– цикл времени, но обычно представляет «день» и «ночь» Брамы, период в 4 320 000 000 лет.
Камалока (санскр.) – полуматериальный план, субъективный и невидимый для нас, где развоплощенные «личности», астральные формы, называемые камарупами, остаются до тех пор, пока не исчезнут оттуда после полного уничтожения последствий ментальных импульсов, породивших эти эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. (См. камарупа). Это Гадес древних греков и Аменти египтян, страна Безмолвных Теней; подразделение первой группы Трайлокья.
Камарупа (санскр.) – метафизически и в нашей эзотерической философии это субъективная форма, порожденная ментальными и физическими желаниями и мыслями всех чувствующих существ, направленными на материальные вещи, форма, переживающая смерть их тел. После этой смерти три из семи «принципов», или, скажем, планов чувств и сознания, на которые поочередно действуют человеческие инстинкты и мышление, то есть тело, его астральный прототип и физическая жизненность, неиспользуемые в дальнейшем, остаются на земле; три высших принципа, объединенные в одном, переходят в состояние дэвакхана, в котором высшее Эго остается до тех пор, пока не придет час нового воплощения; а эйдолон эксличности остается один в своем новом обиталище. Там эта бледная копия бывшего человека существует определенный период времени, длительность которого разнится и соответствует элементу материальности, оставшемуся в ней и обусловленному прежней жизнью умершего. Лишенная высшего ума, духа и физических чувств, будучи предоставлена своим собственным бессмысленным затеям, она постепенно исчезает и разлагается. Но насильственно влекомое назад в земную сферу или страстными желаниями и призывами оставшихся друзей, или постоянными занятиями некромантией (одной из самых пагубных форм которой является медиумизм), это «привидение» может сохраниться на срок, намного превышающий срок естественной жизни его тела. Если камарупа однажды нашла путь назад к живым человеческим телам, она становится вампиром, питающимся жизненностью тех, кто так стремится к ее обществу.
Капила Риши– великий мудрец, адепт древности; создатель философии санкхья.
Круги и циклы – термины, применяемые теософами при объяснении восточной космогонии. Они используются для обозначения различных эволюционных циклов в элементальном, минеральном и других царствах, через которые Монада проходит на каждом отдельном глобусе; термин цикл применяется только для обозначения циклического пути Монады вокруг всей цепи семи глобусов. Вообще говоря, теософы применяют термин круги как синоним циклов: космических, геологических, метафизических или любых других.
Лингашарира (санскр.) – «тело», то есть эфирный прообраз тела. Этот термин обозначает доппельгэнгера, или «астральное тело» человека или животного. Это есть эйдолон греков, жизненное и прототипное тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше и умирает или исчезает вместе с исчезновением последнего атома тела.
Личность – в оккультизме, подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспектах божественного, мыслящего, или разумного, и животного человека – низшая четверица, или чисто астрально-физическое существо, тогда как под Индивидуальностью подразумевается Высшая Триада, рассматриваемая как Единство. Таким образом, Личность охватывает все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, в то время как Индивидуальность есть неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в одну личность за другой.
Майявирупа (санскр.) – «иллюзорная форма»; «двойник» в эзотерической философии; доппельгэнгер, или перисприт, по-немецки и по-французски.
Макрокосм и микрокосм (греч.) – Макрокосм – Вселенная, универсум, весь мир в целом, в отличие от микрокосма – человека.
Манас (санскр.) – букв, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает в широком смысле Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению – кама-манасу.
Манвантара (санскр.) – период проявления, в противоположность пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно к Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману – 308 448 000 лет. (См. «Тайная Доктрина», II.) Буквально Мануантара – между [двумя] Ману.
Мантры (санскр.) – стихи из ведических сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под мантрами понимаются собственно Веды, без их толкования.
Мануши, или Мануши Будды (санскр.) – человеческие будды, бодхисатвы, или воплощенные Дхиан Коганы.
Махатма (санскр.) – букв, «великая душа». Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны «человека из плоти» и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами.
Месмеризм – концепция, предложенная австрийским врачом Ф. Месмером во второй половине XVIII в. В основе месмеризма понятие о животном магнетизме, посредством которого можно изменять состояние организма, в том числе излечивать болезни.
Метемпсихоз – переход души из одной стадии существования в другую. Символизирован и вульгарно воспринят как перерождения в телах животных. Метемпсихоз следует относить лишь к животным. Каббалистическая аксиома «Камень становится растением, растение – животным, животное – человеком, человек – духом, а дух – богом» разъясняется в труде Ману «Манава-дхарма-шастра» и других брахманистских книгах.
Мистерии – греческие телетейи, или завершения, празднества посвящения, или Таинства. Это были ритуалы, обычно державшиеся в тайне от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом. Слово «мистерии» произошло от греческого тиф, «закрывать рот», и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, мистерии как школы этики были высоко религиозными, нравственными и благотворными. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии и природы вообще олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их жизни. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.
Монада (греч.) – Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную Триаду Атма-Буддхи-Манас или дуаду Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели – нирване.
Мулапракрити (санскр.) – Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип – недифференцированная субстанция. Акаша. Букв. – «корень Природы» (Пракрити), или Материи.
Муни (санскр.) – святые и мудрецы.
Нирвана (санскр.) – согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни.
Парабрахман (санскр.) – букв, «за пределами Брахмы». Верховный Беспредельный Брахма, «Абсолют» – реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип.
Патанджали – основатель философии йоги. Востоковеды относят время его жизни к 200 г. до Р.Х.; оккультисты – ближе к 700, чем к 600 г. до Р.Х.
Пишачи (санскр.) – в пуранах (собрании аллегорических и символических писаний) это гоблины, или демоны, сотворенные Брамой. В южноиндийском фольклоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в камалоке – оболочки и элементарии.
Планетные Духи – главным образом владыки, или правители, планет. Как наша Земля имеет свою Иерархию земных планетных духов, от наивысшего до самого низшего плана, так же ее имеет любое другое небесное тело. В оккультизме, однако, термин «планетный дух», как правило, применяется только по отношению к семи высшим Иерархиям, соответствующим христианским архангелам. Все они прошли ступень эволюции, соответствующую человечеству Земли, на других мирах, в давно минувших циклах. Наша Земля, будучи пока еще только в своем четвертом Круге, слишком молода, чтобы рождать высоких планетных Духов. Высший планетарный дух, правящий каждым небесным телом, фактически является «личным Богом» этой планеты и поистине скорее его «управляющим провидением», нежели самопротиворечащим бесконечным личным Божеством современной церкви.
Посвященный (Initiate) – от латинского слова Initiatus. Обозначение того, кто был принят и кому были открыты Мистерии и тайны масонства или оккультизма. В древности – те, кто был посвящен в тайное знание, преподаваемое иерофантами Мистерий. В наши дни – те, кто посвящен адептами сокровенного учения в тайноведение, которое, несмотря на прошедшие века, все еще имеет несколько истинных приверженцев на земле.
Праджна (санскр.) – синоним слова Махат, Вселенский Разум. Способность к восприятию. Сознание.
Пракрити (санскр.) – природа вообще, в противоположность Пуруше – духовной природе, или духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества».
Пралайя (санскр.) – период обскурации, или покоя – планетного, космического или вселенского – противоположен манвантаре. («Тайная Доктрина», I.)
Психология – в древности наука о душе; наука, служившая непременным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают (наши выдающиеся ученые) на физиологии.
Психометрия – букв, «измерение души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой, или внутренним зрением.
Пуруша – «Человек», небесный человек. В другом аспекте – дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я».
Риши (санскр.) – Адепты; вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры.
Свабхават (санскр.) – мировая субстанция и вещество, дух и пластическая сущность материи, из которой исходит вся природа и в которую все возвращается в конце жизненных циклов.
Скандхи (санскр.) – букв, «свёртки» – группы атрибутов человеческой личности, конечных и неприменимых к вечному и абсолютному.
Спиритуализм – в философии состояние или положение ума, противоположное материализму, или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что сущее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа, есть чистый спиритуализм. Что касается верования, которое бытует под этим названием, а именно веры в постоянное общение живых с мертвыми либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума – это не что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «некромантией».
Стхулашарира (санскр.) – в метафизике грубое физическое тело.
Сукшмашарира (санскр.) – сну подобное, призрачное тело, родственное манасарупе, или «телу мысли». Это одеяние богов, или Дхиани и дэв. Пишется так же сукшама шарира и тарака раджа-йогами называется сукшмопадхи.
Тарака раджа-йога (санскр.) – одна из браминских систем йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущих к нирване.
Таттвы (санскр.) – фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам.
Тетрактис– пифагорейская священная четверка. Прежде всего, это – Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем это фундаментальное число четыре, Тетрада, содержащая