Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

элементалов воздуха – в царстве огня. И все же, поскольку частицы воды находятся не только в человеке, но и в других телах, элементалы реально существуют один в другом и друг среди друга, точно так же, как духовный мир существует и присутствует в материальном. Но последние являются элементалами в их самом начальном и латентном состоянии.

[Вторая часть очерка большей частью составлена из фрагментов «Разоблаченной Изиды». Небольшие отрывки, представляющиеся новыми, следующие:]

В данной статье мы принимаем термин «элементал» только для обозначения этих духов природы, не применяя его ни к каким другим духам или монадам, воплотившимся в человеческой форме. Элементалы, как уже было сказано, не имеют формы, и пытаясь описать, что они из себя представляют, лучше сказать, что они являются «центрами силы», имеющими инстинктивные желания, но не имеющими сознания в нашем понимании. Поэтому их действия, в равной степени, могут идти и во благо, и во зло.

* * *

На Востоке они известны как «братья тени» – люди, одержимые привязанными к Земле элементариями, а иногда – их хозяевами, но всегда в конечном итоге становящиеся жертвами этих ужасных существ. В Сиккиме и Тибете их называют дугпа (красные шапки), в отличие от гелугпа (желтые шапки), к которым принадлежит большинство Адептов. И здесь мы должны просить читателя не понять нас превратно. Ибо, хотя весь Бутан и Сикким принадлежат к древней религии бон, ныне известной в основном как дугпа, мы совсем не имеем в виду, что все их население одержимо или что все они колдуны. Среди них встречаются такие же хорошие люди, как и везде, и мы говорили выше только об элите их ламаистских монастырей, о жрецах, «дьявольских танцовщиках» и идолопоклонниках, чьи ужасные мистические ритуалы совершенно неизвестны большей части населения.

* * *

Если королевские астрономы в состоянии иногда предсказать катаклизмы – такие, как землетрясения и наводнения, то индийские астрономы и математики могут делать то же самое с большей точностью и правильностью, хотя они работают методами, которые современным скептиком представляются нелепо абсурдными.

[Третья часть очерка сводит воедино несколько весьма пространных извлечений из «Разоблаченной Изиды». Оригинальным является лишь следующий фрагмент:]

Высокое развитие интеллектуальных способностей не означает духовной и истинной жизни. Присутствие в одном из высокоразвитых людей интеллектуальной души (пятого принципа – Манаса) вполне совместимо с отсутствием Буддхи – духовной души. Если первое не развивается и не совершенствуется под благотворными и живительными лучами последней, существо навсегда останется лишь прямым потомком земных, низших принципов, бесплодным в духовных восприятиях, великолепным, роскошным склепом, наполненным сухими костями разлагающейся материи.

[Затем следует заключительный материал:]

Когда возможная природа проявления ума, которое наука почитает «психической силой», а спиритуалисты – «духами умерших», будет изучена лучше, тогда академики и верующие обратятся за информацией к древним философам. В своей неукротимой гордыне, столь часто превращающейся в упрямство и самонадеянность, они могут делать то же, что доктор Шарко из Сальпетриера* в Париже: в течение многих лет отрицать существование месмеризма и его феноменов, чтобы принять и в конце концов проповедовать его в публичных лекциях – только под вновь придуманным именем «гипнотизм».

В спиритуалистических журналах мы нашли много примеров наблюдения призраков любимых собак или других животных. Поэтому спиритуалисты утверждают, что мы должны считать, будто такие животные «духи» действительно появляются, хотя мы все же оставляем за собою право согласиться с древними, что эти формы являются всего лишь проделками элементалов. Спиритуалисты же, вопреки всем доказательствам и правдоподобию, тем не менее, будут утверждать, что «материализации» животных производятся «духами» умерших человеческих существ. С их позволения, исследуем pro и contra обсуждаемого вопроса. Давайте на минуту представим себе, что разумный орангутанг или какой-нибудь африканский антропоид развоплощены, то есть лишены своего физического и имеют в распоряжении астральное, если не бессмертное тело. Что мешает обезьяне, однажды открыв дверь сообщения между земным и духовным миром, совершать физические феномены, как это делают человеческие духи? И почему они не могут превзойти в ловкости и изобретательности многих из тех, кого засвидетельствовали в спиритуалистических кружках? Пусть спиритуалисты ответят.

По разуму орангутанг с Борнео если и уступает дикарю, то ненамного. М-р Уоллес и другие великие натуралисты приводят примеры его удивительной сообразительности, хотя мозг его по объему уступает мозгу самого неразвитого из дикарей. Чтобы быть людьми низшего уровня развития, этим обезьянам не хватает только речи. Стражи, расставляемые обезьянами, спальни, выбранные и построенные орангутангами, их предвидение опасности и расчеты, обнаруживающие нечто большее, чем инстинкт, выбор вожака, которому они подчиняются, а также проявление разнообразных способностей – несомненно дают им право на место, по меньшей мере, на одном уровне со многими из плоскоголовых австралийцев. М-р Уоллес заявляет: «Умственное состояние дикарей и их способности весьма незначительно превосходят таковые у животных».

Итак, люди предполагают, что в другом мире не может быть обезьян, ибо у обезьян нет «души». Но оказывается, что обезьяны столь же сообразительны, как и некоторые люди; тогда почему же эти люди, которые ничем не лучше обезьян, должны иметь бессмертный дух, а обезьяны – нет? Материалисты ответят, что ни те, ни другие не имеют духа, но при физической смерти уничтожение постигнет каждого. Однако духовные философы всех времен сходятся в том, что человек занимает ступень на порядок выше животного и обладает чем-то таким, чего у него нет, – будь то самый невежественный из дикарей или мудрейший из философов. Как мы уже видели, древние учили, что в то время как человек является семеричной троицей из тела, астрального духа и бессмертной души, животное всего лишь двойственно, то есть имеет в себе лишь пять принципов вместо семи – это существо, имеющее физическое тело с его астральным телом и жизненным принципом, а также животную душу и проводник, вдыхающий в него жизнь. Ученые не увидят разницы в элементах, составляющих тела людей и животных; и каббалисты соглашаются с ними, говоря, что астральные тела (или, как скажут физики, «жизненный принцип») животных и людей по сути идентичны. Физический человек является лишь наивысшим развитием животной жизни. Если, как нам говорят ученые, даже мысль является материей и любое чувство боли или удовольствия, каждое мимолетное желание сопровождается возмущением Эфира, а эти смелые мыслители, авторы «Невидимой Вселенной», считают, что мысль думается для того, «чтобы повлиять на материю другой Вселенной, одновременно с этой», то почему же тогда грубая животная мысль орангутанга или собаки, запечатлевшись в эфирных волнах астрального света, как и мысль человека, не должна обеспечить животному непрерывность жизни после смерти или «будущего состояния»?

Каббалисты и прежде, и теперь считают, будто нефилософично допускать, что астральное тело человека может пережить телесную смерть, и в то же самое время утверждают, что астральное тело обезьяны распадается на независимые молекулы. То, что после смерти тела сохраняется как индивидуальность, является астральной душой, которую Платон в «Тимее» и «Горгии» называет смертной душой, ибо, согласно герметической доктрине, при каждом переходе в очередную высшую сферу она отбрасывает свои более материальные частицы.

Давайте продвинемся еще на шаг в нашей дискуссии. Если есть существование в духовном мире после телесной смерти, то оно должно быть в согласии с законом эволюции. Он поднимает человека с его места на вершине пирамиды материи в области существования, где тот же самый неумолимый закон преследует его. А если он преследует человека, то почему не все другое в природе? Почему он не распространяется на животных и растения, раз все они имеют жизненный принцип, а их грубые формы распадаются, как и человеческие, когда этот жизненный принцип покидает их? Если астральное тело человека становится более эфирным, достигая иной сферы, то почему не так у них?*

БЕСЕДЫ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Элементалы и элементарии

Ученик. Если я правильно вас понял, элементал – это силовой центр, лишенный собственного разума, морали и интересов, но имеющий свойство подчиняться мысленному контролю со стороны человека, который может, осознанно или нет, придавать ему любую форму и. в некоторой степени, сознание. В своей простейшей форме элементал различим как возмущение в прозрачной среде. Подобное возмущение могла бы произвести «стеклянная рыба, настолько прозрачная, что почти невидимая, проплывающая по комнате в воздухе», оставляя за собою едва заметную дрожь, как будто горячий воздух поднимается над раскаленной плитой. Также элементалы, привлекаемые и оживляемые определенными человеческими мыслями, могут вселиться в организм человека (который они начинают затем контролировать наряду с его собственным эго), откуда их потом очень сложно изгнать.

Мудрец. В целом, все правильно, за исключением их «вселения» в человеческий организм. Хотя некоторые классы элементалов обладают собственным сознанием и характером. Впрочем, эти последние намного превосходят наше понимание, и, возможно, их следует называть как-то по-другому.

Этот класс, наиболее тесно связанный с людьми, полностью соответствует вышеприведенному описанию. Это действительно центры силы или энергии, на которые мы можем воздействовать с помощью мыслей и различных физических импульсов. Как правило, мы воздействуем на них такими мыслями, которые сами не замечаем. Например, человек может придать элементалу сходство с насекомым, не будучи даже уверенным, была у него такая мысль или нет. Ибо каждый человек заключает в себе огромную область неизведанного, для постижения которой ему необходимо проявить соответствующее желание, долго и напряженно трудиться и пройти через множество посвящений.

То, что «элементалы… могут вселиться в организм человека, откуда их потом очень сложно изгнать», в целом, неверно. Лишь в некоторых исключительных случаях один или несколько элементалов могут «вселиться в организм человека» под влиянием сил притяжения. Все эти случаи подчинены особым правилам, которые нам пока нет нужды рассматривать. А вообще-то элементальный мир и наш взаимопроникают друг в друга, так что элементалы постоянно присутствуют в человеческих организмах.

Поскольку элементальный мир действует автоматически (наподобие фотографической пластины), его атомы непрестанно проникают в «организм человека» и выходят из него, видоизмененные человеческими деяниями и мыслями. Таким образом, если человек излучает интенсивный поток мыслей, он тем самым притягивает к себе огромное количество элементалов, которые принимают одну и ту же форму и цвет, соответствующие этим мыслям. И все новоприбывшие элементалы затем тоже принимают аналогичный облик, превращаясь в единую гомогенную массу. Но, с другой стороны, мысли человека часто непостоянны и, следовательно, не гомогенны. Человек в этом плане имеет, так сказать, пеструю окраску, так что элементалы могут тяготеть к той его части, которая по «цвету» своему отличается от остальных, и «перекрашиваться» под ее влиянием. В первом случае мы имеем единую массу синхронно вибрирующих или имеющих один и тот же цвет и заряд элементалов. И следовательно, эту массу можно рассматривать как один совокупный элементал, точно так же как одного и того же человека мы называем

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн