Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

смотри «Ваю-пурана» и «Харивамша», а также Ригведу); три из этих классов являются арупа – не имеющими формы, «состоящими из интеллектуальной, не элементарной субстанции», а четыре – телесные. Первые являются чистым Агни (огнем) или Сапта-джива («семь жизней», а теперь – Сапта-джихва, семи-языкими, поскольку Агни изображают с семью языками и семью ветрами в качестве колес его колесницы). Как лишенные формы чисто духовные сущности, на первой стадии эволюции они не могли создать того, прототипа формы чего не было в их уме, ибо это является первой необходимостью. Они могли дать жизнь лишь существам, «порожденным разумом» – своим «сынам», второму классу питри (или праджапати, или риши и т.д.), на одну ступень более материальным, а эти – третьему, последнему классу арупа. И только этому классу была дана возможность с помощью четвертого принципа Мировой Души (Адити, Акаши) создавать существа, ставшие объективными и имеющими форму .

Но когда они возникли, обнаружилось, что они обладают такой малой долей божественной бессмертной Души, или Огня, что их посчитали неудачей. «Третий воззвал ко второму, второй к первому, и Три должны были стать Четырьмя (совершенный квадрат или куб, представляющий «квадратуру круга», или погружение чистого Духа), прежде чем первый мог быть обучен. Только тогда существо совершенное – интеллектуально и физически – могло оформиться. Это хотя и более философская, но все же аллегория. Однако смысл ее понятен, каким бы нелепым ни могло показаться объяснение с научной точки зрения. Доктрина говорит о Присутствии Универсальной Жизни (или движения), внутри которой пребывает все, а вне ее не может быть ничего. Это – чистый Дух. Его проявленным аспектом является космическая изначальная Материя, возникшая одновременно с ним, поскольку она и есть он. Полудуховный по сравнению с первым, этот проводник Духа Жизни является тем, что наука называет эфиром, наполняющим безграничный Космос, и именно в этой субстанции, мировом веществе, зарождаются все атомы и молекулы того, что называется материей. Хотя Универсальный Элемент и однороден в своем вечном источнике, все же, поскольку его излучения были посланы в пространство (долженствующей быть) проявленной Вселенной, центробежные и центростремительные силы непрерывного движения, притяжения и отталкивания должны вскоре поляризовать рассеянные частицы, наделяя их специфическими свойствами, рассматриваемыми теперь наукой как разнообразные элементы, отличные друг от друга. Будучи однородным целым, мировое вещество в своем первоначальном состоянии совершенно; раздробленное, оно теряет свое свойство необусловленной созидательной силы; оно должно соединиться со своими противоположностями.

Таким образом, первые миры и космические сущности, кроме «Само-Сущего» – тайна, к которой никто не может попытаться прикоснуться всерьез, ибо это есть тайна, воспринимаемая божественным оком высочайших посвященных, но ни один человеческий язык не мог бы объяснить ее детям нашего века: первые миры и существа были неудачами, ибо первым не хватало врожденной созидательной силы, необходимой для их дальнейшей и независимой эволюции, а вторым недоставало бессмертной Души. Неотъемлемая часть Анима Мунди в ее аспекте Пракрити – элемент Пуруши был в них слишком слабым, чтобы сделать возможным хоть какое-нибудь сознание в промежутках между их существованиями в течение эволюционного периода и цикла Жизни. Три группы существ, Питри-Риши, Сыны Пламени – должны были соединить и смешать три свои высших принципа с четвертым (круг) и пятым (микрокосмическим) принципом, прежде чем мог быть достигнут необходимый союз и получен результат. «Были старые миры, которые погибли, едва возникнув; были бесформенные, названные вспышками. Эти вспышки – изначальные миры, которые не могли существовать дальше, так как Священный Старец еще не принял форму» (совершенных противоположностей не только в отношении пола, но в космической полярности). «Почему были разрушены эти первобытные миры? Потому, – отвечает «Зогар», – что человека, представленного десятью сефиротами, еще не было. Человеческая форма содержит все [дух, душу и тело], а поскольку ее еще не существовало, миры разрушались».

Весьма далеки от Питри, как легко можно видеть, все искусства индийских факиров, фокусников и прочих – феномены, в сто раз более разнообразные и удивительные, нежели те, которые когда-либо видели цивилизованные Европа и Америка. Питри не имеют никакого отношения к подобным публичным представлениям, и «духи усопших» в них тоже никак не участвуют. Нам нужно лишь заглянуть в списки главных даймонов, или элементальных духов, чтобы обнаружить, что сами их имена указывают на их специализацию или, яснее выражаясь, трюки, к которым каждая разновидность приспособлена наилучшим образом. Так, например, мадан – родовое название злых элементальных духов, полуживотных, получудовищ, ибо мадан обозначает того, кто внешне похож на корову. Он – друг злобных колдунов и помогает им достигать недобрых целей мщения, поражая человека и скот неожиданной болезнью и смертью.

Шудалай-мадан – кладбищенский демон, соответствующий нашим вурдалакам. Он наслаждается там, где совершилось преступление или убийство, рядом с местами погребений и казней. Он помогает фокуснику во всех огненных феноменах, как и кутти-шаттан – маленькие показывающие фокусы бесенята. Говорят, что Шудалай – это полуогненный, полуводяной демон, ибо от Шивы он получил разрешение принимать любую форму, какую пожелает, превращать одно в другое, и когда он не в огне, то в воде. Именно он ослепляет людей, «дабы видели то, чего они не видят». Шулаи-мадан – еще одно вредное привидение. Это печной демон, искусный в гончарном деле и выпечке. Если вы дружите с ним, он не причинит вам вреда, но горе тому, кто навлечет на себя его гнев. Шулаи любит комплименты и лесть и поскольку обычно находится под землей, то именно к нему обращаются за помощью, если хотят за четверть часа из семени вырастить дерево и собрать зрелые плоды.

Кумил-мадан – это, собственно, русалка. Это дух стихии воды, а его название означает надувающийся, как пузырь. Это очень веселый бесенок, он поможет другу во всем, что связано с его ведомством, прольет дождь и покажет будущее и настоящее тому, кто прибегнет к гидромантии – гаданию по воде.

Порутху-мадан – это «борющийся» демон, он самый сильный; и где бы ни показывались трюки, в которых требуется физическая сила, такие, как левитация или усмирение диких животных, он помогает исполнителю, поддерживая его над землею либо подавляя дикое животное, прежде чем укротитель завершит свое заклинание. Так что для управления каждой «физической манифестацией» имеется собственный класс элементальных духов. Кроме них в Индии есть пишачи, даймоны рода, даймоны гномов, гигантов и вампиров; гандхарвы* – добрые даймоны, небесные серафимы, певцы; а также асуры и наги, духи титанов и драконы, или змееголовые духи.

Их нельзя смешивать с элементариями – душами и оболочками умерших человеческих существ; и уже здесь нам нужно сделать различие между тем, что называется астральной душой, то есть низшей частью двойственного пятого принципа, соединенной с животным, и истинным Эго.

[За отрывками из «Разоблаченной Изиды», включающими цитаты из Прокла и Плутарха, следует пояснение:]

Древние египтяне, перенявшие свое учение от ариев Индии, глубоко продвинули свои исследования в царства «элементальных» и «элементарных» существ. Современные археологи решили, что фигуры, изображения которых найдены на различных папирусах «Книги Мертвых», и символы, имеющие отношение к другим предметам, нарисованным на саркофагах мумий, стенах подземных городов, а также изображенных в виде скульптур на зданиях, являются, с одной стороны, просто фантастическим изображением их богов, а с другой – доказательством поклонения египтян кошкам, собакам и всяким пресмыкающимся. Эта современная идея совершенно неверна и возникает от незнания астрального мира и его странных обитателей.

[К отрывку из «Разоблаченной Изиды» о лярвах, или низших принципах всех развоплошенных существ, с утверждением, что они делятся на три основные группы, автор добавляет следующее пояснение:]

Собственно, они являются развоплощенными душами порочных людей; эти души в какой-то момент, еще до смерти, сами отделились от своего божественного Духа, тем самым утратив свой шанс на бессмертие. Элифас Леви и некоторые другие каббалисты не особо различают элементарных духов, которые были людьми, и тех стихийных существ, которые являются слепыми силами природы. Однажды отделившись от своих тел, эти души (или «астральные тела»), особенно принадлежавшие очень материалистичным людям, необратимо притягиваются к земле, где они проживают временную и конечную жизнь среди элементов, близких по духу их грубой природе. Вследствие того, что в течение всей жизни они не развили духовности, но подчинили ее материальному и грубому, они оказались не подготовленными к возвышенной деятельности чистого развоплощенного существа, для которого атмосфера земли удушлива и зловонна. То, что манит последнего, не только удалено от земли, но вследствие пребывания в дэва-кхане оно, даже если бы захотело, не может иметь никаких дел с землею и ее обитателями сознательно. Исключения из этого правила будут указаны позднее. После более или менее продолжительного периода времени материальные души начнут распадаться и, наконец, подобно столбу дыма, атом за атомом, растворятся в окружающих элементах.

Таковы «оболочки», остающиеся в камалоке самое длительное время; насквозь пропитанная земными миазмами, их камарупа (тело желания), полная чувственности и сделавшаяся непроницаемой для духовного влияния высших принципов, сохраняется дольше и угасает с трудом. Нам говорили, что иногда она сохраняется веками до полного разложения на соответствующие элементы.

Вторая группа включает всех, кто, получив обычную долю духовности, все же более или менее связан с земной и суетной жизнью, чьи желания и привязанности сосредоточены более на земле, чем на небесах; пребывание в камалоке останков этого класса или группы людей, принадлежавших к числу обычных человеческих существ, гораздо менее продолжительно, хотя само по себе все же длительно и пропорционально интенсивности их стремлению жить.

Третий класс – развоплощенные души тех, чьи тела были погублены насильственно, и пока не истечет отмеренный им срок жизни, это полностью люди, но без физического тела.

Среди элементариев есть также предполагаемые каббалистами так назваемые психические эмбрионы – «лишенные формы» дети, которые должны родиться.

[За двумя довольно длинными извлечениями из «Разоблаченной Изиды» следует комментарий к концепции Мировой Души:]

Совершенно верно, оккультная философия отрицает разумность и сознание относительно конечных и обусловленных проявлений этого феноменального мира материи. Но точно так же ведантическая и буддийская философия, говоря о ней как об Абсолютном Сознании, тем самым показывает, что форма и продвижение каждого атома обусловленной Вселенной должны были существовать в ней в течение бесконечных циклов Вечности.

[Первая часть статьи завершается следующим утверждением:]

Существенная разница между телом такого эмбриона и истинным элементалом заключается в том, что эмбрион, будущий человек, содержит в себе частицу каждого из четырех великих царств – огня, воздуха, земли и воды, тогда как элементал обладает частью лишь одного из этих царств. Например, саламандра – элементал огня, который имеет лишь часть изначального огня и ничего другого. Поскольку человек выше их, то закон эволюции обнаруживает в нем всех четырех. Элементалов огня нет в воде, а

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн