных представлений и библейских выражений, не сохранившихся до наших дней».
Далее, приводя цитату из Толука, он добавляет:
«Хайя Гаон, умерший в 1038 году, был, насколько нам известно, первым автором, который развил теорию Сефиротов и дал им имена, которые мы видим теперь у каббалистов; этот доктор, близко знакомый с сирийскими и халдейскими христианскими учеными, благодаря им смог познакомиться с некоторыми гностическими писаниями».
И, как замечательно доказывает Мунк, эти «гностические писания» и эзотерические доктрины, пусть даже частично, но тем не менее сохраняются сейчас в каббалистических трудах, несмотря на многочисленные более поздние интерполяции, которые мы теперь находим в Захаре. Каббала сегодня не еврейская, а — христианская.
Таким образом, в результате деятельности нескольких поколений наиболее активных Отцов Церкви, неустанно трудившихся над уничтожением древних документов и составлением собственных вставок для тех из них, которым все же посчастливилось уцелеть, от гностицизма — законного потомка древней Религии Мудрости — остались только невразумительные, мало кем признаваемые кусочки былых обширных рукописей. Однако даже эти крохи будут сиять, подобно золоту, вечно; и какими бы извращенными ни были писания Тертуллиана и Епифания об учениях «еретиков», оккультист способен даже в них разглядеть первозданные истины, однажды поведанные миру во время мистерий Посвящения.
Среди прочих сочинений, содержащих глубокомысленные аллегории, следует назвать «Апокрифические Евангелия» и недавно обнаруженный фрагмент «Пистис Софии»» — в высшей степени драгоценную реликвию гностической литературы.
В своей следующей статье, посвященной эзотерическому характеру Евангелия, я намерена показать, что те, кто переводит слово Пистис как «Вера» — заблуждаются. Слово «вера» в значении «благодать или нечто, во что необходимо слепо и беспрекословно верить» вошло в обиход только с возникновением Христианства. Павел в своих Посланиях нигде не употребляет это слово в подобном значении; а Павел, несомненно, был ПОСВЯЩЕННЫМ.
(Этот цикл статей Е.П.Б. так. и не получил своего завершения.)
АСТРАЛЬНЫЕ ТЕЛА, или ДВОЙНИКИ
М.К. Большое смущение в умах людей вызывают разного рода привидения, двойники, призраки, или духи. Мне кажется, что давно пора внести ясность в этот вопрос и раз и навсегда объяснить значение этих терминов. Вы утверждаете, что существуют «двойники» различного рода. Что они собой представляют?
Е.П.Б. Наша оккультная философия учит, что существует три вида «двойников», если трактовать этот термин в самом широком смысле.
Прежде всего, каждый человек обладает собственным «двойником» или ¬что более точно — тенью, вокруг которой формируется физическое тело утробного плода — будущего человека. Воображение матери или какого-либо рода опасность угрожающая ребенку влияют также и на его астральное тело. До того как наш ум начинает полноценно действовать и до того как пробуждается Атма, астральное и физическое тела уже существуют. Этот момент наступает в семилетнем возрасте, порождая одновременно и ответственность — непременную принадлежность любого существа, наделенного чувствами и сознанием. «Двойник» рождается
одновременно с человеком и умирает вместе с его физическим телом. На протяжении
всей жизни он — принадлежность тела и ни при каких обстоятельствах не может отдалиться от него на большое расстояние и, хотя его продолжительность жизни несколько больше, чем физического тела, оно распадается, pan passu1 с трупом. При благоприятных атмосферных условиях его иногда можно наблюдать над могилой в виде светящегося очертания человека. В физическом