дополнительными примечаниями и сносками, сделанными самой Е. П. Блаватской; сейчас с ним можно ознакомиться по изданию: Т. Субба Роу. Оккультная философия. – М., Сфера, 2001.
Стр. 12. Арьясанга (санскр.) – основатель первой школы йогачарья. Архат, непосредственный ученик Гаутамы Будды.
Стр. 12 Махаяна (пали) – буддийская школа; буквально «большая колесница». Мистическая система, основанная Нагарджуной. Книги этой школы были написаны во II в. до н. э.
Стр. 13. «Санкхья-карика» (санскр.) – труд Капилы (великого мудреца, создателя философии санкхья), содержащий его афоризмы.
Стр. 13. «Ключ к еврейско-египетским мистериям в источнике мер» – J. Ralston Skinner, Key to the Hebrew-Egyptian Mystery in the Source of Measures. Cincinnati: R. Clarke & Co., 1875.
Стр. 14. «Распятие в пространстве» – Факсимильное воспроизведение приводимого рисунка, заимствованного из замечательной книги Э. Мура (The Hindoo Pantheon), впервые изданной в Лондоне в 1810 году. Возвращаясь еще раз к этой сцене распятия, Е. П. Блаватская рекомендует читателю обратиться к с. 174 (рис. 72) книги Д. Ланди «Монументальное христианство», где помещено ее факсимиле. Доктор Ланди говорит (с. 173): «Не рискну дать ей никакого иного названия, кроме распятия в пространстве. Во многих отношениях картина напоминает христианское распятие, но у нее есть и специфические черты. Сам сюжет, персонаж и следы гвоздей на руках и ногах указывают на ее христианское происхождение; но парфянский венец с семью зубцами, отсутствие креста и традиционной надписи, а также лучи Славы наверху говорят о некоем нехристианском влиянии. Может быть, это Жертвенный Человек или Священник и Жертва в одном лице, пожертвовавший собою перед созданием миров, из индийской мифологии? Или это платоновский второй Бог, запечатлевший себя во вселенной в форме креста? Или же это его божественный человек, которому надлежало быть закованным, подвергнутым пыткам, а затем, после всевозможных мучений, распятым? (Республика, II)».
Эдвард Мур говорит на этот счет следующее: «Человек, который часто приносил мне изображения индусских божеств, рисунки и прочее, однажды принес мне две в точности повторяющих друг друга картины, одна из которых здесь воспроизведена. Достаточно одного мимолетного взгляда для того, чтобы безошибочно определить ее сюжет. Стараясь выглядеть равнодушным, я спросил ученого пандита, что за Дэва здесь изображен. Тот внимательно посмотрел на картину, повертел ее в руках, но затем вернул ее мне, признав свою неосведомленность относительно того, какой именно Аватара здесь представлен. Однако он предположил, что, судя по пробитым ногам, это может быть Виттоба…». Сам Мур приписывает этой картине христианское происхождение, но Годфри Хиггинс (Anacalypsis, I, p. 145–146) считает, что это подлинный Виттоба.
Стр. 14. Шеша (санскр.) – Ананта, Великий Змий Вечности, ложе Вишну; символ бесконечного Времени в Пространстве. В экзотерических верованиях Шеша представлен в виде тысячеголовой и семиголовой кобры.
Стр. 14 Пуруравас (санскр.) – сын Буддхи, сына Сомы (Луны) и Илы; известен как первый сотворивший огонь трением двух кусочков дерева и сделавший его (огонь) тройственным. Оккультный персонаж.
Стр. 15 Виттоба (санскр.). Одна из форм Вишну. Мур в своей «Hindu Pantheon» приводит изображение Виттобы, распятого в Пространстве; а преп. д-р Ланди утверждает («Monumental Cyristianity»), что эта гравюра предшествует христианству и представляет распятого Кришну, Спасителя, и следовательно — конкретное пророчество о Христе (см. «Разоблаченная Изида», II, 467-468).
Стр. 15. Вишвакарман (санскр.) – «Всесоздатель». Ведическое божество, олицетворение творящей Силы, описан как Единый «всевидящий Бог… породитель, распорядитель, который… пребывает вне пределов понимания (непосвященных) смертных».
Стр. 15 Викарттана (санскр.) – буквально «лишенный своих лохмотьев»; имя Солнца и символ посвященного неофита.
