Скачать:PDFTXT
Гениальность

количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону; но то же в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего — человечно, и обоих — по справедливости, — таких найдется один на десять миллионов». Это действительно интересно, хотя и не является комплиментом человеческой природе, если Лафатер имеет ввиду под «гениальностью» лишь высший сорт человеческого интеллекта, раскрытый благодаря культивированию, который «защищали, подрезали и питали», а не ту гениальность, о которой говорим мы. Кроме того, такая гениальность всегда склонна доводить до крайности того, через кого проявляется этот искусственный свет земного разума. Подобно добрым

и злым гениям древних, с которыми человеческая гениальность

делит свое название, она берет за руку своего беспомощного

обладателя и ведет его сегодня — на вершину славы и торжества,

а завтра — ввергает его в пропасть стыда, отчаяния, а часто —

преступления.

Но, согласно этому крупному физиогномисту, так как в нашем мире имеется больше гениев первого вида, поскольку, как учит оккультизм, личность с ее острыми физическими чувствами и «татвами» более легко притягивается к низшей четверке, чем поднимается к своей триаде, — современная философия, хотя и является сведущей в отношении этого низшего статуса гениальности, ничего не знает о ее высшей духовной форме («один на десять миллионов»). Таким образом, вполне естественно, что смешивая одно с другим, даже лучшие западные писатели не могут дать определения истинной гениальности. По этой причине мы постоянно выслушиваем и читаем много такого, что кажется абсолютно парадоксальным для оккультиста. «Гениальность требует культивации», — говорит один; «Гениальность пуста и самодовольна», — объявляет другой, тогда как третий доходит до определения божественного света, но укладывает его в прокрустово ложе своей собственной интеллектуальной ограниченности. Он говорит об огромной эксцентричности гения, связывая это с «легковозбудимой структурой», и даже считая его «подверженным любой страсти, но редко обладающим деликатностью вкуса» (лорд Кеймс). Бесполезно спорить с ними или говорить им, что оригинальная и великая гениальность затмевает самые яркие лучи человеческой интеллектуальности подобно тому, как солнце гасит свет костра в открытом поле; что она никогда не бывает эксцентричной, хотя всегда является самой собой; что никакой человек, наделенный истинной гениальностью, никогда не может дать ход своим физическим плотским страстям. С точки зрения скромного оккультиста, лишь такие в высшей степени альтруистические характеры, какими обладали

Будда и Иисус, или очень немногие, подобные им, могут рассматриваться как полностью развитые Гении нашего исторического цикла.

Поэтому истинная гениальность имеет мало шансов на свое признание в нашем веке условностей, лицемерия и приспособленчества. Так же, как мир вырастает в цивилизацию, он увеличивает

и свой неистовый эгоизм и побивает камнями своих истинных

пророков и гениев ради благополучия своих обезьянничающих

призраков. Одиноко человеческое сердце, способное интуитивно

чувствовать истинную «великую душу», полную божественной

любви к человечеству и богоподобного сочувствия к страдающим

людям, среди огромных многомиллионных масс невежественных

людей. Только народ может распознать гения, и без этого никакой

человек не имеет права на это имя. Гениальность не может быть

обнаружена внутри церкви или государства, и это доказывается

их собственными признаниями. Так обстоит дело уже очень

давно, с тех пор, как в XIII веке «Ангельский Доктор» осадил

Папу Иннокентия IV, который, хвастаясь миллионами, полученными

им от продажи отпущения грехов и индульгенций, заметил

Аквинату, что «…прошло то время, когда церковь говорила:

«Нет у меня ни серебра, ни золота»! «Верно», — последовал

немедленный ответ, — «но прошло также и то время, когда она

могла сказать парализованному: «Встань и иди». И вот, начиная

с того самого времени, и много-много ранее, и до наших дней

никогда не прекращалось постоянное распятие своего идеального

Учителя церковью и государством. Если каждое христианское государство нарушает заповеди, данные в Нагорной проповеди, своими законами и обычаями при любом способе правления, то христианская церковь оправдывает и одобряет это при помощи своих собственных епископов, которые с отчаянием заявляют: «Христианское государство не может существовать на христианских принципах». Таким образом, в цивилизованных государствах невозможно жить в соответствии с заповедями Христа или Будды.

Оккультист, для которого «истинная гениальность является синонимом самосущего и бесконечного разума», отраженного более или менее верно человеком, не может найти в современных определениях этого понятия чего-либо, приближающегося

к его точному значению. В свою очередь, эзотерическое истолкование

теософии, конечно, воспринимается с насмешками. Сама

идея о том, что каждый человек, имеющий «душу» внутри себя,

является носителем гениальности, покажется в высшей

степени абсурдной даже для верующих, а материалист вообще

обругает ее как «грубое суеверие». Что касается мнения

народа — единственного, которое можно рассматривать как

более или менее корректное, поскольку оно является чисто

интуитивным, — то оно вовсе не будет принято во внимание.

Тот же самый эластичный и удобный эпитет «суеверие» будет еще раз использован для того, чтобы объяснить, почему до сих пор никогда не было признанного гения — того или иного рода — без определенного вмешательства судьбы, фантастического и часто сверхъестественного, без историй и легенд, связанных со столь уникальным характером, следующих за ним и переживающих его. И все же только безыскуственные и так называемые «необразованные» массы, именно потому, что у них отсутствует софистическое мышление, чувствуют, приходя в контакт с необычным характером, что в нем есть что-то большее, чем просто смертный человек, состоящий из плоти и интеллекта. И ощущая себя в присутствии того, что в большинстве случаев всегда скрыто, чего-то непостижимого для их здравого смысла, они испытывают то же самое благоговение, что и народные массы в древности, когда их фантазия, часто более безошибочная, чем цивилизованный разум, создавала богов из их героев и учила:

Слабого — подчиниться, гордого — преклониться

Пред силами незримыми и их превосходящими…

И это называется сейчас Суеверием…

Но что такое суеверие? Верно, что мы опасаемся того, что мы не можем ясно объяснить себе. Подобно детям в темноте, мы все — образованные так же, как и невежды — склонны населять эту темноту призраками нашего воображения; но эти «призраки» не являются для умного человека доказательством того, что эта «темнота» — другое название неразличимого и невидимого — не содержит на самом деле ничьего присутствия, кроме нас самих. Таким образом, если в своей крайней форме «суеверие» — это злой рок, вера в нечто, находящееся выше и вне наших физических чувств, однако это также скромное признание того, что во вселенной и кругом нас существуют вещи, о которых мы не знаем ничего. В этом смысле «суеверие» становится не неразумным ощущением, наполовину чудесного, наполовину страшного, смешанного с восхищением и уважением, или же с ужасом, в зависимости от требований нашей интуиции. И это куда более разумно, чем повторять вместе с чересчур учеными ослами, что нет ничего «в этой темноте», и что здесь не может находиться что-либо, поскольку они, эти «мудрецы», не смогли обнаружить его.

E pur se muove [И все-таки она вертится]! Там, где есть дым, должен быть и огонь. И там, где есть пароход, должна быть вода. Наше утверждение покоится лишь на одной вечной аксиоматической истине: nihil sine causa нет ничего беспричинного. Гений

и незаслуженное страдание доказывают наличие бессмертного

Эго и реинкарнации в нашем мире. Что касается всего остального, то есть поношений и насмешек, с которыми встречаются такие теософские доктрины, то Филдинг (также гений своего рода) уже ответил за нас больше века назад. Никогда не говорил он большей истины, чем в тот день, когда написал: «Если суеверие делает человека глупым, то скептицизм делает его безумным».

«Люцифер», ноябрь 1889 г.

*Период одной полной манвантары, состоящей из семи циклов. *Абсолютно теургический, масонский и оккультный термин.

Используя его, Павел обнаруживает себя как посвященного, имеющего право посвящать других.

Скачать:PDFTXT

Гениальность Блавацкая читать, Гениальность Блавацкая читать бесплатно, Гениальность Блавацкая читать онлайн