Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

в своем совершеннейшем и чистейшем состоянии; первый из упомянутых – это жизнь, одушевляющая атом; второй – ее вместилище.

«Атом жизни» появляется как раз в тех местах, где происходит эта дифференциация феноменов; и мы считаем, что этот специфический атом, однажды дифференцировавшись и войдя в круговорот циклов, обретя характерное сознание на земном, или физическом, плане, никогда не сможет вернуться на этот план после достижения цели, ради которой он был видоизменен. «Главный атом», для того чтобы стать видимым, или познаваемым, на различных планах своей инволюции, притягивает к себе другие атомы, которые образуют его оболочку, или покров; и эти атомы, благодаря контакту (временному по сути) напитавшись жизненными качествами главного атома, становятся сознательными при восхождении и бессознательными при нисхождении – в соответствии с уровнем развития по шкале сознания; так обеспечиваются условия для появления феноменов в бесконечно меняющемся Бытии.

Это неортодоксальный подход. Если под «главным атомом» подразумевается божественная «человеческая монада», тогда он остается бессознательным, то есть неответственным за свои поступки, будь то в «нисходящих» или «восходящих» циклах трех с половиной Кругов, после чего становится сознательным и несет ответственность за все, что совершают его воплощающиеся личности.

Я думаю, что все это, и многое другое, очень хорошо показано в серии фрагментарных Истин, периодически раскрываемых Махатмами, которые, руководствуясь неоспоримой мудростью, дают ровно столько, сколько может быть усвоено. Во время своего последнего посещения Египта я познакомился с древней египетской доктриной о метампсихозе, которая, кажется, учит, что душа, или оживотворяющий принцип, после разъединения с телом воплощается в более низких и даже животных формах и что она должна пройти через все многообразие организованных форм жизни, пока, наконец, через 3000 лет не вернется и вновь не объединится с физическим телом, которое было так тщательно сохранено бальзамированием именно для этой цели. Время показало абсурдность этой доктрины, так как очень многим мумиям, уцелевшим до сей поры, более 3000 лет, но так называемая душа так и не вернулась востребовать назад свое физическое тело. Следовательно, мы должны искать другое прочтение древних доктрин, в подтексте которых, несомненно, содержится истина.

Надеемся, господин Оксли позволит его поправить. Он рассматривает объективную, земную и пустую оболочку, «мумию», и забывает, что здесь, под грубой пеленой аллегорий, может скрываться огромный научный и оккультный смысл. Нас учат, что по меньшей мере в течение 3000 лет «мумия», независимо от способа химической обработки, испускает из себя все до последнего невидимые атомы, которые с момента смерти, многократно входя в различные водовороты бытия, действительно проходят «через все многообразие форм организованной жизни». Но только не душа, и менее всего шестой принцип, а жизненные атомы дживы, второго принципа. По прошествии 3000 лет, иногда больше, иногда меньше, после бесконечных трансмиграций все эти атомы снова собираются вместе, чтобы образовать новую внешнюю оболочку, или тело, этой же самой монады (реальной души), для которой они уже служили физическим проводником две или три тысячи лет назад. Даже при худшем исходе, то есть при уничтожении сознательного личностного принципа, монада, или индивидуальная душа, всегда остается той же самой, что и атомы низших принципов, которые, возрождаясь и обновляясь в этом вечном потоке бытия, – магнетически притягиваются друг к другу в силу своей родственности и снова воплощаются вместе. Таково истинное оккультное учение египтян.

В мартовском номере журнала «Theosophist» мое внимание привлек ответ редактора на вопрос читателя X. о регрессивном развитии «духовных остатков» после физической смерти… Суть вопроса заключается в следующем: «После выхода из человеческого тела, при наступлении смерти, сохраняет ли жизненный принцип сознание своей индивидуальности – не личности; если да, то переходит ли эта сознательная индивидуальность к более высоким, то есть более глубинным состояниям?» На этот вопрос мы отвечаем положительно. Почитаемые Махатмы знают не хуже меня, что каждый духовный атом, который прошел физические условия существования, совершенно необходим для реализации грандиозных задач так называемого творения.

К сожалению, мы должны дать отрицательный ответ. Сознание индивидуальности обеспечивается шестым принципом в соединении с седьмым, частью пятого и его проводником, четвертым принципом, – эта триада образует сознательную монаду. Жизненные атомы, или «жизненный принцип» (джив), высвобождающийся после смерти, не обладают сознанием в дезинтегрированном состоянии и не имеют никакого отношения к «грандиозным целям творения».

ТРАНСМИГРАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ АТОМОВ

В своем аргументированном замечании к статье м-ра Оксли «Иерософия и теософия» вы пишете: «…по меньшей мере в течение 3000 лет «мумия», независимо от способа химической обработки, испускает из себя все до последнего невидимые атомы, которые с момента смерти многократно входя в различные водовороты бытия действительно проходят «через все многообразие форм организованной жизни». Но только не душа, и менее всего шестой принцип, а жизненные атомы дживы, второго принципа. По прошествии трех тысяч лет, иногда больше, иногда меньше, после бесконечных трансмиграций все эти атомы снова собираются вместе, чтобы образовать новую внешнюю оболочку, или тело, той же самой монады (реальной души), для которой они уже служили физическим проводником две или три тысячи лет назад. Даже при худшем исходе, то есть при уничтожении сознательного личностного принципа, монада, или индивидуальная душа, всегда остается той же самой, что и атомы низших принципов, которые, возрождаясь и обновляясь в этом вечном потоке жизни, магнитически притягиваются друг к другу в силу своей родственности и снова воплощаются вместе».

