Скачать:PDFTXT
Феномен человека

и сущность электрического флюида? Первопричина каждой его манифестации, выступает ли она причиной или следствием, первичным агентом или корреляцией, пока что остается чисто гипотетической. Какое отношение он имеет к жизненной силе? Таковы вечно повторяющиеся, но остающиеся без ответа вопросы. Одно мы знаем наверняка, и это то, что явления электричества, а также тепла и фосфоресценции, происходяшие в животном теле, зависят от химических процессов; они протекают в организме так же, как и в химической лаборатории, всегда модифицированы и подчинены все тому же таинственному Протею – Жизненному Принципу, о котором наука сказать не может ничего.

Спор, вспыхнувший между Гальвани и Вольтом, хорошо известен. Одного поддерживал не кто иной, как Александр Гумбольдт*, другого – открытия Маттеуччи, Дюбуа-Реймона, Браун-Секара и других. Благодаря их совместным усилиям было с точностью установлено, что электричество постоянно вырабатывается во всех внутренних тканях живого организма; что каждый простой пучок нервных волокон мышцы подобен паре в гальванической батарее; что продольная поверхность мышцы действует как положительный полюс гальванической батареи, а поперечная – как отрицательный полюс. Этот феномен был открыт одним из величайших физиологов нашего века Дюбуа-Реймоном, который тем не менее был ярым оппонентом барона Рейхенбаха, открывателя силы од, и всегда выказывал себя ожесточеннейшим и непримиримейшим врагом трансцендентного умозрения, более известного как исследование оккультного, то есть еще не познанных сил природы.

Каждая вновь открытая энергия, каждая доселе неизвестная корреляция той великой и неведомой Силы – Первопричины всего, которая для скептической науки не менее гипотетична, чем для простых доверчивых смертных, была до ее открытия оккультной силой природы. Напав на след нового феномена, наука дает объяснение фактам: сначала – вне всяких гипотез относительно причин этой манифестации; затем, обнаружив, что объяснение недостаточно и не удовлетворяет публику, ее поборники начинают придумывать обобщения, выдвигать гипотезы, основанные на некотором знании якобы задействованных здесь принципов, подтверждая законы их взаимосвязи и взаимозависимости. Они не объясняют сам феномен, но лишь предполагают, как он может быть произведен, и приводят более или менее веские доводы, показывающие, как он не может быть произведен; и тем не менее гипотеза, выдвинутая лагерем их оппонентов – трансценденталистов, спиритуалистов и психологов – обычно высмеивается ими даже прежде, чем те успеют раскрыть рты. Мы приведем лишь несколько недавно открытых электромагнитных феноменов, все еще ждущих своего объяснения.

В организмах некоторых людей аккумулирование и высвобождение электричества достигает при определенных условиях очень высокой степени. Данное явление часто наблюдается в странах с холодным сухим климатом, в таких, например, как Канада, а также в странах с жарким и в то же время сухим климатом. По сообщению хорошо известного медицинского журнала «The Lancet», часто встречаются люди, которым достаточно поднести указательный палец к открытой газовой горелке, чтобы газ вспыхнул, будто к нему поднесли горящую спичку. Известный американский физиолог д-р Дж.Х. Хаммонд, обладающий именно такой сверхнормальной способностью, пространно рассуждает о ней в своих научных статьях. Африканский исследователь и путешественник Митчисон рассказывает о еще более поразительном факте. Живя в западной части Центральной Африки, он в припадке гнева и злобы сильно бил кнутом негров. К его несказанному удивлению, каждый удар кнута вызывал из тела жертвы сноп искр; изумление путешественника возросло еще больше, когда он заметил, что присутствовавшие при этом другие аборигены никак не комментировали данный феномен и даже не выказывали ни малейшего удивления. Они смотрели на это как на нечто обыкновенное, то, что было совершенно в порядке вещей. Проведя ряд экспериментов, он наконец установил, что при определенных атмосферных условиях, и в особенности при малейшем душевном возбуждении, из черного как смоль тела почти каждого негра здешних мест можно извлечь множество электрических искр; для произведения этого феномена достаточно нежно погладить его кожу или даже просто прикоснуться к ней рукой. Когда же негры пребывали в спокойном состоянии, то из их тел нельзя было извлечь ни единой искры.

