к работе с ними. Нет такой области гуманитарного направления, в которой не было бы полезно сотрудничество с ними. Целители людей, учёные медики, священники, врачи и медсёстры могут научиться призывать их огненную и жизненную энергию для исцеления больного. Можно призывать великую расу ангелов-целителей при архангеле Рафаиле, который является их главой, спускаться в комнаты больных, приюты, больницы и психиатрические лечебницы, чтобы они излили на страдальцев свою жизненную энергию и наполнили их своей целительной силой и любовью.
Садоводы и агрономы могут получить помощь природных духов и ангелов-строителей форм на нашей планете и сознательным сотрудничеством с ними создать новые виды красивых цветов или вывести новые сорта хлебных злаков, овощей и фруктов, более питательные и полезные.
Климат земного шара может предсказываться и в какой-то мере управляться с помощью элементалов воздуха.
Ангелы материнства, деторождения и младенчества уже помогают в каждой родильной палате. Если бы человеческие сердца были открыты для их великодушного присутствия, и человеческий разум учился бы сознательно принимать их руководство и совет, то боль, с которой рождается человек, могла бы исчезнуть, и материнство стало бы временем ничем не омрачаемой радости.
Итак, во всех областях человеческой жизни наши собратья-ангелы помогут нам, если мы захотим. Сотрудничество между ангелами и людьми будет одним из лейтмотивов новой расы. Техника того сотрудничества не станет трудным приобретением. Мир чудес, радости и красоты открыт для того, кто хочет войти в него через ворота объединённого служения по выполнению божественного плана. Таково, отчасти, видение, которое исследователь волшебной страны принесёт с собой по его возвращении в страну людей.
Пер. с англ. С. Зелинского
Джеффри Ходсон
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ
Из «Семи радиопередач о теософии»
В чём секрет человеческого здоровья и счастья? Теософия отвечает, что, в основном, это связано с двумя вещами: знанием природы и предназначения человека и знанием закона причин и последствий. Давайте исследуем эти суждения. Каков смысл существования человека? Может ли человеческое существование быть спланированным и упорядоченным среди очевидного хаоса событий двадцатого века? Существует ли справедливость для всех и каждого или мы в полной власти случайности? Это очень важные вопросы.
Теософия весьма определённо отвечает, что жизнь имеет возвышенный замысел и что справедливость управляет нашими жизнями. Теософия учит, что цель нашего существования – достижение высоты человеческого совершенства, и что всё, что случается с нами, способствует этому великому достижению. Св. Павел, как вы знаете, описал предназначение человека в следующих словах: «Доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»[36]. Действительно, великая цель, но как её достичь?
Теософия отвечает: посредством последовательных жизней на земле, т. е. путём перевоплощения, или возрождения. Теософия учит, что все мы много раз жили прежде. И после того, как человек проживёт достаточное число земных жизней, он в конечном счете превращается, как сказал Св. Павел, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Теософия добавляет к этому учению о достижении совершенства через последовательность жизней на земле ещё и то, что каждому человеку обеспечена самая строгая справедливость через исполнение закона причин и последствий, действия и противодействия или сеяния и жатвы. Св. Павел описал этот закон такими словами: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт»[37]. Это не всегда замечается, поскольку следствия не обязательно встречаются в той же самой жизни, в которой созданы причины. Противодействия не всегда следуют в той же жизни, в которой произведены действия. Они могут появиться позже, даже в других воплощениях.
Но всякий раз, когда противодействия или последствия переживаются, они всегда строго справедливы. Поскольку Господь наш также сказал: «Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»[38]. Он также говорил о точности закона, вспомните: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»[39]. «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»[40].
Теософия, однако, делает затем очень важное заявление о том, что мы можем вырваться из тисков закона причин и последствий, научаясь работать с ним. И это – часть тайны счастья, как я сказал вначале. Существует процесс духовной алхимии, когда бедственная ситуация, вызванная действиями, мотивированными эгоизмом и жестокостью, может быть уменьшена или даже рассеяна, преднамеренным применением противоположных энергий и исполнением дел, мотивированных любовью. Любовь – истинный философский камень, и служение – алхимический процесс, которым низкие человеческие качества и боль несчастья могут быть преобразованы в высокопробное золото духовной силы. Если вы знаете об этом и если вы учитесь жить согласно этому закону – значит, вы раскрыли секрет счастья.
Великолепный пример самоотверженного служения, рождённого любовью к собратьям, был дан четырьмя капелланами на борту американского транспорта во время второй мировой войны. Позвольте мне рассказать вам эту историю, хотя многие из вас уже знают её. Рано утром первого февраля 1943 г. американский военный транспорт «Дорчестер» с трудом двигался через покрытое льдом море от Гренландии. Почти все из 900 военнослужащих на борту спали в своих койках. Внезапно торпеда пробила тонкий борт «Дорчестера». Люди, успевшие подняться по трапам, в беспорядке метались на незнакомых им палубах.
В эти тёмные мгновения паники самыми хладнокровными людьми на борту были четыре американских армейских капеллана – помощники командира корабля: Кларк В. Поулинг – реформист, Александр Д. Гудз – иудей, Джон П. Вашингтон – католик и Джордж Л. Фокс – методист. Капелланы привели людей к ящикам со спасжилетами и стали аккуратно раздавать их солдатам, как будто это была корабельная тренировка. Когда ящики опустели, они спокойно сняли свои собственные спасжилеты, отдали их четырём молодым солдатам и приказали им прыгать. «Дорчестер», как вы знаете, через 25 минут затонул. Погибло около 600 человек, но решительные действия капелланов помогли спасти более 200. Последнее, что можно было увидеть, – как они стоят на накренившейся палубе с руками, сомкнутыми в молитве. Это было истинное служение из любви к человечеству.
Позднее президент Трумэн прибыл в Филадельфию, чтобы выступить при открытии часовни «Всех Церквей» в честь памяти этих капелланов. Президента сопровождал д-р Дэниел А. Поулинг, священник часовни и отец одного из четырёх героев. Голос президента эхом отзывался под каменными сводами. Гарри Трумэн говорил с нескрываемым волнением о том, что «те четыре капеллана следовали божественной заповеди, что люди должны любить друг друга… это давно заповедано в нашей стране и признано всеми нашими церквями и конфессиями… единство нашей страны исходит из этого факта».
Итак, процесс трансмутации недостатков человеческой природы в противоположные им совершенства может преднамеренно производиться путём именно таких вот проявлений любви и самоотверженного служения, чтобы увеличить скорость человеческой эволюции и принести счастье и мир. Цель совершенствования человечества, которая ждёт нас всех в далёком будущем, может быть достигнута, таким образом, в относительно короткий период времени. Эта возможность преднамеренного ускорения индивидуальной эволюции, как думают некоторые адепты, наполняет всю структуру религии. Все великие Учителя обращали внимание на духовный образ жизни. Они также принимали и обучали учеников следованию путём «святости», тесными вратами и узким путём христианства[41].
Непреклонное следование по этому Пути приводит к развитию многих поразительных экстрасенсорных способностей, включая способность, известную как интуиция, которая является суперментальной силой познания. Если эта и другие способности развиты, человек становится всё более и более полезным для своих ближних. И тогда, как объяснено в теософии, великий Учитель начинает обращать на него внимание и постепенно сближается с ним, в конечном счёте, организуя священные отношения Учителя и ученика.
И тогда нужно жить по-особому. Нагорная проповедь, учение Господа Будды и возвышенная философия «Бхагавад Гиты», или «Песни Господней», – все они определяют умственное отношение и поведение, необходимые для быстрого достижения цели человеческой жизни – поиска Учителя с целью стать Его учеником.
Позвольте мне закончить описание этого древнего образа жизни, как он был дан Господом Буддой приблизительно две тысячи пятьсот лет назад. Он назвал его Благородным Восьмеричным Путём. Вот его восемь частей: правильная вера, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение. Взятое в совокупности, это означает, как сказал Господь Будда: «Прекратить грешить, стремиться к добродетели, чтобы очистить сердце и служить миру».
Теософия учит, что Путь этот открыт сегодня так же, как и раньше, и ступить на него можно посредством самоочищения и самоотверженного служения, подобного служению тех четырёх великих капелланов, – самоотверженного служения миру. Это – истинная дорога к человеческому здоровью, человеческому счастью, совершенству и вечному миру. Позвольте мне повторить слова Господа Будды: прекратить грешить, стремиться к добродетели, чтобы очистить сердце и служить миру.
Пер. с англ. С. Зелинского
Л. Халловэй
ПОРТРЕТЫ МАХАТМ
Скажите Шмихену, что ему помогут…
Я сам буду направлять его кисть.
Из письма махатмы М. к Е.П.Б.
Как и обещал махатма, м-р Шмихен, молодой немецкий художник, проживавший тогда в Лондоне, должен был нарисовать их портреты. В назначенное время в его студии собралось много теософов. Главным гостем м-ра Шмихена на том первом сеансе была Е.П.Б., занявшая кресло, стоящее перед помостом, на котором был его мольберт. Около него на помосте сидело несколько человек, все женщины, с одним исключением. В студии собрались многие известные люди, в равной степени заинтересованные попыткой, которую должен был предпринять м-р Шмихен. Наиболее ясно в памяти автора сохранились образы мадам Блаватской, спокойно курящей сигареты в своём мягком кресле, и двух женщин на помосте, которые тоже курили. Она «приказала» одной из этих женщин сделать сигарету и курить, и та повиновались, хотя и с большим сомнением, для неё это была первая попытка, и даже некрепкий египетский табак, вероятно, мог вызвать тошноту. Е.П.Б. обещала, что никаких подобных последствий не будет, и с помощью м-с Синнетт, которая также курила, сигарета была зажжена. Результатом было необычное усмирение нервозности, группа людей в комнате вскоре притихла, и только мольберт и рука художника поглощали внимание всех присутствующих.
Странно было увязать то, что хотя эта любительница курения считала себя зрителем, именно её голос произнёс слово «начинайте», и художник быстро начал прорисовывать в общих чертах голову. Скоро все зрители убедились, что он работает с чрезвычайной скоростью. В то время как в студии стояла полная тишина, и все напряжённо следили за работой м-ра Шмихена, начинающая курильщица на помосте видела около мольберта фигуру человека, делающего набросок самого себя, в то время как художник с головой ушёл в свою работу, продолжая этот набросок и ничего не замечая. Она наклонилась к своему другу и