Этот небольшой абзац является очередной порцией оккультного учения, открывающей широкой публике новые горизонты мышления. Он наводит прежде всего на мысль, что экзотерическая доктрина о переселении души в низшие формы жизни, столь широко распространенная у индусов, хотя и неверна относительно души (пятого принципа), но содержит в себе элементы истины применительно к низшим принципам.

В одном месте вы говорите, что мумия постоянно испускает невидимые атомы, которые проходят через все разнообразие организованных форм жизни, а далее утверждаете, что эту трансмиграцию проходят только жизненные атомы дживы (второго принципа).

Согласно первому из «Фрагментов оккультной истины», джива – это «разновидность неуничтожимой силы, которая, разъединившись с одним набором атомов, сразу же притягивается к другим».

Что тогда подразумевается под жизненными атомами и их бесконечным переселением?

«Невидимые атомы мумии» могут означать незаметно для нас разрушающиеся атомы физического тела, но тогда жизненные атомы дживы будут совершенно отличны от атомов мумии. Хотели ли вы сказать, что как невидимые атомы физического тела, так и атомы дживы, пройдя всевозможные формы жизни, собираются вместе, чтобы заново воссоздать физическое тело, и джива сущности, достигшей окончания своего дэвакханического состояния, снова готова к перевоплощению?

Далее, вы учите, что даже при худшем варианте (при уничтожении персонального эго) атомы низших принципов остаются теми же, что и в предыдущем рождении. В таком случае, включает ли в себя термин «низшие принципы» также камарупу или только низшую триаду: тело, дживу и лингашариру? Похоже, что камарупа не может входить в их состав, ибо в случае уничтожения персональной души она оказалась бы в восьмой сфере. Напрашивается еще один вопрос.

Четвертый принцип (камарупа) и низшая часть пятого, которая не может слиться с шестым, блуждают в виде шелухи и постепенно распадаются на составные элементы. Соединяются ли после различных трансмиграций также и атомы этих принципов, чтобы вновь сформировать в предстоящем воплощении четвертый принцип и низшую часть пятого?

Я уверен, что несколько ваших дополнительных пояснений помогут развеять все наши сомнения и послужат ценной информацией по этой доселе непостижимой теме.

Н.Д.К., член Теософского Общества

Примечание редактора

Для начала мы хотели бы обратить внимание нашего корреспондента на заключительное предложение приведенного им отрывка, которое он не включил в цитату: «Таково было истинное оккультное учение египтян». Слово «истинное» употреблено здесь в том смысле, что это была доктрина, в которую они действительно верили, в отличие от теорий, приписываемых им востоковедами и цитируемых мистером Оксли, а также проповедуемых современными оккультистами. Непонятно, почему кроме оккультных истин, известных великим иерофантам и раскрываемых во время высшего посвящения, мы должны принять все теории, в которые верили египтяне или другие народы. Жрецы Изиды были единственными настоящими посвященными, и их тайные учения были еще более завуалированы, чем халдейские. Существовала подлинная доктрина иерофантов внутреннего Храма, затем полузашифрованные иератические догматы жреца внешнего Храма и, наконец, широко распространенная в невежественных массах религия, позволявшая обожествлять животных. Как правильно показано сэром Гарднером Уилкинсоном, посвященные жрецы учили, что «разъединение – это только причина воспроизведения… то, что однажды существовало, не исчезает; то, что кажется уничтоженным, лишь меняет свою природу и переходит в другую форму». Однако в данном случае египетская доктрина об атомах совпадает с нашими оккультными учениями. Справедливая критика нашего внимательного брата, который, вполне естественно, понимает выражение «жизненные атомы дживы» буквально, напомнила нам как нельзя кстати об очень важном факте – что при письменной передаче новых метафизических идей никогда не удается уделить должного внимания ясности изложения. При написании упомянутой фразы на самом деле было упущено из виду, что эта идея является всего лишь «очередной порцией», и следовательно, ее неполнота послужит причиной нового витка непонимания. Вне сомнения, джива, или прана, совершенно отличается от оживляемых ею атомов. Последние относятся к низшему или грубому состоянию материи – объективно проявленному, а первая – к ее высшему состоянию: тому, которое непосвященные, незнакомые с ее природой, называют «объективно конечным», но которое, во избежание дальнейших недоразумений, нам позволят, вероятно, именовать субъективно вечным, хотя с точки зрения нынешнего бытия этот термин может показаться парадоксальным и ненаучным . Оккультист говорит, что жизнь – это вечная несотворенная энергия, и она единственная представляет в бесконечной Вселенной то, что физики условились называть принципом или законом продолжения, хотя они применяют это определение только к вечному развитию проявленного. Но поскольку современная наука устами своих образованных служителей признаёт, что «энергия имеет такие же основания претендовать на то, чтобы считаться объективной реальностью, как и сама материя» , и что жизнь, согласно оккультной доктрине, есть единая энергия, проявляющаяся, подобно Протею, в самых разнообразных формах, то у оккультистов есть определенное право употреблять подобную фразеологию. Жизнь всегда присутствует в каждом атоме материи – органической или неорганической, проявленной или непроявленной – оккультисты не признают никаких различий. Их доктрина гласит, что в неорганической материи жизнь присутствует в такой же мере, как и в органической: в атомах органической природы жизненная энергия активна, а в неорганической материи она находится в дремлющем, скрытом состоянии. Следовательно, выражение «жизненный атом», способное ввести читателей в заблуждение, вовсе не является неверным, поскольку оккультисты считают, что в природе нет ничего неживого, и не знают никаких «мертвых атомов», какой бы смысл ни вкладывала в это определение наука. Упомянутый закон биогенезиса является результатом неосведомленности ученых мужей о существовании оккультной

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн