объективные формы?
Е.П.Б. Не обязательно только «такому человеку», но и всем, обладающим достаточно высокой чувствительностью. Человек, наделенный способностью мыслить даже о самых пустяковых вещах высшими категориями, уже имеет, благодаря этому дару, весь необходимый энергопотенциал для создания пластических образов, так сказать, в своем собственном воображении. О чем бы такой человек не думал, интенсивность его мышления будет настолько превышать напряжение мысли обычного человека, что благодаря именно этому обстоятельству он и наделен мощью созидания пластических образов. Наука уже признала как факт, что мысль — это энергия. И эта энергия, будучи приведенной в действие, возбуждает атомы окружающей нас астральной атмосферы. Как я уже говорила, лучи мысли обладают в астральной атмосфере такой же способностью к созданию форм, как и солнечные лучи — в хрусталике глаза. Каждая мысль, энергично посланная в пространство мозгом, порождает nolens volens определенную форму.
М.К. И порождаемая форма абсолютно лишена сознания?
Е.П.Б. Совершенно бессознательна, если, конечно, ее творцом не является Адепт, намеренно наделивший эту форму сознанием, или, вернее, пославший ей достаточно своего интеллекта и воли, чтобы она производила впечатление разумной. Это накладывает на нас ответственность за наши мысли.
Однако, не следует забывать, что существует огромная разница между Адептом и обычным человеком. Адепт способен использовать свою майави-рупа по собственному желанию, что обычному человеку не под силу, разве что — в некоторых исключительных случаях. Эта форма получила название майави-рупа потому, что является иллюзорной формой, созданной исключительно для выполнения определенной работы; для этого она обладает вполне достаточным сознанием, которым ее наделяет Адепт. Обыкновенный человек с легкостью создает мыслеобразы, особенности и сила воздействия которых ему совершенно неведомы.
М.К. То есть, можно сказать, что Адепт, появляющийся вдали от собственного тела, как, например. Рам Лал в «Mr. Isaacs»; это только мыслеформа ?
Е.П.Б. Именно. Это высвобожденная мысль.
М.К. В таком случае Адепт способен появиться почти одновременно в нескольких местах.
Е.П.Б. Может. Как, например, Аполлоний Тианский, которого видели одновременно в двух местах, в то время как сам он в физическом теле находился в Риме. Но тут важно уяснить, что в этих проявлениях даже астрально Адепт присутствует не полностью.
М.К. В таком случае каждому человеку, какой бы интенсивностью воображения и психическими силами он не обладал, следует быть очень осторожным в своих мыслях?
Е.П.Б. Безусловно, поскольку каждая мысль образно передает состояние погруженного в размышления человека. В противном случае ясновидящие не могли бы определять по ауре человека его прошлое и настоящее. То, что они видят представляет собой панораму вашей собственной жизни, представленной рядом последовательных действий как результата ваших мыслей. Вы спрашивали меня, несем ли мы наказания за свои мысли? Не за все, поскольку часть из них совершенно безжизненные; но за прочие, те, что мы называем «безмолвными», но полными энергии, — да. Возьмем, к примеру, крайний случай, когда человек настолько порочен, что желает смерти другому. Если этот зложелатель не дугпа (высокий адепт Черной магии), для которого кармическое возмездие отсрочено, такая мысленная посылка непременно бумерангом вернется к своему породителю.
М.К. Но предположим, что у зложелателя, хоть он и не дугпа, очень сильная воля. Может ли в этом случае его мысль вызвать смерть другого человека ?
Е.П.Б. Только в том случае, если этот преступный тип обладает «дурным глазом», т.е., проще говоря, обладает громадным потенциалом для создания пластических образов, реализующегося бесконтрольно и, таким образом, бессознательно направляемого на реализацию черных замыслов. Ведь в чем заключается сила «дурного глаза»? Просто — в мощной энергии, создающей пластические образы; настолько мощной, что мышление создает поток, целиком состоящий из всякого рода бед и несчастий, которые как инфекция легко поражают, привязываются к каждому, кто стоит на его пути. Обладателю «дурного глаза» даже нет необходимости напрягать все свое воображение или же вынашивать какие-то злобные мысли или желания. Таковым может быть просто человек, любящий переживать сильные ощущения, наблюдая или читая о разного рода кошмарных происшествиях — убийствах, казнях, леденящих кровь преступлениях, кровавых катастрофах, авариях и т.д. и т.п. Когда его глаз встречает свою будущую жертву, такой человек может вовсе и не думать обо всех этих жутких вещах, но существующий поток, созданный лучом его зрения, все равно будет содержать в себе потенциальную активность, всегда готовую вырваться наружу и начать действовать, как только будет найдена подходящая для этой цели мишень. Так упавшее в землю семя всегда готово пустить росток при первой же благоприятной возможности.
М.К. А что можно сказать о мыслях, которые Вы назвали «безмолвными»? Они возвращаются к своему создателю?
Е.П.Б. Да, как возвращается мяч к бросившему его, натолкнувшись на препятствие, которое не в силах пробить. Это случается даже с некоторыми колдунами или дугпа, которые либо не достаточно сильны, либо нарушают правила, ибо у них тоже есть свои правила, которым они обязаны подчиняться; однако с теми, кто регулярно и профессионально занимается Черной магией, такого не происходит, поскольку они уже обрели способность добиваться желаемой цели.
М.К. Вы упомянули о правилах и у меня возникло желание задать Вам вопрос, ответ на который, я уверен, хотел бы знать каждый, хоть
немного интересующийся оккультизмом, человек. В чем заключается основное или первостепенное правило для тех, кто обладает такими способностями и хотел бы научиться контролировать их, чтобы правильно использовать, — фактически для начинающих изучать оккультизм?
Е.П.Б. Первый и самый важный шаг в оккультизме — это научиться согласовывать свои мысли и представления со способностью создавать пластические образы.
М.К. Почему это так важно?
Е.П.Б. Потому что в противном случае вы создаете вещи, за которые придется расплачиваться плохой кармой. Даже приближаться к оккультизму не рекомендуется до тех пор, пока вы не будете иметь ясного представления о своих собственных силах и не научитесь соразмерять их со своими действиями. А достичь этого можно лишь посредством углубленного изучения философии Оккультизма прежде чем перейти к его практическому применению. Иначе, с неотвратимостью рока, — НЕМИНУЕМО ПАДЕНИЕ В ЧЕРНУЮ МАГИЮ.
СТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА
М. Конечно, самым сложным или, как вы говорите, «запутанным» является вопрос об аспектах или «принципах» подлинного ЭГО, требующий правильного понимания и умения отличать их друг от друга. Тем более, что в этом вопросе Восточные школы расходятся, указывая различное число этих принципов, хотя в основе каждой из них лежит одно и то же первоначальное учение.
X. Вы имеете в виду ведантистов? Если я не ошибаюсь, наши семь «принципов» они сокращают до пяти?
М. Да, это так. Однако вступать в дискуссию с ученым ведантистом по этому поводу я не вижу смысла, замечу только, что для этого у них есть определенные основания. С их точки зрения, та многосложная духовная совокупность, включающая в себя различные ментальные аспекты, только и может считаться Человеком, в их глазах физическое тело не заслуживает даже обсуждения, являясь всего лишь иллюзией. И не только Веданта придерживается этой точки зрения. Лао Цзы в «Трактате о Пути и Добродетели»^1 указывает только пять принципов, не включая, подобно ведантистам, еще двух — дух (Атму) и физическое тело; более того, последнее он называет «трупом». Возьмем далее школу Тарака Раджа Йога. Она и вовсе признает лишь три «принципа»: Sthulopadhi (физическое тело в состоянии jagrata, бодрствования), Sukshmopadhi (то же самое тело в состоянии svapna, сна) и Karanopadhi («каузальное тело»^2, переходящее из одной инкарнации в другую). Но все они имеют двойственную природу и потому, по сути дела, можно говорить о шести «принципах». Добавьте к этому Атму — безличный божественный принцип или бессмертный элемент в Человеке, неотделимый от Вселенского Духа, и вы получите все те же семь принципов, принятых в эзотерическом делении^3.
X. Так это полностью напоминает деление, принятое у христианских мистиков: тело, душа и дух?
М. Абсолютно то же самое. Мы легко можем представить тело как носитель «жизненного двойника»; «жизненный двойник» — как носитель Жизни или Праны; Кама-рупу (животную душу) — как носитель высшего и низшего разума, вот вам те же шесть принципов, венцом которых будет Единый бессмертный Дух. В Оккультизме каждое качественное изменение в состоянии нашего сознания придает человеку новый аспект, и коль скоро каждый из них имеет свое преимущество, становясь основным носителем для живущего и действующего ЭГО, каждый из них должен иметь (и имеет) свое собственное название, чтобы можно было отличить человека, находящегося в одном состоянии, от того же человека, но в другом состоянии.
X. Действительно, это самый сложный и «запутанный» для понимания вопрос.
М. Отнюдь, мне кажется, что все это очень просто. Нужно только усвоить основную идею, т.е. — понять, что человек действует на том или ином уровне своего сознания в точном соответствии со своим ментальным и духовным состоянием. Но материализм нашего века отличается тем, что чем больше мы объясняем, тем меньше нас понимают. Можете, если хотите, выделить в земном существе по имени человек три главных аспекта, но насчитать меньше вы все равно не сможете, если только не станете рассматривать его как обычного животного. Возьмите его объективное тело, его чувствующий принцип — который лишь ненамного превосходит инстинктивный элемент у животных — или его жизненную элементарную душу; и то, что делает его несравнимо выше животного, — его мыслящую душу или «дух». Итак, если возьмем эти три группы или представляемые ими сущности и подразделим их, согласно оккультному учению, то что же мы получим?
Прежде всего — Дух (в значении Абсолюта и, следовательно, невидимое ВСЕ) или Атму. И коль скоро философия не может найти ему ни места, ни определения, так как он является просто тем, что существует в Вечности, и как ВСЕ обязательно должен присутствовать в каждой геометрической и математической точке материальной или субстанциональной вселенной, то его, строго говоря, вообще не следует называть «человеческим» принципом. В лучшем случае можно говорить лишь о месте, которое человеческая Монада и ее носитель — человек ¬занимают в метафизическом Пространстве в продолжение каждой своей жизни. Конечно, это место является воображаемым, как и сам человек, на самом же деле — это не более чем иллюзия, майя, однако для самих себя, как и для других личностных Эго, мы — реальность, сохраняющаяся на протяжении всего этого прилива иллюзии, именуемого жизнью; и мы должны принимать самих себя в расчет (по крайней мере в своем воображении), ибо никто другой за нас этого не делает. Для того, чтобы упростить понимание этой категории человеческим интеллектом, лишь только начинающим приобщаться к оккультизму и постигающим азбуку таинства человека, оккультисты называют ее седьмым принципом, являющимся синтезом шести, и называют его носителем Духовную Душу, Буддхи. Пока что природа этого носителя сохраняется в глубокой тайне, и выдается только чела, прошедшим все