В «American Journal of Science» профессор Лумис говорит, что

люди, особенно дети, надевая сухие домашние тапочки на тонкой подошве и шелковое или шерстяное платье, находясь в теплой комнате, нагретой до 20 градусов, пол которой покрыт толстым бархатным ковром, зачастую становятся настолько наэлектризованными, возбужденно прыгая по комнате и шаркая туфлями по ковру, что каждый раз, когда они соприкасаются с другими телами, от них отскакивают искры; если же они поднесут палец к газовой горелке, то может вспыхнуть газ. Подобным образом был воспламенен серный эфир; а в сухую холодную погоду от танцующих девиц разлетались искры длиною в полдюйма, что привело к воспламенению распыленной смолы.

Но довольно об электричестве, вырабатываемом людьми. Эта сила вечно действует в природе; в «Travels and Researches in South Africa» Ливингстон рассказывает*, что теплый ветер, который дует с севера на юг во время засухи в пустыне,

…до такой степени наэлектризован, что пучок страусовых перьев, если его подержать всего несколько секунд против ветра, становится настолько заряженным, будто его прикрепили к мощной электрической машине, и, если до него дотронуться, раздастся резкий потрескивающий звук… В результате небольшого трения меховые накидки дикарей начинают светиться. Тот же эффект производится и движением во время верховой езды; трение рукою производит искры и вызывает отчетливые потрескивания.

Некоторые факты, выявленные м-ром Дж.Джоунсом из Пекхама, подобны экспериментам доктора Рейхенбаха. Мы замечаем, что «магнетическая связь существует между нервными людьми и раковинами – продуктами живых существ, что, несомненно, определило динамические свойства их естественных покрытий». Экспериментатор проверил результаты на четырех разных сенситивах. Он говорит, что

впервые к исследованиям его подтолкнул случай с одной женщиной, которой его сын показывал свою коллекцию. Держа в руке одну из раковин, она пожаловалась на боль. Его эксперимент заключался в том, что он просто вкладывал в руку субъекта раковину: через четыре минуты purpura chocolatum вызывала сокращение пальцев и болезненное отвердение руки; эти последствия проходили с помощью быстрых бесконтактных пассов от плеча до пальцев.

Он экспериментировал чуть ли не с тридцатью раковинами, двенадцать из которых использовал во время эксперимента 9 мая 1853 года; одна из этих раковин вызвала жгучую боль в руке и голове пациентки, после чего она впала в бессознательное состояние.

Тогда он положил пациентку на софу, а раковины в буфет. Очень скоро, говорит мистер Диксон, из книги которого мы приводим данный эксперимент, к его удивлению, пациентка, все еще находившаяся в бессознательном состоянии, стала медленно поднимать крепко стиснутые руки, поворачивая их в направлении раковин в буфете, вытягивая их во всю длину и указывая на раковины. Он опустил ее руки вниз; она подняла их снова, ее голова и тело медленно следовали за руками. Он отнес ее в другую комнату, отделявшуюся от той, где лежали раковины, девятидюймовой стеной, коридором, а также стеной из реек, пролеты которой были заполнены штукатуркой; и все же, как ни странно, пациентка снова подняла руки, наклонившись в сторону раковин. Тогда он переложил раковины в заднюю комнату, а потом и в другие три места, одно из которых было вне дома. При этом каждый раз, когда он их перекладывал, положение рук пациентки менялось в соответствии с новым местонахождением раковин. Пациентка находилась в бессознательном состоянии четыре дня. На третий день рука, державшая раковины, опухла, покрылась пятнами и потемнела. На утро четвертого дня все эти явления исчезли, но рука приобрела желтоватый оттенок. Наиболее мощные эманации в этом эксперименте исходили от cinder murex и chama macrophylla, воздействие которых было наисильнейшим; другими из двенадцати раковин были следующие: purpurata cookia, cerethi-num orth., pyrula ficordis, sea urchin (Австралия), voluta castanea, voluta musica, purpura chocolatum, purpura hyp-pocastanum, melanatria fluminea и monodonta declives. В работе «Естественное и сверхъестественное» мистер Джоунс сообщает, что он испытывал магнетическое воздействие различных камней и пород дерева и получил аналогичные результаты; но поскольку мы этой работы не читали, то ничего не можем сказать об этих экспериментах. В следующем номере мы постараемся изложить побольше фактов и попытаемся сравнить гипотезы как точной, так и психологической науки относительно причин взаимодействия человека и природы – микрокосма и Макрокосма.

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СНЫ ЛИШЬ ПРАЗДНЫМИ ВИДЕНИЯМИ?

[В упоминаемом ниже письме нас просят истолковать два сна, в которых индийский джентльмен, будучи вдали от дома, увидел свою жену, страдающую от холеры. Несколькими часами позже он получил письмо, подтверждавшее его видения. Вот что на это ответила Е. П. Блаватская].

«Сны – лишь интерлюдии, созданные фантазией», – говорит нам Драйден*; возможно, для того, чтобы показать, что порой даже поэт делает свою музу рабой претендующего на ученость предрассудка.

Рассматриваемый пример – одно из звеньев того, что можно считать исключительными случаями в сновидении, так как большинство снов поистине лишь «интерлюдии, созданные фантазией». Обычай материалистической науки, опирающейся на факты, – высокомерно игнорировать подобные исключения, быть может, на том основании, что исключение подтверждает правило, а по нашему мнению, чтобы избежать нелегкой задачи объяснения таких исключений. Поистине если бы хоть один-единственный случай не подпадал под классификацию «странных совпадений», столь излюбленных скептиками, тогда пророческие или подтвержденные сны потребовали бы полного пересмотра физиологии. Что же до френологии, то признание и принятие наукой пророческих снов (а отсюда и признание утверждений теософии и спиритуализма) привело бы, как уверяют, к «возникновению новой образовательной, социальной, политической и теологической науки». Следовательно, наука никогда не признает ни снов, ни спиритуализма, ни оккультизма.

Человеческая природапропасть, которую физиология и наука вообще исследовали еще меньше тех, кто ни разу в жизни даже не слышал слова «физиология». Никогда еще высочайшие цензоры Королевского общества не были столь озадачены, как тогда, когда оказывались лицом к лицу с этой неразгаданной тайной – внутренней природой человека. Ключ к ней – двойственность сущности человека. И именно этот ключ отказываются они использовать, прекрасно сознавая, что стоит хоть раз распахнуть дверь святая святых, как им придется отбросить одну за другой свои излюбленные теории и окончательные умозаключения, в который уже раз обернувшиеся нелучшим хобби, такие же превратные, как и все, основанное на ложных или неполных предпосылках. Если мы должны довольствоваться полуобъяснениями физиологии относительно бессмысленных снов, то как же в таком случае объяснить многочисленные факты подтвержденных снов? Сказать, что человексущество двойственное, что в человеке, выражаясь словами св. Павла, «есть тело душевное, есть тело и духовное» и что он, стало быть, непременно должен иметь двойной набор чувств – все равно что произнести, по мнению образованного скептика, непростительную, абсолютно ненаучную ересь. И все же ее следует произнести, не оглядываясь на науку.

Человек несомненно наделен двойным набором чувств: материальными, или физическими, – их можно спокойно предоставить изучению физиологии, и субматериальными, или духовными, всецело

Скачать:PDFTXT

Феномен человека Блавацкая читать, Феномен человека Блавацкая читать бесплатно, Феномен человека Блавацкая читать онлайн