Стр. 15 Систрум (греч.) – священный храмовый инструмент, обычно делавшийся из бронзы, использовавшийся для произведения с помощью сочетания его металлов магнетических токов и звуков.
Стр. 24 Ломбардский Петр (ок. 1100 – ок. 1160), средневековый богослов, епископ Парижский, известный как Magister Sententiarum (Учитель Сентенций, по названию его главного произведения), родился предположительно в Новаре (в то время в Ломбардии) ок. 1100. Обучался в Болонском, Реймсском и Парижском университетах, преподавал теологию в школе собора Нотр-Дам в Париже. Около 1158 был избран епископом Парижским. Умер Петр Ломбардский в Париже вскоре после 1160. Петр Ломбардский был одним из самых влиятельных схоластических богословов 12 в., его Сентенции использовались в качестве основного учебника в теологических семинариях вплоть до 16 в. Основные сочинения теолога были написаны между 1145–1151 и включали Толкования на Псалмы, Толкования на послания апостола Павла, Проповеди и труд, прославивший его имя, один из лучших богословских компендиев той эпохи – Четыре книги сентенций (Sententiarum libri quattuor). Составленные в форме вопросов и ответов, они охватывали все области теологии и сводили ее в стройную систему. Сентенции, в которых заметно влияние Абеляра, Гуго Сен-Викторского и Грациана, состоят из четырех книг, первая из которых трактует о Боге и Троице, вторая – о творении и об ангелах, третья – о боговоплощении, искуплении человека и десяти заповедях, а четвертая – о христианских таинствах.
Стр. 26. Святой Иларий – хотя в рукописи Е. П. Блаватской сказано – «святой Иларион», речь идет, безусловно, о святом Иларии Пиктавийском, или святом Иларии из Пуатье (ок. 315–366), епископе Пуатье (Франция). Самое важное его сочинение, «De Trinitate libri XII», было написано в 360 году. Иларий был самым ревностным из всех латинских отцов IV столетия поборником «чистой» веры; о его молодых годах ничего не известно; его усилия были направлены главным образом на пресечение арианства; Илария считают первым христианским латинским автором церковных гимнов.
Стр. 26. Psellus, in Scholiis, in Orac – Речь идет о «Штудиях» Пселла, посвященных оракулам Зороастра.
Стр. 29. Прамейи (санскр.) – то, что следует доказать, или доказательства.
Стр. 29 Падартха (санскр.) – Падартхи; предикаты существующих вещей, именуемые так в вайшешике, или «атомистической» философской системе, основанной индийским философом Канадой. Эта школа – одна из шести даршан.
ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ДУШЕ
Психология, наука души
Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. XIX, №110, October 1896, p. 97-102; на русском языке – Блаватская Е. П. Наука жизни. М., Сфера, 1999. С. 134–143. Пер. Ю. А. Хатунцева.
Стр. 33 Кольер Джереми (Collier, 1650 – 1726) – английский богослов, противник клятвы, читал лекции в Gray’s Inn в Лондоне, после 1688 г. выступил в защиту Стюартов, за что неоднократно терпел гонения и принужден был бежать. Вернувшись в более спокойное время, К. занялся литературой. В 1697 г. издал он «Essa y s on Several Moral Subjects» (2 изд., 1705; 3 изд., 1709), пользовавшиеся большой популярностью. Еще больше внимания обратила на себя книга: «Short View of the Immorality and Profaneness of the English Stage», вызвавшая полемику Конгрива, Ванбруга и др. Маколей, признав гиперкритичность К. и другие его слабые стороны, все-таки признает за этой книгой громадные заслуги и находит в ней блестящие и глубоко справедливые места. За ней К. издал «Defence», «Second Defence», «Farther Vindication» и в 1703 г. «Mr. C ollier’s Dissuasive from the Playhouse, in a Letter to a Person of Quality». Литературная борьба за и против современного театра продолжалась еще 10 лет и победа осталась за К.; с выхода его книги считают обыкновенно обновление английской сцены. С 1701 по 1721 гг. К. занят был переводом словаря Морери и изданием собственной «Ecclesiastical History of Great Britain». Последний труд его: «Practical Discourses» (1725).
Стр. 34. Колридж Сэмюэл Тейлор (Coleridge, Samuel Taylor) (1772–1834), английский поэт, философ, литературный критик.
Стр. 34. На свет полуденный… «Где оно?– Эти строки заимствованы из стихотворения под названием «Страхи в одиночестве». Цитируемому фрагменту непосредственно предшествуют следующие две строки:
Из мрака своего уединенья
Стр. 34 Молешотт (Moleschott), Яков, 1822–93, физиолог, 1856 профессор в Цюрихе, в Турине (1861) и Риме (1879). «Physiologie der Nahrungsmittel» (2-е издание 1859); «Der Kreislauf des Lebens» (1852; 5-е издание 1875–86). Сторонник материализма; сочинения М. пользовались больш. популярностью в России в 1860-х годах: «Учение о пище» (2-е издание 1868); «Физиологические эскизы» (1865) и др.
Стр. 34 Тиндаль, Джон (2.8.1820, Лайлин-Бридж, Ирландия, — 4.12.1893, Хайнд-Хед, Суррей) – знаменитый английский физик, член Лондонского королев, общества (1852). По окончании средней школы (1839) работал топографом-геодезистом в военных организациях (1840-43) и на строительстве железных дорог (1844-47). Одновременно окончил (1844) механический институт в Престоне. В 1847-48 и 1851-53 преподавал в Куинвуд-колледже (Хэмпшир). В 1848-51 слушал лекции в Марбургском и Берлинском университетах. С 1853 профессор Королевского института в Лондоне (с 1867 — директор). Основные труды по магнетизму, акустике, поглощению теплового излучения газами и парами, рассеянию света в мутных средах (см. http://www.rubricon.com/partner.asp?aid=%7b2E79B6C5-C4CF-4D69-A805-A6D5F1BA9928%7d&ext=0Тиндаля эффект). Изучал строение и движение ледников в Альпах. Автор научно-популярных книг, переведённых на многие языки.
Стр. 34 Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond) Эмиль (7.11.1818, Берлин, – 26.12.1896, там же), немецкий физиолог и философ, член Берлинской АН (1851). Профессор Берлинского университета (с 1855). Основные труды по животному электричеству; Д.-Р. доказал его наличие в мышцах, нервах, железах, коже, сетчатке глаза и др. тканях. Открыл физический электротон. Показал, что поперечное сечение нерва электроотрицательно по отношению к его длиннику («ток покоя»). Установил, что отрицательное колебание «тока покоя» является выражением деятельного состояния ткани. В физиологических и медицинских лабораториях используется предложенная Д.-Р. и носящая его имя аппаратура (индукционные аппараты для раздражения нервов и мышц, неполяризующиеся электроды и др.).
Психическая и интеллектуальная деятельность
Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. VII, № 38-39, October, November, 1890, р. 89-98, 177–185; на русском языке – Блаватская Е. П. Космический разум. М., Сфера, 2001. С. 184–218. Пер. Ю. А. Хатунцева.
Стр. 36. Мильтон. Потерянный Рай – Цитируется по книге: Мильтон. Потерянный Рай. (Пер. с англ. Арк. Штейнберга.) – М., 1982. С. 83.
Стр. 41. Психрометр – человек, обладающий способностью читать или видеть душевным, т. е. внутренним, зрением.
Стр. 49. Гиль (греч.) – изначальное вещество, или материя; эзотерически – однородное отложение Хаоса, или Великой Глуби. Первый принцип, из которого была сформирована Вселенная.
Статья впервые опубликована в журнале, «Lucifer», Vol. V, № 27, November, 1889, р. 227–233; на русском языке – Блаватская Е. П. Космический разум. М., Сфера, 2001. С. 47–60. Пер. Ю. А. Хатунцева.
Стр. 50 Крэбб (Crabbe) Джордж (24.12.1754, Олдборо, – 3.2.1832, Троубридж), английский поэт. Был лекарем, затем священником. С выходом поэмы «Деревня» (1783) определилось реалистическое и демократическое направление его творчества. Изображал повседневную жизнь сельских приходов и провинциальных местечек, сделав героями своих произведений обречённых на убогое существование простых людей. Его творчество высоко ценили А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер.
Стр. 53 Лаватер Иоганн Катар (1741 – 1801) – швейцарский философ и поэт. Известный в свое время представитель физиогномики, предлагавший изучать характер и способности не по структуре головы, а по живой и подвижной игре лица.
Стр. 53. …джиннам древности