Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

доктрину о субъективном общении между воплощенными и развоплощенными душами и взаимном влиянии этих душ друг на друга, он ограничивает сие влияние чисто психологическими и моральными следствиями, говоря, что оно длится ровно столько, сколько чистая душа покоится в своем переходном состоянии в эфире или сколько грешник (элементарный дух) удерживается в рабстве земных сфер.

[«Но грешные души испытывают два рода мук. Первый есть следствие неполного освобождения от земных уз, приковывающих их к нашей планете; второйследствие отсутствия «небесного магнита»»].

Небесный магнит означает здесь ту духовную энергию (отсутствие греховных деяний и мыслей, отягощенных материальным бременем), которая единственная способна вознести развоплощенную душу к более высоким или, скорее, более чистым сферам.

ПРИМЕЧАНИЯ К «ТРАКТАТУ

О МИСТЕРИЯХ» ЯМВЛИХА

[Ямвлих говорит: «То же самое я могу вам сказать и в отношении высших чинов, следующих после божеств. Я говорю о покровительствующих духах, или даймонах (1), о героях, или полубогах, и о душах, не запятнанных условиями жизни на земле (2)»].

1) Названных каббалистами средневековья планетарными духами, а в индусской философии – дэвами.

2) «Условиями жизни» на нашей Земле и только до тех пор, пока они ее не достигли. Ни один планетарный дух (а каждая человеческая «душа», скорее, дух), при начале каждой новой манвантары, то есть периодического возрождения к объективной и субъективной жизни нашей вселенной, ограниченной, конечно, планетарной системой – планетарно чистый и бесформенный дух не может избежать «цикла неизбежности». Исходя из первоначальной точки и восходя к ней – этому слиянию в Бесконечности, откуда Дух, или Пуруша, впервые упадает в Пракрити (пластическую материю), в ту первичную и все же бесформенную космическую материю, которая есть первое выдыхание Бесконечной и Неизменной Вселенской Души (Парабрахман ведантистов) – планетарный дух вынужден облачаться в форму и обитать попеременно в каждой из сфер, включая нашу Землю, составляющих великую Маха-югу, или цикл существований, прежде чем он сможет вести сознательную Эго-жизнь. Лишь «элементалы», эти полуслепые силы Природы, как говорят каббалисты, являясь искрами материи и рудиментарных умов нисходящих «духов», которые были неуспешны в своем нисхождении, еще не жили, но когда-нибудь будут жить на Земле. Эзотерические философии как восточных, так и западных посвященных, будь то греки или индусы, египтяне или евреи, в целом согласуются между собой. И всегда, когда кажется, что они противоречат друг другу, это, скорее, происходит из-за разницы в терминах и средствах выражения, нежели какого-то существенного различия в самих системах.

[Ямвлих продолжает: «Каковы же особенности высших чинов, по которым они различаются?.. Эти особенности, развившись всецело от сущностей, существовавших всегда, будут во всех деталях отличны и просты»].

Махапралайя, или Вселенское Растворение, происходящее в конце каждого «Дня Брамы», сменяется Вселенским Возрождением по окончании «Ночи Брамы», по продолжительности соответствующей «Дню». Именно начало такого возрождения принимается вульгарными умами за «сотворение» мира, тогда как оно является лишь одним из многих последовательных существований в бесконечной серии ре-эволюции в Вечности. Следовательно, так как Дух и Материя едины и вечны – Материя низвергается в объективность Духом, и ни Дух, ни Материя не могут явить себя per se нашим чувственным восприятиям, если не слиты воедино, – то эти «Сущности» были «всегда».

ЭЛЕМЕНТАЛЫ

[Статья начинается пространными выдержками из «Разоблаченной Изиды», включающими длинную цитату из «Занони» Бульвер-Литтона*. Затем идет следующий текст:]

Мы обрисовали в нескольких штрихах то, что нельзя описать более наглядно. Посвященный, имеющий собственное знание об этих созданиях, не мог бы сделать лучше.

Теперь мы можем перейти к божествам или даймонам древних египтян и греков, а от них – к дэвам и питри еще более древних индусов и ариев.

Кем или чем были боги или даймоны греков и римлян? Это название с тех пор было монополизировано и изуродовано отцами церкви для их собственных целей. Вечно следуя по стопам языческих философов на проторенной столбовой дороге умозрений и в то же время, как всегда, выдавая это за новые пути по целине, а себя – за первопроходцев в непроходимом дотоле лесу вечных истин, они повторили уловку Зороастра: чтобы начисто вымести всех индуистских богов и божеств, Зороастр назвал их всех дэвами, приняв это название для обозначения только лишь злых сил. То же сделали и отцы христианства. Они применили священное имя даймона – божественного Эго человека – к своим дьяволам, вымыслу воспаленного ума, тем самым обесчестив антропоморфизированные символы естественных наук мудрой древности и сделав их всех отвратительными в глазах невежд и необразованных людей.

Чем в действительности являлись боги и даймоны, мы узнаем от Сократа, Платона, Плутарха и многих других признанных мудрецов и философов дохристианских и пост-христианских времен. Приведем некоторые их взгляды.

[За краткими фрагментами из «Разоблаченной Изиды» с цитатами из Ксенократа, Гераклита и «Эпиномиса» Платона, последний из которых – о трех классах даймонов, следует объяснение.]

Из этих трех классов первые два невидимы; их тела – чистый эфир и огонь (планетарные духи); даймоны третьего класса одеты в парообразные тела; обычно они невидимы, но иногда, сгущаясь, на несколько секунд становятся видимыми. Это земные духи, или наши астральные души.

В действительности слово «даймон» было дано древними, особенно философами александрийской школы, всем видам духов – добрым или злым, человеческим или каким-то иным, но часто было синонимом богов или ангелов.

[Краткие отрывки из «Разоблаченной Изиды», включающие две цитаты из Апулея, связаны следующим утверждением:]

Выдающихся людей древние также называли богами. Даже их «оболочки», обожествленные при жизни, почитались в мистериях. Вера в богов, лярв и умбр была тогда всеобщей и быстро становится такою же сейчас. Даже величайшие философы, которых последующие поколения почитают самыми закоренелыми материалистами и атеистами только потому, что они отрицали абсурдную идею личностного вне-космического Бога, такие, например, как Эпикур, верили в богов и невидимых существ.

[Сразу за ЭТОЙ частью очерка следует пространный текст, содержащий основную часть специально написанного материала:]

Если, возвращаясь от Греции и Египта к колыбели всеобщей цивилизации – Индии, мы спросим брахманов и их замечательную философию, то обнаружим, что они используют для своих богов и даймонов такое количество и разнообразие имен, что для 33 миллионов божеств потребовалась бы целая библиотека, чтобы только перечислить их имена и свойства. Возьмем из этого пантеона только два названия. Эти группы, самые важные, менее всего поняты востоковедами, ибо их истинная природа всегда была покрыта мраком из-за нежелания брахманов разглашать свои философские тайны. Мы будем говорить только о дэвах и питри.

Из первых эфирных созданий одни стоят выше, а другие ниже человека. Буквально этот термин означает «сияющий, сверкающий»; он охватывает духовных существ различных степеней, включая существ из предыдущих планетарных периодов, принимающих активное участие в формировании новых солнечных систем и обучении новых зарождающихся человечеств, а также неразвившихся планетарных духов, которые на спиритических сеансах выдают себя за человеческих божеств и даже выдающихся исторических личностей.

Что касается дэва йони, то они являются элементалами более низкого рода по сравнению с космическими «богами» и подвластны воле даже колдуна. К этому классу принадлежат гномы, сильфы, феи, джинны и прочие. Они являются душою элементов, непостоянными силами природы, действующими под единым непреложным законом, свойственным этим центрам силы, с неразвитым сознанием и телами из пластичной материи, которые могут принимать форму, согласно сознательной или бессознательной воле человека, вступающего с ними en rapport. Именно посредством привлечения некоторых существ этого класса наши современные медиумы-спиритуалисты наделяют постоянно исчезающие оболочки умерших человеческих существ разновидностью индивидуальной силы. Эти существа никогда не были людьми, но через мириады веков будут развиты до человека. Они принадлежат к трем низшим царствам и имеют отношение к мистериям ввиду своей опасной природы.

Мы обнаружили весьма ошибочное мнение, укоренившееся не только среди спиритуалистов, повсюду видящих духов развоплощенных человеческих существ, но даже среди некоторых востоковедов, которым следовало бы в этом разбираться. В основном все они верят, что санскритский термин «питри» означает духов наших прямых предков, развоплощенных людей. Отсюда аргумент некоторых спиритуалистов, что факиры и прочие восточные чародеи являются медиумами и что они сами признаются, будто не могут ничего делать без помощи питри, чьими послушными инструментами и выступают. Это неверно во многих отношениях, а начало этому заблуждению положили Луи Жаколио в «Спиритизм в мире» и Говинда Свами своим феноменом «факира Ковиндасами». Питри являются не предками людей, живущих в настоящее время, но предками человеческого рода или примитивной расы, духами человеческих рас, которые на великой ступени нисходящей эволюции предшествовали нашим человеческим расам и были как физически, так и духовно намного выше современных пигмеев. В Манава-дхарма-шастре они зовутся лунными предками. Индус – и, менее всего, гордый брахман – не имеет такого огромного, страстного желания, как спиритуалист, вернуться в эту страну изгнания после того, как он стряхнет свои смертные путы, и смерть не внушает ему такого великого страха, какой присущ христианину.

Таким образом, наиболее развитые умы Индии всегда заботятся о том, чтобы, покидая свою обитель из праха, провозгласить: «Нахапунараварти» – «Я не вернусь назад», – и это делает его недосягаемым ни для каких живых людей или медиумов. Но могут спросить, что же тогда подразумевают под словом «питри»? Это дэвы, лунные или солнечные, близко связанные с человеческой эволюцией, ибо лунные питри – это те, кто дали свои чхайя в качестве моделей первой расы в четвертом Круге, тогда как солнечные питри наделили человечество разумом. Мало того, эти лунные дэвы прошли все царства земной цепочки в первом Круге, а во втором и третьем Кругах «ведут и представляют человеческий элемент».

Краткое рассмотрение их роли предотвратит в уме изучающего возможную путаницу относительно различия между питри и элементалами. В Ригведе Вишну (или всеисполняющий Огонь, Эфир), будучи проявлением Центрального Солнца, показан вначале проходящим через семь областей Мира за три шага. Позже он становится проявлением нашей солнечной энергии, связанным с семеричной формой и с богами Агни, Индрой и другими солнечными божествами. Поэтому тогда как «Сыны Огня», изначальные Семь нашей системы, эманируют из изначального Пламени, «Семь Строителей» нашей планетарной цепи являются «Разумом-рожденными Сынами» последних и, более того, их руководителями. Ибо несмотря на то, что в одном смысле все они боги и все называются питри (Pitara, Patres, Fathers), существует очень большое, хотя и весьма тонкое, чисто окультное различие, которое необходимо отметить. В Ригведе они подразделяются на два класса – Питри Агни-дагдха («дающие Огонь») и Питри Анагни-дагдха («не дающие Огонь») , то есть, по экзотерическому объяснению, питри, совершившие жертвоприношение богам, и те, кто отказались сделать это при «огненном жертвоприношении». Но эзотерический и истинный смысл таков: первые, изначальные питри – «Семь Сынов Огня», или Пламени – различаются или подразделяются на семь классов (как и семь сефирот и т.д.,

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн