смысле — это прижизненный двойник человека, а после смерти тела — всего лишь газы, испускаемые разлагающимся телом. Но с точки зрения его происхождения и самой сущности он являет собой нечто большее. За этим «двойником» закрепилось название Линга-Шарира, хотя я для большего удобства предложила бы называть его протейным’ или пластичным телом.
М.К. Почему протейным или пластичным?
Е.П.Б. Протейным — потому что оно способно принимать любые формы, как «пастухи-чародеи», которых в народе называют — возможно, не без оснований — «оборотнями», или как «комнатные медиумы», чьи собственные «пластические тела» во время спиритических сеансов исполняют роли Материализованных бабушек и «Джонов Кингов»^3. А иначе как объяснить неизменную привычку «милых нашему сердцу ушедших ангелов» появляться именно на расстоянии вытянутой руки от медиума и не дальше, неважно, находится он при этом в состоянии транса или нет. Учтите, я вовсе
не отрицаю влияний извне в такого рода феноменах. Но воздействия извне случаются настолько редко, что я берусь утверждать, что материализованная форма — это всегда астральное, или протейное тело медиума.
М.К. Каким образом создается это астральное тело?
Е.П.Б. Оно не создается; оно растет, как я вам говорила, вместе с человеком и в зачаточном состоянии существует еще до рождения ребенка.
М.К. А что вы скажете о «двойниках» второго рода?
Е.П.Б. Второй вид «двойников» — представляет собой тело «мысли», или, скорее, тело воображения. Оккультистам оно известно как Майави-рупа, или «тело иллюзии». В течение жизни оно является носителем как мысли, так и животных страстей и желаний, вбирая в себя и низший земной манас (рассудок) и Каму (элемент желания). Этот род «двойников» двойственен в своей потенциальности, и после смерти физического тела превращается в то, что на Востоке называют Бхут, или Кама-рупа, но что более известно теософам как «привидение».
М.К. И третий вид?
Е.П.Б. Третий — это истинное Эго, именуемое на Востоке «каузальным телом», транс-гималайская традиция его всегда называла «кармическим телом», что одно и то же. Поскольку Карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконечных перерождений или «реинкарнаций»^4. Это не Монада и даже не сам Манас; однако оно неразрывно связано с ними и состоит из Монады и Манаса в Девачане.
М.К. Значит, «двойников» — три?
Е.П.Б. Если вы называете христианскую и другие Троицы «тремя богами», тогда, значит, три. Но в действительности эти три «двойника» представляют собой три аспекта или состояния единого целого: наиболее материальная его часть исчезает вместе со смертью физического тела; средняя — продолжает самостоятельную, хотя и не вечную, жизнь в стране теней; третья — бессмертна на протяжении всей Манвантары, пока Нирвана не положит конец ее существованию.
М.К. Но нам наверняка зададут вопрос: в чем состоит разница между Майави-рупа и Кама-рупа, или, как вы их называете — «телом воображения» и «привидением»?
Е.П.Б. Весьма вероятно, и мы ответим (в дополнение к сказанному), что «мысль-энергия» или аспект Майави-рупа («тела иллюзии») после смерти физического тела полностью растворяется в причинном теле или сознательном, мыслящем Эго. Животные элементы, или энергия желания «тела воображения», впитав в себя после смерти все то, что было собрано в течение жизни (благодаря ненасытному стремлению жить), т.е. как всю астральную жизнеспособность, так и впечатления от физических действий и мыследеятельности, накопившихся за время обладания бренным телом, формирует «привидение» или Кама-рупу. Нашим теософам достаточно хорошо известно, что после смерти высший Манас соединяется с Монадой и переходит в Девачан, в то время как отбросы низшего Манаса или животного ума идут на образование этой кикиморы. В ней есть жизнь, но вряд ли — сознание; разве что — чужое, когда она попадает в поток медиума.
М.К. Это все, что может быть сказано по данному вопросу?
Е.П.Б. Полагаю, что метафизики вполне достаточно. Давайте рассмотрим «двойника» в его земной фазе. Что вас интересует?
М.К. Во всем мире люди верят — кто больше, кто меньше — в «двойника» или доппельгенгера5, простейшей формой которого является человеческий фантом, неожиданно являющийся сразу же после смерти или в момент смерти человека взору его самого близкого друга. Этот призрак ¬майави-рупа?
Е.П.Б. Да, ибо он создан мыслью умирающего человека.
М.К. Он обладает сознанием?
Е.П.Б. Он бессознателен, поскольку умирающий, как правило, создает его неосознанно, не подозревая о его проявлении. А происходит следующее. Если человек в момент смерти очень напряженно думает о ком-нибудь, кого он очень любит или страстно желал бы увидеть, его образ может появиться перед этим человеком. Мысль становится объективной реальностью; появляется «двойник», или тень человека, являющаяся его точным воспроизведением, подобно отражению в зеркале. Эта тень может говорить и делать все, что говорит и делает ее создатель, пусть даже мысленно. Вот почему такие фантомы «одеты» в ту же самую одежду, что и умирающий; и даже выражение лица умирающего в точности передается фантомом.
Если «двойник» виден как бы сквозь толщу воды, значит человек этот, возможно, тонет; а иногда призрак предстает перед кем-нибудь из своих друзей промокшим до нитки. Эти видения могут быть вызваны и прямо противоположной причиной — повышенной чувствительностью того, кто видит образ умирающего, хотя последний в последние мгновения вовсе о нем и не думал.
Так же возможно, что необычайно сильная симпатия или ненависть способна притянуть призрак умирающего к наблюдателю, но и в этом случае видение создается опять-таки мыслью и зависит от ее интенсивности. В этом случае происходит следующее.
