289–290; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 69-83. Пер. В. С. Зуевой.
Беседы об оккультизме
Публиковались в журнале «Path», New York, vol. 111, Nos. 1–6, April, May, June, July, August, September, 1888, p. 17-21, 54-58, 94-96, 125-129, 160-163, 187-192, vol. III, October, 1888, p. 219-222; vol. IX, October, December, 1894; January, February, 1895, p. 214-216, 244-247, 280-283, 310–312, и 390–391 соответственно; на русском языке – Блаватская Е. П. Астральные тела и двойники. – М., Сфера, 2000. С. 49–121. Пер. Ю. А. Хатунцева. Беседы приводятся в сокращенном варианте.
Лучистое пятно света
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. III, № 2, November, 1881, p. 45–46; на русском языке – Блаватская Е. П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 152–154. Пер. Т. О. Сухоруковой.
Преждевременный феноменальный рост
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. V, № 3-4 (51-52), December-January, 1883-84, p. 60–61; на русском языке – Блаватская Е. П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 296-300. Пер. В. С. Зуевой.
Оккультная или точная наука
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. VII, № 79, April, 1886, p. 422–431; Vol. VII, № 80, May, 1886, p. 481–494; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 129 – 176. Пер. Ю. А. Хатунцева.
Стр. 159. Воеводский Леопольд Францевич (1846–?) – русский историк. Ценность сочинений Воеводского состоит прежде всего в его методике анализа мифов, в соответствии с которой очень многие мифы могут и должны рассматриваться как источник информации о реалиях древней и доисторической жизни того или иного народа; однако в его докторской диссертации предпринята попытка представить эпические поэмы Гомера как солнечно-лунно-звездные мифы, что не могло не вызвать возражений со стороны многих ученых.
Стр. 159. Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853– 1920) – русский филолог и весьма авторитетный историк. Изучал санскрит, сравнительную филологию, так как его готовили на должность заведующего кафедрой. Для соискания степени магистра написал диссертационную работу под названием «Очерк вакхических культов индоевропейской древности» (Одесса, 1884 г.). Помимо множества научных очерков, напечатанных в различных русских журналах, написал замечательную работу о творческом гении Тургенева; также был в числе редакторов иллюстрированной «Истории русской литературы». Он был убежден в том, что в основе науки лежит метафизика и что всякое явление следует рассматривать в аспекте вечности и бесконечности, на фоне беспрерывной эволюции.
Стр. 160. …»нежели на Богочеловека». – Цитируется письмо Учителя Кут Хуми, полученное А. О. Хьюмом 9 июля 1882 г. Письмо содержит в себе ответы на вопросы о планетах, Кругах и т. п. Полностью опубликовано в «Письмах Махатм А. П. Синнетту» с пометкой: «Печатается с написанной почерком м-ра Синнетта копии». Текст цитируемого фрагмента выглядит следующим образом (с. 87–88):
«Третий Круг. Теперь у него есть вполне сформированное, компактное тело; сперва в форме гигантской обезьяны, более разумной (или скорее хитрой), нежели духовной. Ибо, двигаясь по нисходящей дуге, он уже достиг той точки, где его изначальная духовность оказываемся вытесненной или подавленной нарождающейся ментальностью. Во второй половине этого, третьего, Круга его гигантский рост уменьшается, а тело совершенствует свою структуру (вероятно, в этом будет легко убедиться с помощью микроскопа), в результате чего он становится разумным существом, хотя и по-прежнему более похожим на обезьяну, нежели на Богочеловека».
Стр. 161. …тепловые лучи (красные) и химические (фиолетовые)… – Речь идет об инфракрасных и ультрафиолетовых лучах.
Стр. 170. Амфибия – от греч. amphibios, живущий двоякой жизнью.
Стр. 170. Эдвин Арнольд, «Свет Азии». – Arnold sir Edwin «The Light of Asia, or the Great Renunciation (Ma-habhinishkramana). London, 1879. Знаменитое в Европе поэтическое жизнеописание Гаутамы Будды. Книга выдержала множество изданий.
Стр. 171. …в конце четвертой Расы… – Здесь допущена ошибка, которую, очевидно, проглядели при подготовке первого издания статьи. Вместо слова «Раса» следовало написать «Круг». После слова «материя» указать: «притхивитаттва – четвертый космический элементарный принцип». А после слова «чувство» – «четвертая эволюционная фаза притхиви». На месте последнего слова в предложении («Раса») опять-таки – «Круг».
Судьба феноменов
Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. I, № 6, February, 1888, p. 504–506; на русском языке – Блаватская Е. П. Что есть Истина? – М., Сфера, 1999. С. 28–33. Пер. Ю. А. Хатунцева.
_______________
Адепт (лат.) – «Достигший». В оккультизме – тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в науке эзотерической философии.
Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция.
Алкахест (араб.) – универсальный растворитель в алхимии; но в мистицизме это высшее Я, соединение с которым превращает материю (свинец) в золото и возвращает все составные вещи, такие, как человеческое тело и его атрибуты, к их первоначальной сущности.
Анима Мунди (лат.) – Мировая Душа, или Алайя, северных буддистов, божественная сущность, которая пронизывает, одушевляет и наполняет все – от атома материи до человека и Бога. В своем высшем аспекте это нирвана, в низшем – астральный свет.
Антахкарана (санскр.) – термин имеет различные значения, отличные у каждой философской школы и секты. Антахкарана служит связующим посредником между божественным Эго и личной душой человека и передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и таким образом стать бессмертными вместе с нею; это единственные элементы преходящей личности, переживающие смерть и время.
Арупа (санскр.) – «бестелесное», бесформенное, в противоположность рупа, «телу», или форме.
Архат (санскр.) – «достойный», букв, «заслуживающий божественных почестей». Имя, даваемое джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и поэтому освободился от повторных рождений.
Астральный свет (оккульт.) – невидимая сфера, окружающая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса лингашарире, или астральному двойнику в человеке.
Атма (санскр.) – Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа.
Аум (санскр.) – священный слог; трехбуквенное единство; отсюда – Троица в одном.
Бодхисатва (санскр.) – букв, «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»: тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совершенным Буддой, т. е. иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле бодхисатва – это наименование, данное сынам небесных Дхьяни-будд.
Брахма (санскр.) – изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском пантеоне. Первый, Брахма, или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который бестелесен, нематериален, нерожден, вечен, безначален и бесконечен. Он всенаполняющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. С другой стороны, [Брама] мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т. е. исчезает и уничтожается.
Буддхи (санскр.) – Вселенская Душа, или Разум. Маха-Буддхи есть название Махата; также Духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически – седьмой.
Вак (санскр.) – в индуизме: 1) «речь», с помощью которой человеку было передано знание свыше; 2) «мистическая, сокровенная речь», которая нисходит на первых Риши и входит в них, как языки пламени, по евангельскому преданию, вошли в апостолов.
Веданта (санскр.) – мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл упанишад. В шад-даршанах (шесть школ, или систем, доказательств) она называется уттара миманса и приписывается Вьясе, составителю Вед, который, таким образом, считается основателем веданты.
Веды (санскр. знание) – древнейшие памятники индийской литературы, священные книги индуизма, составляющие канон Откровения (шрути), которому традиция приписывает божественное происхождение. Обычно под словом «Веды» понимают четыре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Гипнотизм (греч.) – название, данное доктором Брейдом различным процессам, с помощью которых одна личность, с развитой силой воли, погружает другую, с более слабыми умственными способностями, в своего рода транс; находясь в таком состоянии, последняя будет делать все, что ей внушит гипнотизер. Если это не делается с добрыми целями, то оккультисты называют это черной магией, или колдовством. Это является самым опасным действием как морально, так и физически, так как затрагивает нервный флюид и нервы, контролирующие кровообращение в капиллярных кровяных сосудах.
Гупта-видья (санскр.) – то же, что Гухья Видья; эзотерическая, или тайная, наука; знание.
Демон (греч.) – в первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях идентичен по значению с «богом», «ангелом» или «гением». Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноусом, или разумным божественным Эго. Во всяком случае, Демон (или Даймон) этого великого мудреца, конечно же, не был демоном христианского ада или христианского ортодоксального богословия. Это название античные авторы, и в особенности философы Александрийской школы, давали духам всех родов, как добрым, так и злым, человеческим и иного рода. Это название часто служило синонимом богов или ангелов. Но некоторые философы старались, и вполне обоснованно, делать разницу между многочисленными классами подобных существ.
Джива (санскр.) – Жизнь, как Абсолют; также Монада, или Атма-Буддхи.
Дживатма (санскр.) – Единая. В общем смысле – всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке.
Доппельгэнгер (нем.) – синоним двойника, или астрального тела; на оккультном языке эфирный дубликат, или тень, человека и животного. Не путать с астральной душой, являющейся отражением низшего манаса.
Дхарма (санскр.) – «священный Закон»; доктрина буддистов.
Дхиан Коганы (санскр.) – букв. «Владыки Света». Высшие боги, соответствующие архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом.
Дэвакхан (санскр.) – «Обитель богов». Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (атма-буддхи манас, или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от камарупы и разложения низших принципов на земле.
Индивидуальность – одно из названий, данных в теософии и оккультизме человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или «личность» (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке; Индивидуальность же существует вечно.
Иерофант – от греческого слова «иерофантес»; буквально «тот, кто разъясняет священные понятия». Раскрывающий священное знание и главный среди посвященных. Звание, дававшееся в храмах древности высшим адептам, которые были учителями и толкователями Мистерий и посвященными в заключительные великие Мистерии.
Калиюга (санскр.) – четвертый, черный, или железный, век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из ряда веков, на которые разделен период эволюции человека. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны, и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897 и 1898 годами.