Назовем умирающего человека А, а того, кто видит его «двойника» — Б. Благодаря силе одного из чувств — любви, ненависти или страху, образ А настолько глубоко запечатлен в психической памяти Б, что между ними существует настоящее магнетическое притяжение и отталкивание, при этом не имеет значение, знают они сами об этом, чувствуют это или нет. Когда А умирает, шестое чувство или психический духовный интеллект внутреннего человека у Б мгновенно ощутит происходящее с А изменение и, в свою очередь, просигнализирует об этом физическим чувствам,
вызвав перед физическим взором Б точный образ А, переживающего состояние великой перемены. То же самое имеет место, когда умирающий очень хочет кого-либо увидеть: его мысль — сознательно или бессознательно — передается этому человеку по каналу симпатии, становясь объективной. Это как раз то, что «Общество по исследованию «привидений»» помпезно, но без ясного понимания, называет телепатическим воздействием.
М.К. Все вами сказанное объясняет простейшие формы появления «двойника». А как объясняются случаи, когда двойник действует вопреки чувствам и желаниям человека?
Е.П.Б. Это невозможно. «Двойник» не может действовать, пока в мозгу его хозяина не прозвучит ключевая нота этого действия, все равно — жив ли обладатель «двойника» или только что умер, болен или здоров. И если он хоть на секунду задержал свое внимание на полученной мысли (этого вполне достаточно для того, чтобы придать ей объективную форму), прежде чем перенести его на другие ментальные образы, этой секунды вполне достаточно для того, чтобы его личность объективизировалась на астральных волнах. Точно также ваш портрет в одно мгновение запечатлевается на чувствительной пластинке фотоаппарата. И уже ничто не может помешать тому, чтобы вашу форму, подхватили окружающие ее силы, подобно сухому листу, упавшему с дерева, и использовали по своему усмотрению — исказили или придали ей карикатурный облик.
М.К. Но предположим, что «двойник» начинает говорить и высказывает при этом мысли, нехарактерные для его обладателя; причем, делает он это, явившись перед человеком, находящимся довольно далеко от хозяина «двойника», скажем, на другом континенте. Мне известны подобные случаи.
Е.П.Б. Это происходит в тех случаях, когда созданный образ подхватывается и используется «оболочкой». Точно так же, как и на спиритическом сеансе, где могут появиться «образы» умерших, которые, возможно, бессознательно сохранялись в памяти или даже в аурах присутствующих. Будучи подхвачены элементалами или элементариями, эти образы проявляются перед присутствующими и даже способны на конкретные действия, подчиняясь сильной воле одного из них. В вашем же случае необходимо должна существовать совершенно определенная связь между этими двумя людьми, нечто вроде телеграфа, роль которого и выполняет психическая симпатия — идеальный проводник для мысли. Безусловно, в каждом подобном случае должна быть очень веская причина для такой мыслепередачи, каковая и была, вероятно, у хозяина «двойника». В противном случае подобные видения были бы обычным и каждодневным явлением.
М.К. В объяснениях все это выглядит понятно и просто. Почему же, в таком случае, подобное случается лишь с немногими?
Е.П.Б. Потому что способность к созданию пластических изображений у всех людей разная. В своем потенциале разум двойственен: он одновременно и физический и метафизический. Высшая часть разума связана с духовной душой или Буддхи, низшая — с животной душой, с Камой. Есть люди, которые никогда не используют высших способностей своего ума; тех, кто это делает, — меньшинство, и потому они стоят как бы особняком (если не сказать — выше) от остальной массы человечества. Такие люди даже самые ординарные вопросы будут рассматривать с высшего плана. Особенности характера человека, способности, которыми он обладал в предыдущей жизни, а иногда и физическая наследственность определяют, какой именно «принцип» разума (высший или низший — Ред.) определяет процесс мышления. Вот почему материалисту, у которого потенциальная способность к метафизическому мышлению полностью атрофирована, так сложно мыслить высшими категориями; и наоборот, духовно развитому от природы человеку так тяжело примириться с низким уровнем грубой, вульгарной мысли. В значительной степени этим определяется оптимистический или пессимистический взгляд человека на
М.К. Но ведь можно приучить себя мыслить высшими категориями, иначе для тех, кто хотели бы изменить свою жизнь и повысить качество своего мышления, не оставалось бы никакой надежды? Такой возможности просто не может не быть, в противном случае будущее всего мира следует признать безнадежным.
Е.П.Б. Безусловно, возможность к развитию такой способности существует, но достичь успеха можно только ценой непоколебимой решимости, твердостью духа и готовностью к огромному самопожертвованию. Тем, кто наделен этими способностями от рождения, конечно, намного легче добиться успеха. Ведь один человек способен разглядеть поэзию даже в капустной грядке или в свиноматке с поросятами, а другой и в самых возвышенных вещах увидит только их низший материальный аспект, будет смеяться над «музыкой сфер» и потешаться над наиболее утонченными идеями и философиями? Это различие обусловлено врожденной способностью разума мыслить либо на высшем, либо на низшем уровне с помощью астрального (если вкладывать в этот термин тот смысл, которым наделял его св. Мартин6) или физического мозга. Большие интеллектуальные способности зачастую указывают не на наличие, а на отсутствие способностей к духовному и истинному восприятию; примером тому служат подавляющее большинство великих ученых. Не обвинять мы их должны, а пожалеть.
М.К. Но каким же образом человеку, мыслящему на высшем уровне, удается создавать при помощи своего мышления более совершенные и более устойчивые образы и